Характеристики психологической безопасности образовательной среды.
(Каталог материалов.)
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
• укрепление психического здоровья;
• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ОУ
Задачи:
1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;
2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и учителей путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;
Объекты изучения:
· учащиеся;
· родители;
· преподаватели;
· среда и окружение.
Для каталога были использованы разработанные методики для всестороннего, углублённого изучения различных сторон психологической безопасности образовательной среды.
№ |
Название методики Автор Источник |
Объект Возраст |
Время применения методики |
Форма проведения |
Что исследует |
Другие возможности использования методики |
1 |
Методика «Диагностика личностного роста школьников».
Авторы Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов В кн. Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М.: АПКиПРО; 2005 г., стр. 8-38 |
Ученики 6-8 кл. 9-11 кл. |
2 часа 1 час |
Групповая и индивидуальная
Опросник из 91 утверждения |
Характер отношений школьника к: 1. Семье. 2. Отечеству 3. Земле 4. Миру 5. Труду 6. Культуре 7. Знаниям 8. Человеку как к таковому 9. Человеку как к Другому 10. Человеку как Иному 11. К своему телесному Я 12. К своему внутреннему миру, к своему душевному Я |
Объединение некоторых шкал позволяют использовать методику для исследования: - воспитанности (шкалы 4-7)
- отношение к обще-человеческим ценностям (шкалы 1-8)
- взаимоотношения с окружающими (шкалы 8-10)
- самоотношение, само-оценка (шкалы 11-12) |
2 |
Методика «Исследование личностного роста».
Авторы те же
Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М.: АПКиПРО; 2005 г. стр.38 - 47 |
Ученики |
Не указано Предположительно формальное осуществление процедуры займет примерно 15-30 мин. Работа с содержанием потребует еще 30-60 мин. |
Индивидуальное диагностическое собеседование.
Представляет собой решение 10 ситуаций выбора |
1. Склонность к - авторитаризму - компромиссу - манипуляции - временному отказу от цели, т.к. люди важнее 2. Самоотношение. Я-концепция: - тенденция к доминированию, власти - расчетливость, стремление к успеху - компромисс, сотрудничество, самооценка - конкурентность, соперничество, стремление к успеху 3. Склонность к зависти и злорадству: - мстительность - эмпатия - равнодушие 4. Ценность личной свободы в сознании для подростка 5. Способность отстаивать свою позицию в противовес агрессивному большинству: - противостояние давлению - самодостаточность - мужественность 6. Способность к предательству: - ценности (материальные, духовные, самоценность) - активная жизненная позиция: 7. Склонность к принятию простых решений или к толерантности: 8. Представления о лидере и лидерстве: - ответственность - активная жизненная позиция - ведомость 9. Склонность к уважению других: - толерантность в ситуации нетерпимости - активная жизненная позиция 10. Потребность в истине или склонность к «пофигизму» |
- Каждая ситуация может быть использована автономно для решения конкретной задачи - Анализ выборов позволяет вести воспитательную работу - При внесении некоторых изменений может быть использована для формирования команды или при приеме специалистов на работу |
3 |
«Какой у нас коллектив».
Составитель А.Н.Лутошкин. В кн. Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». - М. АПКиПРО; 2005 г. стр. 48 - 50 |
Ученический коллектив |
Не указано Примерно 10-30 минут (зависит от темпа чтения) |
Групповая и индивидуальная Ребенок должен определить, на какой из предложенных вариантов описания различных типов коллектива похожи его класс, группа |
Изучает уровень развития детского коллектива: - степень сплоченности детского коллектива - степень удовлетворенности школьников своим коллективом - единство в достижении значимых целей - выявляет тех, кто недооценивает или переоценивает уровень развития коллектива |
- Возможно применение при анализе взрослых коллективов при соответствующей корректировке |
4* |
Методика «Социометрия». Основоположник метода Дж. Морено Степанов П.В. и др. См. выше Стр. 51- 53 |
Для всех возрастных категорий |
Не указано Предположительно проведение 10-15 мин Обработка зависит от количества человек |
Групповая и индивидуальная |
- изучение межличностных отношений в коллективе - определяет неформальную структуру взаимоотношений в коллективе - систему внутренних симпатий и антипатий - выявляет «лидеров» и «отверженных» членов - степень влияния коллектива на благоприятное развитие ребенка - степень взаиморасположения коллектива и отдельного ребенка |
|
5 |
Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе.
