Статья: «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

  • Документация
  • docx
  • 08.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Всякое обучение, по сути своей, есть создание условий для развития личности. Молодые педагоги ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» путём самообразования, творческих поисков ищут дорогу к своему мастерству, работая с особенными детьми, следуя великой мысли афинского древнегреческого философа Сократа: «Я не стыжусь учиться; я выспрашиваю и выведываю, и питаю великую благодарность к тому, кто мне отвечает ...». Их девиз: «Помогать детям и делом, и словом!».
Иконка файла материала Моисеева Статья Организация образовательного процесса.docx

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА  НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Моисеева Р.И., Белехова А.И.

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск

 

Говоря о качестве организации образовательного процесса, президент России Владимир Владимирович Путин провозгласил: «Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов … В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе».

http://vestaunion.ru/ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 2. «Система образования», статья 20. «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» гласит: «Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации».

http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/20/

Всякое обучение, по сути своей, есть создание условий для развития личности. Молодые педагоги ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» путём самообразования, творческих поисков ищут дорогу к своему мастерству, работая с особенными детьми, следуя великой мысли афинского древнегреческого философа Сократа: «Я не стыжусь учиться; я выспрашиваю и выведываю, и питаю великую благодарность к тому, кто мне отвечает ...». Их девиз: «Помогать детям и делом, и словом!».

В педагогической практике Белехова Анастасия Игоревна – молодой специалист, под руководством учителя-наставника – Моисеевой Раисы Ивановны применяет технологию израильского эрготерапевта Светы Ревич – сенсорную интеграцию. Теорию разработала известный психолог и эрготерапевт Энн Джин Айрес в 50-х годах прошлого века.  Её суть в том, что у человека есть 7 систем восприятия: обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная система, вестибулярный аппарат и ощущение собственного тела. Ведь помимо нарушения слуха многие дети не выносят яркий свет, избирательны в еде, не любят прикосновения, неуклюжи, боятся ловить мяч, карабкаться, прыгать, не чувствуют опасности, трудно идут на контакт. Данные проблемы часто имеют один корень – некорректную работу вестибулярной и проприоцептивной систем. Чтобы выявить вышеозначенные отклонения от нормы, педагоги используют «Контрольный чек-лист для составления сенсорного портрета ребёнка», анализируют  сенсорные системы ребёнка с целью понять:

Ø    как рaботают сенсорные системы у ребёнка с нарушениями слуха  в целом и общем;

Ø    есть ли в сенсорике глухого или слабослышащего ребёнка нюансы, на которые стоит обратить внимание, и насколько они влияют на трудности поведения и обучения. 

Ведь правильная работа сенсорных систем – основа для формирования высших психических функций – чтения, письма, мышления, внимания, восприятия и т.п.

В настоящее время, в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету педагоги активно внедряют два направления компьютеризации обучения. Первое направление способствует усвоению детьми знаний, умений и навыков, позволяющих успешно использовать компьютер. Второе направление – компьютерные технологии как мощное средство обучения. Данные технологии помогают дифференцировать и индивидуализировать обучение; представляют информацию с опорой на слуховое и зрительное восприятие; увеличивают эмоциональную составляющую урока или занятия; обеспечивают обратную связь; повышают профессиональное мастерство педагогов.

В педагогической деятельности Анастасии Игоревны и Раисы Ивановны с детьми младшего школьного возраста, первое место занимает использование элементов различных технологий, первая из которых – игровая технология. Ещё Василий Александрович Сухомлинский украинский советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, говорил: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игра наряду с посильным трудом и учением – один из основных видов деятельности младших школьников с ОВЗ, педагоги включают дидактические игры,  «приходящие» в гости игрушки, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, кроссворды, тесты, театральные сценки, квесты и др.

