Статья: «ВЗАИМОДЕЙСТИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

  • Документация
  • docx
  • 07.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Российское современное образование ставит перед педагогическими работниками новые задачи по организации благоприятной и доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия с семьёй. Представленная статья подчёркивает педагогический аспект единства действий систем семьи и учителя, создающего нравственно-педагогическое пространство для образования ребёнка с особенностями в развитии в домашних условиях.
Иконка файла материала ВЗАИМОДЕЙСТИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.docx

ВЗАИМОДЕЙСТИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК  УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Моисеева Раиса Ивановна -

учитель-дефектолог

 

Областное государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для обучающихся

с нарушениями слуха»

 

Аннотация. Российское современное образование ставит перед педагогическими работниками новые задачи по организации благоприятной и доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия с семьёй. Представленная статья подчёркивает педагогический аспект единства действий систем семьи и учителя, создающего нравственно-педагогическое пространство для образования ребёнка с особенностями в развитии в домашних условиях.      

Ключевые слова: домашнее обучение, нарушения слуха, интеллектуальные нарушения, специальное коррекционное образование, вариативность образовательных услуг.

 

«Мы стремимся сделать детский мир счастливым,

Чтобы каждому в нём было хорошо,

Чтобы этот  мир для всех был справедливым,

Чтобы всякий своё счастье в нём нашёл!»

Моисеева Раиса Ивановна

Актуальность темы изыскания. Современная система школьного образования выполняет ведущую роль в развитии каждого обучающегося, поскольку обеспечивает его духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое развитие. Значимую роль в воспитании и обучении подрастающего поколения играют не только педагоги, а также, в первую очередь, родители и законные представители. Исходя из выше сказанного, только во взаимодействии семьи и школы возможно продуктивное и качественное воспитание и обучение детей младшего звена.

Но, проблема стоит очень остро. В современных условиях, многие родители на первое место ставят материальное и финансовое благополучие, а воспитание детей отодвигают на второй план, выдвигая точку зрения, что школа обязана заниматься обучением и воспитанием детей. Но, только в семье дети усваивают те нормы и правила, те жизненные ценности, которые формируют их как личность. А задачи учителей, педагогов, воспитателей, тьюторов – помочь родителям.

В 2015 году была принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в основных направлениях которой указывается: «создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми» [5].

Современное российское образование ориентирует педагогов на создание благоприятной и доступной среды, а также социальной адаптации каждого ребёнка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с обязательным учётом индивидуальных образовательных потребностей и психофизического развития в процессе взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.

Проблематикой взаимодействия по вопросам обучения детей, образовательных направлений занимались  педагоги-исследователи: А.И. Антонов, М.С. Мацковский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие. На современном этапе развития, образование детей с ОВЗ базируется на трёх платформах: дифференцированное обучение, интегрированное обучение и инклюзивное обучение. Каждое обучение имеет свою программу, носит рекомендательный характер, организуется только с письменного согласия родителей или законных представителей.

ü Дифференцированное обучение осуществляется по адаптированным программам для детей с нарушениями речи, интеллекта, задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенностями развития слуха, зрения.

ü Интегрированное обучение организуется в отдельных классах, для детей с ОВЗ, на базе общеобразовательных учреждений, на основе новых образовательных стандартов.

ü Инклюзивное обучение организуется в одном классе, который посещают дети с ОВЗ и  нормой развития.

Именно школа, взаимодействуя с семьёй, выступает помощником в процессе домашнего обучения, именно учитель помогает родителям, законным представителям организовать процесс обучения с применением современных образовательных технологий.

А.С. Макаренко так отзывался о роли школы и семьи в процессе воспитания и образования детей: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» [4, с. 124].

Положительный опыт взаимодействия с семьёй и направления в воспитании обучающихся с нарушениями слуха актуальны и по сей день, они выступают кладезем народной педагогической мудрости, поскольку базируются на традициях и принципах народного воспитания. Яковлев И.Я. в своё время призывал: «Берегите семью. В семье опора народа и государства.  Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте же это сокровище…» https://ru.wikisource.org/wiki/

В ФГОС начального общего образования позиционируется необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей [6].

О важности взаимодействия семьи и учителя в деле обучения ребёнка писал Ян Амос  Коменский. Говоря о роли государства в воспитании детей, Коменский указывает, что последним «на помощь…даются школьные учителя» [2, с. 82].

Если обратиться к собственному педагогическому опыту, то с уверенностью можно сказать, что ведущее место в семейном воспитании всё-таки отводится людям старшего поколения – дедушкам и бабушкам, поскольку люди старшего поколения, имеющие богатый жизненный опыт являются лучшими воспитателями подрастающего поколения в содружестве с педагогами, учителями, воспитателями образовательных организаций. Стоит отметить, что понятие успешности обучения тесно связано с понятием «обучаемости». Обучаемость – это «общая оценка способности и желания учиться; чем выше обучаемость, тем легче и быстрее проходит обучение» [1, с. 162].

