Ситуативная технология воспитания
Уважаемые коллеги, я представлю вашему вниманию, ситуативную технологию воспитания.
Я учитель начальных классов, дети у нас совсем еще маленькие, поэтому негативных ситуаций случается большое количество. Как их разрешить, как сделать так, чтобы такие ситуации происходили реже, а лучше больше не повторялись.
В этом случае на помощь мне приходит Советская мультипликация, рассказы известных детских писателей. Эти мультфильмы и произведения учили добру поколение наших мам и пап, в них присутствуют не только положительные моменты, но и часто – воспитательный элемент.
Самое главное – я подбираю и показываю детям только те мультики и рассказы, в которых есть какая-либо поучительная ситуация, которая очень похожа на ситуацию, произошедшую в нашем классе.
Например: В классе есть драчун и не проходит и дня, чтобы девочки, а за частую и мальчики не пожаловались на обидчика.
Подбираю мультфильмы и рассказы, где присутствует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах и рассказах, злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность.
По окончании просмотра мы обсуждаем с детьми мультик или произведение. Вместе разбираем ситуацию, поступки героев, почему они так или иначе поступили, это даёт возможность увидеть, что так поступать нельзя.
Сейчас я покажу на конкретном примере, как работает эта технология.
Первоклассники, с первых дней не желают делится, своими принадлежностями с соседом по парте, например: ластиком, простым карандашом.
Для этой ситуации, у меня уже есть такой мультфильм по произведению Валентины Осеевой «Синие листья».
- Дорогие гости и жюри. Сейчас вы будете первоклассниками.
- Перед просмотром провожу такую беседу:
- Посмотрите пожалуйста на экран, перед вами картина «Золотая осень». Написанная в 1895 году русским художником Левитаном.
- Какие краски преобладают на картине? (желтые, красные и т.д)
- А каких красок у осени нет?
- Сегодня познакомимся с произведением Валентины Осеевой «Синие листья», в котором автор показывает плохое качество человека.
- А вот что это за качество и почему оно плохое, вам необходимо самостоятельно определить во время просмотра этого произведения?
(Просмотр мультфильма по рассказу В.Осеевой «Синие листья»)
- Скажите, о каком качестве идет речь? (жадности)
- Почему жадность мы считаем плохим качеством. Докажите?
- Какие чувства вызвало у вас это произведение?
- Кто является героями этого произведения?
- Какая ситуация заставила обратиться девочку к подружке за карандашом?
- По каким причинам она не давала карандаш? Какие отговорки использовала?
- Как вы оцениваете действия девочки?
- Чем закончилась эта история?
- Правильно ли учительница поняла причину такой ситуации?
- Скажите, а как надо было поступить девочкам?
- Чему учит это произведение? (делиться если у тебя есть, чего нет у одноклассника)
- А какое, противоположное качество «жадности»? (щедрость)
- Такую работу по данной проблеме я заканчиваю следующим заданием.
У вас на столе есть шаблоны осенних листиков, но на парте карандаши только в одном комплекте на пару. Раскрасьте листья в осенних тонах, используя только один набор карандашей на парту.
-Посмотрим, не будет ли у нас «синих» листьев?
- В моей педагогической копилке, таких мультфильмов и рассказов большое количество.
- Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.