Второе место отведено интерактивным технологиям или групповым технологиям обучения (работа в парах, обязательная фронтальная работа в кругу). Третье место по праву занимают коммуникативные технологии, которые напрямую способствуют вербализации отношений слабослышащих и глухих обучающихся. С целью развития познавательных и творческих способностей педагоги используют технологию проблемного обучения, для этого планируют задания таким образом, чтобы во время деятельности возникла проблема, ребята вошли в режим поиска, высказывали свои предположения, вербально формулировали выводы.

Анастасия Игоревна под руководством наставника Раисы Ивановны активно использует технологию проектного обучения (метод проектов, проектное обучение). С первого класса вовлекает ребят в мини-исследования, включает этот вид деятельности не только в образовательные области, но и во внеурочную деятельность. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся с нарушениями слуха создают материальный результат совместного труда. К примеру, ребята 1-ого класса приняли участие в проектной деятельности, получили отличные результаты труда, которые были представлены на общешкольном мероприятии в рамках школьной научно-практической конференции.  Елизавета Спыну – обучающаяся 1-ого класса, представила школьной общественности проект «Наш горох совсем не плох, вырос на окошке, подставляй ладошки!».

Все ребята класса дополнительно изучают школьные предметы в интерактивной форме посредством российской онлайн-платформы «Учи.ру». Самый активный и целеустремлённый – Семён Носков, имеет достойные награды, поощрительные призы.

Подобно проектно-инновационной деятельности, многие уроки, занятия, классные часы, квест-игры, требуют наглядного представления материала. Педагоги  организуют мероприятия с использованием собственно разработанных компьютерных презентаций, что, безусловно, делает процесс обучения более интересными и увлекательными, более познавательными и информационными.

С помощью технологии портфолио, педагоги поддерживает высокую мотивацию младших школьников, поощряют их к самостоятельности; развивают навыки рефлексивной деятельности; формируют адекватную самооценку; содействуют персонализации образования. Каждый ученик имеет личное портфолио, куда отбирает свои лучшие работы, рисунки, сочинения, фотографии, грамоты, дипломы, благодарственные письма, в том числе и для родителей благодарственные письма.

Для осуществления диагностики и отслеживания результативности использования современных образовательных технологий  Анастасия Игоревна в содружестве с Раисой Ивановной  использует следующие методы:

Ø   анкетирование  учащихся с целью определения уровня мотивации учебной деятельности;

Ø   наблюдение с целью оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности;

Ø   анкетирование родителей с целью определения уровня  их удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса.

В рамках существующей системы коррекционного образования педагоги применяют индивидуально-дифференцированный подход, помогают самореализовываться каждому ребёнку, уверенно преодолевать проблемы, быть востребованным в современном мире, чувствовать себя полноценным членом общества, на основе эффективного использования образовательных технологий: проектно-исследовательской деятельности, элементов проблемно-диалогической технологии, образовательно-оценивающей и коррекционно-прогностической, поскольку это является необходимым условием достижения нового качества образования.

В процессе организации работы по развитию слухового восприятия (РСВ) и формированию произносительной стороны речи (ФПСР), социально-воспитательной работы, направленной на приобщение к российским традиционно-духовным ценностям, правилам и нормам социально-приемлемого поведения, социальную адаптацию детей, педагоги разрабатывают презентационно-методический материал по постановке, дифференциации и автоматизации звуков. Данный методический материал размещён в библиотеке «Мега Талант», активно используется в работе сурдопедагогами, учителями-дефектологами, логопедами. Для каждого ребёнка создаётся ситуация успеха его социальной адаптации, профориентации, норм и правил поведения.

Качественное и продуктивное пятилетнее взаимодействие с ТГПУ «Педагогическая планета»,  позволяет педагогам размещать в личных кабинетах  всю педагогическую, методическую информацию, принимать участие в конкурсах, конференциях, выставках, делиться и распространять личный педагогический опыт, перенимать опыт коллег.

