«Индивидуальный подход к ребёнку
как фактор компетентности педагога»
План:
1. Актуальность вопроса.
2 .Взгляды педагогов и психологов на проблему индивидуального подхода к детям.
3.Развитие игровой позиции педагога.
4. Индивидуальный подход в игровой деятельности младших дошкольников.
5. Заключение.
Теоретическая часть
1 Актуальность вопроса.
Игра - самая естественная и любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребёнок в своём развитии проходит несколько стадий, и в дошкольном возрасте игра выступает ведущим видом всей деятельности. Отечественные психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др. утверждают, что всестороннее развитие ребёнка происходит только в том случае, если он активно включается в игровую деятельность. Педагоги Н.Я.Михайленко, Ф.А.Фрадкина, З.В.Зворыгина, С.Л.Новосёлова, Н.Ф.Комарова и др. так же рассматривали игру как средство умственного, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности является особенно важным.
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Среди методологических принципов, на которых должно строиться российское образование в 21 веке важное место занимает принцип индивидуализации.
Индивидуальность ( от лат. « неделимое, особь») – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве развития общественно-исторической культуры («Психологический словарь»)
Индивидуальный подход – важнейший психолого- педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребёнка.
В новых нормативно-правовых документах Министерства образования РФ подчёркивается важность и необходимость индивидуального подхода к ребёнку, а поддержка индивидуальности признаётся одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания.
Итак, игра-это образ жизни ребёнка, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Поэтому , проблема индивидуального подхода не может рассматриваться вне деятельности, без учёта отношения ребёнка к окружающему миру, его интересов.
2 Взгляды педагогов и психологов на проблему индивидуального подхода к детям.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А Каменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностях.
К.Д.Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Н.К.Крупская и А.С.Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе в развитие интересов и способностей детей.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее и оригинальное развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А.Сухомлинского.
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других отечественных педагогов. Е.А.Аркин развивал данную проблему в физическом воспитании, Р.И.Жуковская- в игровой деятельности, А.П.Усова- в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В работах Е.А.Флериной , Н.А. Ветлугиной, Н.П.Сакулиной рассматриваются методы и приёмы индивидуального подхода к детям при развитии их творческих способностей и дарований.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний психологии. Отечественные психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.АЛюблинская, Д.Б.Эльконин и др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.
Таким образом, анализ педагогической и психологической литературы позволяет сделать вывод, что индивидуальный подход к детям необходим для всестороннего развития личности ребёнка в условиях воспитания в коллективе, развития с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей и интересов.
3 Развитие игровой позиции педагога.
Дошкольное детство- период первоначального самораскрытия личности, становления основ индивидуальности. Наиболее благоприятной для раскрытия творческих сил ребёнка является игровая деятельность ( Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин. и др.)
Несомненно, игра- это ведущая деятельность в дошкольном возрасте ( А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).
Игровая деятельность дошкольника достаточно разнопланова. Хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевой игре ( в младшем дошкольном возрасте- сюжетно-отобразительной), в которой наиболее ярко проявляется специфика этой деятельности: свобода и самостоятельность играющих добровольно с выполнением правил.
Современные педагоги –исследователи ( Н.Я.Михайленко, С.Л. Новосёлова, Н.Ф.Тарловская, В.Я.Воронцова, С.И.Щербакова, Н.Н.Палагина и др.) едины во мнении, что своеобразие детской игры конечно же, требует от взрослого большой деликатности и педагогического руководства этой деятельностью.
Организацию и руководство игрой детей в группе осуществляем по Н.Я.Михайленко, М.А.Коротковой. По их определению под организацией игры следует понимать:
1 процесс её формирования;
2 создание соответствующей предметно-игровой среды.
Процесс формирования детской игры предполагает совместную деятельность педагога с детьми, в ходе которой взрослый целенаправленно в соответствии с технологическими подходами передаёт детям игровые традиции, тем самым формируя у дошкольников игровые умения.
В связи с этим педагог должен обладать сформированной игровой позицией.
Развитие игровой позиции происходит поэтапно
1 этап – воспитатель наблюдатель- консультант.
2 этап- воспитатель – координатор- режиссер. Он устанавливает игровые отношения между участниками игры, объединяет их и наблюдает.
3 этап – воспитатель – со-игрок , т.е. обозначает себя непосредственно в игровых действиях в рамках игрового содержания координатора- режиссера и наблюдателя – консультанта.
Таким образом, каждый этап вбирает в себя предыдущий.
4 Индивидуальный подход в игровой деятельности младшего дошкольника.
Как мы решаем проблему индивидуального подхода в игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста?
При планировании и организации индивидуального подхода в игровой деятельности, мы опираемся на следующие аспекты:
1. создание предметно-развивающей среды;
2. учёт особенностей развития игры;
3. учёт жизненного опыта ребёнка;
4. учёт индивидуальных поведенческих особенностей детей;
5. учёт межполовых различей детей.
При создании предметно-пространственной среды в группе учитывали тот факт, что для развития игры детей 3 г.ж. большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек. Это куклы, изображающие разных людей; наборы посуды; игрушечная мебель, коляски, предметы-заместители; конструктивный материал. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий создали различные уголки: изобразительный, « уголок ряженья», «уголок уединения» и т.д.