Автор М.И. Рожкова В кн. «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007 |
Ученический коллектив |
Не указано Примерно 15-25 минут |
Групповая |
- определяет уровень развития ученического самоуправления (предложения 1-24) - включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (1-4) - организованность классного коллектива (5-8) - ответственность за результаты совместной работы в классе (9-12) - участие класса в управлении делами школы (13-16) - взаимодействие с другими классами (17-20) - осознание ответственности за результаты всего коллектива школы (21-24) |
|
6 |
Изучение профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Степанов П.В. и др. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе».- М. АПКиПРО; 2005 г Стр. 53 - 60 |
Педагоги- воспитатели |
Проводиться по блокам за 2 дня Время на один блок не указано Примерно 20 минут |
Групповая и индивидуальная
Два опросных листа по 35 предложений |
Изучает профессиональную позицию педагога-воспитателя: - позволяет определить гуманистический характер данной позиции (являются ли гуманные ценности базовыми для педагога) - позволяет определить, на сколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности - педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и коллектив - педагог как субъект личностного профессионального развития как воспитателя - педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива - педагог как субъект взаимодействия с другими социальными общностями и институтами |
- Может быть использована в рамках исследования обеспечения условий для развития личности школьника. - Возможно применение методики при самоанализе педагогом своей деятельности |
7 |
Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания. Авторы Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова В кн. Степанов П.В. и др. См. выше. Стр. 60 – 64 |
Педагогический коллектив |
Не указано Примерно 20-30 минут |
Групповая и индивидуальная
Опросный лист из 29 утверждений |
- ориентирован ли коллектив на гуманистическое воспитание или преобладают авторитарные установки - признают ли педагоги своей базовой ценностью ребенка или для них ценны порядок и дисциплина в школе, хорошие мероприятия и поощрения за достижения |
|
8 |
Изучение удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. Комплексная методика А.А. Андреева. В книге «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007 |
Родители |
Не указано |
Групповая и индивидуальная Анкета в трех частях |
Позволяет получить: 1. Количественно выраженную информацию об оценке родителями: - роли образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств - помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем. 2. Содержательную информацию о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям родителей о жизни и их жизненным ценностям |
- Может быть использована для изучения результативности применения педагогического опыта или подхода на всех этапах. - При необходимости методику можно применять для самооценки педагогом своей работы, а при внесении некоторых изменений и родителями при оценке своего воспитательного влияния на ребенка |
9 |
Диагностика параметров самостоятельной деятельности (СД) учащихся. Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993 |
Экспертная оценка может быть применена с 1 по 11 класс; самооценка – с 8 по 11 |
Не указано |
Групповая и индивидуальная - экспертная оценка учителем СД учащихся. - самооценка учащимися своей СД |
Позволяет выявить и оценить сформированность качеств самостоятельной деятельности: - успеваемость - мотивация -активность - организованность (умение планировать) - ответственность (степень необходимого контроля) - самостоятельность |
|
10 |
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Комплексная методика А.А. Андреева. В книге «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007 |
4-5 классы |
20-30 минут |
групповая |
Определяет степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью |
|
11 |
Научно-популярный тест «Конфликтная ли вы личность?» ж. «Биология в школе» № 2 2002 г (стр. 22-23) |
подростки |
|
Групповая и индивидуальная 8 утверждений с вариантами ответов |
Степень конфликтности и конформности человека |
|
12* |
Опросник школьной тревожности Филипса. Л.С. Колмогорова «Диагностика психологической культуры школьников» - М.: «Владос пресс»2002г с.186-192 или ж. «Педдиагностика» № 2, 2006г., (стр.87 -93) |
5-6 классы |
30 минут |
Групповая и индивидуальная
Опросник из 58 вопросов
Проводится психологом |
- Общий уровень школьной тревожности - Переживание социального стресса - Фрустрация потребности в достижении успеха - Страх самовыражения - Страх ситуации проверки знаний - Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - Проблемы и страхи в отношениях с учителем |
|
13 |
Методики изучения классного коллектива: - «Наши отношения» - «Атмосфера в классе» - «Барометр настроения» - «Мы выбираем, нас выбирают» М.А. Алоева, В.Е. Бейсова «Настольная книга классного руководителя 5 -8 классов» - Ростов–на–Дону «Феникс2004г стр.244-2 |
5-6 классы |
5-10 минут в зависимости от количества уч-ся в классе |
Групповая |
- Изучение дружбы, сплоченности или конфликтности - состояние взаимопомощи или ее отсутствие - благоприятная ли атмосфера в классе - психологическое настроение ребенка коллектива в определенное время - существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций - симпатии и антипатии в коллективе |
Для составления характеристики классного коллектива |
14* |
Диагностика эмоциональной сферы в рамках исследования адаптации пятиклассников. Опросник -1 «Чувства в школе» Опросник -2 «Отношение к учебным предметам» Опросник -3 «Черты идеального учителя» С.В. Левченко, педагог – психолог средней школы №1415 г. Москвы «Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?» Журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2005г. стр65-66 |
4-5 классы |
10-15 минут |
- индивидуально или в групповой форме - на бланках или на компьютере - анонимно или открыто - разовое применение и лонгитюд |
Отсутствие или наличие временной дезадаптации, характерной для периода перехода из начальной школы в среднюю. Отсутствие или наличие «проблемных» предметов. Ожидания детей по отношению к педагогам. Опросник 1 - чувства, которые ребенок наиболее часто испытывает в школе - временная дезадаптация или ее отсутствие - общий настрой класса, его «эмоциональный портрет» Опросник 2 - отношение к учебным предметам - выделение списка проблемных предметов, вызывающих дезадаптацию Опросник 3 - общие черты учителей, которые вызывают симпатию учащихся - черты педагогов, вызывающие дезадаптацию у школьников |
Опросники могут быть использованы администрацией для изучения работы отдельного педагога или педколлектива в целом |
15* |
Тест-опросник «Значение учебных предметов для развития личности школьника. Т.Д. Дубовицкая ж. «Педдиагностика» №2, 2004г., стр 104-114 |
с 12 лет |
Зависит от количества анализируемых предметов |
Анонимно Групповая
18 суждений с предложенными вариантами ответов |
Степень значимости изучаемого предмета для развития личности ученика |
Может быть использована в рамках изучения направленности предмета на профильную подготовку учащихся |
16 |
Методика измерения уровня коммуникативной успешности. Автор И.А. Гришанова. Модифицированный вариант методики Г.С. Трофимовой ж. «Педдиагностика» №1, 2006г, с.80-90 |