Коррекционно-педагогическая система базируется и находит отражение в следующих  направлениях:

Ø    педагоги хвалят обучающихся даже за самый минимальный успех (словесная оценка в эмоциональной форме с использованием речевых карточек, активизирует детей к успеху: «Молодец!», «Отлично!», «Умница!», «Хорошо выполнил!», «Спасибо!», «Тебя было интересно слушать?»);

Ø    побуждают ребят радоваться за успех товарища, призывают их к оказанию помощи, если возникает вербальная (речевая) неудача;

Ø    находят малый островок личной успешности ученика и акцентируют на этом его внимание;

Ø    ставят только конкретные цели, при этом используют речевые карточки (слабослышащий ребёнок не в состоянии удерживать многоступенчатые инструкции, он работает пошагово);

Ø    оценивание деятельности проводят с помощью игры «Светофор»: (красный – я не понял, мне нужна помощь!; зелёный – я всё понял, я всё сделаю сам!; жёлтый – я не уверен, что сделаю, я думаю, что мне нужна помощь!);

Ø    опираются на электронную индивидуальную рабочую карту ученика, составленную по методике старшего преподавателя НГПУ Татьяны Ивановны Шмаковой: «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её развития».

Д/З – домашнее задание, ребёнок оценивает себя как приготовил домашнее задание. С/Р – самостоятельная работа на уроке, ребёнок ставит себе отметку за самостоятельность на уроке. И/О – итоговая отметка. Детям нравится эта система оценивания, пользуются при этом десятибалльной системой и выставляют баллы в собственную электронную карту. От 7 до 10 баллов соответствуют отметке – 5; от 5 до 7 баллов – 4; от 3 до 5 баллов – 3.

Данная рабочая электронная карта не для каждого урока, педагоги используют её только на уроках обобщения и закрепления пройденного материала. На уроках изучения и закрепления новых знаний рабочая карта не применяется. Практика работы свидетельствует, что на начальном этапе дети завышали отметки, затем адекватно оценивали себя и результаты совпадали с оцениванием педагогов.

Как результат: вышеозначенное направление в работе по самооцениванию организует, дисциплинирует детей, задаёт дальнейшую перспективу на продуктивную деятельность. Каждый ученик работает в собственном темпе, сам себя оценивает, что снимает страх перед самостоятельной работой, домашним заданием. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями слуха) это вполне приемлемая и щадящая методика оценивания.

Творческое отношение к деятельности, внедрение эффективных педагогических средств, в том числе и коррекционных, являются отличными двигателями личностного роста Белеховой Анастасии Игоревны и прогресса самого педагога. С целью совершенствования профессиональных навыков, Анастасия Игоревна под руководством наставника Раисы Ивановны изучает научно-методическую, коррекционную литературу, сотрудничает с Московским институтом психоанализа. Об этом свидетельствует совместное написание и размещение статьи: «Образовательные технологии как фактор совершенствования обучающихся с дефектами слуха» в сборнике материалов: «Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты» I Международной научной конференции 23-24 апреля 2021 г. М.: Котиго-Центр – МИП, 2021-852 с.

Таким образом, понимая, какие новые требования предъявляет ФГОС  НОО ОВЗ к выпускнику начальной школы, воспитывают и образовывают младшего школьника с особенностями в развитии, способного успешно адаптироваться в средней и далее в основной школе. Они организуют  учебно-воспитательный процесс в режиме современных образовательных технологий (проблемно-диалогической, информационно-коммуникационной, проектной), достигая поставленной цели и опираясь на выражение русского учёного-энциклопедиста, профессора Дмитрия Ивановича Менделеева: «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности». 

Интернет-источники:

1.            http://neur-psy.org.ua/ru/%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/

2.            https://s1.skladchina.vip/threads/sensornaja-integracija-v-teorii-i-praktike-sveta-revich.177910/

3.            https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/08/31/sensornaya-integratsiya-disfunktsiya-sensornoy

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также