Статья «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» (в рамках наставнической деятельности)

  • Документация
  • docx
  • 09.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По отношению к возможностям обучающихся с нарушениями слуха, в качестве освоения образовательной программы, повышения результатов учебных побед, в образовательной организации внедряются научные достижения прикладного характера, принципиально новые технологии, свидетельствующие о положительной динамике развития каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Современная педагогика все чаще обращается к ребёнку как субъекту учебно-воспитательной деятельности, как к личности, которая сама стремится к саморазвитию, самоопределению и самореализации.
Иконка файла материала Моисеева Р.И. Статья.docx

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(в рамках наставнической деятельности)

Моисеева Раиса Ивановна – учитель сурдопедагог,

Копылова Ольга Николаевна – учитель сурдопедагог

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г. Томска

 

По отношению к возможностям обучающихся с нарушениями слуха, в качестве освоения образовательной программы, повышения результатов учебных побед, в образовательной организации внедряются научные достижения прикладного характера, принципиально новые технологии, свидетельствующие о положительной динамике развития каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Современная педагогика все чаще обращается к ребёнку как субъекту учебно-воспитательной деятельности, как к личности, которая сама стремится к саморазвитию, самоопределению и самореализации.

В соответствии с современными требованиями каждый образовательный предмет своими целями и задачами способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. Постоянная целенаправленная педагогическая деятельность по внедрению современных образовательных технологий, методов и средств обучения, нацеленных на повышение качества образования, дают ощутимый результат.

Причина положительных учебных достижений кроется в совершенствовании форм организации учебно-воспитательной деятельности с использованием проектных технологий на основе нейропсихологических, сурдопедагогических классических методик, создания психологического комфорта в процессе жизнедеятельности, а также в использовании современных инновационных технологий, наличие звукоусиливающей аппаратуры, постоянного ношения двух индивидуальных слуховых аппаратов, наглядного, демонстрационного, дидактического материала, билингвизма, Интернет-ресурсов.

В условиях реализации программ «Доступная среда», «Инклюзивное образование», перехода на обучение детей с ОВЗ по ФГОС, преподавание предметов естественнонаучного цикла ведётся по специальной адаптированной образовательной программе, ориентированной на формирование психологической и личностной зрелости детей с нарушениями слуха.

Все ученики (100%) начальной школы вовлечены в проектную деятельность, предметные мероприятия: викторины, конкурсы, проекты, активно принимают участие согласно составленному сурдопедагогами тематическому плану. Мероприятия направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.

На практике доказано, участие в проектной деятельности способствует формированию личностных, метапредметных, предметных характеристик; ориентирует детей с нарушениями слуха на восприятие вербальной информации и ответы на вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?». А самое важное – проектная деятельность расширяет словарный запас, круг общения и предоставляет возможность обучающимся участвовать в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Стоит отметить, проектная деятельность рассматривается сурдопедагогами как самостоятельная структурная единица учебно-воспитательного процесса и призвана, выполнять роль связующего звена между естественнонаучным и общественно-гуманитарным знанием, поскольку в процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности.

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: постановка проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, и каждый этап направлен на формирование личности ребёнка с ОВЗ, даёт возможность участнику чувствовать себя полноценным членом общества. Главная цель: создание условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования экологической культуры, адекватного отношения к живой природе.

Как правило, у детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений, они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях, поэтому при разработке проектов зачастую используется методы:

метод коммуникации – организованное детское взаимодействие в индивидуальной и коллективной предметно-практической деятельности;

метод планирования – определения последовательности действий, предположительного результата;

метод исследования – наблюдения, сравнивания, обобщения;

метод анкетирования – тестирование, анализирование продуктов собственной творческой деятельности;

метод статистики – обработка полученных данных,выводы.

Выполняя проекты, обучающиеся, прежде всего, осваивают алгоритмы проектно-преобразовательной деятельности с сурдопедагогом. Самостоятельно или в сотрудничестве с родителями анализируют информацию, получают новые знания, навыки и умения, применяют их на практике. Любые проекты дают возможность задумываться над вопросами: Я могу это сделать? Я на это способен? Где могу применить эти знания? Где мне это может пригодиться?

Таким образом, полноценная познавательная деятельность школьников с нарушениями слуха в рамках проектных технологий выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются только при условии систематического включения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения ими особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Литература:

1.        Богуцкая Т.В. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушениями слуха в условиях внеурочной деятельности / Т.В. Богуцкая, И.П. Пинигина // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. №4 (37). С. 36-40.

2.        Григорьева Е.В. Проектная деятельность в начальной школе для детей с нарушениями слуха / Е.В. Григорьева // Наука и образование: новое время. 2014. №2 (2). С. 196-201.

3.        Дундукова Е.В. Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с кохлеарными имплантами / Е.В. Дундукова // Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей II Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 266-268.

4.        Иванова Л.И. Некоторые подходы по организации проектной деятельности для детей с нарушением слуха / Л.И. Иванова // Научный электронный журнал Меридиан. 2918. №2 (13). С. 115-117.

 


 

Посмотрите также