Рабочая программа учителя дефектолога 1-4 класс ЗПР

  • Документация
  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Иконка файла материала Рабочая программа учителя-дефектолога ЗПР 7.1 - 7.2 1 - 4 класс.docx

 

Краснодарский край

муниципальное образование город-курорт Анапа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

имени генерала-фельдмаршала И.В.Гудовича

 

 

 

                                                                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                                       решение педсовета

                                                                                                                                                                       протокол №  1

                                                                                                                                                                       от 30 августа  2025 г.

 

                                                                                                                                                                 Председатель педсовета

                                                                                                                                                                  __________Вяткин Г.С.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                   

 

учителя - дефектолога

 

Уровень образования (класс)  начальное общее образование, 1-4 классы

 

Количество часов 68

Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы: учитель - дефектолог МБОУ СОШ №16 им. И.В. Гудовича

Вяткина Марина Анатольевна

Программа разработана в соответствии с АООП НОО ЗПР (вариант 7.1, 7.2),

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа учителя-дефектолога организуется на основании:

·                     Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·                     Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

·                     Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

·                     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.

·                     Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».

·                     Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

·                     Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

·                     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

·                     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

·                      

Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2)

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.

Цель - создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы:

1.                 Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.

2.                 Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

3.                 Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

4.                 Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития.

5.                 Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.1 и 7.2) могут быть представлены следующим образом.

АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

 

Структура коррекционно – развивающих занятий:

1.                 Ритуал приветствия.

2.                 Рефлексия предыдущего занятия.

3.                 Разминка.

4.                 Основное содержание занятия.

5.                 Рефлексия прошедшего занятия.

6.                 Ритуал прощания.

В структуре занятий выделяются:

·                     Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.

·                     Блок коррекции и развития этих  познавательных процессов.

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности  является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.  

В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание  формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Коррекционно – развивающая работа  с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

·                     Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

·                     Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.

·                     Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

·                     Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностными результатами являются:

·                     правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

·                     правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

·                     умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

·                     умение налаживать контакт с людьми;

·                     умение соблюдать правила игры и дисциплину;

·                     умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;

·                     способность к саморазвитию;

·                     внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

·                     широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·                     учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·                     способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·                     осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

·                     основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

·                     понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

·                     принятие установки на здоровый образ жизни;

·                     чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций.

Метапредметными результатами являются:

·                     навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

·                     умение учиться работать в паре и в группе;

·                     навык выполнять различные роли;

·                     умение слушать и понимать речь сверстников;

·                     осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;

·                     принимать и сохранять учебную задачу;

·                     учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

·                     планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·                     адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·                     умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·                     учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·                     формулировать собственное мнение и позицию;

·                     умение задавать вопросы;

·                     умение контролировать действия партнера;

·                     использование речи для регуляции своего действия;

·                     умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Предметными результатами являются умения:

·                     целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

·                     дорисовывать незаконченные изображения;

·                     группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

·                     составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

·                     конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

·                     определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

·                     зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

·                     классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

·                     различать запахи и вкусовые качества, называть их;

·                     сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

·                     действовать по звуковому сигналу;

·                     адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

·                     выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

·                     определять время по часам.

В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:

·                     выделять существенные признаки и закономерности предметов;

·                     сравнивать предметы, понятия;

·                     обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

·                     определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

·                     концентрировать, переключать своё внимание;

·                     развивать свою память;

·                     улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

·                     уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

·                     самостоятельно выполнить задания;

·                     осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

·                     работать в группе (при групповых формах работы).

Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.

Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.

 

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Раздел

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Диагностический этап (входной) (4ч)

Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Далеко - близко», «Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это бывает?»)

1

Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

1

Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»).

1

Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»)

1

Коррекция и развитие ВПФ (27ч) 

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр. «Спрячем и найдем»)

1

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

1

Тема «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр. «Что, где находится?», «Положи верно»)

1

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные картинки»)

1

Тема «Фрукты» Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Что больше, выше», «Толстый, тонкий»)

1

Работа в прописях. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»)

1

Тема «Овощи». Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»)

1

Работа в прописях. Диагностика развития пространства, времени, цвета.

