Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле
Оценка 4.7

Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
10 кл
23.04.2023
Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле
Тема урока: «Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле». Цель: закрепить знания и навыки решения задач по теме «Одномерные массивы», формирование знаний учащихся о типовых задачах обработки массивов. - обучающие: знакомство с типовыми операциями обработки массивов в Паскале; изучение и первичное закрепление теоретического материала по обработке массивов в Паскале; - развивающие: развитие информационной культуры, развитие аналитических способностей обучающихся: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие умения рационально организовать свою деятельность, развитие творческих способностей обучающихся; - воспитательные: развитие интереса к изучаемой дисциплине, воспитание самостоятельности в выполнении работы Ход урока: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих. Актуализация знаний Прежде чем перейти к изучению следующей темы, повторим материал предыдущих уроков по теме массивы. Как описывается одномерный массив в Паскале? Как ввести одномерный массив в память ПК? Как вывести одномерный массив на экран? Далее выполним задания на повторение. Открываем интерактивное приложение, задания 1-3. Отвечают на вопросы. Примерные ответы учащихся: 1. Массивом в Паскале называют переменную величину регулярного типа. Регулярный тип-это структурный типа данных, представляющий собой совокупность пронумерованных однотипных величин. 2. Массив описывается в разделе описания переменных в следующем формате Интерактивное задание: Var <идентификатор>: array [<тип индекса>] of <тип компонентов> 3. Ввод массива производится покомпонентно. Пример ввода. For i:=1 to 12 do ReadLn (T[i]); 4. Аналогично в цикле по индексной переменной организуется вывод значений массива на экран. Пример вывода: For i:=1 To 12 Do Write (T[i]:8:4); Выполняют интерактивные задания на пк, вносят результаты в оценочный лист. Целеполагание и мотивация значение переменной с Считают, чему будет равна переменная c.
Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле.doc

57-58 урок, 10 класс – практика

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ___________

Тема урока: «Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле».

Цель: закрепить знания и навыки решения задач по теме «Одномерные  массивы», формирование знаний учащихся о типовых задачах обработки массивов.

- обучающие: знакомство с типовыми операциями обработки массивов в Паскале; изучение и первичное закрепление теоретического материала по обработке массивов в Паскале;

- развивающие: развитие информационной культуры, развитие аналитических способностей обучающихся: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие умения рационально организовать свою деятельность, развитие творческих способностей обучающихся;

- воспитательные: развитие интереса к изучаемой дисциплине, воспитание самостоятельности в выполнении работы

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

 

 

Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению следующей темы, повторим материал предыдущих уроков по теме массивы.

Как описывается одномерный массив в Паскале?

Как ввести одномерный массив в память ПК?

Как вывести одномерный массив на экран?

 

Далее выполним задания на повторение. Открываем интерактивное приложение, задания 1-3.

 

 

Отвечают на вопросы. Примерные ответы учащихся:

1.      Массивом в Паскале называют переменную величину регулярного типа.

Регулярный тип-это структурный типа данных, представляющий собой совокупность пронумерованных однотипных величин.

2.      Массив описывается в разделе описания переменных в следующем формате

Интерактивное задание:

Var <идентификатор>: array [<тип индекса>] of <тип компонентов>

3.      Ввод массива производится покомпонентно. Пример ввода.

For i:=1 to 12 do

ReadLn (T[i]);

 

4.      Аналогично в цикле по индексной переменной организуется вывод значений массива на экран.

Пример вывода:

For i:=1 To 12 Do Write (T[i]:8:4);

 

Выполняют интерактивные задания на пк, вносят результаты в оценочный лист.

 

 

Целеполагание и мотивация

значение переменной с

 


 

 

 



 

 

 

 

Считают, чему будет равна переменная c.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение новых знаний и способов усвоения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Заполнение массива.

Мы уже знаем, что значения массива могут задаваться вводом с клавиатуры, чтением из файла или вычислением в программе. В некоторых задачах статистического характера требуется заполнять массивы случайными числами.

Пример: заполнить массив равномерно распределенными целыми случайными числами в диапазоне от 0 до 100.

Var x:= array [1..20] of integer; i:integer;

Begin

Randomize;

For i:=1 to 20 do x[i]:=Random(100);

For i:=1 to 20 do write (x[i]:4);

End.

2.      Нахождение суммы элементов массива, состоящего из n чисел

s:=0;

   for i:=1 to n do

    s:=s+a[i];

writeln (‘сумма =’, s);

3.      Выбор максимального элемента.

4.      В одномерном массиве X из примера требуется определить наибольшее значение среди значений элементов и его порядковый номер (индекс).

