Психологическое сопровождение в условиях инклюзивного образования

  • Документация
  • doc
  • 25.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

инклюзивное образование в школе играет сейчас важную роль, в том числе психологическое сопровождение детей с ОПП.
Иконка файла материала Психологическое сопровождение в условиях инклюзивного образования.doc

Психологическое сопровождение в условиях инклюзивного образования.

Psychological support in terms of inclusive education.

Педагог-психолог КГУ «Средняя школа№1», город Актобе, Субботина С.Ф.

 

Инклюзивное образование - это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа «особых детей»  в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических особенностей  ребенка с ограниченными возможностями. Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток - будь органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения».

Одной из главных задач  инклюзивной образовательной среды выступает создание условий для позитивного развития личности, способной к саморазвитию, т.е. взаимодействие школьника со сверстниками и педагогами в условиях психологической защищенности и поддержки.

 Именно характер отношений между участниками образовательного процесса задает пространство развития личности. Психологический компонент образовательной среды это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса, на фоне которого реализуются их потребности, возникают и разрешаются  межличностные и групповые конфликты.

 В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение «особого ребёнка», а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд  «особенного» ребенка и на желании ему помочь.

Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Школьный психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.

Суть психологической работы с детьми ОПП состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Эти задачи  педагог-психолог решает методами  бесед, индивидуальных психологических консультации,  ролевых игр, тренинговых упражнений.        

Ребенок не может быть адаптирован и социализирован отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка. Поэтому целью психологической работы с родителями  становится создание условий для социальной адаптации семей с «особым» ребенком. Большая проблема при работе с детьми с ОПП  – выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа [2c.62]. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности. Задачей психологической работы с родителями  «особых детей» является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей.

Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:

- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;

- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

- диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального):

- реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности:

- анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.

Для детей с проблемами развития важно еще до начала обучения продумать варианты адаптации программного материала, то есть составление индивидуального учебного плана. На этом направлении психолог может играть роль своеобразного эксперта – оценивать психологическую адекватность подобного учебного плана - его соотнесенность с задачами социальной адаптации конкретного ребенка. Так,  для детей с особыми образовательными потребностями, может быть предложена работа с разноуровневыми заданиями по одним и тем же темам, и соответствующие такому  обучению  методические рекомендации. Еще до начала учебного года необходимо  знакомство с конкретными детьми, не только психолога, но и  педагогов. Ребенок  знакомится со школой. В этой ситуации психолог может выступать как «адаптор» для  ребенка. Этому часто предшествует углубленное  психологическое обследование ребенка. Уже с самого начала обучения ребенка в школе психолог наблюдает за классом, в котором учатся  «особые дети», самостоятельно или при помощи воспитателя группы продленного дня или социального педагога проводит игровые занятия со всеми детьми в классе, способствующие лучшей адаптации всех детей, их эмоциональному сплочению. Это особый пласт именно психологический работы, так как одна из основных задач обучения «особых детей» в массовой школе – это задача социальной адаптации.

Психологически чрезвычайно важно, чтобы все педагоги школы старались спокойно и адекватно общаться с особыми детьми, по возможности не выделять их особенности перед другими детьми, не обсуждать без необходимости их проблем или негативные черты ни на уроке, ни во второй половине дня. Таким образом, на всех этапах организации инклюзивного обучения и воспитания в школе, роль психолога  может быть обозначена как организующая и координирующая, просветительская и обучающая.

Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. «Специальное образование включает работу с «особыми детьми», под них подстраиваются и школа, и педагоги».  Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. Инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Итак, при интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает  возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.

        Для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями  в среду общеобразовательного процесса необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое затрагивает все сферы жизнедеятельности ребенка.  

        В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется, и индивидуально и фронтально.

      Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на подготовку учителей (воспитателей) для работы как с детьми с ОПП, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОПП на формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы). Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне (одноклассник моего сына нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном устройстве двери) можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых. При этом координатор по инклюзии в образовательном учреждении является организатором процесса сопровождения, его «двигателем».

На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся (воспитанников), положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В старших классах школы, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

Учеными установлена прямая связь между наличием социально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, «нормально» развивающимися учащимися и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, формирование приятия «особых» детей, понимание их особых потребностей, организатором которой также является координатор. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками, у других же  детей формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что  ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждения сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

В дополнение к вышеизложенному, хотелось бы упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в психолого-педагогическом сопровождении. То, насколько сотрудники объединены  идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.

Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы и т.п.

Таким образом, можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении:

1) непрерывность;

2) системность;

3) индивидуальный подход;

4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;

5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

Современные исследования показывают, что не для всех детей с ограниченными возможностями здоровья интегрированное обучение предпочтительнее специального. Интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии. Это дети, имеющие функциональные нарушения, уровень психофизического развития  которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Однако оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно, если речь идет о тяжелых формах умственной отсталости. Для них подходят такие формы интеграции, как совместное пребывание в образовательном учреждении, проведение досуга и различных внешкольных мероприятиях.

 

Список  литературы:

1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967-93с.

2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и  практики  - М.:  Педагогика,  1991.-234с.

3. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138с.

4. Кобрина  Л.М.  Отечественная  система  специального  образования  —  фундамент  инклюзивного  обучения  и  воспитания  //  Дефектология.  —  2012.  —  №  3.

5. Мелехин  А.И.  Индивидуальный  маршрут  развития  особого  ребенка.  —  Справочник  педагога-психолога  (детский  сад)  —  2011.  —  №  04.