Программа сопровождения школьников в профессиональном самоопределении на инженерные направления подготовки

  • Документация
  • pdf
  • 25.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и способствует расширению у учащихся возможностей выбора профессионального пути и повышению собственной ответственности за принятие индивидуального решения профессионального выбора через реализуемую деятельность в школе и партнерстве с вузом.
Иконка файла материала Программа Новицкая Алина Ренатовна (3) (2).pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области  

Комитет по социальной политике и культуре Слюдянского муниципального района МБОУ "СОШ №7 "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа сопровождения школьников  в профессиональном самоопределении 

на инженерные направления подготовки

МБОУ “СОШ №7 р.п. Култук”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.п. Култук, 2025

Аннотация

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и способствует расширению у учащихся возможностей выбора профессионального пути и повышению собственной ответственности за принятие индивидуального решения профессионального выбора через реализуемую деятельность в школе и партнерстве с вузом. К сопутствующим целям можно отнести: работу с негативными стереотипами школьников, учителей, родителей о современном инженерном производстве, в том числе о ведущих отраслях промышленности Красноярского края и Иркутской области, получение представления о деятельности со школьниками СФУ, ИРНИТУ и ведущих промышленных корпораций регионов.

Основания для создания в школе программы сопровождения школьников в профессиональном самоопределении:

         Формирование у школьников реального представления о своей личности, жизненных ценностях, способностях и возможностях.

         Обучение старшеклассников способам самоанализа в решении проблемных ситуаций.

         Психологическая помощь при выборе профиля обучения.

         Интеграция образовательного процесса с практикой профессионального самоопределения.

         Организация индивидуальных маршрутов профильной подготовки с учетом профессионального самоопределения.

         Объединение профильной школы с высшими учебными заведениями.

         Совместная сопровождающая деятельность родителей, учителей и психологов.

         Расширение форм и способов информирования школьников о профессиональных альтернативах.

         Введение специальных профориентационных курсов и программ.

Проблемы в самоопределении современных школьников относительно инженерии:

Проблемы             в          самоопределении      современных             школьников   относительно инженерии могут быть разнообразными и требуют комплексного подхода для их решения. Вот основные из них: Недостаток информации и понимания:

Многие      школьники    имеют            ограниченное            представление           о        различных инженерных специальностях и реальных задачах, с которыми сталкиваются инженеры. Например, школьники могут не знать о таких направлениях, как биоинженерия, нанотехнологии или инженерное дело в области возобновляемых источников энергии. Отсутствие практического опыта: 

Теоретическое обучение часто не подкрепляется практическими занятиями и реальными проектами, что затрудняет понимание применения знаний на практике.

Пример: Недостаток лабораторий и инженерных кружков в школах, где ученики могли бы применять свои знания на практике.

 Социальные стереотипы и предвзятость:

Существуют стереотипы о том, что инженерные профессии требуют исключительно высоких математических и научных способностей, что отпугивает многих школьников.

Пример:

Распространенное мнение, что инженерия – это “мужская” профессия, что может влиять на выбор девушек.

        Давление и ожидания со стороны родителей: Чрезмерные ожидания и давление со стороны родителей  а также  решение за ребенка кем ему стать, обычно приводит к стрессу и снижению мотивации у школьников, что негативно скажется на их успеваемости и интересе к инженерным дисциплинам. Влияние медиа и общественного мнения:

Медиа часто акцентируют внимание на более популярных и легко понимаемых профессиях, таких как IT и программирование, что может отвлекать внимание от других инженерных специальностей.

Широкое освещение успеха IT-специалистов в СМИ может создать впечатление, что только эта область перспективна и важна.

Экономические факторы:

Экономическая нестабильность и неуверенность в будущем могут влиять на выбор профессии, так как школьники и их семьи могут опасаться нестабильности на рынке труда. Страх не найти работу после окончания инженерного вуза может заставить школьников выбирать более “безопасные” профессии. Недостаток профориентационных программ:

Недостаток эффективных программ по профессиональной ориентации, которые помогли бы школьникам лучше понять свои интересы и способности в области инженерии. Например, отсутствие встреч с инженерами-практиками, экскурсий на предприятия и инженерных лагерей.