Младшие школьники |
|
Групповая и индивидуальная самооценка или экспертная оценка учителем или родителями 2 опросника |
Способность успешно осуществлять межличностное общение по блокам: - шкалы 1 – 5 предназначены для выявления знаний обучаемых о собственных коммуникативных проблемах; - шкалы 6 – 10 связаны выявлением поведенческих характеристик; - шкалы 11 – 15 направлены на выявление особенностей эмоционально-регулятивной сферы |
|
17 |
Методика «Мое учение» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
7 – 11 классы |
|
Групповая и индивидуальная |
- отношение школьников к учению - предметную направленность их познавательных интересов - профессиональные намерения некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности учащихся |
Может быть использована совместно с психологической методикой «Тест Тулуз-Пьерона» для исследования характера умственной работоспособности учащихся |
18 |
Методика «Познавательный интерес» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993 |
с 4 класса |
Возможно, 1 урок |
Групповая (сочинение) |
- характер и силу познавательного интереса |
|
19 |
Методика «Свободные задания» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
|
Дополнительно к домашнему заданию по желанию ученика не на отметку |
Групповая Несколько раз в течение учебной четверти |
- наличие у учащихся учебно-познавательных интересов и их характер |
|
20 |
Методика «Познавательная потребность» Автор В.С. ЮркевичКн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.- «Просвещение», 1993 |
С 6-7 лет, можно и раньше |
|
Экспертная оценка учителями и родителями |
- интенсивность познавательной потребности у учащихся |
|
21 |
Методика «Учитель о профильном классе» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
Учителя 8-11 профильных классов |
|
индивидуальная |
- критерии формирования контингента профильных классов; - особенности программы «школа-вуз»; - мнение учителей о влиянии профильного обучения на учебную деятельность старшеклассников |
|
22 |
Методика «Старшеклассники о профильном обучении» |
старшеклассники |
2-3 четверть |
Групповая и индивидуальная |
- ведущие мотивы учения учащихся профильных классов; - источники и степень удовлетворения старшеклассников обучением; - затруднения в учебе |
В измененном варианте может применяться и в обычных классах |
23 |
Методика «Сотрудничество» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
|
|
Групповая и индивидуальная |
- отношение учащихся к сотрудничеству; - возможности и приемы реализации сотрудничества в процессе обучения |
|
24 |
Методика «Самостоятельная работа» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
Возможно, с 3-4 класса |
|
Групповая |
- отношение учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; - мотивы самостоятельной деятельности; - потребность учащихся в педагогическом руководстве |
|
25 |
Методика «Шкала наблюдения» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
Педагог |
Во время урока |
Индивидуально экспертом |
- приемы руководства самостоятельной деятельностью учащихся |
|
26 |
Методика «Домашнее задание» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
Ученики средних и старших классов |
Дома В течение недели |
Индивидуально |
- затраты времени учащимися на выполнение домашних заданий |
|
27 |
Методика «Учащиеся о стимулах» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
6-11 классы |
|
Групповая |
- оценку учащимися стимулов самостоятельной учебной деятельности; - характер влияния стимулов на деятельность учащихся |
|
28 |
Методика «Учителя о стимулах» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
учителя |
|
Групповая и индивидуальная |
- оценка учителями стимулов самостоятельной учебной деятельности учащихся |
|
29 |
Методика «Зачеты» Кн. Л.В. Жаровой «Учить самостоятельности», М.: «Просвещение», 1993 |
старшеклассники |
|
Групповая |
- отношение учащихся к зачетной системе; - выявление влияния зачетов на учебную деятельность учащихся |
|
30 |
Диагностика уровня сформированности навыков рисования Автор: Г.П. Милованова, педагог дополнительного образования, О.В. Овчинникова, педагог-психолог, ЦНТТ г. Березники Пермской области, ж\л «Дополнительное образование» № 7, 2002, с. 49-51 |
Младшие школьники |
Позволяет осуществить три этапа исследования с нарастанием сложности заданий |
Групповая и индивидуальная |
Позволяет выявить уровень развития: - пространственной ориентации ребенка на плоскости, умение соотносить предметы в пространстве; - координации и тонкой моторики; - умения изображать рисунок в цвете; - творческого мышления ребенка; - умения, представлять объекты в различных пространственных положениях. - умения решать логические задачи на классификацию; - умения отгадывать загадки |
Может быть использована в комплексе с другими методиками для изучения творческого мышления детей |
31 |
Методика «Познавательные интересы школьника» Автор К.Н. ВолковВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Младшие школьники |
|
Экспертная оценка деятельности учеников учителем Анкета из 5 вопросов |
Определение степени выраженности познавательных интересов младших школьников |
Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками) |
32 |
Методика «Познавательная активность младшего школьника» Вариант 1 Автор А.А. ГорчинскаяВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Младшие школьники |
|
Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов |
Степень выраженности познавательной активности |
Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками) |
33 |
Методика «Познавательная активность младшего школьника» Вариант 2 Автор А.А. ГорчинскаяВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Младшие школьники |
|
Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями
|
Степень выраженности познавательной активности в области математики |
Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками) |
34 |
Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» Вариант 2 Автор А.А. ГорчинскаяВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Младшие школьники |
|
Групповая и индивидуальная Анкета из 5 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями |
Степень выраженности познавательной самостоятельности в области математики |
Может быть использована в ранней диагностике профессионального профиля (только в комплексе с другими методиками) |
35 |
Методика «Доминирующие мотивы в ситуации их столкновения» Автор М.В. МатюхинаВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Младшие школьники |
|
Индивидуальная |
Доминирующий мотив: наличие интереса к мыслительной деятельность или к преодолению трудностей |
|
36 |
Методика «Заверши предложение» Автор М.В. Матюхина В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Младшие школьники |
|
Групповая и индивидуальная |
Спектр мотивов учения |
|
37 |
Доминирующие мотивы учения. Автор М.В. МатюхинаМетодика 1 «Закончи рассказ» Методика 2 В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Младшие школьники
Можно применять и для 5-6 класса |
|
Индивидуальная и групповая |
1. Доминирующий мотив учения (чувство долга, оценочный, потребность в умственной деятельности, социальный, принуждение). 2. Доминирующий мотив учения: - социальные мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, престижа, избегания неприятностей; - познавательные мотивы содержания и процесса) |
