

Департамент
образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
|
Рассмотрено |
Согласовано |
Утверждено |
|
На заседании МО руководитель МО /________/Григорьева О.В. Протокол № ____ от «__» _________ 2025 г.
|
Заместитель директора по УВР /__________/Кочурина И.С. Протокол № ___ от «__» ___________ 2025 г.
|
Директор /___________/Шахмайкина И.О. Приказ №____ от «__»__________2025 г.
|
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
1. Общие сведения об учащегося:
Имя, фамилия ребёнка: Илья Семёнов
Возраст ребёнка: 8 лет
Класс: 1-ый (дополнительный)
Год рождения: 18 июня 2017 года
Дошкольную подготовку ребёнок проходил в МАОУ «Верхнекетсткий детский сад».
Автор-составитель: Моисеева Р.И. –
учитель-дефектолог – сурдопедагог
rimoiseeva@list.ru
Томск – 2025/2026 уч. год
2. Нормативные документы:
· Конституция РФ;
· Конвенция ООН о правах ребёнка;
· Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (часть 1 статья 75), приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
· Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р;
· Концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий на 2015-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ 24 апреля 2015 г. № 729-р;
· Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41, далее – СанПиНа 2.4.4.3172-14);
· Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), (вариант 2) в соответствии с ФГОС ОВЗ.
· Закон Томской области от 12.08.2013 №149-ОЗ "Об образовании в Томской области" Принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.07.2013 №1367
3. Локальные акты образовательной организации ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
§ Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4).
§ Положение о специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
§ Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (ТМНР) (вариант 1.4).
4. Вид образовательной программы: СИПР на основе АОП НОО для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 1.4)
5. В обучении и развитии ребёнка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
§ Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии осуществлена была. Илья был принят в 1-ый подготовительный класс школы в 8 лет. Дошкольная подготовка проводилась на базе МАОУ «Верхнекетсткий детский сад».
§ Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие жизненной компетенции.
Илья испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ним проводятся уроки и коррекционные занятия учителем-дефектологом – сурдопедагогом Моисеевой Р.И., ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».
В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты:
· Директор – Шахмайкина И.О.
· Зам. Директора по УВР – Кочурина И.С.
· Классный руководитель – учитель Дутова Т.Н.
· Учитель-дефектолог (сурдопедагог) – Моисеева Р.И.
6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребёнка:
· индивидуализация обучения;
· игровые технологии;
· информационно-компьютерные технологии;
· создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребёнка;
· «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.
Особые образовательные потребности обучающегося с интеллектуальными нарушениями обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие;
наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры;
нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребёнку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребёнка:
массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажёр для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т.д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребёнка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с ребёнком, использует компьютер с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
Особая организация рабочего места: ребёнку не требуется особая организация рабочего места. Обстановка, созданная в кабинете, нормализует эмоциональный фон ребёнка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В кабинете достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.
Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на занятии краткие, чёткие, повторяются 2-3 раза.
Используется определенная структура занятия:
1. Подготовительный этап. Организационный момент (эмоциональное приветствие, социально-жестовая беседа с ребёнком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
2. Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
3. Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
4. Повторение изученного, подача нового материала.
5. Двигательная гимнастика.
6. Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
· задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.);
· задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма);
· задания на развитие тактильно-осязательного восприятия;
· задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 10-20 минут, с перерывом 10-20 минут. Обучение проходит в одну смену.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т.е. 2 раза в год):
«выполняет действие самостоятельно» (С);
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (И);
«выполняет действие по образцу» (О);
«выполняет действие с частичной физической помощью» (П);
«выполняет действие со значительной физической помощью» (ПП);
«действие не выполняет» (!);
«узнает объект» (У);
«не всегда узнает объект» (НУО);
«не узнает объект» (Н).
Оценка отражает степень самостоятельности обучающейся: выполняет ли она учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Форма обучения: дистанционная.