Психологические барьеры:

Страх неудачи и сложности в освоении сложных технических дисциплин могут демотивировать школьников.

Пример: Неудачи в начальных инженерных проектах могут привести к потере интереса и уверенности в своих силах.

Эти проблемы требуют комплексного подхода, включающего улучшение образовательной программы, привлечение квалифицированных педагогов, проведение профориентационных мероприятий и создание условий для практического обучения. Актуальность партнерства «Школа-вуз-компания»:

     Согласованность требований: Партнерство помогает согласовать требования единого государственного экзамена с направлениями профильного обучения и специальностями высшего профессионального образования.


Интеграция теории и практики: Сотрудничество между школами,

вузами и компанией обеспечивает интеграцию теоретических знаний с практическими навыками, что повышает качество подготовки школьников

     Профориентация:   Партнерство способствует             расширению

информированности школьников о профессиональных альтернативах и развитию их профессиональных интересов.

     Индивидуальные маршруты: Совместная работа позволяет организовать индивидуальные маршруты профильной подготовки, учитывая профессиональные интересы и способности школьников.

     Практическая подготовка: Взаимодействие с компаниями предоставляет возможности для практической подготовки и стажировок, что помогает школьникам сделать осознанный выбор профессии.

     Эмоциональная поддержка: Поддержка психологов, учителей и родителей в процессе профессионального самоопределения создает эмоциональноположительное отношение к выбору профессии.

Таким образом, партнерство «Школа-вуз-компания» способствует более эффективной подготовке школьников к осознанному выбору профессии, улучшает качество образования и помогает преодолеть существующие проблемы в профессиональном самоопределении.

 

Психологические характеристики школьников с учетом которых построена программа

При разработке программы сопровождения школьников в профессиональном самоопределении важно учитывать следующие психологические характеристики:

1.        Мультизадачность: Умеет выполнять несколько задач одновременно, адаптируясь к быстро меняющимся условиям.

2.        Цифровая грамотность: Свободно владеет современными технологиями и информацией, активно использует интернет.

3.        Стремление к самостоятельности: Проявляет желание принимать решения и действовать независимо.

4.        Высокая мотивация: Ориентирован на достижение целей, но нуждается в регулярной поддержке и поощрении.

5.        Социальные связи: Активно взаимодействует в социальных сетях, ценит дружбу и групповую принадлежность.

6.        Эмоциональная чувствительность: Подвержен стрессу и эмоциональным нагрузкам, требует поддержки для управления эмоциями.

7.        Гибкость мышления: Способен быстро адаптироваться к новым знаниям и методам обучения.

8.        Ценностные ориентиры: Имеет собственные приоритеты и ценности, которые влияют на выбор интересов и профессионального пути.

Цель программы является формирование у старшеклассников общего представления о  современной инженерии и инженерных направлениях подготовки.

   Задачи:

1.    Организация мероприятий, направленных на демонстрацию перспектив и значимости инженерных профессий.

2.    Развитие практических навыков и компетенций:Проведение совместных мероприятий и проектов, направленных на интеграцию теоретических знаний и практического опыта.

3.    Преодоление стереотипов и предвзятости:Проведение информационных кампаний и мероприятий, направленных на разрушение стереотипов о инженерных профессиях.

4.    Поддержка и мотивация учащихся:Организация конкурсов, олимпиад и хакатонов для стимулирования интереса и развития инженерных навыков.

5.    Укрепление связи между школой, вузом и бизнесом

  Развитие партнерских отношений    между             школами,       университетами        и инженерными компаниями для создания целостной образовательной среды.

Результаты программы сопровождения школьников в профессиональном самоопределении при сотрудничестве с университетом

Для школьников:

                          1.       Повышение осведомленности о профессиях:

     Расширение знаний о различных профессиональных направлениях и специальностях.

     Участие в профориентационных мероприятиях, днях открытых дверей, мастер-классах.