1

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые деревья

1

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди и подчеркни»)

1

Тема «Овощи. Фрукты». Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Поиск предмета»)

1

Обозначение звуков буквами. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй»)

1

Тема «Посуда». Развитие произвольного внимания (Упр. «Смотри на руки», «Слушай команду»)

1

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение лишнего»)

1

Тема «Продукты» Развитие сенсорного внимания (Упр.«Найди два одинаковых предмета», «Поиск предмета»)

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

1

Тема «Одежда». Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам»)

1

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

1

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

1

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

Тема «Домашние животные». Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные», «Смешанный лес»)

1

Правописание собственных имён существительных.

1

Тема «Домашние птицы». Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг, треугольник и квадрат»)

1

Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил гол?»).

1

Тема «Зимующие птицы». Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни движение»).

1

Слова-признаки. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори», «Слушай хлопки»).

1

Тема «Новый год». Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»)

1

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (30ч)

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие мышления. Развитие умения определять временные категории (Упр. «Что было раньше?»)

1

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

1

Сравнение числовых выражений. Развитие мышления. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»).

1

Тема «Город». Развитие логического мышления (логические категории: меньше – больше, выше – ниже; упр. «Найди самый низкий забор»)

1

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Мой дом». Исследование развития хватания, движений пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», «Зайчик», «Гусь»).

1

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Как строят дома». Исследование развития соотносящих действий, подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи, как я»)

1

Решение примеров изученных видов.

1

Тема «Бытовые приборы» Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

1

Сравнение числовых выражений.

1

Тема «Мебель» Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор «Лего»)

1

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Тема «Дикие животные севера»

1

Решение простых задач.

1

Тема «Дикие животные юга»

1

Решение задач на одно-два действия.

1

Тема «Дикие животные леса»

1

Деление на две части.

1

Тема «Весна»

1

Деление на три части.

1

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

Тема «Перелетные птицы»

1

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

Тема «Транспорт»

1

Геометрические фигуры.

1

Тема «Профессии» Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании.

1

Сходство предметов.

1

Тема «Насекомые». Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Голоса природы», дыхательная гимнастика)

1

Тема «Лето». Диагностика моторной деятельности.

1

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

 Диагностика памяти

1

Диагностика мышления

1

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Раздел

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Диагностический этап (входной) (4ч)

 Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали»)

1

 Диагностика  развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», « Медведи разбрелись»).

1

 Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»)

1

 Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»)

1

Коррекция и развитие ВПФ (27ч)

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под. Над. За.»)

1

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

1

Тема «Осень. Приметы осени».

1

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Графический диктант.

1

Тема «Фрукты». Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера»)

1

Работа в прописях.

1

Тема «Овощи». Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие формы»)

1

Работа в прописях. Графический диктант

1

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, сад. Диагностика развития восприятия.

1

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

1

Тема «Овощи. Фрукты». Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения.

1

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Закрепление.

1

Тема «Посуда». Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания. (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»).

1

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

1

Тема «Продукты». Развитие умения распределять внимание. (Методики «Знаковый тест (круг -  крестик, круг - треугольник», «Ромашки - колокольчики»)

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

1

Тема «Одежда». Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди пару», «Найди зайца»)

1

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

1

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

1

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

Тема «Домашние животные». Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры»,  методика «Запомни слова»).

1

Правописание собственных имён существительных.

1

Тема «Домашние птицы». Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»).

1

Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1

Тема «Зимующие птицы» Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают животные», «Смешанный лес»).

1

Слова-признаки.

1

Тема «Новый год». Традиции. Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что запомнил?», «Что находится на картинке?»).

1

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (32ч)

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый лишний», «Найди лишнее слово»).

1

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

1

Сравнение числовых выражений.

1

Тема «Город». Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок.

1

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Мой дом.» Развитие умения классифицировать.

1

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Как строят дома». Развитие логического мышления (логические категории: меньше-больше, выше-ниже). (Упражнения «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье» и т.д.).

1

Решение примеров изученных видов.

1

Тема «Бытовые приборы». Диагностика развития мышления.

1

Сравнение числовых выражений.

1

Тема «Мебель». Диагностика развития движений пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»).

1

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Тема «Дикие животные севера». Диагностика координации движений (Упражнения «Радость», «Сделай, как я»).

1

Решение простых задач.

