Обобщение опыта "Ситуативная технология воспитания"

  • docx
  • 02.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ситуативная технология.docx

 

Ситуативная технология воспитания

Уважаемые коллеги, я представлю вашему вниманию, ситуативную технологию воспитания.

Я учитель начальных классов, дети у нас совсем еще маленькие, поэтому негативных ситуаций случается большое количество. Как их разрешить, как сделать так, чтобы такие ситуации происходили реже, а лучше больше не повторялись.

В этом случае на помощь мне приходит  Советская мультипликация, рассказы известных детских писателей. Эти мультфильмы и произведения  учили добру  поколение наших мам и пап, в них присутствуют не только положительные моменты, но и часто – воспитательный элемент.

Самое главное – я подбираю и показываю детям только те мультики  и рассказы, в которых есть какая-либо поучительная ситуация, которая очень похожа на ситуацию, произошедшую в нашем классе.

Например: В классе есть драчун и не проходит и дня, чтобы девочки, а за частую и мальчики не пожаловались на обидчика.

 Подбираю мультфильмы и рассказы, где присутствует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах и рассказах,  злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность.

По окончании просмотра мы  обсуждаем  с детьми мультик или произведение. Вместе разбираем ситуацию, поступки героев, почему они так или иначе поступили, это даёт возможность увидеть, что так поступать нельзя.

Сейчас я покажу на конкретном примере, как работает эта технология.

Первоклассники, с первых дней не желают делится, своими принадлежностями с соседом по парте, например: ластиком, простым карандашом.

Для этой ситуации, у меня уже есть такой мультфильм по произведению Валентины Осеевой «Синие листья».

- Дорогие гости и жюри. Сейчас вы будете первоклассниками.

 - Перед просмотром провожу такую беседу:

- Посмотрите пожалуйста на экран, перед вами картина «Золотая осень». Написанная в 1895 году русским художником Левитаном.

 - Какие краски преобладают на картине?  (желтые, красные и т.д)

- А каких красок у осени нет?

- Сегодня познакомимся с произведением Валентины Осеевой «Синие листья», в котором автор показывает плохое качество человека.

-  А вот что это за качество и почему оно плохое, вам необходимо самостоятельно определить во время просмотра этого произведения?

(Просмотр мультфильма по рассказу В.Осеевой «Синие листья»)

 

- Скажите, о каком качестве идет речь? (жадности)

- Почему жадность мы считаем плохим качеством. Докажите?

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Кто является героями этого произведения?

- Какая ситуация заставила обратиться девочку к подружке за карандашом?

- По каким причинам она не давала карандаш? Какие отговорки использовала?

- Как вы оцениваете действия девочки?

- Чем закончилась эта история?

- Правильно ли учительница поняла причину такой ситуации?

- Скажите, а как надо было поступить девочкам?

- Чему учит это произведение?  (делиться если у тебя есть, чего нет у одноклассника)

- А какое, противоположное качество «жадности»? (щедрость)

- Такую работу по данной проблеме я заканчиваю следующим заданием.

У вас на столе есть шаблоны осенних листиков, но на парте карандаши только в одном комплекте на пару. Раскрасьте листья в осенних тонах, используя только один набор карандашей на парту.

-Посмотрим, не будет ли у нас «синих» листьев?

- В моей педагогической копилке, таких мультфильмов и рассказов большое количество.

- Спасибо за внимание!