|
38 |
Методика «Перечень любимых занятий». Автор М.В. Матюхина В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Младшие школьники
|
|
Индивидуальная |
Уровень развития интереса к содержанию и процессу учения |
При внесении некоторых изменений в описании занятий (4, 7,11) можно применять и для 5-6 класса |
39 |
Методика выбора задачи – «способа». Автор А.К. ДусавицкийВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Младшие школьники |
|
Индивидуальная и групповая |
Степень устойчивости направленности школьника на способ осуществления учебной деятельности |
|
40 |
Методика «Непроизвольное запоминание».Автор А.К. ДусавицкийВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Школьники 3-его класса |
На уроке русского языка |
Групповая
В форме подробного изложения |
Тип познавательного интереса (занимательно-развлекательный, познавательный, на результат) |
|
41 |
Методика «Познавательная потребность дошкольника» (модтфицированный вариант методики В.С. Юркевич)В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники |
|
Групповая и индивидуальная Анкета из 7 вопросов Экспертная оценка деятельности детей родителями |
Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности (устойчивость можно выявить повторным применением методики) |
|
42 |
Методика «Особенности познавательных потребностей у дошкольников».Авторы Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники |
Две методики в форме игры |
Индивидуально |
Методика 1: особенности познавательной потребности: - реакция на новизну; - стремление к новизне Методика 2: степень выраженности любознательности |
|
43 |
Методика «Таинственное письмо».Автор А.М. ПрихожанВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники |
В два этапа: первая часть – в последние 5 минут одного занятия; вторая часть – через 10 минут перерыва |
Групповая
Вариант готового письма в методике не предлагается |
Напряженность познавательной потребности через интерес к деятельности и возврат к ней |
|
44 |
Методика прерывания процесса деятельности.Автор Б.В. Зейгарник. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники |
15 минут + |
Индивидуально |
Степень выраженности познавательной мотивации, ее силы и устойчивости через: - интерес к решаемой задаче; - отношение к попыткам приостановить деятельность; - стремление к реальному продолжению деятельности; - время |
|
45 |
Методика «Столкновение мотивов».Автор Н.И. Гуткина. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники |
|
Индивидуально |
Доминирование познавательного или игрового мотива в аффективно - потребностной сфере |
|
46 |
Методика «Детская любознательность».Авторы: методика №1 – Д.Б. Годовиков, методика №2 – П. Торренс В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники |
Две методики 30 мин. |
Индивидуально
К методике 2 картинка не предложена |
1. Уровень развития любознательности и поисковой активности. 2. Степень выраженности любознательности, чувствительность к новому и неизвестному, способность к вероятностному прогнозированию |
|
47 |
Методика «Вопрошайка».Автор Н.Б. ШумаковаВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники от 4 лет |
|
Индивидуально
Картинки к методике не предложены, описано только их содержание |
Уровень вопросительно – исследовательской активности |
|
48 |
Методика «Оценка вопросительных проявлений у детей».Автор Т.А. СеребряковаВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники |
Длительное время в различных условиях жизнедеятельности |
Индивидуально В форме дневника наблюдения за каждым ребенком |
Познавательно – вопросительная активность |
|
49 |
Методика «Выбор учебных заданий».Автор Н.В. Пророк. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Школьники 6 лет, обучающиеся в школе |
учебн. задания |
Групповая и индивидуальная |
Уровень развития познавательной активности через включенность, поглощенность и отношение к трудностям |
Позволяет получить информацию о мотивах деятельности (процессуальный, получение отметки, избегание неприятного) |
50 |
Методика «Выбор сюжетно – тематических картинок».Автор Н.В. Пророк. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники, младшие школьники |
|
Индивидуально Наборы сюжетно – тематических картинок не предложены |
Направленность интересов и мотивов |
|
51 |
Методика «Персонификация мотивов».Автор М.Р. Гинзбург. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники, младшие школьники |
5 минут
5 – 10 минут |
Индивидуально – дошкольники и первоклассники. Групповой - для младших школьников |
Мотивы учебной деятельности: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения |
|
52 |
Методика «Мотивы умственной деятельности у старших дошкольников».Автор Е.Э. Кригер. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Старшие дошкольники |
5 минут |
Индивидуально |
Доминирующие мотивы: внешний, процессуальный, игровой, позиционный, социальный, получение одобрения |
|
53 |
Методика «Волшебный цветок».Автор Е.Э. Кригер. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники |
|
Индивидуально |
Особенности мотивационных предпочтений в выборе деятельности |
|
54 |
Методика «Беседа».Автор М.В. МарусинецВ кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дошкольники |
|
Индивидуально |
Познавательная мотивация, направленность интересов |
|
55 |
Методика «Интерес к математике».Автор Л.Н. Вахрушева. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.:Речь, 2005 |
Дошкольники |
|
С детьми – индивидуально; С родителями – в групповой форме |
Наличие и степень устойчивости интереса к математике |
|
56 |
Анкета для определения готовности педагога к осуществлению деятельности по развитию познавательной активности дошкольников.Автор Е.А. Лобанова. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.:Речь, 2005 |
Воспитатели детского сада |
|
Групповая и индивидуальная |
Степень готовности педагога к осуществлению деятельности по развитию познавательной активности у дошкольников и представлений о принципах организации развивающей среды |
|
57 |
Анкета для оценки качества работы воспитателя по развитию познавательной активности воспитанников.Автор Е.Э. Кригер. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Воспитатели детского сада |
|
Групповая и индивидуальная |
Оценка качества деятельности воспитателя по формированию познавательной активности детей в группе детского сада |
Можно использовать для изучения сформированности произвольной сферы в комплексе с другими методиками |
58 |
Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению.Автор Э.А. Баранова. В кн. Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» – СПб.: Речь, 2005 |
Дети 6 – 7 лет |
6 заданий |
Индивидуально |
Особенности познавательного интереса в составе общей способности к учению: - доминирующий мотив (игровой или познавательный); - эмоциональное отношение к познавательной деятельности; - произвольность поисковой активности; - особенности проявления познавательного интереса в ситуации выбора; - готовность к самоконтролю; - отношению к полученному результату; - познавательный интерес при актуализации регуляционных процессов в условиях необходимости сохранения последовательности действий во внутреннем плане |
Можно использовать для изучения сформированности произвольной сферы в комплексе с другими методиками |
59* |
