Характеристики психологической безопасности образовательной среды
Оценка 4.6

Характеристики психологической безопасности образовательной среды

Оценка 4.6
Документация
docx
преподавание +2
СCУЗ, ВУЗ
03.12.2023
Характеристики психологической безопасности образовательной среды
Характеристики психологической безопасности образовательной среды (Каталог ресурсов)
Характеристики психологической безопасности образовательной среды.docx

Характеристики психологической безопасности образовательной среды.

(Каталог материалов.)

 

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

          отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

          удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

          укрепление психического здоровья;

          предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

          организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ОУ

 

Задачи:

1.       изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;

2.       выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и учителей путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;

 

Объекты изучения:

·         учащиеся;

·         родители;

·         преподаватели;

·         среда и окружение.

 

 

Для каталога были использованы разработанные методики для всестороннего, углублённого изучения различных сторон психологической безопасности образовательной среды.

 

 

 

Название методики

Автор

Источник

Объект

Возраст

Время применения методики

Форма проведения

Что исследует

Другие возможности использования методики

1

Методика «Диагностика личностного роста школьников».

 

Авторы Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов

В кн. Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М.: АПКиПРО; 2005 г., стр. 8-38

Ученики

6-8 кл.

9-11 кл.

2 часа

1 час

Групповая и индивидуальная

 

Опросник из 91 утверждения

Характер отношений школьника к:

1.         Семье.

2.         Отечеству

3.         Земле

4.         Миру

5.         Труду

6.         Культуре

7.         Знаниям

8.         Человеку как к таковому

9.         Человеку как к Другому

10.     Человеку как Иному

11.     К своему телесному Я

12.     К своему внутреннему миру, к своему душевному Я

Объединение некоторых шкал позволяют использовать методику для исследования:

- воспитанности

 (шкалы 4-7)

 

- отношение к обще-человеческим ценностям  (шкалы 1-8)

 

- взаимоотношения с окружающими

(шкалы 8-10)

 

- самоотношение, само-оценка (шкалы 11-12)

2

Методика «Исследование личностного роста».

 

Авторы те же

 

Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М.: АПКиПРО; 2005 г. стр.38 - 47

Ученики

Не указано

Предположительно формальное осуществление процедуры займет примерно 15-30 мин. Работа с содержанием потребует еще 30-60 мин.

Индивидуальное диагностическое собеседование.

 

Представляет собой решение 10 ситуаций выбора

1. Склонность к

- авторитаризму

- компромиссу

- манипуляции

- временному отказу от цели, т.к. люди  важнее

2. Самоотношение. Я-концепция:

- тенденция к доминированию, власти

- расчетливость, стремление к успеху

- компромисс, сотрудничество, самооценка

- конкурентность, соперничество, стремление к успеху

3. Склонность к зависти и злорадству:

- мстительность

- эмпатия

- равнодушие

4. Ценность личной свободы в сознании для подростка

5. Способность отстаивать свою позицию в противовес агрессивному большинству:

- противостояние давлению

- самодостаточность

- мужественность

6. Способность к предательству:

- ценности (материальные, духовные, самоценность)

- активная жизненная позиция:

7. Склонность к принятию простых решений или к толерантности:

8. Представления о лидере и лидерстве:

- ответственность

- активная жизненная позиция

- ведомость

9. Склонность к уважению других:

- толерантность в ситуации нетерпимости

- активная жизненная позиция

10. Потребность в истине или склонность к «пофигизму»

- Каждая ситуация может быть использована автономно для решения конкретной задачи

- Анализ выборов позволяет вести воспитательную работу

- При внесении некоторых изменений может быть использована для формирования команды или при приеме специалистов на работу

3

«Какой у нас коллектив».

 

Составитель А.Н.Лутошкин.

В кн. Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М. АПКиПРО; 2005 г. стр. 48 - 50

Ученический коллектив

Не указано

Примерно 10-30 минут (зависит от темпа чтения)

Групповая и индивидуальная

Ребенок должен определить, на какой из предложенных вариантов описания различных типов коллектива похожи его класс, группа

Изучает уровень развития детского коллектива:

- степень сплоченности детского коллектива

- степень удовлетворенности школьников своим коллективом

- единство в достижении значимых целей

- выявляет тех, кто недооценивает или переоценивает уровень развития коллектива

- Возможно применение при анализе взрослых коллективов при соответствующей корректировке

4*

Методика «Социометрия».

Основоположник метода Дж. Морено

Степанов П.В. и др. См. выше

Стр. 51- 53

Для всех возрастных категорий

Не указано

Предположительно проведение 10-15 мин

Обработка зависит от количества человек

Групповая и индивидуальная

- изучение межличностных отношений в коллективе

- определяет неформальную структуру взаимоотношений в коллективе

- систему внутренних симпатий и антипатий

- выявляет «лидеров» и «отверженных» членов

- степень влияния коллектива на благоприятное развитие ребенка

- степень взаиморасположения коллектива и отдельного ребенка

 

5

Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе.

 

Автор М.И. Рожкова

В кн. «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007

Ученический коллектив

Не указано

Примерно 15-25 минут

Групповая

- определяет уровень развития ученического самоуправления (предложения 1-24)

- включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (1-4)

- организованность классного коллектива (5-8)

- ответственность за результаты совместной работы в классе (9-12)

- участие класса в управлении делами школы (13-16)

- взаимодействие с другими классами (17-20)

- осознание ответственности за результаты всего коллектива школы (21-24)

 

6

Изучение профессиональной позиции педагога как воспитателя.

 

Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе».- М. АПКиПРО; 2005 г

Стр. 53 - 60

Педагоги- воспитатели

Проводиться по блокам за 2 дня

Время на один блок не указано

Примерно 20 минут

Групповая и индивидуальная

 

Два опросных листа по 35 предложений

Изучает профессиональную позицию педагога-воспитателя:

- позволяет определить гуманистический характер данной позиции (являются ли гуманные ценности базовыми для педагога)

- позволяет определить, на сколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности

- педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и коллектив

- педагог как субъект личностного профессионального развития как воспитателя

- педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива

- педагог как субъект взаимодействия с другими социальными общностями и институтами

- Может быть использована в рамках исследования обеспечения условий для развития личности школьника.

- Возможно применение методики при самоанализе педагогом своей деятельности

7

Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

Авторы Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова

В кн. Степанов П.В. и др. См. выше.