А если ребёнок имеет интеллектуальные нарушения? Если у ребёнка проблемы со слухом? Если он испытывает большие трудности в процессе обучения? Тогда по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ребёнок переходит на домашнее обучение.

В личной педагогической практике, в 2023-2024 учебном году, сложилась ситуация – обучающаяся 1-ого дополнительного класса была переведена на домашнее обучение.

Диагноз: F 84.8, ОВЗ и ТМНР, (нарушения слуха, РАС – расстройства аутистического спектра, НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата). Испытывает особые трудности в овладении письмом, чтением, счётом.

Заключение ПМПК: создание специальных условий при обучении по специальной адаптированной индивидуальной программе для умственно отсталых детей с учётом психофизических особенностей ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 По сложившимся семейным обстоятельствам девочка проживает у бабушки – Надежды Михайловны, являющейся законным представителем. Воспитывая Мирославу, законный представитель, под руководством педагога-дефектолога, организованно и педагогически грамотно подводит ребёнка к жизни в обществе.  Надежда Михайловна сохраняет память о предыдущих поколениях,  педагог-дефектолог поддерживает её в этом направлении. Есть семейные традиции – есть и культура. Культура есть – есть и воспитание. Там, где есть воспитание – есть и духовность. А на чём основана духовность? В первую очередь она основана на любви родителей друг другу, на любви родителей к детям, на уважительном отношении к законным представителям – дедушкам, бабушкам.

В процессе взаимодействия были определены условия эффективного сотрудничества с представителем обучающейся. На основе этих условий была разработана программа  «Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающейся первого дополнительного класса с интеллектуальными нарушениями» (вариант 2).

Программа обеспечивает сопровождение семьи,  воспитывающей ребёнка-инвалида путём организации проведения различных мероприятий. Целью реализации СИПР является достижение ребёнком максимально возможных начальных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах. Обучающаяся нуждается в постоянном присмотре, оказании помощи во всех видах деятельности со стороны взрослых.

Приоритетные предметные области.

1. Окружающий природный мир.

2. Формирование слухового восприятия и обучение устной речи.

3. Речь и альтернативная коммуникация.

Под руководством учителя-дефектолога, организуется коррекционная работа: индивидуальные занятия с законным представителем в домашних условиях – 9 раз в неделю по 20 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.     В процессе взаимодействия были определены следующие задачи:

1. Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:  

ü   направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

ü   умение выполнять инструкции взрослого;

ü   использование по назначению учебных материалов;

ü   умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

ü   в течение определённого периода времени.

Лесгафт выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребёнком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком [3, с. 67].

В условиях домашнего обучения, под руководством и сопровождением педагога-дефектолога, Надежда Михайловна применяет современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии – т.е. равномерно, во время занятия распределяет виды заданий, когда мыслительная деятельность чередуется с физическими минутками, а это оказывает положительное влияние на учебные результаты обучающейся.

Проблемное обучение – т.е. создаёт в процессе учебной деятельности проблемные ситуации и подводит Мирославу к самостоятельной речевой и двигательной деятельности, в результате чего происходит овладение ребёнком знаниями, умениями, навыками.

Технология использования в обучении игровых методов – т.е. Надежда Михайловна, под руководством педагога-дефектолога организует игровую деятельность, формирующую определённые умения и навыки у девочки.

Технология сотрудничества – т.е. Надежда Михайловна, в домашних условиях, под руководством педагога-дефектолога, организует индивидуальный подход. Она идёт не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, от тех возможностей, которыми располагает Мирослава.

Информационно-коммуникативные технологии – т.е. необходимый и ограниченный доступ в интернет. Надежда Михайловна организует в домашних условиях просмотр презентаций, активизирующих ребёнка к мыслительной рефлексии, сравнению.

Таким образом, в процессе взаимодействия с законным представителем, используются компьютер и сеть. Информация, отправленная учителем-дефектологом, принимается законным представителем, обрабатывается и применяется в процессе обучения ребёнка. Интернет-среда позволяет загружать соответствующие материалы, добавлять аксессуары, мотивирующие к вербальному и двигательному действию, представлять энергичную «гифку» (движущая картинка) на экране, мгновенно собирающую внимание. Учитель-дефектолог находится на постоянной связи с законным представителем обучающейся.

Ожидаемые личностные результаты.

ü Осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я».

ü Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности со взрослым.

ü Овладение начальными навыками адаптации в социуме.

ü Освоение доступных социальных ролей обучающегося (мальчик, девочка).

Предметные результаты.

ü Положительные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями.

ü Выделение одного предмета из множества.

ü Определение на слух источника звука (голос животного, пение птиц, неречевые звуки).

 

Нумерованный список литературы:

1.    Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические сочинения: в 2-х т. / П.П. Блонский. - Москва: Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 с.

2.    Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - Москва: Учпедгиз, 1955. - 652 с.

3.    Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - Москва: Педагогика, 1990. – 124 с.

4.    Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – Москва: АСТ, 2019. – 704 с.

5.    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва.

6.    ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также