Фейс – тест (тест лица).Из ст. О. Фролушкиной. В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32 |
Ученики 1 – 2 классов |
|
Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом |
- Преобладающие эмоциональные состояния на уроке у учеников. - Преобладающее эмоциональное состояние учителя (экспертная оценка) |
Может быть использована для экспертной оценки деятельности учителя в период аттестации |
60* |
Методика «Незаконченные предложения».Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32 |
Младшие школьники |
|
Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом |
- Преобладающие эмоциональные состояния на уроке у учеников. - Умение учителя создать благоприятную эмоциональную атмосферу на уроках |
Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
61 |
Методика «Учитель при проведении индивидуального опроса».Из ст. О. Фролушкиной. В ж. «Сельская школа» № 4, 2001, стр. 27 – 32 |
Учитель |
Во время урока |
2 – 3 эксперта |
Коммуникативная культура педагога |
Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
62* |
Методика получения информации о микроклимате в классе «Эмоции на уроке».Модифицированный вариант методики Н.В. Кузьминой. Статья О. Фролушкиной. В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г. |
Учащиеся среднего звена
Учитель (опосредованно) |
|
Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом |
- Преобладающее эмоциональное состояние и активность школьников во время уроков |
Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
63* |
Опросник «Доверие» из ст. О. Фролушкиной. В ж. «Сельская школа» № 5, 2001г. |
Учащиеся среднего звена
Учитель (опосредованно) |
|
Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом |
- Характер отношений учителя и учащихся |
Может быть использована для исследования адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
64* |
Опросник «Оценивание». Из ст. О. Фролушкиной, ж. «Сельская жизнь» №5, 2001 г. |
Ученики
Учитель (опосредованно) |
|
Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом |
- Умение учителя использовать оценочные суждения, мотивирующие учение, поддерживающие желание учиться и не унижающие ученика |
Может быть использована для исследования причин нарушения адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
65* |
Экспресс – методика «Эффективность общения». Автор Р. Каверина. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г. |
Учителя |
|
Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом |
- Эффективность общения с коллегами |
Может быть использована для исследования психологического климата в коллективе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
66* |
Методика полярных профилей. ? Автор Р. Каверина. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» № 1, 2002г. |
Учителя |
|
Индивидуальная Анонимно. Проводится психологом |
- Установки учителя и его эмоциональный настрой при общении с коллегами; - Степень готовности к сотрудничеству с коллегами |
Может быть использована для исследования психологического климата в коллективе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
67* |
Методика оценки готовности учителя к сотрудничеству с родителями. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №1, 2002г. с. 33-38 |
Родители
(Учителя опосредованно) |
|
Групповая и индивидуальная; Анонимно. Проводится психологом |
- готовности учителя к сотрудничеству с родителями учащихся; - удовлетворенность родителей различными аспектами взаимодействия с учителями школы |
Может быть использована для исследования причин нарушения адаптации учащихся к школе и для экспертной оценки деятельности учителя в период его профессиональной аттестации |
68 |
Методика оценки речевой культуры учителя. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №1, 2002г. |
Учителя |
Во время урока |
2 – 3 эксперта |
- речевой культуры учителя (соответствие речи литературным нормам языка, сложность речи, дикция, интонационное разнообразие) |
См. выше |
69 |
Тест «Каковы ваши организаторские и коммуникативные склонности». Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29 |
Учителя, Руководители образовательных учреждений; Организаторы воспитательной работы |
|
Групповая и индивидуальная;
Самооценка |
- способность руководителя (учителя) к лидерству и успешной организаторской деятельности в условиях гуманистических норм общения |
|
70 |
Опросник «Как вы понимаете объяснительный процесс?» Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23-29 |
Учителя |
|
Групповая и индивидуальная;
Самооценка |
- уровень понимания психолого – педагогической сущности юбъяснительного процесса, как одного из элементов коммуникативной культуры |
|
71* |
Методика «Учитель глазами учеников». Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29 |
Учителя (оценка учителя учениками) |
|
Экспертная оценка деятельности учителя учениками. Анонимно
|
- Оценка темпа, ясности, доступности, полезности, активности изложения материала учителем |
Может быть использован для самооценки своих действий самим учителем |
72* |
Методика «Педагог глазами учеников». Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №2, 2002г. с. 23 -29 |
Учитель, воспитатель, классный руководитель, соц. педагог |
|
Экспертная оценка деятельности учителя учениками. Анонимно |
- Оценка авторитетности, такта, активности, способности воспитателя воздействовать на ученика |
|
73 |
Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Из ст. О. Фролушкиной В ж. «Сельская школа» №5, 2002г. с. 34 -39 |
Педагог |
|
Самооценка Индивидуально |
- Позволяет определить индивидуальный стиль работы и выявить его основные достоинства и недостатки. Стили: эмоционально – импровизационный, эмоционально – методический, методически – импровизационный, рассуждающее – методический |
|
74 |
Анкета старшеклассника. Автор Б.А. Федоршин. Из кн. «Практикум по экспериментальной и прикладной психологии» / Под ред. А.А. Крылова – Л.: ЛГУ, 1990. – С. 101-102 |
9 – 11 класс |
|
Групповая и индивидуальная; Самооценка и экспертная оценка одноклассником. Заключение профконсультанта |
- Осознанность выбора профиля обучения и сформированности профессиональных интересов |
|
75 |
Карта интересов. Автор: А.Е. Голомшток. Из кн. «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации»./ Под ред. А.Ф. Кудряшова – Петрозаводск, 1992 – с. 222 – 228 |
9 – 11 класс |
|
Групповая и индивидуальная |
- Выраженность интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний) |
Используется в комплексе с другими методикой для определения профессиональной направленности ученика |
76 |
Определение типа личностной направленности. Автор Дж. Холланд. Из «энциклопедии для детей. Выбор профессии» / Под ред. Е. Ананьевой, Е. Белоусовой. – М.: Аванта, 2003.- С. 417 – 419 |
Старшеклассники |
|
Групповая и индивидуальная |
- Изучение преобладающего типа личностной направленности в профессиональной деятельности (реалистический, социальный, артистический, конвенциальный, предприимчивый, интеллектуальный) |
|
77 |
Тест интересов и склонностей. Автор: С.И. Вершинин. Из «Сравненеие профессиональных интересов учащихся с требованиями профессии» // ж. «Школа и производство». – 1996, №6 стр. 90 – 93 |
Старшеклассники |
|
Групповая и индивидуальная |
- Позволяет определить степень выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности человека (человек, природа, техника, художественный образ, знак).