Стр. 60 – 64

Педагогический коллектив

Не указано

Примерно 20-30 минут

Групповая и индивидуальная

 

Опросный лист из 29 утверждений

- ориентирован ли коллектив на гуманистическое воспитание или преобладают авторитарные установки

- признают ли педагоги своей базовой ценностью ребенка или для них ценны порядок и дисциплина в школе, хорошие мероприятия и поощрения за достижения

 

8

Изучение удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Комплексная методика А.А. Андреева.

В книге «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007

Родители

Не указано

Групповая и индивидуальная

Анкета в трех частях

Позволяет получить:

1. Количественно выраженную информацию об оценке родителями:

- роли образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств

- помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

2. Содержательную информацию о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям родителей о жизни и их жизненным ценностям

- Может быть использована для изучения результативности применения педагогического опыта или подхода на всех этапах.

- При необходимости методику можно применять для самооценки педагогом своей работы, а при внесении некоторых изменений и родителями при оценке своего воспитательного влияния на ребенка

9

Диагностика параметров самостоятельной деятельности (СД) учащихся.

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993

Экспертная оценка может быть применена с 1 по 11 класс;

самооценка – с 8 по 11

Не указано

Групповая и индивидуальная

- экспертная оценка учителем СД учащихся.

- самооценка учащимися своей СД

Позволяет выявить и оценить сформированность качеств самостоятельной деятельности:

- успеваемость

- мотивация

-активность

- организованность (умение планировать)

- ответственность (степень необходимого контроля)

- самостоятельность

 

10

Методика изучения удовлетворенности  учащихся школьной жизнью.

Комплексная методика А.А. Андреева.

В книге «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007

4-5 классы

20-30 минут

групповая

Определяет степень удовлетворенности учащихся школьной  жизнью

 

11

Научно-популярный тест  «Конфликтная ли вы личность?» ж. «Биология в школе» № 2 2002 г  (стр. 22-23)

подростки

 

Групповая и индивидуальная

8 утверждений с вариантами ответов

Степень конфликтности и конформности человека

 

12*

Опросник школьной тревожности

Филипса.

Л.С. Колмогорова «Диагностика психологической культуры школьников» - М.: «Владос пресс»2002г с.186-192 или ж. «Педдиагностика» № 2, 2006г., (стр.87 -93)

5-6 классы

30 минут

Групповая  и индивидуальная

 

Опросник из 58 вопросов

 

Проводится психологом

- Общий уровень школьной тревожности

- Переживание социального стресса

- Фрустрация потребности в достижении успеха

- Страх самовыражения

- Страх ситуации проверки знаний

- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

- Проблемы и страхи в отношениях с учителем

 

13

Методики изучения классного коллектива:

- «Наши отношения»

- «Атмосфера в классе»

- «Барометр настроения»

- «Мы выбираем, нас выбирают»

М.А. Алоева, В.Е. Бейсова «Настольная книга классного руководителя 5 -8 классов» - Ростов–на–Дону «Феникс2004г стр.244-2

5-6 классы

5-10 минут в зависимости от количества уч-ся в классе

Групповая

- Изучение дружбы, сплоченности или конфликтности

- состояние взаимопомощи или ее отсутствие

- благоприятная ли атмосфера в классе

- психологическое настроение ребенка коллектива в определенное время

- существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций

- симпатии и антипатии в коллективе

Для составления  характеристики классного коллектива

14*

Диагностика эмоциональной сферы  в рамках исследования адаптации пятиклассников.

Опросник -1 «Чувства в школе»

Опросник -2 «Отношение к учебным предметам»

Опросник -3 «Черты идеального учителя»

С.В. Левченко, педагог – психолог средней школы №1415 г. Москвы «Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?»

Журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2005г. стр65-66

4-5 классы

10-15 минут

- индивидуально или в групповой форме

- на бланках или на компьютере

- анонимно или открыто

-  разовое применение и лонгитюд

Отсутствие или наличие временной дезадаптации, характерной для периода перехода из начальной школы в среднюю.

Отсутствие или наличие «проблемных» предметов.

Ожидания детей по отношению к педагогам.

Опросник 1

- чувства, которые ребенок наиболее часто испытывает в школе

- временная дезадаптация или ее отсутствие

- общий настрой класса, его «эмоциональный портрет»

Опросник 2

- отношение к учебным предметам

- выделение списка проблемных предметов, вызывающих дезадаптацию

Опросник 3

- общие черты учителей, которые вызывают симпатию учащихся

- черты педагогов, вызывающие дезадаптацию у школьников

Опросники могут быть использованы администрацией для изучения работы отдельного педагога или педколлектива в целом

15*

Тест-опросник «Значение учебных предметов для развития личности школьника.

Т.Д. Дубовицкая

ж. «Педдиагностика» №2, 2004г., стр 104-114

с 12 лет

Зависит от количества анализируемых предметов

Анонимно

Групповая

 

18 суждений с предложенными вариантами ответов

Степень значимости изучаемого предмета для развития личности ученика

Может быть использована в рамках изучения направленности предмета на профильную подготовку учащихся

16

Методика измерения уровня коммуникативной успешности.

Автор И.А. Гришанова. Модифицированный вариант методики Г.С. Трофимовой

ж. «Педдиагностика» №1, 2006г, с.80-90

Младшие школьники

 

Групповая и индивидуальная самооценка или экспертная оценка учителем или родителями

2 опросника

Способность успешно осуществлять межличностное общение по блокам:

- шкалы 1 – 5 предназначены для выявления знаний обучаемых о собственных коммуникативных проблемах;

- шкалы 6 – 10 связаны выявлением поведенческих характеристик;

- шкалы 11 – 15 направлены на выявление особенностей эмоционально-регулятивной сферы

 

17

Методика «Мое учение»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

7 – 11 классы

 

Групповая и индивидуальная

- отношение школьников к учению

- предметную направленность их познавательных интересов

- профессиональные намерения некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности учащихся

Может быть использована совместно с психологической методикой «Тест Тулуз-Пьерона» для исследования характера умственной работоспособности учащихся

18

Методика «Познавательный интерес»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993

с 4 класса

Возможно, 1 урок

Групповая (сочинение)

- характер и силу познавательного интереса

 

19

Методика «Свободные задания»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

 

Дополнительно к домашнему заданию по желанию ученика не на отметку

Групповая

Несколько раз в течение учебной четверти

- наличие у учащихся учебно-познавательных интересов и их характер

 

20

Методика «Познавательная потребность»

Автор В.С. Юркевич

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993

С 6-7 лет, можно и раньше

 

Экспертная оценка учителями и родителями

- интенсивность познавательной потребности у учащихся

 

