Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Оценка 4.7
Научные работы
docx
биология +1
Взрослым
03.04.2019
Данная методическое пособие содержит в себе обобщение педагогического опыта по выявлению и сопровождению способных и одаренных обучающихся в области биологического и экологического образования и воспитания. Автор приводит конкретные примеры высокого уровня результативности своей педагогическорй деятельности в этом актуальном направлении современного образования.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Викуловская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Формирование системы адресного сопровождения
одаренных детей в области биологического и
экологического образования и воспитания»
(из опыта работы)
Автор: учитель биологии и экологии
высшей квалификационной категории
Арефьева Елена Валерьевна
с. Викулово, 2019
1 Оглавление
Введение………………………………………………………с. 5
Основная часть ……………………………………………… с.6
Заключение………………………………………………........ с. 49
2 Аннотация
образовательного процесса,
Методическая разработка (основные положения) основана на принципах системно
деятельностного подхода в обучении, через применение эффективных технологий
исследования и проектирования, и воспитания обучающихся, способствует формированию
духовнонравственных ценностей, экологическому воспитанию личности гражданина.
Актуальность методической разработки заключается в принципе организации системы
обучения и воспитания, реализации концепции духовнонравственного, экологического
развития и воспитания личности гражданина, внедрения ФГОС, формированию УУД через
организацию исследовательской и проектной деятельности.
Инновационный аспект методической разработки заключается в практической
реализации идей проектной и исследовательской технологий на уроках и во внеурочной
деятельности обучающихся, максимального использования внутренних резервов для
повышения эффективности
через применение
исследовательской и проектной технологии, формировании культуры умственного труда,
подготовленности к созданию самостоятельных проектов.
Практикоориентированность методической разработки заключается в возможности
применения, полученных знаний и умений всеми участниками образовательных отношений,
социумом. Проектная и исследовательская деятельность способствует решению
конкретных задач, учит целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели,
уверенно преодолевать возникающие трудности, учит планировать время, обеспечивая
достижение общего результата исследования.
Цель методической разработки: описание методики использования проектной и
исследовательской технологий на уроках и внеурочное время, для стимулирования
познавательной деятельности обучающихся, формирования их гражданской, духовной и
культурной жизни.
Задачи методической разработки:
•
проектной деятельности.
•
деятельности.
•
формирование УУД.
•
потенциал, проявить индивидуальность, умений находить способы решения проблем.
Технологии методической разработки: исследовательская, проектная.
Методическая разработка была представлена в разных формах на разных уровнях:
на международном уровне:
Совершенствование умений обучающихся в выполнении исследовательской и
Представление обучающимся возможности максимально раскрыть творческий
Формирование культуры умственного труда, как основы метапредметной
Формирование и развитие умений и навыков решения практических задач, через
выступление на Международной научнопрактической конференции «Современные
проблемы школьного образования» (г. Москва);
3
выступление на Международной научнопрактической конференции «Интеграция в
преподавании предметов естественноматематического цикла, информатики и
технологии. Реализация предметных компетенций как методологическая основа
обновления содержания образования» (г. Тюмень);
на всероссийском уровне:
представила обобщённый педагогический опыт на Всероссийском уровне, который
прошёл редакционную экспертизу и доступен для всеобщего ознакомления на
страницах и доступен для всеобщего ознакомления на страницах образовательного
СМИ «Проект «Инфоурок»;
на областном уровне:
представила опыт работы на Межрегиональной научнопрактической конференции
«Экологизация естественноматематического образования: механизмы и средства» по
теме;
статья «Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках
биологии и во внеурочное время». Сборник материалов Межрегиональной научно
практической конференции «Экологизация естественноматематического
образования: механизмы и средства»;
статья «Система адресного сопровождения одаренных в области исследовательской
и проектной деятельности школьников МАОУ «Викуловская СОШ № 2». Сборник
материалов Международной научнопрактической конференции «Интеграция в
преподавании предметов естественноматематического цикла, информатики и
технологии. Реализация предметных компетенций как методологическая основа
обновления содержания образования»
статья «Система адресного сопровождения одаренных в области исследовательской
и проектной деятельности школьников МАОУ «Викуловская СОШ № 2». Сборник
«Ресурсы внеурочной деятельности в развитии мотивационной среды
образовательной организации (из опыта работы МАОУ «Викуловская СОШ № 2»;
приняла участие во всероссийском конкурсе лучших учителей на муниципальном и
региональном уровнях;
участие во всероссийском конкурсе методических разработок по данной теме (ОЦ
«Сириус, г. Сочи»;
участие в районном конкурсе дополнительных образовательных программ для
одаренных детей и др.
4 Введение
В.А. Сухомлинский
Каждый ребенок умен и талантлив посвоему.
Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного.
Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали
основой успехов в учении, чтобы ни один ребенок
не развивался ниже своих возможностей.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание эффективной
системы работы для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их
самореализации, профессионального самоопределения в рамках ФГОС. Наша школа
проводит работу с одаренными детьми, создает условия для развития талантливых
обучающихся. Но, при этом, практически нет эффективной системы педагогического
сопровождения высокомотивированных и одарённых обучающихся. Указанная проблема
приводит к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал талантливых и одаренных
детей не раскрывается в полной мере.