Индивидуальный подход к детям в игре младшего дошкольного возраста основан на диагностике. М.О.Ивакина выделила 3 уровня сюжетно-отобразительной игры: высокий, средний, низкий.
Особое внимание уделяли детям с низким уровнем развития игры. Обогащение содержания игры происходит за счёт формирования практических умений и навыков действий с предметами и игрушками. Так , до того, как провести игру типа «Покачаем куклу», «Разбудим мишку», мы в процессе выполнения режимных моментов, проведения музыкальных занятий акцентировали внимание детей на определённых действиях и речевом материале к ним.
Для детей с высоким и средним уровнями развития сюжетно - отобразительной игры изменяли предметно-игровую среду: из игровых зон убирали часть игрового материала и создавали комплексы(игрушка+предмет-заместитель): для игры «Покормим куклу»- ложка/палочка; «Полечим зайчика»- градусник/палочка и т.д. Затем расширяли круг действий с предметами-заместителями: использовали один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий. Например, палочка-ложка, градусник, молоток и т.д.
Позже использовали разные предметы-заместители для выполнения одного и того же по смыслу игровые действия. Например, в одной игре вместо мыла берётся кубик, в другой- коробочка, в следующей – брусок.
Наблюдая за самостоятельной игровой деятельности детей, мы увидели, что наши малыши овладели разнообразными условными игровыми действиями в совместной игре со взрослыми. И это позволило расширить круг смысловых ситуаций, которые они стремятся воссоздать в своей игре.
Особое внимание обращали на обогащение жизненного опыта детей, т.к. все источники информации, если они интересны детям, будят их мысль, волнуют, удивляют. Это способствует возникновению того, что ребёнок желает сделать больше, чем может в своём возрасте. Эта возникшая потребность может быть реализована в игре. В зависимости от наличия жизненного опыта меняется и уровень игровых умений детей. Обогащали жизненный опыт с помощью следующих приёмов:
1. специально обучающие игры ( инсценировки, игры-занятия, сюжетно-дидактические игры);
2.создание игровых проблемных ситуаций;
3. изменение игровой среды с учётом меняющего опыта, т.к. предметно-пространственная среда должна обеспечивать право каждого ребёнка на любимое занятие;
4. совместные игры педагога с детьми;
5. наблюдение за окружающим;
6. передача новой информации посредством художественного слова.
Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм, особенно к коллективным. Одни внимательно только наблюдают за игрой, другие -неуравновешенные, легко возбудимые дети. Некоторые же предпочитают спокойные игры в одиночестве. Следовательно, при планировании и организации сюжетно - отобразительные игры мы учитывали индивидуально поведенческие особенности воспитанников.
Темперамент - устойчивые особенности личности, зависящие от типа ВНД. Особенности темперамента проявляются уже в младенческом возрасте. Каждый из четырёх типов темперамента требуют индивидуального подхода.
- Меланхолики предпочитают спокойные игры в одиночестве, совместная игра – по желанию. Таким детям предлагаем настольные игры с мягкими игрушками, игры - эксперементирования.
- У сангвиников необходимо развивать организаторские способности, т.к. это дети развитые и активны. Предпочитают подвижные игры. Игры с меняющим сюжетом, коллективные.
- Холерики легко возбудимы, неуравновешанны. С такими детьми в игре находимся рядом, помогаем советами, вопросами объединиться в игру, разрешить конфликтные ситуации. Включаем их в подвижные, дидактические игры с правилами, которые помогают воспитывать у холериков усидчивость сосредоточенность.
- Флегматики, наоборот, застенчивы и робкие. Им предлагаем сенсорные дидактические игры, игры-эксперементирования. В сюжетных играх пассивны, поэтому, показываем новые способы игры и подаём пример игры с товарищами.
Сюжетно - отобразительная игра идеально для осознания особенностей мужского и женского типов поведения. Об этом свидетельствуют исследования Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной. Полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре способствуют:
1. дифференциация игр на «девчоночьи» « мальчишечьи» и совместные;
2. различие мужских и женских ролей в мире;
3. обеспечение детей возможностью выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов.
Таким образом, в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, в правильной организации её заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей.
Практическая часть.
· Формирование команд ( 2 команды )
· Задания командам:
1.- Чтобы девочка стала хорошей мамой и хозяйкой, какие игрушки ей нужны?
-Какие игрушки , на Ваш взгляд, нужны будущим мужчинам?
2.Решение педагогических ситуаций (см.С. В.Чиркова .Родительские собрания в детском саду.М.,Вако,2008. с.158)
(командам выдается по 2 пед. ситуации)
3. «Винегрет из игр»
Командам дается перечень игр. Задача педагогов-
распределить их, учитывая тип ВНД:
1 команда- для детей-меланхоликов и холериков;
2 команда- для детей- сангвиников и флегматиков.
· Подведение итогов семинара.
Литература
1. Веракса,Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве[Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.-М.: Мозаика-Синтез,2008.
2. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада./ В.В.Гербова, Р.Г.Казакова и др.; под ред. Г.М.Ляминой. – М.:Просвещение,2005.
3.Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка
[Текст] :пособие для воспитателя дет.сада/ Л.И.Ковальчук. – М.: Просвещение,2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.