21

Методика «Учитель о профильном классе»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

Учителя  8-11 профильных  классов

 

индивидуальная

- критерии формирования контингента профильных классов;

- особенности программы «школа-вуз»;

- мнение учителей о влиянии профильного обучения на учебную деятельность старшеклассников

 

22

Методика «Старшеклассники о профильном обучении»

старшеклассники

2-3 четверть

Групповая и индивидуальная

- ведущие мотивы учения учащихся профильных классов;

- источники и степень удовлетворения старшеклассников обучением;

- затруднения в учебе

В измененном варианте может применяться и в обычных классах

23

Методика «Сотрудничество»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

 

 

Групповая и индивидуальная

- отношение учащихся к сотрудничеству;

- возможности и приемы реализации сотрудничества в процессе обучения

 

24

Методика «Самостоятельная работа»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

Возможно, с 3-4 класса

 

Групповая

- отношение учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам;

- мотивы самостоятельной деятельности;

- потребность учащихся в педагогическом руководстве

 

25

Методика «Шкала наблюдения»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

Педагог

Во время урока

Индивидуально

экспертом

- приемы руководства самостоятельной деятельностью учащихся

 

26

Методика «Домашнее задание» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

Ученики средних и старших классов

Дома

В течение недели

Индивидуально

- затраты времени учащимися на выполнение домашних заданий

 

27

Методика «Учащиеся о стимулах»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

6-11 классы

 

Групповая

- оценку учащимися стимулов самостоятельной учебной деятельности;

- характер влияния стимулов на деятельность учащихся

 

28

Методика «Учителя о стимулах»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

учителя

 

Групповая и индивидуальная

- оценка учителями стимулов самостоятельной учебной деятельности учащихся

 

29

Методика «Зачеты»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993

старшеклассники

 

Групповая

- отношение учащихся к зачетной системе;

- выявление влияния зачетов на учебную деятельность учащихся

 

30

Диагностика уровня сформированности навыков рисования

 Автор: Г.П. Милованова, педагог дополнительного образования, О.В. Овчинникова, педагог-психолог, ЦНТТ г. Березники Пермской области, ж\л «Дополнительное образование» № 7, 2002, с. 49-51

Младшие школьники

Позволяет осуществить три этапа исследования с нарастанием сложности заданий

Групповая и индивидуальная

Позволяет выявить уровень развития:

-  пространственной ориентации ребенка на плоскости, умение соотносить предметы в пространстве;

-  координации и тонкой моторики;

- умения изображать рисунок в цвете;

-  творческого мышления ребенка;

-  умения, представлять объекты в различных пространственных положениях.

- умения решать логические задачи на классификацию;

- умения отгадывать загадки

Может быть использована в комплексе с другими методиками для изучения творческого мышления детей

31

Методика «Познавательные интересы школьника»

Автор К.Н. Волков

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники

 

Экспертная оценка деятельности учеников учителем

Анкета из 5 вопросов

Определение степени выраженности познавательных интересов младших школьников

Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками)

32

Методика «Познавательная активность младшего школьника» Вариант 1

Автор А.А. Горчинская

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники

 

Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов

Степень выраженности познавательной активности

Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками)

33

Методика «Познавательная активность младшего школьника» Вариант 2

Автор А.А. Горчинская

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники

 

Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями

 

Степень выраженности познавательной активности в области математики

Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками)

34

Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» Вариант 2

Автор А.А. Горчинская

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники

 

Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями

Степень выраженности познавательной самостоятельности в области математики

Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками)

35

Методика «Доминирующие мотивы в ситуации их столкновения»

Автор М.В. Матюхина 

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники

 

Индивидуальная

Доминирующий мотив: наличие интереса к мыслительной деятельность или к преодолению трудностей

 

36

Методика «Заверши предложение»

Автор М.В. Матюхина

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники

 

Групповая и индивидуальная

Спектр мотивов учения

 

37

Доминирующие мотивы учения.

Автор М.В. Матюхина

Методика 1 «Закончи рассказ»

Методика 2

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники

 

Можно применять и для 5-6 класса

 

Индивидуальная и групповая

1. Доминирующий мотив учения (чувство долга, оценочный, потребность в умственной деятельности, социальный, принуждение).

2. Доминирующий мотив учения:

- социальные мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, престижа, избегания неприятностей;

- познавательные мотивы содержания и процесса)

 

38

Методика «Перечень любимых занятий». Автор М.В. Матюхина

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники

 

 

Индивидуальная

Уровень развития интереса к содержанию и процессу учения

При внесении некоторых изменений в описании занятий (4, 7,11) можно применять и для 5-6 класса

39

Методика выбора задачи – «способа».

Автор А.К. Дусавицкий

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Младшие школьники

 

Индивидуальная и групповая

Степень устойчивости направленности школьника на способ осуществления учебной деятельности

 

40

Методика «Непроизвольное запоминание».

Автор А.К. Дусавицкий

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Школьники 3-его класса

На уроке русского языка

Групповая

 

В форме подробного изложения

Тип познавательного интереса (занимательно-развлекательный, познавательный, на результат)

 

41

Методика «Познавательная потребность дошкольника» (модтфицированный вариант методики В.С. Юркевич)

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

 

Групповая и индивидуальная Анкета из 7 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями

Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности  (устойчивость можно выявить повторным применением методики)

 

42

Методика «Особенности познавательных потребностей у дошкольников».

Авторы Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

Две методики в форме игры

Индивидуально

Методика 1: особенности познавательной потребности:

- реакция на новизну;

 - стремление к новизне

Методика 2: степень выраженности любознательности

 

43

Методика «Таинственное письмо».

Автор А.М. Прихожан

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

В два этапа: первая часть – в последние 5 минут одного занятия;

вторая часть – через 10 минут перерыва

Групповая

 

Вариант готового письма в методике не предлагается

Напряженность познавательной потребности через интерес к деятельности и возврат к ней

 

44

Методика прерывания процесса деятельности.

Автор Б.В. Зейгарник.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

15 минут +

Индивидуально

Степень выраженности познавательной мотивации, ее силы и устойчивости через:

- интерес к решаемой задаче;

- отношение к попыткам приостановить деятельность;

- стремление к реальному продолжению деятельности;

- время

 

45

Методика «Столкновение мотивов».

Автор Н.И. Гуткина.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

 

Индивидуально

Доминирование познавательного или игрового мотива в аффективно - потребностной сфере

 

46

Методика «Детская любознательность».