1

Тема «Дикие животные юга». Расслабление по контракту с напряжением. (Упражнения «Расслабление и напряжение», «Шум ветра»).

1

Решение задач на одно-два действия.

1

Тема «Дикие животные леса». Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика.

1

Деление на две, три части.

1

Тема «Весна». Пальчиковая гимнастика.

1

Деление на четыре части.

1

Тема «Весна идёт». Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», «Лего»).

1

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

Тема «Перелетные птицы». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Игра с волной»),

1

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

Тема «Транспорт». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Радость»).

1

Геометрические фигуры.

1

Тема «Профессии». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Сделай, как я»)

1

Сходство  предметов.

1

Различие предметов.

Тема «Насекомые» Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Печаль»).

1

Тема «Лето»

1

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

 Диагностика памяти

1

Диагностика мышления

1

 

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Раздел

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Диагностический этап (входной) (4ч)

Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»).

1

Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»).

1

Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»).

1

Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления.

1

Коррекция и развитие ВПФ (27ч)

Тема «Моё поведение на улице»

1

Манипуляция с мелкими предметами

1

Текст «Осень»

1

Рисование узоров, букв и цифр. 

1

Тема «Осень. Жизнь людей осенью»

1

Коррекция почерка

1

Тема «Огород»

1

Деление слов на слоги.

1

Тема «Школьный огород»

1

Схема слова.

1

Тема «Подготовка к зиме»

1

Предложение.

1

Текст «Берегите книги»

1

Составление предложений.

1

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса

1

Деление предложения на слова.

1

Тема «Школьная библиотека»

1

Состав слова. Корень.

1

Тема «Магазин»

1

Состав слова. Приставка.

1

Тема «Зима»

1

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

1

Тема «Домашние животные»

1

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1

Тема «Зимующие птицы»

1

Имя существительное. Число имени существительного

1

Тема «Новогодний праздник»

1

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (32ч)

Устная и письменная нумерация чисел.

1

Тема «Зима»

1

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

1

Тема «Дикие животные севера»

1

Таблица умножения на 2.

1

Тема «Дикие животные юга»

1

Таблица умножения на 3.

1

Тема «Дикие животные леса»

1

Таблица умножения на 4.

1

Тема «Город»

1

Таблица умножения на 5.

1

Тема «Дом и его части»

1

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

1

Тема «Бытовые приборы»

1

Умножение на 0 и 1.

1

Тема «Мебель»

1

Компоненты деления и умножения.

1

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса

1

Правила о порядке выполнения действий.

1

Тема «Весна»

1

Умножение и деление на три – четыре части.

1

Тема «Перелетные птицы»

1

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

1

Тема «Профессии»

1

Периметр.

1

Тема «Транспорт». Классификация по видам

1

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50

1

Тема «Лето»

1

Правила о порядке выполнения действий.

1

Тема «Насекомые»

1

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

1

Итоговая проверочная работа.

1

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия.

1

Диагностика внимания.

1

Диагностика памяти.

1

Диагностика мышления.

1

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Раздел

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Диагностический этап (входной) (4ч)

Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.) Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспризведение прочитанного текста с соблюдением последовательности»)

1

Диагностика внимания: Устойчивость (Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С.); Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера).

1

Диагностика памяти: Зрительная (Методика «Тренируем память»); Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.)

1

Диагностика мышления: Наглядно – действенного (Методика «Собери по образцу»); Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по представлению).

1

Коррекция и развитие ВПФ (27ч)

Тема «Моё поведение на улице»

1

Манипуляция с мелкими предметами

1

Текст «Осень»

1

Рисование узоров, букв и цифр.

1

Тема «Осень. Жизнь людей осенью»

1

Коррекция почерка

1

Тема «Огород»

1

Деление слов на слоги.

1

Тема «Школьный огород»

1

Схема слова.

1

Тема «Подготовка к зиме»

1

Предложение.

1

Текст «Берегите книги»

1

Составление предложений.

1

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса

1

Деление предложения на слова.

1

Тема «Школьная библиотека»

1

Состав слова. Корень.

1

Тема «Магазин»

1

Состав слова. Приставка.

1

Тема «Зима»

1

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

1

Тема «Домашние животные»

1

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1

Тема «Зимующие птицы»

1

Имя существительное. Число имени существительного

1

Тема «Новогодний праздник»

1

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (32ч)

Устная и письменная нумерация чисел.