Программы сотрудничества специалистов с семьей обучающегося постоянна, т.к. во время учебных занятий родитель (мама, папа) ребёнка присутствует, помогает (в случае необходимости), контролирует.
Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:
Развитие и воспитание ребёнка.
Соблюдение чёткого режима дня: занятие проводятся регулярно по 10-20 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор для обучения, этот набор даётся ребёнку только для занятий с взрослым.
Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).
Нужно проводить с ребёнком заранее беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачке», «Пойдем в группу» и т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребёнку.
Социальное развитие.
Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить называть своё имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия с взрослыми (смотреть в глаза, обращаться жестами).
Развитие слухового восприятия.
Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).
Развитие понимания обращенной речи.
Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1 действие (Возьми куклу).
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).
Формирование активной речи.
Учить подражать действиям губ – «по», «мо», «то», «ту», делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию).
Учить произносить гласные звуки по подражанию. Закреплять произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д. Уточнить предметный словарь (картинки - мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов, необходимых в практических жизненных ситуациях.
Формирование игровой деятельности.
Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, укладывание куклы спать - доступных для понимания ребёнку. Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везём их строить дом».
1. Индивидуальный учебный план
Таблица №1
|
№ |
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
|
1 |
Математика |
Математические представления |
2 |
64 |
|
2 |
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
2 |
64 |
|
3 |
Сенсорное развитие |
Действия, направленные на сенсорное развитие. |
2 |
64 |
|
4 |
Изобразительная деятельность |
Рисование |
1 |
32 |
|
5 |
Предметно-практическая деятельность |
Предметно-практические действия. |
1 |
32 |
|
6 |
Окружающий мир |
Окружающий природный мир |
1 |
32 |
|
7 |
Адаптивная физическая культура |
Физкультурно-оздоровительные действия. |
2 |
64 |
|
8 |
Музыка и движение |
Музыкально-ритмические действия. |
1 |
32 |
|
Коррекционные занятия |
||||
|
1 |
Коррекционные занятия с логопедом. |
1 |
32 |
|
|
2 |
Коррекционные занятия с дефектологом. |
1 |
32 |
|
|
3 |
Коррекционные занятия с психологом. |
1 |
32 |
|
|
Итого |
15 |
516 |
||
Продолжительность учебной недели на 2025-2026 учебный год – 4 дня в неделю. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребёнка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС. В феврале для обучающегося Семёнова Ильи есть дополнительные недельные каникулы.
7. Особенности психофизического развития определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД).
Программа формирования БУД направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями - вариант 1.4 и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)
- умение выполнять инструкции педагога
- использование по назначению учебных материалов
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определённого периода времени
- от начала до конца
- с заданными качественными параметрами
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Для выявления возможной результативности обучения учитывается ряд факторов:
§ особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающейся;
§ в процессе предъявления заданий используются все доступные обучающейся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий;
§ в процессе предъявления и выполнения заданий обучающейся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога;
§ при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребёнка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.
2. Содержание и отслеживание результатов обучения.
При оценке результативности освоения обучающимся СИПР важно опираться на метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
|
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) |
Условные обозначения |
|
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) |
! |
|
Действие выполняется ребёнком: |
|
|
- со значительной помощью взрослого |
ПП |
|
- с частичной помощью взрослого |
П |
|
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) |
И |
|
- подражая или по образцу |
О |
|
- самостоятельно |
С |
|
- узнаёт объект |
У |
|
- не всегда узнаёт объект |
НВО |
|
- не узнает объект |
Н |
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Семёнова Ильи в силу его психофизических способностей.
Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Таблица 3.
|
№ |
Тема |
Период |
Планируемый результат |
|
1. |
Диагностический период |
4 часа |
|
|
1) Коммуникация с использованием вербальных средств |
|||
|
2. |
Формирование умения устанавливать контакт с собеседником |
I четверть |
установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником |
|
3. |
Формирование умения реагировать на собственное имя |
реагирование на собственное имя |
|
|
4. |
Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом |
приветствие собеседника звуком, словом |
|
|
5. |
Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом |
прощание с собеседником звуком, жестом, словом |
|
|
2) Коммуникация с использованием невербальных средств |
|||
|
6. |
Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации |
II четверть |
выражение приветствия, прощания с использованием мимики |
|
7. |
Формирование умения использовать жест как средство коммуникации |
выражение жестом приветствие, прощание |
|
|
3) Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
|||
|
Импрессивная речь |
|||
|
8. |
Формирование умения реагировать на собственное имя |
III четверть |
реагирование на собственное имя |
|
9. |
Формирование умения понимать слова, обозначающие действия |
понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять) |
|
|
Экспрессивная речь |
|||
|
10. |
Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы |
IV четверть |
называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов |
Математика
Математические представления:
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни
Таблица 4.
|
№ |
Тема |
Период |
Планируемый результат |
|
1. |
Диагностический период |
4 часа |
|
|
1) Количественные представления |
|||
|
2. |
Формирование умения находить одинаковые предметы без учёта их признаков (из 2-х) |
I четверть |
нахождение одинаковых предметов |
|
2) Представления о форме |
|||
|
3. |
Формирование представления о геометрических телах: шар |
II четверть |
узнавание (различение) геометрических тел: «шар», |
|
3) Пространственные представления |
|||
|
4. |
Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела |
III четверть |
ориентация в пространственном расположении частей тела на себе |
|
5. |
«верх» (вверху) |
отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх |
|
|
6. |
«низ» (внизу) |
опустить руки вниз |
|
|
4) Временные представления |
|||
|
7. |
Формирование представления о неделе |
IV четверть |
неделя |
|
8. |
Знание последовательности дней недели |
знание последовательности дней недели |
|
|
9. |
Формирование представления о временах года |
различение времен года (весна, лето, осень, зима) |
|
«Окружающий мир»
Окружающий природный мир:
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.
|
№ |
Тема |
Период |
Планируемый результат |
|
1. |
Диагностический период |
4 часа |
|
|
1) Временные представления |
|||
|
2. |
Формирование представления о явлениях природы: |
I четверть |
узнавание (различение) явлений природы дождь; снег |
|
3. |
дождь |
||
|
4. |
снег |
||
|
2) Животный мир |
|||
|
5. |
Формирование представления о домашних животных: |
II четверть |
узнавание (различение) домашних животных собака; кошка |
|
6. |
собака |
||
|
7. |
кошка |
||
|
3) Объекты природы |
|||
|
8. |
Формирование представления о воде |
III четверть |
узнавание воды |
|
4) Растительный мир |
|||
|
9. |
Формирование представления о фруктах: |
IV четверть |
узнавание (различение) фруктов по внешнему виду и вкусу |
|
10. |
яблоко |
||
|
11. |
банан |
||
|
12. |
Формирование представления об овощах: |
узнавание (различение) овощей по внешнему виду и вкусу |
|
|
13. |
картофель |
||
|
14. |
морковь |
||
Коррекционные курсы
Сенсорное развитие
Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
|
№ |
тема |
период |
планируемый результат |
|
1. |
Диагностический период |
4 часа |
|
|
1) Зрительное восприятие |
|||
|
2. |
Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. |
I четверть |
фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) |
|
2) Слуховое восприятие |
|||
|
3. |
Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука |
II четверть |
локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха |
|
3) Кинестетическое восприятие |
|||
|
4. |
Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека |
III четверть |
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека |
|
4) Восприятие запаха |
|||
|
5. |
Формирование адекватной реакции на запахи |
III четверть |
адекватная реакция на запахи |
|
5) Восприятие вкуса |
|||
|
6. |
Формирование адекватной реакции на продукты: |
IV четверть |
адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам |
Предметно-практическая деятельность
Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
|
№ |
Тема |
Период |
Планируемый результат |
|
1. |
Диагностический период |
4 часа |
|
|
1) Действия с материалами |
|||
|