                          2.      Развитие навыков самоопределения:

               Умение анализировать свои интересы, способности и ценности.

               Навыки принятия обоснованных решений о выборе профессии.

 

                          3.      Практическая подготовка:

                 Возможность прохождения стажировок и практик в университете и на предприятиях.

                 Получение реального опыта работы в выбранной профессиональной сфере.

                          4.      Поддержка в выборе профиля обучения:

               Индивидуальный подход к выбору профильных предметов и курсов.

               Консультации с психологами и карьерными консультантами.

Для учителей:

                         1.       Повышение квалификации:

               Обучение новым методикам профориентации и преподавания.

               Обмен опытом с преподавателями университета.

                         2.       Методическая поддержка:

Разработка и внедрение новых учебных программ и методических материалов.

Совместные семинары и тренинги по вопросам профессионального

самоопределения.

                         3.       Интеграция теории и практики:

                 Внедрение практических занятий и лабораторных работ с участием университетских специалистов.

                 Организация совместных проектов и исследовательских работ.

Для родителей:

                         1.       Информирование о возможностях профессионального развития:

                 Получение информации о различных профессиональных направлениях и перспективах.

                 Участие в родительских собраниях и консультациях.

                         2.       Поддержка в выборе образовательного пути:

     Консультации по вопросам выбора профиля обучения и дальнейшего профессионального пути.

     Совместные мероприятия и встречи с представителями университета и компаний.

Для администрации школы:

                         1.       Улучшение качества образования:

                 Внедрение инновационных методов обучения и профориентации.

                 Повышение уровня подготовки школьников к осознанному выбору профессии.

                         2.       Развитие партнерских связей:

                 Установление           и          укрепление    сотрудничества         с            университетами        и производственными компаниями.

                 Привлечение дополнительных ресурсов и возможностей для школьников.

3. Создание условий для профессионального самоопределения: Организация профориентационных мероприятий и программ.

Обеспечение поддержки и сопровождения школьников в процессе выбора профессии.

Совместная работа с университетом и производственными компаниями

Цели:

                          1.      Интеграция теории и практики:

Совместные образовательные программы и проекты, позволяющие школьникам применять теоретические знания на практике.

                          2.      Профориентация:

Проведение мероприятий, направленных на ознакомление школьников с различными профессиями и специальностями.

                          3.      Практическая подготовка:

Организация стажировок и практик на предприятиях, что позволяет школьникам получить реальный опыт работы.

4.         Согласованность требований:


Согласование учебных программ школы с требованиями университета и

профессиональных стандартов.

5.         Поддержка и консультирование:

Психологическая и методическая поддержка школьников, учителей и родителей в процессе профессионального самоопределения. Для чего:

Повышение качества образования: Совместная работа позволяет внедрять инновационные методики и улучшать образовательные программы.

Осознанный выбор профессии: Школьники получают возможность более осознанно выбирать свою будущую профессию, основываясь на реальном опыте и знаниях.

Развитие профессиональных навыков: Практическая подготовка и стажировки развивают у школьников необходимые профессиональные навыки и компетенции.

Укрепление партнерских связей: Сотрудничество между школой, университетом и компаниями способствует созданию устойчивой системы образования и профессиональной подготовки.

Результаты программы

Для школьников:

Повышение осведомленности о профессиях:

        Расширение знаний о различных профессиональных направлениях и специальностях.

        Участие в профориентационных мероприятиях, днях открытых дверей, мастер-классах.

Развитие навыков самоопределения:

        Навыки принятия обоснованных решений о выборе профессии. Практическая подготовка:

        Возможность прохождения стажировок и практик в университете и на предприятиях.

        Получение реального опыта работы в выбранной профессиональной сфере.

        Поддержка в выборе профиля обучения:

        Индивидуальный подход к выбору профильных предметов и курсов.

        Консультации с психологами и карьерными консультантами.

Для учителей:

Повышение квалификации:

              Обучение новым методикам профориентации и преподавания.

              Обмен опытом с преподавателями университета.

Методическая поддержка:

Разработка и внедрение новых учебных программ и методических

материалов.