Авторы: методика №1 – Д.Б. Годовиков, методика №2 – П. Торренс

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

Две методики

30 мин.

Индивидуально

 

К методике 2 картинка не предложена

1. Уровень развития любознательности и поисковой активности.

2. Степень выраженности любознательности, чувствительность к новому и неизвестному, способность к вероятностному прогнозированию

 

47

Методика «Вопрошайка».

Автор Н.Б. Шумакова

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники от 4 лет

 

Индивидуально

 

Картинки к методике  не предложены, описано только их содержание

Уровень вопросительно – исследовательской активности

 

48

Методика «Оценка вопросительных проявлений у детей».

Автор Т.А. Серебрякова

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

Длительное время в различных условиях жизнедеятельности

Индивидуально

В форме дневника наблюдения за каждым ребенком

Познавательно – вопросительная активность

 

49

Методика «Выбор учебных заданий».

Автор Н.В. Пророк.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Школьники   6 лет, обучающиеся в школе

учебн. задания

Групповая и индивидуальная

Уровень развития познавательной активности через включенность, поглощенность и отношение к трудностям

Позволяет получить информацию о мотивах деятельности (процессуальный, получение отметки, избегание неприятного)

50

Методика «Выбор сюжетно – тематических картинок».

Автор Н.В. Пророк.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники, младшие школьники

 

Индивидуально

Наборы сюжетно – тематических картинок не предложены

Направленность интересов и мотивов

 

51

Методика «Персонификация мотивов».

Автор М.Р. Гинзбург.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники, младшие школьники

5 минут

 

 

5 – 10 минут

Индивидуально – дошкольники и первоклассники.

Групповой - для младших школьников

Мотивы учебной деятельности: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения

 

52

Методика «Мотивы умственной деятельности у старших дошкольников».

Автор Е.Э. Кригер.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Старшие дошкольники

5 минут

Индивидуально

Доминирующие мотивы: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения

 

53

Методика «Волшебный цветок».

Автор Е.Э. Кригер.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

 

Индивидуально

Особенности мотивационных предпочтений в выборе деятельности

 

54

Методика «Беседа».

Автор М.В. Марусинец

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дошкольники

 

Индивидуально

Познавательная мотивация, направленность интересов

 

55

Методика «Интерес к математике».

Автор Л.Н. Вахрушева.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.:Речь, 2005

Дошкольники

 

С детьми – индивидуально;

С родителями – в групповой форме

Наличие и степень устойчивости интереса к математике

 

56

Анкета для определения готовности педагога к осуществлению деятельности по развитию познавательной активности дошкольников.

Автор Е.А. Лобанова.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.:Речь, 2005

Воспитатели детского сада

 

Групповая и индивидуальная

Степень готовности педагога к осуществлению деятельности по развитию познавательной активности у  дошкольников и представлений о принципах организации развивающей среды

 

57

Анкета для оценки качества работы воспитателя по развитию познавательной активности воспитанников.

Автор Е.Э. Кригер.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Воспитатели детского сада

 

Групповая и индивидуальная

Оценка качества деятельности воспитателя по формированию познавательной активности детей в группе детского сада

Можно использовать для изучения сформированности произвольной сферы в комплексе с другими методиками

58

Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению.

Автор Э.А. Баранова.

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005

Дети 6 – 7 лет

6 заданий

Индивидуально

Особенности познавательного интереса в составе общей способности  к учению:

- доминирующий мотив (игровой или познавательный);

- эмоциональное отношение к познавательной деятельности;

- произвольность поисковой активности;

- особенности проявления познавательного интереса в ситуации выбора;

- готовность к самоконтролю;

- отношению к полученному результату;

- познавательный интерес при актуализации регуляционных процессов в условиях необходимости сохранения последовательности действий во внутреннем плане

Можно использовать для изучения сформированности произвольной сферы в комплексе с другими методиками

59*

Фейс – тест (тест лица).

Из ст. О. Фролушкиной.

В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32

Ученики 1 – 2 классов

 

Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Преобладающие эмоциональные состояния на уроке у  учеников.

- Преобладающее эмоциональное состояние учителя (экспертная оценка)

Может быть использована для экспертной оценки деятельности учителя в период аттестации

60*

Методика «Незаконченные предложения».

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32

Младшие школьники

 

Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Преобладающие эмоциональные состояния на уроке у  учеников.

- Умение учителя создать благоприятную эмоциональную атмосферу  на уроках

Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

61

Методика «Учитель при проведении индивидуального опроса».

Из ст. О. Фролушкиной.

В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32

Учитель

Во время урока

2 – 3 эксперта

Коммуникативная культура педагога

Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

62*

Методика получения информации о микроклимате в классе «Эмоции на уроке».

Модифицированный вариант методики Н.В. Кузьминой.

Статья О. Фролушкиной.

В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г.

Учащиеся среднего звена

 

Учитель (опосредованно)

 

Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Преобладающее эмоциональное состояние и активность школьников во время уроков

Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

63*

Опросник «Доверие»  из ст.  О. Фролушкиной.

В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г.

Учащиеся среднего звена

 

Учитель (опосредованно)

 

Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Характер отношений учителя и учащихся

Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

64*

Опросник «Оценивание».

Из ст. О. Фролушкиной, ж. «Сельская жизнь» №5, 2001 г.

Ученики

 

 

Учитель (опосредованно)

 

Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Умение учителя использовать оценочные суждения, мотивирующие учение, поддерживающие желание учиться и не унижающие ученика

Может быть использована для исследования причин нарушения адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

65*

Экспресс – методика «Эффективность общения».

Автор Р. Каверина.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г.

Учителя

 

Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- Эффективность общения с коллегами

Может быть использована для исследования психологического климата в коллективе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

66*

Методика полярных профилей.

? Автор Р. Каверина.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г.

Учителя

 

Индивидуальная Анонимно.

Проводится психологом

- Установки учителя и его эмоциональный настрой при общении с коллегами;

- Степень готовности к сотрудничеству с коллегами

Может быть использована для исследования психологического климата в коллективе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

67*

Методика оценки готовности учителя к сотрудничеству с родителями.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №1, 2002г. с. 33-38

Родители

 

(Учителя опосредованно)

 

Групповая и индивидуальная;

Анонимно.

Проводится психологом

- готовности учителя к сотрудничеству с родителями учащихся;

- удовлетворенность родителей различными аспектами взаимодействия с учителями школы

Может быть использована для исследования причин нарушения адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации

68

Методика оценки речевой культуры учителя.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №1, 2002г.