5.      Идея алгоритма решения этой задачи следующая: чтобы в переменной Xmax получить максимальное значение массива X, сначала в нее заносится первое значение массива X[1]. Затем значение Xmax поочередно сравнивается с остальными элементами массива, и каждое значение, большее Xmax, присваивается этой переменной. Для получения номера максимального элемента массива в целочисленной переменной imax следует записывать в нее номер элемента массива X одновременно с занесением значения в Xmax. На алгоритмическом языке это запишется так:

Xmax:=X[1]; imax:=1

для I:=2 до 20

нц

     если X[I]> Xmax

     то

         Xmax:=X[I]; imax:=I

     все

кц

Заметим, что если в массиве X несколько значений, равных максимальному, то в imax будет получен первый номер из этих элементов. Чтобы получить номер последнего элемента, равного максимальному, нужно в ветвлении если заменить знак отношения > на >=. Для нахождения минимального элемента массива достаточно заменить знак отношения > на <.

6.      Сортировка массива

Зачем нужна сортировка?

Сортировка «пузырьком» традиционно считается наиболее простой и понятной для реализации на языках программирования.

Алгоритм сортировки «пузырьком» по возрастанию

Суть упорядочивания по возрастанию заключается в следующем:

a.                              просматриваем слева направо все пары элементов: 1-й со 2-м, затем с 3-м, 4-м и т.д. Если при этом рассматриваемый элемент массива больше следующего, то элементы меняем местами.

b.                              затем осуществляется переход ко второму элементу массива и он сравнивается с 3-м, 4-м, и т.д. И в случае, когда 2-й элемент больше следующего, то они меняются местами.

c.                              В результате такого просмотра массива максимальный элемент окажется на крайнем справа (своём) месте, а минимальный на крайнем слева месте.

d.                              Общее число просмотров массива из N элементов при этом равно N-1.

Используя алгоритм сортировки по возрастанию, учитель подводит учащихся к самостоятельному выводу алгоритма сортировки по убыванию через замену знака неравенства в условном операторе на противоположный – со знака «больше» на знак «меньше.

Ученики разбирают операторы с учителем и записывают программу в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы.

С отсортированными данными работать легче, чем с произвольно расположенными:

·                                 когда элементы отсортированы, их проще найти;

·                                 на отсортированных данных легче определить, имеются ли пропущенные элементы;

·                                 проще удостовериться, что все элементы были проверены;

·                                 легче найти общие элементы двух массивов.

Сортировка является мощным средством ускорения работы практически любого алгоритма, в котором нужно часто обращаться к определенным элементам данных.

Организация первичного закрепления

 

Интерактивное приложение, задания 4,5.

 

После заполнения пропусков, внесите баллы в оценочный лист и перепишите программу  в тетрадь, она нам пригодится на следующей практической работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задания, вносят баллы в оценочный лист

 

Заполняют пропуски, вносят баллы в оценочный лист, переписывают программу в тетрадь.

Program sort;

var

    a:array [1..10000] of byte;

    n,i : integer;

    p:byte;

    u:boolean;

begin

    write ('N= ');

    readln (n);

    for i:=1 to n do

       a[i]:=random (101);

    write ('Исходный массив');

    for i:=1 to n do

        write (' ', a[i]);

    writeln ();

    u:=false;

    while not (u) do

    begin

    u:=true;

    for i:=1 to n-1 do

    begin

        if a[i]>a[i+1]

        then begin

            u:=false;

            p:=a[i];

            a[i]:=a[i+1];

            a[i+1]:=p;

          end;

      end;

  end;

  write ('Отсортированный массив:');

  for i:=1 to n do

     write (' ', a[i]);

     end.

Практическая работа

Обработка массивов, записанных в файле - задачи

 

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание.

1) Теория

2)Написать программу нахождения наименьшего элемента в заданном массиве из n чисел

Записывают домашнее задание.

 


Скачано с www.znanio.ru

Учитель: Брух Т.В. Дата: ___________

Учитель: Брух Т.В. Дата: ___________

Отвечают на вопросы. Примерные ответы учащихся: 1

Отвечают на вопросы. Примерные ответы учащихся: 1

Заполнение массива. Мы уже знаем, что значения массива могут задаваться вводом с клавиатуры, чтением из файла или вычислением в программе

Заполнение массива. Мы уже знаем, что значения массива могут задаваться вводом с клавиатуры, чтением из файла или вычислением в программе

Если при этом рассматриваемый элемент массива больше следующего, то элементы меняем местами

Если при этом рассматриваемый элемент массива больше следующего, то элементы меняем местами

Организация первичного закрепления

Организация первичного закрепления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2023