              Совместные семинары и тренинги по вопросам профессионального самоопределения.

Интеграция теории и практики:

              Внедрение практических занятий и лабораторных работ с участием университетских специалистов.

              Организация совместных проектов и исследовательских работ.

Для родителей:

Информирование о возможностях профессионального развития:

        Получение информации о различных профессиональных направлениях и перспективах.

        Участие в родительских собраниях и консультациях.

Поддержка в выборе образовательного пути:

        Консультации по вопросам выбора профиля обучения и дальнейшего профессионального пути.

        Совместные мероприятия и встречи с представителями университета и компаний.

Для администрации школы:

Улучшение качества образования:

              Внедрение инновационных методов обучения и профориентации.

              Повышение уровня подготовки школьников к осознанному выбору профессии.

Развитие партнерских связей:

              Установление           и          укрепление    сотрудничества         с          университетами        и производственными компаниями.

              Привлечение дополнительных ресурсов и возможностей для школьников.

Создание условий для профессионального самоопределения:

              Организация профориентационных мероприятий и программ.

              Обеспечение поддержки и сопровождения 

 

 Перспективность и реальность реализации программы сопровождения школьников в профессиональном самоопределении на инженерные направления подготовки

Перспективность программы

1.            Ранняя профориентация: Программа способствует раннему профессиональному самоопределению школьников, что позволяет им осознанно выбирать инженерные направления подготовки и строить долгосрочные карьерные планы.

2.            Развитие инженерных навыков: Учащиеся получают возможность углубленно изучать инженерные дисциплины, участвовать в практических проектах и развивать необходимые профессиональные навыки под руководством опытных наставников.

3.            Карьерное ориентирование: Программа помогает школьникам установить контакты с представителями инженерных профессий, что открывает перед ними новые возможности для дальнейшего обучения и трудоустройства. Реальность реализации программы

1.    Наставничество и поддержка: Программа предусматривает работу с квалифицированными наставниками, которые помогут школьникам в освоении сложных инженерных концепций и поддержат их на всех этапах обучения.

2.    Интеграция с образовательными учреждениями: Программа тесно сотрудничает с школами и университетами, что обеспечивает плавный переход учащихся от школьного образования к профессиональному.

3.    Практическое обучение: Включение в программу практических занятий, лабораторных работ и реальных инженерных проектов позволяет учащимся применять теоретические знания на практике и развивать критическое мышление и навыки решения проблем. Риски и способы их преодоления

1.    Недостаток мотивации у учащихся: Некоторые школьники могут испытывать трудности с поддержанием интереса к инженерным дисциплинам. Для преодоления этого риска необходимо разнообразить учебный процесс, включать интерактивные и игровые элементы, а также организовывать встречи с успешными инженерами.

2.    Ограниченные ресурсы: Недостаток финансирования, трансфера или оборудования может затруднить реализацию программы. Для минимизации этого риска следует привлекать дополнительные источники финансирования, спонсорскую поддержку компании, а также эффективно планировать использование имеющихся ресурсов. Офлайн встречи студентов, инженеров и преподавателй можно реализовать на базе Полюс классов в ИРНИТУ.


3.    Нехватка квалифицированных наставников: Найти достаточное количество опытных инженеров, готовых участвовать в программе, может быть сложно. Для решения этой проблемы необходимо налаживать сотрудничество с инженерными сообществами, с СФУ, ИРНИТУ и предприятиями, а также предоставлять наставникам стимулы и поддержку.

 

 

Заключение

 Программа сопровождения школьников в профессиональном самоопределении на инженерные направления подготовки является перспективным и реально осуществимым проектом. Она способствует раннему профессиональному самоопределению, развитию инженерных навыков и карьерному ориентированию учащихся.

Несмотря на возможные риски, программа имеет все шансы на успешную реализацию благодаря тщательному планированию, сотрудничеству с квалифицированными наставниками и образовательными учреждениями, а также регулярному мониторингу и корректировке процесса обучения.

 

Тематический план реализации программы

Таблица 1.