Учителя

Во время урока

2 – 3 эксперта

- речевой культуры учителя (соответствие речи литературным нормам языка, сложность речи, дикция, интонационное разнообразие)

См. выше

69

Тест «Каковы ваши организаторские и коммуникативные склонности».

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29

Учителя,

Руководители образовательных учреждений;

Организаторы воспитательной работы

 

Групповая и индивидуальная;

 

Самооценка

- способность руководителя (учителя) к лидерству и успешной организаторской деятельности в условиях гуманистических норм общения

 

70

Опросник «Как вы понимаете объяснительный процесс?»

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23-29

Учителя

 

Групповая и индивидуальная;

 

Самооценка

- уровень понимания психолого – педагогической сущности юбъяснительного процесса, как одного из элементов коммуникативной культуры

 

71*

Методика «Учитель глазами учеников».

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29

Учителя

(оценка учителя учениками)

 

Экспертная оценка деятельности учителя учениками.

Анонимно

 

- Оценка темпа, ясности, доступности, полезности, активности изложения материала учителем

Может быть использован для самооценки своих действий самим учителем

72*

Методика  «Педагог глазами учеников».

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29

Учитель, воспитатель, классный руководитель, соц. педагог

 

Экспертная оценка деятельности учителя учениками.

Анонимно

- Оценка авторитетности, такта, активности, способности воспитателя воздействовать на ученика

 

73

Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

Из ст. О. Фролушкиной

В ж. «Сельская школа» №5, 2002г. с. 34 -39

Педагог

 

Самооценка

Индивидуально

- Позволяет определить индивидуальный стиль работы и выявить его основные достоинства и недостатки.

Стили: эмоционально – импровизационный, эмоционально – методический, методически – импровизационный, рассуждающее – методический

 

74

Анкета старшеклассника.

Автор Б.А. Федоршин.

Из кн. «Практикум по экспериментальной и прикладной психологии» / Под ред. А.А. Крылова – Л.: ЛГУ, 1990. – С. 101-102

9 – 11 класс

 

Групповая и индивидуальная;

Самооценка и

экспертная оценка одноклассником.

Заключение профконсультанта

- Осознанность выбора профиля обучения и сформированности профессиональных интересов

 

75

Карта интересов.

Автор: А.Е. Голомшток. Из кн. «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации»./ Под ред. А.Ф. Кудряшова – Петрозаводск, 1992 – с. 222 – 228

9 – 11 класс

 

Групповая и индивидуальная

- Выраженность интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний)

Используется в комплексе с другими методикой для определения профессиональной направленности ученика

76

Определение типа личностной направленности.

Автор Дж. Холланд. Из «энциклопедии для детей. Выбор профессии» / Под ред. Е. Ананьевой, Е. Белоусовой. – М.: Аванта, 2003.- С. 417 – 419

Старшеклассники

 

Групповая и индивидуальная

- Изучение преобладающего типа личностной направленности в профессиональной деятельности (реалистический, социальный, артистический, конвенциальный, предприимчивый, интеллектуальный)

 

77

Тест интересов и склонностей.

Автор: С.И. Вершинин. Из «Сравненеие профессиональных интересов учащихся с требованиями профессии» // ж. «Школа и производство». – 1996, №6 стр. 90 – 93

Старшеклассники

 

Групповая и индивидуальная

- Позволяет определить степень выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности человека (человек, природа, техника, художественный образ, знак).

 

- Выявление численных характеристик профессиональных интересов школьников и сравнение их с требованиями различных профессий.

Лучше сочетать с методиками, исследующими способности  и самооценкой пофессионально важных качеств

78

Схема анализа профессии.

Авторы: Е.А. Климов, Н.С. Пряжников. Из Е.А. Климова «Как выбирать профессию». – М.:Просвещение, 1990 – 159 с.

Пряжников Н.С. проблемы активизации профессионального самоопределения. – М.: МГУ, 1995 – 188с.

9 – 11 класс

 

В группе учащихся, которые индивидуально заполняют схему. С последующим анализом в минигруппах

- Проведение сравнительного анализа 2 – 3 профессий для более полного понимания содержания труда, определения преимуществ и недостатков каждой из них

 

79

Моды.

Автор: Н.С. Пряжников.

Из Пряжников Н.С. проблемы активизации профессионального самоопределения. – М.: МГУ, 1995 – 188с.

9 – 11 класс

 

Индивидуальная

- Проверка выбранных профессий на перспективность

 

80

Анкета изучения жизненных потребностей.

Из «Психологическое сопровождение профессионального обучения безработных» // Сост. Н.В. Мажникова, В.Б. Сысенкова, В.М. Звонарева. Под ред. Т.В. Черниковой. – Волгоград, 2001. – С. 42 – 44

Старшеклассники

 

Групповая и индивидуальная

- Исследование потребностей старшеклассников на этапе выбора профиля обучения

Используется в комплексе с другими методикой для определения профессиональной направленности ученика

81

Мотивы выбора профессии.

Автор: С.С. Гриншпун. В ст. «Оценка личностно – делового потенциала учащихся в профессиональной работе». // ж. «Школа и производство». 1994, №6. – С. 11 – 12

Старшеклассники

 

Групповая и индивидуальная

Исследует:

- Причины выбора профессии школьниками;

- Структуру их мотивационной сферы

Может быть применена для исследования  мотивов личности

82

Сводная таблица результатов исследования гендерных (полоролевых) аспектов мотивов выбора профессии старшеклассниками.

Из кн. «Профессиональная ориентация и профильное обучение» // Авт.-сост. Т.В. Черникова. – М.: АПК и ППРО, 2005. – 108с.

Старшеклассники

 

Групповая и индивидуальная

 

В таблице сопоставляются данные, полученные при помощи применения приложений №74 и №81

- Проверочное исследование мотивов выбора профессии;

- Исследование гендерного аспекта мотивов выбора профиля обучения

Полученные данные помогут преподавателю при выборе заданий для занятий

83*

Методика «ценностные ориентации».

Автор: М. Рокич.

Из кн.: 1)Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе» / Сост. В. В. Гришин, П. В. Лушин. - М.: Москва, 1990. -С. 34-35. 2)Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации. / Подред. А.Ф. Кудряшова и др. Петрозаводск, 1992.-С. 112 - 114

Старшеклассники

Взрослые

 

Лучше индивидуально.

В два этапа.

Проводится психологом

- Изучение ценностных ориентаций личности;

- Ранжирование их по степени значимости

Не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы

84

Трудовые ценностные ориентации старшеклассников.