- Выявление численных характеристик профессиональных интересов школьников и сравнение их с требованиями различных профессий. |
Лучше сочетать с методиками, исследующими способности и самооценкой пофессионально важных качеств |
78 |
Схема анализа профессии. Авторы: Е.А. Климов, Н.С. Пряжников. Из Е.А. Климова «Как выбирать профессию». – М.:Просвещение, 1990 – 159 с. Пряжников Н.С. проблемы активизации профессионального самоопределения. – М.: МГУ, 1995 – 188с. |
9 – 11 класс |
|
В группе учащихся, которые индивидуально заполняют схему. С последующим анализом в минигруппах |
- Проведение сравнительного анализа 2 – 3 профессий для более полного понимания содержания труда, определения преимуществ и недостатков каждой из них |
|
79 |
Моды. Автор: Н.С. Пряжников. Из Пряжников Н.С. проблемы активизации профессионального самоопределения. – М.: МГУ, 1995 – 188с. |
9 – 11 класс |
|
Индивидуальная |
- Проверка выбранных профессий на перспективность |
|
80 |
Анкета изучения жизненных потребностей. Из «Психологическое сопровождение профессионального обучения безработных» // Сост. Н.В. Мажникова, В.Б. Сысенкова, В.М. Звонарева. Под ред. Т.В. Черниковой. – Волгоград, 2001. – С. 42 – 44 |
Старшеклассники |
|
Групповая и индивидуальная |
- Исследование потребностей старшеклассников на этапе выбора профиля обучения |
Используется в комплексе с другими методикой для определения профессиональной направленности ученика |
81 |
Мотивы выбора профессии. Автор: С.С. Гриншпун. В ст. «Оценка личностно – делового потенциала учащихся в профессиональной работе». // ж. «Школа и производство». 1994, №6. – С. 11 – 12 |
Старшеклассники |
|
Групповая и индивидуальная |
Исследует: - Причины выбора профессии школьниками; - Структуру их мотивационной сферы |
Может быть применена для исследования мотивов личности |
82 |
Сводная таблица результатов исследования гендерных (полоролевых) аспектов мотивов выбора профессии старшеклассниками. Из кн. «Профессиональная ориентация и профильное обучение» // Авт.-сост. Т.В. Черникова. – М.: АПК и ППРО, 2005. – 108с. |
Старшеклассники |
|
Групповая и индивидуальная
В таблице сопоставляются данные, полученные при помощи применения приложений №74 и №81 |
- Проверочное исследование мотивов выбора профессии; - Исследование гендерного аспекта мотивов выбора профиля обучения |
Полученные данные помогут преподавателю при выборе заданий для занятий |
83* |
Методика «ценностные ориентации». Автор: М. Рокич. Из кн.: 1)Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе» / Сост. В. В. Гришин, П. В. Лушин. - М.: Москва, 1990. -С. 34-35. 2)Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации. / Подред. А.Ф. Кудряшова и др. Петрозаводск, 1992.-С. 112 - 114 |
Старшеклассники Взрослые |
|
Лучше индивидуально. В два этапа. Проводится психологом |
- Изучение ценностных ориентаций личности; - Ранжирование их по степени значимости |
Не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы |
84 |
Трудовые ценностные ориентации старшеклассников. Автор Е.М. Павлютенков. Из ст. И.В. Малыхина. // ж. «Школа и производство». – 1989г. - №9, -с. 14 -17 |
9 – 11 классы |
|
Групповая и индивидуальная |
- направленность трудовых ценностных ориентаций; - иерархию ценностей по предпочтительности |
|
85 |
Тест –опросник для определения уровня самооценки. Автор: С.В Ковалев. Из кн. Шайгородский Ю.Ж. Точка отсчета. – Омск, 1992. С. 19-22 |
Можно применять с младшего подросткового возраста |
|
Групповая и индивидуальная |
- уровень самооценки личности с точки зрения взаимодействия с окружающими |
|
86 |
Самооценка волевых качеств личности. Автор: ? Из кн.: Практические занятия по психологии. Пособие для институтов физической культуры. – М., Просвещение, 1989; С. 99 -106 |
Старшеклассники и студенты |
|
Групповая и индивидуальная |
Уровень развития таких волевых качеств личности: - Целеустремленность; - Смелость; - Решительность; - Настойчивость, упорство; - Самообладание и выдержка; - Самостоятельность; - Инициатива |
|
87* |
Опросник тревожности. Автор: Ч. Спилбергер. Из кн.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. / Под ред. а. Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992. – С. 41 -45 |
Подростки и взрослые |
|
Групповая и индивидуальная Проводится психологом |
- ситуативную и личностную тревозжность |
|
88* |
Индекс жизненной удовлетворенности. Автор: Н.В. Панина. Из кн: Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. / Под ред. Л А Кроника. – М.: Прогресс, 1993. –С. 107 – 114 |
Старшие подростки и взрослые |
|
Групповая и индивидуальная Проводится психологом |
- определение отношения человека к себе и к собственной жизни; - общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни; - наличие интереса к жизни; - последовательность в достижении целей; - согласованность между поставленными и достигнутыми целями |
|
89* |
Опросник для определения структуры темперамента. Автор: В.М. Русалов Из кн.: Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. - М., 1990. -С. 12-16 |
Старшие подростки и взрослые |
|
Групповая и индивидуальная Проводится психологом |
- свойства нервной системы (гибкость, темп, способность к переключению); - особенности поведения и деятельности; - эмоциональность |
Полученные данные могут быть применены для эффективной организации учебного процесса и для прогноза успешности в той или иной профессиональной сфере |
90* |
Исследование коммуникативных установок личности. Авторы: А.Н. Ивашов, Е.В. Заика. Литературый источиик: Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. - 1991, - № 5. - С. 162-166 |
Старшие подростки и взрослые |
|
Групповая и индивидуальная Проводится психологом |
- Выявление доминирующей позиции в поведении и типа общения;
- выявление коммуникативных качеств, которые отражаются на взаимодействии человека с другими людьми, на стиле его деловых и личных взаимоотношений |
Позволяет прогнозировать успешность взаимодействия учителя с учениками |
91 |
Коммуникативные и организаторские способности. Авторы: В.В. Синявский, Б. А. Федоришин Литературный источник: Бондарев В.П. Выбор профессии. - М, 1991. - С. 31-40 |
Старшие подростки и взрослые |
|
Групповая и индивидуальная |
- уровень развития коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников как стержневых в профессиях типа «человек — человек» |
|
92* |