-

Содержание

Технологии, метод

ы Результат для школьника

Примечания

 

 

 

 

Введение       в промышленност

ь

Красноярского

края                   и

Иркутской области

Лекции,  презентации,

видеоматериалы о ведущих отраслях промышленности  региона.

Понимание основных отраслей промышленности, осознание перспектив и         требований

профессий

Привлечение

специалистов            из ведущих предприятий региона для     проведения лекций          и            мастер классов.

Основы инженерного образования в контексте региональной промышленност

и

 Практические занятия          в            Малой

 инженерной

академии

СФУ,.лабораторные работы, моделирование

Освоение      базовых инженерных принципов,

применимых            в региональной промышленности.

Акцент                       н

интерактивных методах            обучения использование современного оборудования.

а

,

-

 

процессов на базе СФУ

 

 

STEM- образование и его применение в региональной промышленност

и

Проектная  деятельность,  использование  робототехники и программирования для моделирования процессов.

Развитие навыков решения комплексных задач, работы в команде, применение

STEM-знаний            на

практике

Интеграция STEM курсов в школьную программу с упором на региональные особенности.

Конференция СФУ «Вектор в будущее»

 

Участие         в  конференции на базе СФУ,

презентации проектов, встречи с успешными специалистами в

области региональной промышленности.

Мотивация                   к

изучению инженерных дисциплин, понимание перспектив в профессии

Организация встреч с приглашёнными специалистами            из ведущих предприятий регионов.

Профориентаци я         от работодателя в Красноярском

крае                    и

Иркутской области 

Экскурсии               на

 предприятия,

 встречи          с представителями  компании

Понимание реальных условий         работы, знакомство   с требованиями работодателея.

Привлечение ведущих специалистов

компании               для

проведения профориентационны х мероприятий.

Профильные инженерные классы в СФУ с упором          на

региональную промышленност

ь

Красноярского

Интенсивные курсы, углублённое

 изучение  инженерных

дисциплин, участие в         научных исследованиях.

Глубокие      знания            в выбранной инженерной области, подготовка   к

поступлению в вуз на соответствующие специальности.

Совместная работа школы университета дл разработки учебных планов и программ.

края                    и

Иркутской области

 

 

 

Работа                с

университетом

в

профориентаци и и приёме

 Дни    открытых дверей, профориентационн

ые      тесты, индивидуальные консультации .Родительские собрания приемной кампании поступлении Основные направления деятельности компаний работодателей. Встречи представителями виде игры

 

о и

с в

Осведомленность о возможностях поступления в СФУ, помощь в выборе направления обучения

 

 

Постоянное взаимодействие приёмной комиссией

СФУ                       для

предоставления актуальной информации.

зум

сайт     ПАО    Полюс

РУСАЛ,

Красцветмет и т.п

и я с

,

 

 

1.        Лекции с элементами мультимедиа: Обзор ведущих отраслей  промышленности

 

Подготовка материалов:

·         Сбор и систематизация информации о ведущих отраслях промышленности Красноярского края 

        Создание мультимедийных презентаций с использованием графиков, схем, фотографий и видеоматериалов, иллюстрирующих деятельность в каждой отрасли.

 

2.        Разработка структуры лекции

    Введение в тему: значение промышленности для экономики страны

    Машиностроение и металлообработка 

    Горнодобывающая промышленность

    Химический комплекс

    Лесная и деревообрабатывающая промышленность

    Электроэнергетика

    Цветная металлургия

    Примеры успешных компаний и их вклад в развитие экономики. Перспективы развития и требования к специалистам в каждой отрасли.

 

3.  Проведение лекции:

           Приветствие и введение в тему.

           Показ мультимедийной презентации с подробным разбором каждой отрасли.

           Использование видеоматериалов для демонстрации производственных процессов.

           Интерактивные элементы: вопросы и ответы, обсуждение интересных фактов и достижений.

           Заключение: подведение итогов и мотивация школьников к выбору профессии в одной из отраслей промышленности.

 

4.  Обратная связь и обсуждение:

     Сбор мнений и вопросов от школьников.