Автор Е.М. Павлютенков. Из ст. И.В. Малыхина. // ж.  «Школа и производство». – 1989г. - №9, -с. 14 -17

9 – 11 классы

 

Групповая и индивидуальная

- направленность трудовых ценностных ориентаций;

- иерархию ценностей по предпочтительности

 

85

Тест –опросник для определения уровня самооценки.

Автор: С.В Ковалев. Из кн. Шайгородский Ю.Ж. Точка отсчета. – Омск, 1992. С. 19-22

Можно применять с младшего подросткового возраста

 

Групповая и индивидуальная

- уровень самооценки личности с точки зрения взаимодействия с окружающими

 

86

Самооценка волевых качеств личности.

Автор: ?

Из кн.: Практические занятия по психологии. Пособие для институтов физической культуры. – М., Просвещение, 1989; С. 99 -106

Старшеклассники и студенты

 

Групповая и индивидуальная

Уровень развития таких волевых качеств личности:

- Целеустремленность;

- Смелость;

- Решительность;

- Настойчивость, упорство;

- Самообладание и выдержка;

- Самостоятельность;

- Инициатива

 

87*

Опросник тревожности.

Автор: Ч. Спилбергер. Из кн.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. / Под  ред. а. Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992. – С. 41 -45

Подростки и взрослые

 

Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

- ситуативную и личностную тревозжность

 

88*

Индекс жизненной удовлетворенности.

Автор: Н.В. Панина. Из кн: Lifeline и другие новые  методы  психологии жизненного пути. / Под ред. Л А Кроника. – М.: Прогресс, 1993. –С. 107 – 114

Старшие подростки и взрослые

 

Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

- определение отношения человека к себе и к собственной жизни;

- общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни;

- наличие интереса к жизни;

- последовательность в достижении целей;

- согласованность между поставленными и достигнутыми целями

 

89*

Опросник для определения структуры темперамента.

Автор: В.М. Русалов Из кн.: Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. - М., 1990. -С. 12-16

Старшие подростки и взрослые

 

Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

- свойства нервной системы (гибкость, темп, способность к переключению);

- особенности поведения и деятельности;

- эмоциональность

Полученные данные могут быть применены для эффективной организации учебного процесса и для прогноза успешности в той или иной профессиональной сфере

90*

Исследование коммуникативных установок личности.

Авторы: А.Н. Ивашов, Е.В. Заика.  Литературый источиик: Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. - 1991, - № 5. - С. 162-166

Старшие подростки и взрослые

 

Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

- Выявление доминирующей позиции в поведении и типа общения;

 

- выявление коммуникативных качеств, которые отражаются на взаимодействии человека с другими людьми, на стиле его деловых и личных взаимоотношений

Позволяет прогнозировать успешность взаимодействия учителя с учениками

91

Коммуникативные и организаторские способности.

Авторы: В.В. Синявский, Б. А. Федоришин

Литературный источник: Бондарев В.П. Выбор профессии. - М, 1991. - С. 31-40

Старшие подростки и взрослые

 

Групповая и индивидуальная

- уровень развития коммуникативных и организаторских спо­собностей старшеклассников как стержневых в профессиях типа «человек — человек»

 

92*

Шкала самоэф-фективности.

Авторы: Р. Шварцер, М. Ерусалем. Литературный источник: ШварцерР., Ерусалем М., Ромек В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности. // Иностранная психология. - 1996. - № 7. - С. 71-76

Старшие подростки и взрослые

 

Групповая и индивидуальная

Проводится психологом

Определение степени самоэффективности, т.е. веры в собствснные способности и в возможность собственного успеха (уверенность – неуверенность)

 

93

Методика «Творческий потенциал».

Авторы: Е.С. Жариков, А.Б. Золотов. Литературный источник: Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий: Введение в психологию научного труда. - Кишинев, 1990. - 336 с.

Старшеклассники

 

Групповая и индивидуальная

- творческий потенциал личности

 

94

Тест И.П. Павлова.

Автор И.П. Павлов.

Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

Не указан

5 минут

Групповая и индивидуальная

- тип функциональной ассиметрии полушарий головного мозга;

- позволяет выявить ведущее полушарие;

-  преобладающий тип мышления (логическое или образное)

 

95

Реестр предполагаемых типов усвоения информации.

Автор Грегорск (?).Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

Не указан

Не указано

Групповая и индивидуальная

- предпочитаемый способ собирания информации в окружающей среде:

Конкретно – последовательный

Абстрактно – произвольный

Абстрактно – последовательный

Конкретно – произвольный

 

96

Определение стиля обучения и мышления (Форма Б).

Авторы: Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл.

Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

Не указан

Не указано

Групповая и индивидуальная

- Определение стиля обучения и мышления:

Левополушарный

Правополушарный

Равнополушарный

 

97

Аналитический обзор стиля обучения. АОСО

Автор Ребекка Л, Оксфорд. Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

Не указан

Не должно превышать более 30 минут

Групповая и индивидуальная

- стиль обучения (аудиал – визуал - кинестетик; экстраверт - интроверт; интуиция – логика; регламентированный - нерегламентированный; синтез - анализ)

 

98*

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Авторы В. Козлов, А. Козлова, А. Тюлюбаев( кандидаты педагогических наук) ж. «Сельская школа», №6-2002, стр. 31-33

Педагогический коллектив

 

Анонимно

Групповая

- Позволяет дать оценку психологического климата в коллективе – его сплочённости или разобщённости.

Эта методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет при многократном исследовании проследить динамику его развития (по тем свойствам, которые заложены в опросном листе)

 

99*

Методика самооценки результатов школьного образования (на уровне школы).

Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с.

Педагогический коллектив

 

Анонимно

Групповая

- Изучение достигаемых образова­тельных результатов.

Особенности применения: Данная методика может быть предложена админист­рации, учителям школы в качестве стартового исследования в процессе разработки программы развития образовательного учреждения, проектирования образовательных программ. Содержание предлагаемого опроса можно использовать для внутреннего мониторинга результатов школьной инновационной деятельности

Кроме этого, данные, полученные с помощью опроса, могут быть представлены родителям учащихся и социальным партнерам школы как развернутый отчет об образовательных результатах. В доработанном варианте методика может быть предложена учащимся 10-11 кл. и их родителям

100

Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 1

Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с.

Учителя

 

Устное интервью или письменный опрос

Групповая или индивидуальная

- Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на дос­тижение этих результатов.

 

101

Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 2 (Для учителей)

Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с.