Шкала самоэф-фективности. Авторы: Р. Шварцер, М. Ерусалем. Литературный источник: ШварцерР., Ерусалем М., Ромек В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности. // Иностранная психология. - 1996. - № 7. - С. 71-76 |
Старшие подростки и взрослые |
|
Групповая и индивидуальная Проводится психологом |
Определение степени самоэффективности, т.е. веры в собствснные способности и в возможность собственного успеха (уверенность – неуверенность) |
|
93 |
Методика «Творческий потенциал». Авторы: Е.С. Жариков, А.Б. Золотов. Литературный источник: Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий: Введение в психологию научного труда. - Кишинев, 1990. - 336 с. |
Старшеклассники |
|
Групповая и индивидуальная |
- творческий потенциал личности |
|
94 |
Тест И.П. Павлова. Автор И.П. Павлов. Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 |
Не указан |
5 минут |
Групповая и индивидуальная |
- тип функциональной ассиметрии полушарий головного мозга; - позволяет выявить ведущее полушарие; - преобладающий тип мышления (логическое или образное) |
|
95 |
Реестр предполагаемых типов усвоения информации. Автор Грегорск (?).Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 |
Не указан |
Не указано |
Групповая и индивидуальная |
- предпочитаемый способ собирания информации в окружающей среде: Конкретно – последовательный Абстрактно – произвольный Абстрактно – последовательный Конкретно – произвольный |
|
96 |
Определение стиля обучения и мышления (Форма Б). Авторы: Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл. Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 |
Не указан |
Не указано |
Групповая и индивидуальная |
- Определение стиля обучения и мышления: Левополушарный Правополушарный Равнополушарный |
|
97 |
Аналитический обзор стиля обучения. АОСО Автор Ребекка Л, Оксфорд. Из кн. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 |
Не указан |
Не должно превышать более 30 минут |
Групповая и индивидуальная |
- стиль обучения (аудиал – визуал - кинестетик; экстраверт - интроверт; интуиция – логика; регламентированный - нерегламентированный; синтез - анализ) |
|
98* |
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе Авторы В. Козлов, А. Козлова, А. Тюлюбаев( кандидаты педагогических наук) ж. «Сельская школа», №6-2002, стр. 31-33 |
Педагогический коллектив |
|
Анонимно Групповая |
- Позволяет дать оценку психологического климата в коллективе – его сплочённости или разобщённости. Эта методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет при многократном исследовании проследить динамику его развития (по тем свойствам, которые заложены в опросном листе) |
|
99* |
Методика самооценки результатов школьного образования (на уровне школы). Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с. |
Педагогический коллектив |
|
Анонимно Групповая |
- Изучение достигаемых образовательных результатов. Особенности применения: Данная методика может быть предложена администрации, учителям школы в качестве стартового исследования в процессе разработки программы развития образовательного учреждения, проектирования образовательных программ. Содержание предлагаемого опроса можно использовать для внутреннего мониторинга результатов школьной инновационной деятельности |
Кроме этого, данные, полученные с помощью опроса, могут быть представлены родителям учащихся и социальным партнерам школы как развернутый отчет об образовательных результатах. В доработанном варианте методика может быть предложена учащимся 10-11 кл. и их родителям |
100 |
Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 1 Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с. |
Учителя |
|
Устное интервью или письменный опрос Групповая или индивидуальная |
- Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на достижение этих результатов. |
|
101 |
Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 2 (Для учителей) Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с. |
Учителя об учащихся |
|
Анонимно Групповая |
- Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на достижение этих результатов |
|
102 |
Методика «Образовательные результаты: действительность и возможность». Вариант 2 Письменный опрос для учащихся Источник: Лебедев О.Е., Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. – СПб.: СПГУПМ, 2001. – 52 с. |
Учащиеся 11 класса |
|
Самооценка и экспертная оценка Письменный опрос в групповой форме Анонимно и добровольно |
- Методика позволяет определить, какая часть учащихся достигает тех или иных образовательных результатов, а также факторы, оказывающие влияние на достижение этих результатов |
Опрос учащихся можно дополнить столбцом, в котором определяется вклад в формирование названных результатов участников образовательного процесса: отдельных учителей, родителей, одноклассников, других сверстников, школы в целом (уклад школьной жизни). |
103 |
Анкета. Источник: С.А. Писарева «Образовательная среда профильного обучения», под ред. А.П. Тряпицыной, С.-П, «КАРО», 2005 |
Учащиеся профильных классов |
|
Анонимно Групповая |
Позволяет изучить эмоциональное состояние учащихся в процессе обучения (в том числе в профильном классе) |
Может быть использована для исследования деятельности школы |
104 |
Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности. Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика. Из кн. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя) |
Учащиеся всех ступеней обучения |
|
Экспертная оценка Учителем Индивидуально |
Позволяет оценить уровень сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности: - учебно-познавательного интереса, - целеполагания, - учебных действий, - действия контроля - действия оценки |
|
105 |
Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся приемов учебной деятельности. Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика. Из кн. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя) |
Учащиеся всех ступеней обучения |
|
Экспертная оценка учителем |
Позволяет оценить уровень сформированности у учащихся приемов учебной деятельности |
|
106* |
Тест «Незаконченные рисунки». Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. –56 с. |
Дети от 5 до 12 лет |
|
Индивидуальная Проводится психологом |
Позволяет выявить способности к воображению и целостному восприятию, воссоздающему воображению |
|
107* |
Тест «Стиль педагогического руководства». Журнал «Профессиональное образование». №1, 2003 Из кн. Мотков О.И. «Психология самопознания личности». Практическое пособие. М: РАО. Институт развития личности, 1993 г. |