Я задумалась над вопросом: как организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы
обеспечить обучающимся условия для развития своих природных задатков? Как построить
обучение так, чтобы ученики не боялись ошибиться, не стеснялись своего собственного
мнения, позиции, а умели их логично объяснить, обосновать, отстоять, смогли достигать
определённых результатов, уверенно продвигаться по жизни, и в итоге удачно
самореализоваться в жизни?
Как показывает моя 25летняя педагогическая практика, для успешного
интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной
работы в школе. Сегодня примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20%
может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для
развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 25% от общего числа детей
действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми
совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и
талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. Выявление и
специальное обучение одаренных детей долгое время считалось непозволительной
роскошью: талант, якобы, настолько очевиден, что сам всего добьется. На деле же все
оказывается не столь очевидно. Научные исследования и практика показывают, что
развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития. Ясно,
что необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое
взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой
личности.
Актуальность
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Бытует
мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и
5 руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны
к оценке их деятельности, поведения и мышления.
Создание системы работы по поддержке одаренных детей позволяет максимально
обеспечить развитие творческих способностей ребенка, опираясь на его индивидуальность.
Следовательно, организация работы с одарёнными детьми – актуальная задача
современного образовательного процесса.
Цель:
Создание благоприятных условий для развития одаренных детей через оптимальную
структуру школьного и дополнительного биологического и экологического образования.
Задачи:
совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной
поддержки, оказание психологопедагогической помощи одарённым детям;
отбирать среди различных систем обучения эффективные методы и приёмы, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
создать условия для укрепления здоровья одарённых детей;
расширять возможности для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах,
научных конференциях, форумах, фестивалях, конкурсах различных уровней.
Основная часть
Наиболее интенсивно проблема одаренности разрабатывалась в зарубежной науке.
Такие исследователи как К. Текекс, С. Мерленд, М. Карнес и многие другие ученые
исходят из натуралистических представлений о детской одаренности и побуждают к
созданию условий, раскрывающих имеющийся потенциал одаренного ребенка, не
ограничивая возможности его развития. В отечественной психологии на основе работ Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов
ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.
В самом общем виде одаренность определяется как системное свойство психики,
проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий
(В. И. Панов).
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми (Рабочая концепция одаренности. М., 2003.)
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности (Рабочая концепция одаренности. М., 2003.)
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней
речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и
опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас,
сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы
чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие
«вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова,
6 должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события,
предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Они с
удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда
им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чемлибо,
упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно
прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с
которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со
стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать
вместе еще раз.
Можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития
интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
Можно условно выделить три категории одаренных детей:
с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще
встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной
области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
не достигающие по какимлибо причинам успехов в учении, но обладающие яркой
познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными
умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в
старшем школьном возрасте).
Но в настоящее время до сих пор ещё не существует четкого определения одаренности.
Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым
пониманием этого термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта.
Итак, в основе определения одаренности можно выделить опережающее
интеллектуальное развитие и способность к творчеству. Непременная отличительная черта
одаренного ребенка оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести,
нестандартности решения. Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как
правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство это
упорство в области их интересов.
Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал
стартовая площадка для центральной задачи педагога в работе с одаренными детьми
привить им вкус в серьезной творческой работе. Работая с одаренными, мы не просто
преподаем «предмет», а вводим его в науку. Исходя из интересов учащегося, ему
определяют и творческую тему, которая должна требовать от ребенка придумывания,
самостоятельного выдвижения идей. Свободное продвижение в науке требует напряженной
самостоятельной работы вне школы.
Работа педагога с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся
процесс. Прежде всего, он требует от учителя хороших знаний в области психологии
7 одаренных и их обучения, постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями,
родителями, постоянного профессионального мастерства и роста.
Создание условий для выявления и развития одаренных детей, а также просто способных
детей является одним из главных направлений моей работы:
1. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по
биологии и экологии. Часто в нашей школе проводятся предметные декады, на которых
учащиеся могут проявить себя в различных мероприятиях.
2. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы
являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных
детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки
обучающихся
к получению высшего и среднего профессионального образования,
творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
3. Творческие работы школьников, которые носят исследовательский и практический
характер,
касаются вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Данные
исследования вызывают живой интерес и общественное признание у родительской
общественности, средств массовой информации, властных структур. Наш накопленный
опыт постоянно транслируется и обобщается на общественных форумах, научно
практических конференциях муниципального,
всероссийского и
международных уровней (см. приложения 18).