Учителя об учащихся

 

Анонимно

Групповая

- Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на дос­тижение этих результатов

 

102

Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 2 Письменный опрос для учащихся

Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с.

Учащиеся 11 класса

 

Самооценка и

экспертная оценка

Письменный опрос в групповой форме

Анонимно и добровольно

- Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на дос­тижение этих результатов

Опрос учащихся можно дополнить столбцом, в котором определяется вклад в формирование названных результатов участников образовательного процесса: отдельных учителей, родителей, одноклассников, других сверстников, школы в целом (уклад школьной жизни).

103

Анкета.

Источник: С.А. Писарева «Образовательная среда профильного обучения», под ред. А.П. Тряпицыной, С.-П, «КАРО», 2005

Учащиеся профильных классов

 

Анонимно

Групповая

Позволяет изучить эмоциональное состояние учащихся в процессе обучения (в том числе в профильном классе)

Может быть использована для исследования деятельности школы

104

Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности.

Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика. Из кн.  О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя)

Учащиеся всех ступеней обучения

 

Экспертная оценка

Учителем

Индивидуально

Позволяет оценить уровень сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности:

- учебно-познавательного интереса,

- целеполагания,

- учебных действий,

- действия контроля

- действия оценки

 

105

Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся приемов учебной деятельности.

Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика. Из кн.  О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя)

Учащиеся всех ступеней обучения

 

Экспертная оценка учителем

Позволяет оценить уровень сформированности у учащихся приемов учебной деятельности

 

106*

Тест  «Незаконченные рисунки».

Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. –56 с.

Дети  от 5 до 12 лет

 

Индивидуальная

Проводится психологом

Позволяет выявить способности к воображению и целостному восприятию, воссоздающему воображению

 

107*

Тест «Стиль педагогического руководства».

Журнал «Профессиональное образование». №1, 2003 Из кн. Мотков О.И. «Психология самопознания личности». Практическое пособие. М: РАО. Институт развития личности, 1993 г.

Учителя

 

Индивидуальная самооценка или анонимно

групповая

Стиль педагогического руководства учителя:

- Умение устанавливать отношения сотрудничества с учащимися;

- Способность к эмоциональному сопереживанию, открытому общению;

- Характер методов педагогического воздействия (гуманный или авторитарный)

 

108*

Тест «Размышляем о жизненном опыте».

 Автор Н.Е. Щуркова. из кн. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.  Стр. 188-202

Старшеклассники

 

Анонимно

групповая

Позволяет выявить нравственную воспитанность учащихся

Методика может быть использована для изучения результатов развития личности учащихся

109

Экспертная оценка учителями различных сторон детской одареннности.

Авторы: Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахан (адаптированный вариант создан Туник Е.Е. и Опутниковой В.П.). из кн.: Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. с. 45-66

от 6 до 18 лет

 

Экспертная  оценка учителями, школьными психологами, родителями. Начиная с 7-8 класса, экспертами могут выступать школьники: могут оценивать сами себя (самооценка) и друг друга (взаимооценка)

Позволяет оценить степень проявленности четырех видов одаренности

1) способности к обучению;

2) мотивационно - личностные характеристики;

3) творческие способности (креативность);

4) лидерские способности

Методику можно применять в комплексе с другими методиками для исследования самих составляющих одаренности (способность к обучению, мотивация, лидерские способности)

110

Методика "Интеллектуальный портрет»

Авторы – составители Н.И. Панютина. В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г. Дубровина, Н.А. Коляда, Н.В. Крушина, Е.В. Бобиченко. Из кн. «Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. - 204с.

Ученики

 

Экспертная оценка

Позволяет выявить и изучить характер  одаренности учеников через характеристику мыслительных операций, особенностей поведения и деятельности, наблюдаемых в ходе взаимодействия с ребенком:

- оригинальность мышления

- гибкость мышления

- продуктивность

- способность к анализу и синтезу

- классификация и категоризация

- высокая концентрация внимания

- память

- увлеченность содержанием задачи

- перфекционизм

- социальная автономность

- лидерство

- соревновательность

- широта интересов

- юмор

 

111

Методика - «Карта одаренности».

Авторы – составители Н.И. Панютина. В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г. Дубровина, Н.А. Коляда, Н.В. Крушина, Е.В. Бобиченко. Из кн. «Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. - 204с.

От 5 до 10 лет

 

Экспертная оценка ребенка родителями и педагогаи

Позволяет оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в наст. время:

- интеллектуальная;

- творческая;

- академическая (научная);

- художественно-изобразительная;

- музыкальная;

- литературная;

- артистическая;

- техническая;

- лидерская;

- спортивная

 

112

Карты сформированности уровней компетентностей у учащихся профильного уровня.

Источник: Н.И. Шевченко. Дневник участника эксперимента по введению профильного обучения. – М., 2006

Учащиеся профильных классов

7-11 кл.

 

Экспертная оценка учителями

Уровень сформированности компетентностей у учащихся:

- предметной

- коммуникативной

- социальной

Методика может быть использована и для изучения учащихся обычных классов

113*

Тест «Стиль педагогического руководства»

Источник Мотков О.И. «Психология самопознания личности». Практическое пособие. М: РАО. Институт развития личности, 1993 г.

Журнал «Профессиональное образование». №1, 2003

Учителя

 

Самооценка

Индивидуальная

Групповая

(анонимно)

Позволяет оценить стиль педагогического воздействия:

- умение устанавливать сотрудничество;

- способность к эмоциональному сопереживанию, открытому общению;

- гуманный или авторитарный

 

114*

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

Источник: Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – с. 94

Учителя

 

Самооценка

Экспертная оценка

Индивидуальная

Групповая

(анонимно)

Позволяет выявить способности учителя к саморазвитию и те факторы, которые стимулируют и препятствуют обучению, развитию и саморазвитию учителей

 

115*

Карта оценки удовлетворённости работой

Источник: Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – с. 94

Учителя

Срез проводится не чаще одного раза в год

Самооценка

Экспертная оценка

Индивидуальная

Групповая

(анонимно)

Позволяет:

а) оценить удовлетворённость работников различными аспектами социально-производственной ситуации;

б) выявить тенденции к улучшению или ухудшению оценок членов коллектива (в группе);

в) определить наиболее значимые для педагогов аспекты их деятельности;

г) сравнить положение в разных подразделениях

 

116

Методика изучения мотивации учения подростков.