     Ответы на вопросы и предоставление дополнительной информации по запросу.

     Обсуждение впечатлений и полученных знаний.

    Важно обеспечить наличие необходимого технического оборудования (проектор, экран, компьютер) для демонстрации мультимедийных материалов.

  Рекомендуется пригласить представителей ведущих промышленных предприятий для живого общения и ответов на вопросы школьников.

              Подготовить            раздаточные материалы     (брошюры,     листовки)       с дополнительной информацией о ведущих отраслях промышленности и возможностях карьерного роста.

 

Основы инженерного образования в контексте региональной промышленности

1.    Практические занятия в Малой инженерной академии СФУ, ИРНИТУ

        Введение в инженерное дело, основы робототехники и программирования.

Практическая работа с инженерными наборами и оборудованием.

2.    Лабораторные работы на базе СФУ, ИРНИТУ

        Проведение       лабораторных           работ   по        физике           и          химии, связанных      с промышленными процессами Красноярского края и Иркутской области. Изучение свойств материалов, используемых в цветной металлургии и других отраслях.

3.    Моделирование процессов на базе СФУ. ИРНИТУ

        Использование программного обеспечения для моделирования промышленных процессов. Примеры моделирования производственных линий, анализ данных и оптимизация процессов.

    Данная деятельность  направлена на углубление знаний школьников в области инженерного образования через практическую деятельность, что способствует их профессиональной ориентации и подготовке к будущей карьере в промышленности региона.

 

 

Применение STEM-образования в региональной промышленности

1. Лекция “STEM-образование и его роль в развитии региональной промышленности”

  Обзор            основных       дисциплин     STEM,            их        применение   в промышленности Красноярского края. Примеры успешных проектов и достижений, использование STEMподхода в цветной металлургии, горнодобывающей и химической промышленности.

   ·Этот пункт направлен на развитие у школьников интереса к STEM-дисциплинам и их применению в региональной промышленности, что способствует осознанному выбору будущей профессии и карьерному ориентированию в высокотехнологичных отраслях.

 

Участие в конференции СФУ «Вектор в будущее»

1.                 Участие в конференции “Вектор в будущее”

  Участие в дискуссионных и презентационных площадках, посвященных актуальным вопросам образования одаренных детей, углубленного изучения физики, математики, информатики, и развития профессиональной компетентности.

2.                 Презентации проектов

·     Презентация проектов учащихся, выполненных в рамках STEM-образования, с акцентом на применение в региональной промышленности. Демонстрация моделей, исследовательских работ и инженерных решений.

3.                 Встречи с успешными специалистами в области региональной промышленности

          Встречи и мастер-классы с ведущими специалистами из предприятий цветной металлургии, горнодобывающей и химической промышленности Красноярского края. Обмен опытом, обсуждение перспектив и возможностей для будущих молодых специалистов.

· Этот пункт направлен на расширение кругозора и профессиональных горизонтов школьников через участие в значимом образовательном форуме, а также на установление контактов с представителями региональной промышленности для будущих карьерных возможностей.

 Профориентация от работодателя в Красноярском крае и Иркутской области

1.      Экскурсия на предприятие “Норильский горно-металлургический комбинат”

·     Обзорная экскурсия по предприятию, знакомство с производственными процессами, встреча с руководителями и специалистами компании.

 

2.      Встреча с представителями компании “Красноярский алюминиевый завод”

    Содержание: Встреча с представителями компании, обсуждение карьерных возможностей, рассказ о современных технологиях и инновациях, используемых на предприятии.:

      Этот пункт плана работы направлен на профессиональную ориентацию школьников   через непосредственное     знакомство    с          предприятиями         региона, представителями компаний и реальными производственными процессами, что способствует осознанному выбору будущей профессии и карьерному ориентированию.

 

Профильные инженерные классы в СФУ с упором на региональную промышленность Красноярского края и Иркутской области

 

1.                 Интенсивные курсы по инженерным дисциплинам  Интенсивные курсы по следующим направлениям:

          Информационные технологии: Анализ данных в промышленности, VR и ARпрототипирование, искусственный интеллект и компьютерное зрение, информационная безопасность систем промышленной автоматизации.

