Влияние тревожности на агрессивное проявление личности

  • Документация
  • docx
  • 17.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Теоретический анализ проблемы изучения особенности взаимосвязи тревожности и агрессивности, а также исследование влияния высокого уровня тревоги на проявление различных видов агрессии.
Иконка файла материала статья.docx

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА АГРЕССИВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Литвинова Д.В.

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Луганской Народной Республики «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Развитие»

Аннотация. В статье предоставлен теоретический анализ проблемы изучения особенности взаимосвязи тревожности и агрессивности, а также исследование влияния высокого уровня тревоги на проявление различных видов агрессии.

Ключевые слова: эмоциональные состояния, агрессивность, тревожность, влияние, взаимосвязь, юношеский возраст.

Постановка проблемы. Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. Острый кризис, переживаемый в настоящее время нашим государством и вызванный политическими и экономическими причинами, проявляет себя в преступности, в увеличении числа немотивированных, разрушительных, агрессивных действий. Этим объясняется особая актуальность проблемы всестороннего изучения агрессивности. Важной составляющей данного вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения человека. В юношеском возрасте человек строит планы жизни, ориентируясь на будущее, которое нередко выступает перед ним как сложное, неопределенное, пугающее, что стимулирует возникновение страхов и тревоги. Как следствие, пока еще не возможности достижения своих намерений, боязнь будущего, тревоги за него, а также тревоги в «сейчас», юноши и девушки могут не контролировать свои эмоциональные переживания, и как следствие могут быть вспышки агрессии, враждебности в любом виде. Именно в этом возрасте, когда формируются самосознание, устойчивые личностные диспозиции, более актуальным становится изучение эмоциональных состояний  (агрессии, враждебности и тревоги).

Анализ последних исследований и публикаций. Состояние повышенной нервно-психической напряженности и, в частности, тревожности, в юношеском возрасте является одной их самых актуальных тем современной психологии. По данным исследований Л.П. Сливиной (2001), Р.А. Зобовой, А.А. Козловой (2001), Т.Ю. Арпоховой (2000) и др., многие современные юноши и девушки имеют высокие показатели уровня личностной и ситуативной тревожности. [1] Различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Враждебная агрессия проистекает из злости. Ее единственная цель – причинить вред. Инструментальная агрессия является средством  достижения какой-либо цели.  В этом случае причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели. [2] Исследование К. Лионе и В. Амэй выявляют агрессию, мотивированную страхом. Данная норма агрессии раннее относилась к эмоциональной форме выражения. Таким людям свойственны экспрессивные припадки бешенства, они постоянно испытывают высокий уровень тревожности и опасности, переживают страх и пытаются с помощью «приступов бешенства» уменьшить его, а также снять напряжение и тревогу (Н.А. Дубинко) [3] А.Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определелил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей, и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, так как часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной  реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. [4] Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Не агрессивность как таковая, а, наоборот, ее отсутствие, способность затормозить агрессивную реакцию, наличие сотрудничества и охрана потомства, забота о нем, взаимовыручка и опасность всегда благоприятствовали сохранению вида в целом и отдельных его особей. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определённой степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Чувство враждебности проявляется в «агрессивном настроении», «агрессивном состоянии» (Н. Д. Левитов), т.е. в эмоциях злости (гнева), отвращения и презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут приводить к агрессивному поведению. Однако А.Бассе отмечает, что враждебность и агрессивное поведение сочетаются хотя и часто, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессия без враждебности, когда например, грабят человека, не испытывая к нему никаких враждебных чувств. К. Изард тоже подчерчивает, что агрессивные вербальные и физические действия не входят во враждебность, и это действительно так. Враждебное (агрессивное) поведение может проистекать от чувства враждебности, мотивироваться им, но само этим чувством не является. Враждебность еще не есть агрессия (хотя трудно себе представить, чтобы по отношению к объекту вражды человек не проявил косвенную вербальную агрессию, т.е. не пожаловался на него кому-нибудь, не сказал про него какую-нибудь колкость. Очевидно, у этих авторов речь идет о проявлении прямой физической и вербальной агрессии). «Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». Было установлено, что тревожность, как таковая, не является лишь негативной чертой личности, провоцирующей более частое по сравнению с нормой, переживание эмоции страха, а в определенных ситуациях даже может быть полезной для индивидуума и выполнения его социальных функций. Оказалось, что «высокотреводные» люди лечше справляются с выполнением не очень сложных логических заданий, а вот трудные задачи лучше решают «нетревожные» люди. Таким образом, тревога несет в себе явно адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности, подсказывает организму, что надо принять необходимые меры для предупреждения опасности или смягчения ее последствий. Эти меры могут быть осознанными (например, подготовка  к экзамену), или преимущественно, бессознательными (защитные механизмы). Люди значительно различаются между собой по уровню своей тревожности. Для измерения подобных индивидуальных различий в 1953 году Дж. Тейлор путем урезания MMPI была создана методика под названием «Шкала явной тревожности Тейлора». Тревога может быть одним из условий, провоцирующих агрессию. Генерализированная тревога нередко формирует у индивида готовность защищаться от реальной или воображаемой опасности. Клинические наблюдения показали, что связь агрессии и тревоги может проявлять себя в следующих ситуациях: а) агрессивность сопряжена с тревогой, вызванной ожиданием агрессии в свой адрес, что в сущности, является проекцией собственных враждебных чувств; б) агрессивность является следствием тревоги и страха быть отвергнутым и остаться в одиночестве. При этом агрессия направлена на лиц, от которых исходит возможность болезненной изоляции и тревожности; в) враждебность и агрессия выступают в качестве способа защиты в ситуации тревоги.

Формулирование цели статьи. Целью статьи был теоретический анализ проблемы изучения особенности взаимосвязи тревожности и агрессивности, а также экспериментальное исследование влияния высокого уровня тревоги на проявление различных видов агрессии.

Результаты исследования. С целью исследования особенности взаимосвязи тревожности и агрессии в ходе проведённого исследования, было выявлено, что взаимосвязь между уровнем враждебности и тревожности имеет прямо пропорциональное отношение, тем временем как агрессия, не имеет с тревожностью прямой взаимосвязи, как считается стереотипно. Следовательно, чем выше уровень тревожности, тем выше уровень индекса враждебности. Так как враждебность по состояниям агрессии Басса-Дарки включает такие шкалы как обида и подозрительность, корреляцию между враждебностью и тревожностью, можно объяснить тем, что люди, которые недоверчивые и осторожные по отношению к другим, основаны на убеждении, что окружающие намерены причинить им вред или это обусловлено чувством горечи гнева на весь мир за действительные или вымышленные (мнимые) страдания.

Выводы данного исследования. По итогам проведённого исследования мы обнаружили, что чем выше уровень тревожности, тем выше индекс враждебности. Таким образом, установлено, что высокий уровень тревоги влияет на проявление различных видом агрессии.

Перспективы дальнейшей работы мы видим в направлении более глубокого изучения проблемы взаимосвязи тревожности и враждебности, - в разработке тренинговой и консультативной работы студентами, направленной на коррекционную работу с тревожностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психологический словарь/под общ. ред. Неймера Ю.Л. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-385 с.

2. Фромм Э. Анатомия человечекской деструктивности// Перевод Телятникова Э.М. и др.//Минск: Попури, 1999. - с. 569.


 

3.