Источник: ж. «Народное образование» №8, 2001г с. 80 – 89

Учащиеся 7-х, 9-х, 11х классов

 

Групповая

Позволяет исследовать:

- уровень учебной мотивации подростков и старших школьников,

-характер преобладающих мотивов;

- помогает выявить учащихся активно реализующих  учебные мотивы в поведении, и тех, у которых отсутствует активность в поведении по реализации учебных мотивов.

Методика помогает выявить итоговый уровень развития мотивации и сформированность её отдельных составляющих, личностного смысла учения, способности к целеполаганию, стремления к достижению успехов или к избеганию неудачи

 

117*

Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ).

Автор: О. Шостром. Литературный источник: Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности.// журнал практической психолога. – 1998. - № 1. – с.65-75

Взрослые

 

Анонимно

Позволяет выявит общий личностный потенциал, способность человека к саморазвитию, самореализации сторон

 

118*

Анкета для самодиагностики способности учителя к саморазвитию.

Из книги: Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с; стр. 48-66

Учителя

 

Самооценка; Групповая анонимно (в рамках комплексного исследования возможностей педагогических коллективов)

Позволяет выявить направленность учителя на саморазвитие

 

119

Тест для самоанализа «Проверьте, какой Вы руководитель».

Из книги: Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с; стр. 52-55

Учителя

 

Самооценка

Позволяет оперативно оценить сформированность некоторых управленческих качеств, развивает самооценку руководителя

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Характеристики психологической безопасности образовательной среды

Характеристики психологической безопасности образовательной среды

Название методики Автор Источник

Название методики Автор Источник

Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе»

Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе»

Склонность к уважению других: - толерантность в ситуации нетерпимости - активная жизненная позиция 10

Склонность к уважению других: - толерантность в ситуации нетерпимости - активная жизненная позиция 10

Степанов П.В. и др. См. выше

Степанов П.В. и др. См. выше

Изучение профессиональной позиции педагога как воспитателя

Изучение профессиональной позиции педагога как воспитателя

Может быть использована в рамках исследования обеспечения условий для развития личности школьника

Может быть использована в рамках исследования обеспечения условий для развития личности школьника

Стр. 60 – 64 Педагогический коллектив

Стр. 60 – 64 Педагогический коллектив

Диагностика параметров самостоятельной деятельности (СД) учащихся

Диагностика параметров самостоятельной деятельности (СД) учащихся

Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград:

Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград:

Методики изучения классного коллектива: - «Наши отношения» - «Атмосфера в классе» - «Барометр настроения» - «Мы выбираем, нас выбирают»

Методики изучения классного коллектива: - «Наши отношения» - «Атмосфера в классе» - «Барометр настроения» - «Мы выбираем, нас выбирают»

Опросник -2 «Отношение к учебным предметам»

Опросник -2 «Отношение к учебным предметам»

Педдиагностика» №2, 2004г., стр 104-114 с 12 лет

Педдиагностика» №2, 2004г., стр 104-114 с 12 лет

Методика «Познавательный интерес»

Методика «Познавательный интерес»

Методика «Учитель о профильном классе»

Методика «Учитель о профильном классе»

Методика «Шкала наблюдения»

Методика «Шкала наблюдения»

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности»,

Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности»,

Методика «Познавательные интересы школьника»

Методика «Познавательные интересы школьника»

СПб.: Речь, 2005 Младшие школьникиГрупповая и индивидуальная

СПб.: Речь, 2005 Младшие школьникиГрупповая и индивидуальная

СПб.: Речь, 2005 Младшие школьникиГрупповая и индивидуальная

СПб.: Речь, 2005 Младшие школьникиГрупповая и индивидуальная

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» –

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» –

Методика «Перечень любимых занятий»

Методика «Перечень любимых занятий»

Методика «Непроизвольное запоминание»

Методика «Непроизвольное запоминание»

СПб.: Речь, 2005 ДошкольникиГрупповая и индивидуальная

СПб.: Речь, 2005 ДошкольникиГрупповая и индивидуальная

СПб.: Речь, 2005 ДошкольникиВ два этапа: первая часть – в последние 5 минут одного занятия; вторая часть – через 10 минут перерываГрупповая

СПб.: Речь, 2005 ДошкольникиВ два этапа: первая часть – в последние 5 минут одного занятия; вторая часть – через 10 минут перерываГрупповая

СПб.: Речь, 2005 Дошкольники

СПб.: Речь, 2005 Дошкольники

Методика «Оценка вопросительных проявлений у детей»

Методика «Оценка вопросительных проявлений у детей»

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» –

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» –

СПб.: Речь, 2005 Старшие дошкольники5 минутИндивидуальноДоминирующие мотивы: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения 53

СПб.: Речь, 2005 Старшие дошкольники5 минутИндивидуальноДоминирующие мотивы: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения 53

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» –

В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» –

Анкета для оценки качества работы воспитателя по развитию познавательной активности воспитанников

Анкета для оценки качества работы воспитателя по развитию познавательной активности воспитанников

СПб.: Речь, 2005 Дети 6 – 7 лет 6 заданий

СПб.: Речь, 2005 Дети 6 – 7 лет 6 заданий

Методика «Учитель при проведении индивидуального опроса»

Методика «Учитель при проведении индивидуального опроса»

В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г

В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г

В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г

В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г

Методика оценки речевой культуры учителя

Методика оценки речевой культуры учителя

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г

В ж. «Сельская школа» №2, 2002г

Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №5, 2002г

Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №5, 2002г

Петрозаводск, 1992 – с. 222 – 228 9 – 11 классГрупповая и индивидуальная -

Петрозаводск, 1992 – с. 222 – 228 9 – 11 классГрупповая и индивидуальная -

СтаршеклассникиГрупповая и индивидуальная-

СтаршеклассникиГрупповая и индивидуальная-

М.: МГУ, 1995 – 188с. 9 – 11 классИндивидуальная-

М.: МГУ, 1995 – 188с. 9 – 11 классИндивидуальная-

С. 11 – 12 СтаршеклассникиГрупповая и индивидуальнаяИсследует: -

С. 11 – 12 СтаршеклассникиГрупповая и индивидуальнаяИсследует: -

Сост. В. В. Гришин, П. В. Лушин

Сост. В. В. Гришин, П. В. Лушин

Тест –опросник для определения уровня самооценки

Тест –опросник для определения уровня самооценки

Под ред. а. Ф. Кудряшова. –

Под ред. а. Ф. Кудряшова. –

Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. -

Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. -

Литературный источник: Бондарев

Литературный источник: Бондарев

Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий:

Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий:

М.: ТЦ «Сфера», 2000 Не указан

М.: ТЦ «Сфера», 2000 Не указан

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023