2. |
Формирование умения сминать материал двумя руками |
I четверть |
сминание материала (салфетки, газета, калька) двумя руками |
|
3. |
салфетки |
||
|
4. |
газета |
||
|
5 |
калька |
||
|
6. |
Формирование умения сминать материал одной рукой |
II четверть |
сминание материала (салфетки, газета, калька) одной рукой
|
|
7. |
салфетки |
||
|
8. |
газета |
||
|
9. |
калька |
||
|
2) Действия с предметами |
|||
|
10. |
Формирование умения захватывать предмет |
III-IV четверть |
захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
|
11. |
Формирование умения удерживать предмет |
удержание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
|
|
12. |
Формирование умения отпускать предмет |
отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
|
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Семёнова Ильи
|
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) |
Условные обозначения |
|
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) |
! |
|
Действие выполняется ребенком: |
|
|
- со значительной помощью взрослого |
ПП |
|
- с частичной помощью взрослого |
П |
|
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) |
И |
|
- подражая или по образцу |
О |
|
- самостоятельно |
С |
|
- узнаёт объект |
У |
|
- не всегда узнаёт объект |
НВО |
|
- не узнаёт объект |
Н |
Индивидуальная программа развития
|
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). |
Оценка результативности освоения СИПР |
|
|
I (да) |
II (нет) |
|
|
Предметные области и предметы |
||
|
Речь и альтернативная коммуникация |
||
|
Формирование умения устанавливать контакт с собеседником |
||
|
Формирование умения приветствовать собеседника звуком. |
||
|
Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом. |
||
|
Формирование умения использовать жест как средство коммуникации |
||
|
Формирование умения понимать слова, обозначающие действия |
||
|
- сидеть |
||
|
- стоять |
||
|
Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки «А» |
||
|
Навыки невербального общения: |
||
|
Установление визуального контакта с собеседником |
||
|
Ориентация на лицо взрослого |
||
|
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) |
||
|
Реакция на учителя, воспитателя |
||
|
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя |
||
|
Математические представления |
||
|
Выбрать названный предмет из двух |
||
|
Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов |
||
|
Указать названную часть тела |
||
|
Ориентировка в пространстве класса |
||
|
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» |
||
|
Перемещение «косточек» по проволочной рамке |
||
|
Окружающий природный мир |
||
|
Формирование представления о домашних животных |
||
|
- собака |
|
|
|
- кошка |
||
|
Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) |
||
|
Реакция на учителя, воспитателя |
||
|
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя |
||
|
Умение пользоваться невербальными средствами общения |
||
|
Коррекционные курсы |
||
|
Сенсорное развитие |
||
|
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека |
||
|
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете |
||
|
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него |
||
|
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад) |
||
|
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом |
||
|
Предметно – практические действия |
||
|
Сминание бумаги |
||
|
Отрывание кусочков бумаги от целого листа |
||
|
Работа с бумагой (сгибание, разгибание) |
||
|
Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей |
||
|
Разминание пластилина |
|
|
|
Размазывание материала по плоскости |
||
|
Лепка шариков |
||
|
Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета |
||
|
Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки») |
||
|
Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки») |
||
|
Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями |
||
|
Пересыпание различных круп в емкости |
||
|
Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях |
||
|
Переливание воды из одной ёмкости в другую |
||
|
Захватывание, удерживание предмета |
||
|
Опускание предмета в коробку |
||
|
Закрывание коробок разной величины |
||
|
Бросание мелких предметов в коробку |
||
|
Работа с пирамидками |
||
|
Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы) |
||
|
Толкание предметов (мячи, коляски, машинки) |
||
|
Вращение различных предметов |
||
|
Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) |
||
|
Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками) |
||
|
Подтягивание предметов за веревочку |
||
Программа составлена:
Директором: Шахмайкиной И.О. /____________/
Зам. директора по УВР: Кочуриной И.С. /_____________/
Классным руководителем; Дутовой Т.Н. /______________/
Учителем-дефектологом: Моисеевой Р.И./______________/
Дата составления – 28. 08. 2025 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.