1

Тема «Зима»

1

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

1

Тема «Дикие животные севера»

1

Таблица умножения на 2.

1

Тема «Дикие животные юга»

1

Таблица умножения на 3.

1

Тема «Дикие животные леса»

1

Таблица умножения на 4.

1

Тема «Город»

1

Таблица умножения на 5.

1

Тема «Дом и его части»

1

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

1

Тема «Бытовые приборы»

1

Умножение на 0 и 1.

1

Тема «Мебель»

1

Компоненты деления и умножения.

1

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса

1

Правила о порядке выполнения действий.

1

Тема «Весна»

1

Умножение.

1

Деление на три – четыре части.

1

Тема «Перелетные птицы»

1

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

1

Тема «Профессии»

1

Периметр.

1

Тема «Транспорт». Классификация по видам

1

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50

1

Тема «Лето»

1

Правила о порядке выполнения действий.

1

Тема «Насекомые»

1

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

1

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия.

1

Диагностика внимания.

1

Диагностика памяти.

1

Диагностика мышления.

1

 

 

 

Методические пособия для учителя:

1.                  О.А. Ишимова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: учебное пособие для общеобразовательных организаций /О.А.Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018. 

2.                  О.А. Ишимова Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: прог.-метод. материалы: пособие для учителя/О.А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2014. 

3.                  В.П. Канакина  Русский язык. 1 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 8-е изд., испр. – М.:

Просвещение, 2016

4.                  В.П. Канакина Русский язык. 2 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 6-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016

5.                  В.П. Канакина Русский язык. 3 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 6-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016

6.                  В.П. Канакина Русский язык. 4 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 8-е изд., – М.: Просвещение, 2018.

7.                  Екжанова Е.А. Контроль знаний в системе коррекционного обучения: учеб. – метод. Пособие для 1 –й ступени школ VΙΙ вида и классов КРО/ Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова, М.Б. Хабибулина. – М.: Дрофа, 2008.

8.                  Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной классов. – М.:Национальный книжный центр, 2015 + диск 

9.                  М.М. Безруких. «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе» Москва, Педагогический университет,  «Первое сентября» 2009.

10.              М.М.Безруких. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. Москва. Директ-Медио, 2023

11.              М.М.Безруких. Лекция «Развитие мозга ребенка. Что помогает и что мешает». - М.: Просвещение, 2021.

12.              М.М.Безруких. Все цвета, кроме чёрного. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 2–6 классы. Москава, - М.: Просвещение, 2021

13.              Безруких М.М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Орлов К.В., Тюрина Е.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования //Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С. 82−98.

14.              Безруких М.М., Лукьянец Г. Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С., Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы //Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 5 (87). С. 46−62.

15.              Безруких М.М., Логинова Е.С., Теребова Н.Н., Усцова А.Г., Макарова Л.В. речевое развитие подростков 10 — 12 лет и использование электронных устройств //Обучение иностранным языкам. 2022. Т. 49. № 1. С. 17−42.

16.              Жадько Н.В., Безруких М.М. Концептуальная модель hard skills vs soft skills в структуре функциональной грамотности //Обучение иностранным языкам. 2022. Т. 49. № 3. С. 224−233.

17.              Bezrukikh M., Ivanov V. Аge features of eye movements in adolescents when reading from various electronic devices //В сборнике: Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. Intercognsci: International Conference on Cognitive Sciences. Cham, 2021. С. 160−166.

18.              Безруких М.М., Войнов В.Б., Криволапчук И.А., Макарова Л.В., Макеева А.Г., Орлов К.В., Параничева Т.М., Соколова Л.В., Соколова Л.В., Сонькин В.Д., Филиппова Т.А. Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций российской федерации. результаты анкетирования образовательных организаций (июнь 2021 года) //В сборнике: Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения. Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 2021. С. 16−45.

19.              Безруких М.М. Здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных организаций российской федерации. результаты анкетирования представителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования //В сборнике: Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения. Всероссийская научно-практическая конференция. Москва, 2021. С. 9−15.

20.              Безруких М.М., Иванов В.В. Особенности окуломоторной активности при чтении текста с различных электронных устройств отображения информации у подростков //В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Москва, 2021. С. 459−462.