              Металлургия: Промышленный дизайн объектов из алюминиевых сплавов, технологическая практика ювелирного дизайна, компьютерное моделирование литейных процессов.

        Радиоэлектроника: Глубокое обучение в задачах цифровой обработки сигналов и изображений, спутниковый Интернет вещей с применением SDR-технологий, цифровой дизайн устройств       микроэлектроники, электромагнитная     совместимость радиоэлектронной аппаратуры.

 

2.                 Углублённое изучение инженерных дисциплин

             Глубокое изучение специализированных инженерных дисциплин с акцентом на их применение в региональной промышленности Красноярского края. Включение в учебный план реальных проектов, предложенных профильными компаниями.

 

3.                 Участие в научных исследованиях

        Участие школьников в научных исследованиях, проводимых на базе СФУ и в сотрудничестве с ведущими предприятиями региона. Работа над инновационными проектами, подготовка научных статей и участие в конференциях.

   Данный  пункт направлен на подготовку высококвалифицированных специалистов в области          инженерии     с          учетом            потребностей            региональной промышленности Красноярского края, что способствует развитию профессиональных навыков и карьерному ориентированию студентов.

 Работа с университетом в профориентации и приёме

 

1.            Дни открытых дверей

    Организация и проведение дней открытых дверей в университете, включающих:

    Обзорные экскурсии по университету и учебным корпусам.

    Встречи с преподавателями и студентами для обсуждения учебных программ и возможностей.

    Презентация факультетов и специальностей с упором на региональную промышленность.

    Мастер-классы и интерактивные сессии по интересующим направлениям.

    Ответственный от университета: Представители приёмной комиссии и деканов факультетов.

2.            Профориентационные тесты

    Проведение профориентационных тестов для школьников, направленных на выявление их профессиональных склонностей и интересов. Тесты включают:

    Психологические тесты для определения личностных качеств и профессиональных предпочтений.

    Диагностические тесты по основным предметам для оценки академических способностей.

    Индивидуальные консультации по результатам тестов для рекомендаций по выбору специальностей.

3.            Индивидуальные консультации

       Организация индивидуальных консультаций для школьников и их родителей, включающих:

         Обсуждение учебных планов и требований для поступления на выбранные специальности.

         Советы по подготовке к вступительным экзаменам и академическим испытаниям.

         Информация о стипендиальных программах, грантах и других возможностях финансовой поддержки.

         Ответы на вопросы и снятие сомнений относительно учебного процесса и жизни в университете.

       Этот пункт направлен на всестороннюю поддержку школьников в процессе профессионального самоопределения и выбора университета, что способствует осознанному выбору будущей профессии и успешному поступлению.

 

План  работ по программе

Таблица 2.

Дата

Деятельность

Отв. от школы

Примечание

1

2

3

4

сентяб

рь- октябр

ь

Лекции                       с

элементами мультимедиа:

Обзор ведущих отраслей промышленности

 

 

Учитель профорие

нтации

 

Классные руководи

тели

 

   Рекомендуется пригласить представителей ведущих промышленных предприятий для живого общения и ответов на вопросы школьников.

   Подготовить раздаточные материалы (брошюры, листовки) с дополнительной информацией о ведущих отраслях промышленности и возможностях карьерного роста.

 

ноябрь

-

декабр

ь

Практические занятия в Малой инженерной академии СФУ

Лабораторные работы на базе СФУ

Моделирование

процессов на базе

СФ

Учитель профорие нтации, классный руководи

тель, директор школы

      Координация с Малой инженерной академией СФУ для обеспечения доступа к лабораториям и оборудованию. ·         Организация трансфера школьников до места проведения занятий и обратно.

·         Подготовка методических материалов и инструкций для проведения лабораторных и практических работ.

январь

-

феврал

ь

Лекция           “STEM-

образование и его роль в развитии региональной

промышленности”

 

Введение                   в

Инженерный трек

 

Учитель профорие нтации

 

Директор 

.         Подготовка    и распространение методических материалов для       учителей и учащихся.