Учителя |
|
Индивидуальная самооценка или анонимно групповая |
Стиль педагогического руководства учителя: - Умение устанавливать отношения сотрудничества с учащимися; - Способность к эмоциональному сопереживанию, открытому общению; - Характер методов педагогического воздействия (гуманный или авторитарный) |
|
108* |
Тест «Размышляем о жизненном опыте». Автор Н.Е. Щуркова. из кн. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с. Стр. 188-202 |
Старшеклассники |
|
Анонимно групповая |
Позволяет выявить нравственную воспитанность учащихся |
Методика может быть использована для изучения результатов развития личности учащихся |
109 |
Экспертная оценка учителями различных сторон детской одареннности. Авторы: Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахан (адаптированный вариант создан Туник Е.Е. и Опутниковой В.П.). из кн.: Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. с. 45-66 |
от 6 до 18 лет |
|
Экспертная оценка учителями, школьными психологами, родителями. Начиная с 7-8 класса, экспертами могут выступать школьники: могут оценивать сами себя (самооценка) и друг друга (взаимооценка) |
Позволяет оценить степень проявленности четырех видов одаренности 1) способности к обучению; 2) мотивационно - личностные характеристики; 3) творческие способности (креативность); 4) лидерские способности |
Методику можно применять в комплексе с другими методиками для исследования самих составляющих одаренности (способность к обучению, мотивация, лидерские способности) |
110 |
Методика "Интеллектуальный портрет»Авторы – составители Н.И. Панютина. В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г. Дубровина, Н.А. Коляда, Н.В. Крушина, Е.В. Бобиченко. Из кн. «Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. - 204с. |
Ученики |
|
Экспертная оценка |
Позволяет выявить и изучить характер одаренности учеников через характеристику мыслительных операций, особенностей поведения и деятельности, наблюдаемых в ходе взаимодействия с ребенком: - оригинальность мышления - гибкость мышления - продуктивность - способность к анализу и синтезу - классификация и категоризация - высокая концентрация внимания - память - увлеченность содержанием задачи - перфекционизм - социальная автономность - лидерство - соревновательность - широта интересов - юмор |
|
111 |
Методика - «Карта одаренности». Авторы – составители Н.И. Панютина. В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г. Дубровина, Н.А. Коляда, Н.В. Крушина, Е.В. Бобиченко. Из кн. «Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. - 204с. |
От 5 до 10 лет |
|
Экспертная оценка ребенка родителями и педагогаи |
Позволяет оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в наст. время: - интеллектуальная; - творческая; - академическая (научная); - художественно-изобразительная; - музыкальная; - литературная; - артистическая; - техническая; - лидерская; - спортивная |
|
112 |
Карты сформированности уровней компетентностей у учащихся профильного уровня. Источник: Н.И. Шевченко. Дневник участника эксперимента по введению профильного обучения. – М., 2006 |
Учащиеся профильных классов 7-11 кл. |
|
Экспертная оценка учителями |
Уровень сформированности компетентностей у учащихся: - предметной - коммуникативной - социальной |
Методика может быть использована и для изучения учащихся обычных классов |
113* |
Тест «Стиль педагогического руководства» Источник Мотков О.И. «Психология самопознания личности». Практическое пособие. М: РАО. Институт развития личности, 1993 г. Журнал «Профессиональное образование». №1, 2003 |
Учителя |
|
Самооценка Индивидуальная Групповая (анонимно) |
Позволяет оценить стиль педагогического воздействия: - умение устанавливать сотрудничество; - способность к эмоциональному сопереживанию, открытому общению; - гуманный или авторитарный |
|
114* |
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии. Источник: Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – с. 94 |
Учителя |
|
Самооценка Экспертная оценка Индивидуальная Групповая (анонимно) |
Позволяет выявить способности учителя к саморазвитию и те факторы, которые стимулируют и препятствуют обучению, развитию и саморазвитию учителей |
|
115* |
Карта оценки удовлетворённости работой Источник: Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – с. 94 |
Учителя |
Срез проводится не чаще одного раза в год |
Самооценка Экспертная оценка Индивидуальная Групповая (анонимно) |
Позволяет: а) оценить удовлетворённость работников различными аспектами социально-производственной ситуации; б) выявить тенденции к улучшению или ухудшению оценок членов коллектива (в группе); в) определить наиболее значимые для педагогов аспекты их деятельности; г) сравнить положение в разных подразделениях |
|
116 |
Методика изучения мотивации учения подростков. Источник: ж. «Народное образование» №8, 2001г с. 80 – 89 |
Учащиеся 7-х, 9-х, 11х классов |
|
Групповая |
Позволяет исследовать: - уровень учебной мотивации подростков и старших школьников, -характер преобладающих мотивов; - помогает выявить учащихся активно реализующих учебные мотивы в поведении, и тех, у которых отсутствует активность в поведении по реализации учебных мотивов. Методика помогает выявить итоговый уровень развития мотивации и сформированность её отдельных составляющих, личностного смысла учения, способности к целеполаганию, стремления к достижению успехов или к избеганию неудачи |
|
117* |
Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ). Автор: О. Шостром. Литературный источник: Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности.// журнал практической психолога. – 1998. - № 1. – с.65-75 |
Взрослые |
|
Анонимно |
Позволяет выявит общий личностный потенциал, способность человека к саморазвитию, самореализации сторон |
|
118* |
Анкета для самодиагностики способности учителя к саморазвитию. Из книги: Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с; стр. 48-66 |
Учителя |
|
Самооценка; Групповая анонимно (в рамках комплексного исследования возможностей педагогических коллективов) |
Позволяет выявить направленность учителя на саморазвитие |
|
119 |
Тест для самоанализа «Проверьте, какой Вы руководитель». Из книги: Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с; стр. 52-55 |
Учителя |
|
Самооценка |
Позволяет оперативно оценить сформированность некоторых управленческих качеств, развивает самооценку руководителя |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.