Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"
Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие
Форма занятия: занятие с элементами тренинга
Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»
Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у
подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.
«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.
Ход занятия
Психолог. Здравствуйте ребята. Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм
Вопросы письменного анализа конфликта:
1. Что произошло в данной ситуации
2. Где произошёл конфликт?
3. С кем?
4. Из-за чего?
5. Чего добивались оппоненты?
6. Чем закончился конфликт?
7. Можно ли было избежать конфликта?
Психолог. С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов,
взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А
почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».
Упражнение «Эксперимент»: сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.
· Сгибаем лист пополам.
· Сгибаем еще раз пополам.
· Отрываем верхний правый угол.
· Отрываем нижний правый угол
- Что получилось?
Психолог. Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.
Упражнение «Конфликт или компромисс»
Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации
Конфликтные ситуации:
1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
3. Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
4. На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.
В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций
Психолог. Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»
Психолог. Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
- конкуренция – ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и
другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.
А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?
Анкетирование
Инструкция: Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромисс.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка и интерпретация результатов теста
Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.
Интерпретация результатов теста
· А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
· Б – примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
· В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
· Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
· Д – уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Психолог. В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду – это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.
Упражнение “Раскрась своего свина”
Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.
Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок, но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.
Психолог. Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:
Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:
«Любой человек также сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами. Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
Бланк для ответов
Фамилия имя _____________________________________________кл.
Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
ВСЕГО |
ВСЕГО |
ВСЕГО |
ВСЕГО |
ВСЕГО |
Бланк для ответов
Фамилия имя _____________________________________________кл.
Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
ВСЕГО |
ВСЕГО |
ВСЕГО |
ВСЕГО |
ВСЕГО |
Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.