Тема урока: Обобщение по теме «Причастие»
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Цели:
Задачи урока: Слайд №2
Оборудование урока:
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд №3
II.Вступительное слово учителя.
Сообщение темы, целей и этапов урока,
- Мы должны сегодня на уроке обобщить все, что успели узнать о причастиях, их использовании в речи, выявим пробелы и попытаемся их ликвидировать.
В качестве примеров будут использованы материалы о жизни и творчестве Сергея Тимофеевича Аксакова.
- Что вы знаете о нем?
- Сергей Тимофеевич Аксаков - великий русский писатель, создатель замечательных книг для детей и взрослых. Вы, конечно, знаете, что имя Аксакова неразрывно связано с историей нашего родного города, так как здесь он жил.
III. Фронтальный опрос с использованием опорных схем, обобщающих таблиц, алгоритмов. (Презентация)
1. Повторение признаков прилагательного и глагола у причастий.
- Итак, причастия согласуются с существительным в роде, числе и падеже, имеют такие же окончания, как у прилагательного, в предложении полное причастие является определением, а краткое – сказуемым.
Глагольные признаки причастий: вид, возвратность, время.
- Какого времени не может быть у причастий?
- Что такое причастия? Слайд №4
- Какими морфологическими признаками обладает причастие?
Слайд №5.
2.Действительные и страдательные причастия.
- Вспомните, как определить тип причастия? (Действительные причастия называют действие, которое выполняется самим предметом; страдательные – действие, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета).
- Перечислите суффиксы причастий.
Слайд №6
3. Повторение суффиксов причастий.
- На интерактивной доске глаголы, следует образовать причастия, комментируя выбор гласной. Один из учащихся работает у доски.
4. Повторение тем «Причастный оборот», «Знаки препинания при причастном обороте».
- Что такое причастный оборот? Как обособляются причастные обороты?
Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.
Слайд №7
IY. Конструирование предложений с причастными оборотами.
А. Выберите из слов для справок, подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, расставьте знаки препинания.
Слайд №8.(При проверке слайд №9)
1.Дом-музей С.Т.Аксакова является одним из культурных центров столицы.
2.Экспозиция этого музея знакомит с историей нашего города.
3. Рассказ впоследствии был переработан в известную сказку «Аленький цветочек».
Слова для справок: воссоздающая быт 18 века; услышанный в детстве маленьким Сергеем Аксаковым; открытый в Уфе в 1991 году.
Б. Образуйте синонимические конструкции с причастным оборотом.
Слайд №10. (При проверке слайд №11)
1. Ученики нашей школы активно участвуют в аксаковских днях, которые ежегодно проводятся в Уфе.
2. С.Т.Аксаков, который с детства любил и ценил природу, сумел передать всю её красоту в своих книгах.
3. В начале 19 века Аксаков увлёкся театром, который был создан в стенах университета.
- Итак, когда же причастный оборот выделяется на письме запятыми?
Физкультминутка. (звучит музыка)
_ Ребята! Встаньте! Расправьте плечи, поднимите руки вверх, медленно опустите их вниз, наклоните голову вправо, налево, вперед и назад. Повторим все сначала!
Y. Продолжение фронтального опроса. Правописание причастий.
1. Гласная перед н-нн в суффиксах причастий.
- Как определить гласную перед суффиксами н-нн?
Слайд №12.
Ответ: Если глагол на –ать, -ять, пиши перед н-нн –а, -я.
Если не на –ать, -ять, пиши –е.
2. Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
- Что мы должны помнить при выборе н-нн?
Ответ: Определить, от какого слова образовано. Если от существительного, то вспоминаем правописание суффиксов прилагательных.
Если от глагола, вспоминаем правило.
Слайд № 13.
В полных страдательных причастиях с суффиксами – енн-и –нн- пишутся две буквы н, если:
1) причастие имеет приставку (кроме не): сваренная, вспаханное.
2) причастие имеет зависимые от него слова: вязанная бабушкой шапка.
3) причастие совершенного вида: решенный пример.
4) причастие образовано от глаголов с суффиксами – ова, - ева, - ирова: маринованные овощи, асфальтированное шоссе.
YI.Работа с интерактивной доской.
Проверь себя! Тест с последующей взаимопроверкой.
Один из учащихся работает с интерактивной доской, после выполнения всеми теста в тетрадях. Слайд № 14.
2. Правописание не с причастиями.
Слайд № 15, 16
Ответ:
Не с причастиями пишется раздельно:
1) если причастие имеет зависимые от него слова, т. е. образует причастный оборот:
На столе лежало не отправленное мною письмо.
2) если в предложении есть противопоставление с союзом а:
В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы.
3) с краткими причастиями:
История не закончена.
YII. Индивидуальная работа. Использование интерактивной доски.
- На слайде словосочетания. Слайд№17.
- Спишите, выбрав правильное написание не с причастиями. Составьте с одним из словосочетаний предложение.
YIII. Итоги урока.
–Для чего, по-вашему, нужны причастия в речи?
Причастия украшают нашу речь, делают её лаконичной, ёмкой, придают ей яркую стилистическую окраску, потому что в ней объединены действие и признак. Они позволяют нам избавиться от многословия.
Мы повторили сегодня то, что успели узнать о причастиях.
Вспомнили о жизни и творчестве нашего земляка С.Т. Аксакова.
Выставление и комментирование оценок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.