регионального,
Социальное партнерство, межведомственное взаимодействие, сотрудничество с
приложение 1
Уровень
муниципальный
муниципальный
муниципальный
муниципальный
региональный
региональный
региональный
региональный
региональный
региональный
региональный
региональный
всероссийский
всероссийский
всероссийский
всероссийский
властными структурами
Название организации
СМИ Викуловского района
Администрация Викуловского муниципального района
МАУ «ЦДО и РД» (в том числе, народный краеведческий музей
им. А.В.Давыдова, районный Дом культуры, центральная районная
библиотека)
Центр детского творчества
СМИ
ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО»
СМИ Тюменской области
Тюменская областная Дума
Общественная палата Тюменской области
Вузы Тюменской области
ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер
Тюменское
областное общественное детское движение «ЧИР»)
СМИ
Вузы г. СанктПетербурга
Фонд наследия Менделеева (г. Москва)
Национальная премия «Хрустальный глобус» Российского
Географического общества
8 международный
международный
международный
международный
СМИ
Международная академия наук экологической безопасности
(г. СанктПетербург)
Международная ассоциация ученых, преподавателей и
специалистов «Российская Академия Естествознания»
Международная премия «Terre de Femmes - Земля Женщин» в
России (Франция)
9 Публикации в СМИ
(20152016, 20162017, 20172018 учебные годы)
приложение 3
Уровень
муниципальный
региональный
всероссийский
международный
ИТОГО
Количество публикаций
73
10
25
1
109
Публикации в СМИ
(20152016, 20162017, 20172018 учебные годы)
приложение 4
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Публикации учителя в научных сборниках
(20152016, 20162017, 20172018 учебные годы)
приложение 5
10 приложение 6
Публикации обучающихся в научных сборниках работ
(20152016, 20162017, 20172018 учебные годы)
Уровень
региональный
всероссийский
международный
ИТОГО
Количество публикаций
31
3
1
35
Публикации обучающихся в научных сборниках работ
(20152016, 20162017, 20172018 учебные годы)
приложение 7
11 35
30
25
20
15
10
5
0
региональный
всероссийский
международный
Публикации обучающихся в научных сборниках работ
(20152016, 20162017, 20172018 учебные годы)
приложение 8
12 Они позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения
исследовательских работ, самостоятельно научится добывать знания, используя
литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед слушателями, ребята
13 учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку
зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку.
4. Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик,
отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако дети
не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать
необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности.
Выходом из создавшейся проблемной ситуации является организация научно
исследовательской деятельности. Тем более, что современная система ориентирует
учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной
деятельности учащихся. Организация исследовательской деятельности даёт возможность
вооружить обучающихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями) для
освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем, а также
научит критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления
трудностей, генерировать новые идеи, быть коммуникабельным, контактным в различных
социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культуры. Приобщение к такой деятельности позволяет одаренным учащимся
начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно
посоветоваться и поделиться результатами своих исследований и открытий.
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому,
эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались
спортом, посещали спортивные секции, занимались дополнительно спортом дома.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком и его родителями за его
успешное будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина,
готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей
деятельности. Я много беседую с талантливыми ребятами. Для того чтобы работать с
талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно
самосовершенствоваться. Американский исследователь Блум, изучавший биографии
известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем
возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли
бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».
Заключение. Результативность опыта
В результате дифференцированного подхода и систематической работы на уроках
и во внеурочное время мои ученики показывают стабильно высокие знания по биологии по
итогам учебного года, а также в ходе итоговой аттестации (приложение 9).
Результаты итоговой аттестации по биологии
приложение 9
14 Показатели
результативности
Количество
обучающихся по
биологии
Качественная
успеваемость, %
Количественная
успеваемость, %
Количество
участников
ЕГЭ и ОГЭ
Средний балл
участников по
предмету
Показатели учебных достижений обучающихся по результатам итоговой
2015/2016
учебный год
169
аттестации
2016/2017
учебный год
162
2017/2018
учебный год
182
100
65
2
100
69
1
100
81
4
69 (ЕГЭ)
58 (по району)
82 (ЕГЭ)
74 (по району)
32,8 (ОГЭ)
20,1 (по району)
70
65
60
55
50
ОУ
район
85
80
75
70
ОУ
район
40
30
20
10
0
ОУ
район
Всероссийские
проверочные
работы по
биологии
(независимая
экспертиза знаний)
15 Мои профессиональные достижения получили высокую оценку профессионального
сообщества и общественности, о чем свидетельствуют грамоты и благодарности, отзывы
выпускников и родителей (см. приложение 10).
приложение 10
Почетные грамоты и благодарности
(20152016, 20162017, 20172018 учебные годы)
Грамота начальника отдела образования за высокие показатели, приказ № 73ОД от
07.09.2015 г.
Благодарность директора школы за большой личный вклад в развитие интеллектуальных
способностей обучающихся (Приказ
№ 181ОД от 05.12.2016 г.)
Почетная Грамота Главы Викуловского муниципального района за значительный вклад в
дело образования и воспитания подрастающего поколения, высокие профессиональные
достижения (Распоряжение администрации Викуловского муниципального района от
22.09.2016 г № 875р)
16
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.