СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(в рамках наставнической деятельности)
Моисеева Раиса Ивановна – учитель сурдопедагог,
Копылова Ольга Николаевна – учитель сурдопедагог
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г. Томска
По отношению к возможностям обучающихся с нарушениями слуха, в качестве освоения образовательной программы, повышения результатов учебных побед, в образовательной организации внедряются научные достижения прикладного характера, принципиально новые технологии, свидетельствующие о положительной динамике развития каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Современная педагогика все чаще обращается к ребёнку как субъекту учебно-воспитательной деятельности, как к личности, которая сама стремится к саморазвитию, самоопределению и самореализации.
В соответствии с современными требованиями каждый образовательный предмет своими целями и задачами способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. Постоянная целенаправленная педагогическая деятельность по внедрению современных образовательных технологий, методов и средств обучения, нацеленных на повышение качества образования, дают ощутимый результат.
Причина положительных учебных достижений кроется в совершенствовании форм организации учебно-воспитательной деятельности с использованием проектных технологий на основе нейропсихологических, сурдопедагогических классических методик, создания психологического комфорта в процессе жизнедеятельности, а также в использовании современных инновационных технологий, наличие звукоусиливающей аппаратуры, постоянного ношения двух индивидуальных слуховых аппаратов, наглядного, демонстрационного, дидактического материала, билингвизма, Интернет-ресурсов.
В условиях реализации программ «Доступная среда», «Инклюзивное образование», перехода на обучение детей с ОВЗ по ФГОС, преподавание предметов естественнонаучного цикла ведётся по специальной адаптированной образовательной программе, ориентированной на формирование психологической и личностной зрелости детей с нарушениями слуха.
Все ученики (100%) начальной школы вовлечены в проектную деятельность, предметные мероприятия: викторины, конкурсы, проекты, активно принимают участие согласно составленному сурдопедагогами тематическому плану. Мероприятия направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
На практике доказано, участие в проектной деятельности способствует формированию личностных, метапредметных, предметных характеристик; ориентирует детей с нарушениями слуха на восприятие вербальной информации и ответы на вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?». А самое важное – проектная деятельность расширяет словарный запас, круг общения и предоставляет возможность обучающимся участвовать в конкурсах, конференциях, олимпиадах.
Стоит отметить, проектная деятельность рассматривается сурдопедагогами как самостоятельная структурная единица учебно-воспитательного процесса и призвана, выполнять роль связующего звена между естественнонаучным и общественно-гуманитарным знанием, поскольку в процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности.
Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: постановка проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, и каждый этап направлен на формирование личности ребёнка с ОВЗ, даёт возможность участнику чувствовать себя полноценным членом общества. Главная цель: создание условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования экологической культуры, адекватного отношения к живой природе.
Как правило, у детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений, они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях, поэтому при разработке проектов зачастую используется методы:
метод коммуникации – организованное детское взаимодействие в индивидуальной и коллективной предметно-практической деятельности;
метод планирования – определения последовательности действий, предположительного результата;
метод исследования – наблюдения, сравнивания, обобщения;
метод анкетирования – тестирование, анализирование продуктов собственной творческой деятельности;
метод статистики – обработка полученных данных,выводы.
Выполняя проекты, обучающиеся, прежде всего, осваивают алгоритмы проектно-преобразовательной деятельности с сурдопедагогом. Самостоятельно или в сотрудничестве с родителями анализируют информацию, получают новые знания, навыки и умения, применяют их на практике. Любые проекты дают возможность задумываться над вопросами: Я могу это сделать? Я на это способен? Где могу применить эти знания? Где мне это может пригодиться?
Таким образом, полноценная познавательная деятельность школьников с нарушениями слуха в рамках проектных технологий выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются только при условии систематического включения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения ими особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Литература:
1. Богуцкая Т.В. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушениями слуха в условиях внеурочной деятельности / Т.В. Богуцкая, И.П. Пинигина // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. №4 (37). С. 36-40.
2. Григорьева Е.В. Проектная деятельность в начальной школе для детей с нарушениями слуха / Е.В. Григорьева // Наука и образование: новое время. 2014. №2 (2). С. 196-201.
3. Дундукова Е.В. Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с кохлеарными имплантами / Е.В. Дундукова // Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей II Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 266-268.
4. Иванова Л.И. Некоторые подходы по организации проектной деятельности для детей с нарушением слуха / Л.И. Иванова // Научный электронный журнал Меридиан. 2918. №2 (13). С. 115-117.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.