21.              Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.В., Сергеева В.Е. Когнитивное развитие детей 6−7 лет //В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Отв. ред. В.Л. Ушаков, И.И. Русак, В.В. Климов, П.М. Балабан. Москва, 2021. С. 68−70.

22.              Хрянин А.В., Безруких М.М. Особенности зрительно-пространственной деятельности разного уровня сложности у детей //В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. Отв. ред. В.Л. Ушаков, И.И. Русак, В.В. Климов, П.М. Балабан. Москва, 2021. С. 91−93.

 

Методические пособия для ученика:

1.                  О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. Развитие речи. Письмо.  Тетрадь – помощница. "Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ". входит в учебно-методический комплекс "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов". Пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2023

2.                  О.А. Ишимова, Чтение. "Чтение. 1-4 классы. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся. ФГОС ОВЗ", предназначена для занятий с учащимися 1-4 классов, имеющими трудности в овладении первоначальным навыком чтения (не читающие или медленно читающие дети) - М.: Просвещение, 2023.

3.                  О.А. Ишимова, Чтение. "Чтение. От слога к слову. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ" Пособие для занятий с учащимися 2-4 классов, имеющими трудности в овладении навыком чтения (медленно читающие дети) - М.: Просвещение, 2021.

4.                  О.А. Ишимова, Чтение. "Читаю и понимаю. Тетрадь – помощница. ФГОС ОВЗ", предназначена для занятий с учащимися 2-4 классов, имеющими трудности в понимании прочитанного, в овладении навыком чтения (медленно читающие дети). Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. 3-е издание. - М.: Просвещение, 2023.

5.                  О.А. Ишимова, "Чтение. Читаю словами. 2-4 классы. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ", предназначена для занятий с учащимися 2-4 классов, имеющими трудности в овладении навыком чтения (медленно читающие дети). Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2020.

6.                  О.А. Ишимова Е.В. Дерябина "Письмо. 2-4 класс. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. ФГОС ОВЗ", предназначена для учащихся 2-4 классов, которые испытывают трудности в овладении навыком письма. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2023.

7.                  О.А. Ишимова Н.Н. Алипченкова "Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. ФГОС" предназначена для учащихся 2-4 классов, которые испытывают трудности в овладении навыком письма. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2023.

8.                  О.А. Ишимова Е.Х. Заббарова "Письмо. 2-4 классы. Различаю звонкие и глухие согласные. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ", предназначена для учащихся 2-4 классов, которые испытывают трудности в овладении навыком письма. Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2023.

9.                  О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина "Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Пишу правильно. 2-4 классы. ФГОС ОВЗ", предназначена для учащихся 2-4 классов, которые испытывают трудности в овладении навыком письма. Она входит в учебно-методический комплекс "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов".  Учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2023.

10.              О.А. Ишимова, И.Е. Юсов "Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ", предназначена для учащихся 2-4 классов, которые умеют читать, но испытывают трудности в совладении навыком письма, учебное пособие для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций. 2-е издание. - М.: Просвещение, 2023.

11.              Л.Н. Ефименкова.         Коррекция ошибок,     обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных (диск)

12.              Л.Н. Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих, аффикат, Л-Р

(диск)

13.              Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной классов. – М.:Национальный книжный центр, 2015 + диск 

14.              М.М.Безруких. Все цвета, кроме чёрного. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 2–6 классы. Москава, - М.: Просвещение, 2021.

15.              Диагностический комплект для начальной школы.

16.                  Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001

17.                  Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет», Ярославль,: Академия развития, 2006

18.                  Н.Ю.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», - М.: Рольф, 2001

19.                  Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005

20.                  М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для начальных классов», М., Антал, 1995

21.                  А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002

22.                  И.Н. Шевлякова «посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003

23.                  Л.Н. Копытова «развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007

24.                  Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000

25.                  В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., Просвещение, 1991

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                          СОГЛАСОВАНО                                  

Руководитель                                                                                                                                                                   Заместитель директора                                   

МО социально-                                                                                                                                                                по УМР                

психологической службы                                                             

 

 __________Н.Д.Шепелеева                                                                                                                                           __________С.А.Огурцова               

                                         

                                                                                                    

 «___» ____________20__ г.                                                                                                                                         «___» ___________20__ г.