Тема: «Обобщение знаний о падежах имён существительных», 4 класс
Цели:
1. Закрепление знаний о падежах имен существительных; формирование навыков определения падежа имен существительных по вопросу, предлогу, роли в предложении;
2. Развитие речи учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
3. Воспитание аккуратности, взаимовыручки, поддержки, коллективизма.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: коллективная, парная, групповая.
Оборудование: карточки
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка.
Желаю вам удачи на уроке.
Запись числа в тетради (комментирует ученица)
2. Словарная работа.
- Отгадайте, о чём я говорю. Отгадки запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Красный, вкусный, хоть не сладкий.
Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его «Синьор!» (помидор)
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (арбуз)
Мороз и вьюга,
И снег на дворе
К нам в гости
Приходит зима в (декабре)
Какой месяц год замыкает, а зиму начинает? (декабрь)
Цифра тонкая, как спица.
Очень стройная она,
Всем и каждому видна (единица )
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький
Будущего лета. (жёлудь)
- Какие это слова? (словарные, их написание нужно запомнить)
- Какой частью речи они являются? Докажите. (что? Неодушевленные)
- Соедините первые буквы слов по порядку. Какое слово получилось?
- О чем будем говорить на уроке? (о падежах имен существительных)
3. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим знания о падежах имени существительного.
- Что такое склонение? (изменение существительных по вопросам)
- Сколько падежей в русском языке?
- Как правильно определить падеж?
- В каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
- В каком падеже существительное не употребляется без предлога?
- Какие падежные вопросы можно поставить к одушевленным именам существительным?
- Какие вопросы можно поставить к неодушевленным именам существительным?
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
4. Работа по теме урока.
(Задание выполняется по вариантам.)
А) Просклоняйте существительные помидор, единица
И.п. что? Помидор, единица
Р.п. чего? Помидора, единицы
Д.п. чему? Помидору, единице
В.п. что? Помидор, единицу
Т.п. чем? Помидором, единицей
П.п. о чем? О помидоре, об единице
Проверка по вариантам.
Б) Работа по карточкам в парах.
А сейчас, внимание, опять задание.
В падежах показать знания.
- Проверьте, есть ли ошибки в определении падежей имен существительных.
Докажите.
Опадают на зиму В.п.
Отходят от кустиков Р.п.
Мечтали о лете Т.п. ( П.п.)
Приступают к уборке Д.п.
Прошла утром П.п. (Т.п.)
Спелая ягодка В.п. (И.п.)
Отправилась в лес И.п. (В.п.)
Проверка.
5. Физминутка (музыкальная).
В) Работа в группах.
На листочках записаны словосочетания без предлогов. Вставьте подходящий по смыслу предлог, укажите падеж существительного.
Вбежала …. двор В.п.
Вышли …. полянку В.п.
Расскажут….лесе П.п.
Букет…листьев Р.п.
Побежали ….радостью Т.п.
Ползет ….норке Д.п.
Проверка.
- Как определить падеж имени существительного?
- У кого нет ошибок?
Творческая работа
Слова:
1) Идёт красивая девочка. Долетел до звёзд.
2) Пришёл к другу; читал сказку; писал ручкой.
3) Заботился о дедушке; выбрал из газеты.
4) Стоял за мальчиком; ел кашу; подошёл к столу.
5) Выпал из гнезда. Едет красная машина.
падежи
П.п.
Т.п.
В.п.
Д.п.
Р.п.
И.п.
1 2 3 4 5 слова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.