 

   Аудитория        Полюс        Игра

(Некрасова Н.А.)

март

Участие в конференции СФУ «Вектор в будущее»

 

 

Учитель профорие нтации

 

  Подготовка материалов и презентаций для выступлений на конференции.

 Организация трансфера школьников до места проведения конференции и обратно.

 

в

течени е года

Профориентация от работодателя в

Красноярском крае

 

День РУСАЛа

Обучение на инженерных направлениях в СФУ

СФУ абитуриентам

 

Учитель профорие нтации директор школы

 Координация с предприятиями для организации экскурсий и встреч, получение разрешений и аккредитаций.

 Обеспечение безопасного и организованного трансфера школьников до мест проведения мероприятий и обратно.

 Подготовка школьников к встречам и стажировкам: инструктажи по технике безопасности, обсуждение

 

 

 

 

ожиданий и целей.

·  Проведение после мероприятий обсуждений и рефлексий для анализа впечатлений и полученных знаний.

в

течени и года

Интенсивные курсы по        инженерным дисциплинам Углублённое изучение инженерных дисциплин

Участие в научных исследованиях

Учитель профорие нтации директор школы

   Координация учебного плана и расписания с представителями

СФУ для обеспечения максимальной эффективности обучения.

·         Организация регулярных встреч и консультаций для школьников и их родителей по вопросам обучения и карьерного роста.

·   Обеспечение доступа к необходимым учебным материалам и лабораториям для проведения практических занятий и исследований.

·      Мониторинг успеваемости и вовлеченности студентов, проведение промежуточных аттестаций и итоговых экзаменов.

·         Поддержка школьников в процессе участия в научных конференциях и конкурсах, помощь в публикации научных работ.

 

ноябрь -март 

Дни             открытых

дверей

 

Профориентационны

Учитель профорие нтации директор

        Координация мероприятий с университетом для обеспечения максимальной эффективности и охвата.

и

и

 

е тесты

 

Индивидуальные

консультации

 

школы

 

педагогпсихолог 

·         Обеспечение безопасного и             организованного             трансфера школьников до университета и обратно.

·                       Подготовка информационных материалов и буклетов     о             факультетах, специальностях         и             условиях поступления.

·         Проведение после мероприятий обсуждений   и рефлексий     для      анализа впечатлений и             полученных знаний.

 

ноябрь - март

Родительские собрания о приемной кампании             и поступлении

Основные направления деятельности компаний работодателей. Встречи с представителями в виде игры

 

Учитель профорие нтации директор школы

дистанционно, в зум

в

течени е года

Наставничество             от опытных инженеров Выполнение индивидуальных проектов

Исследования          в

области региональной промышленности Промежуточные             и итоговые презентации

Учитель профорие нтации директор школы

Обеспечение необходимых ресурсов и материалов для выполнения проектов исследований.

·         Проведение регулярных встреч и консультаций для отслеживания прогресса решения возникающих проблем.

·                                  Организация

дополнительных             семинаров мастер-классов

специализированным темам для поддержки студентов.

 

Дистанционное обучение в ЭИОС СФУ на компьютерах от Полюс

 

 

·         Оформление отчетов о проведенных мероприятиях достигнутых результатах для дальнейшего использования образовательных целях и для информирования о возможностях карьерного роста.

и по и в

  

Используемые источники:

 

1.      Романова, О. Н., Бухтоярова, Н. А. Модель профориентационной работы

«Инженерный класс» // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 43-46.

2.      Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учебное пособие для учащихся / В.С. Лазарев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

3.      Мангутов, С. И. Инженер: Социально-экономический очерк / С. И. Мангутов. — Москва: Советская Россия, 1973. — 221 c.

4.      Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2014. - 217 c. 5.    Профориентационная программа “Инженерный трек” для школ г.

Красноярска (очно) и Красноярского края (очно-дистанционно) СФУ, г. Красноярск

 

 

Программу разработала: педагог-психолог  МБОУ “СОШ №7 р.п. Култук”

Новицкая А.Р.