Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле». Цель: закрепить знания и навыки решения задач по теме «Одномерные массивы», формирование знаний учащихся о типовых задачах обработки массивов. - обучающие: знакомство с типовыми операциями обработки массивов в Паскале; изучение и первичное закрепление теоретического материала по обработке массивов в Паскале; - развивающие: развитие информационной культуры, развитие аналитических способностей обучающихся: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие умения рационально организовать свою деятельность, развитие творческих способностей обучающихся; - воспитательные: развитие интереса к изучаемой дисциплине, воспитание самостоятельности в выполнении работы Ход урока: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих. Актуализация знаний Прежде чем перейти к изучению следующей темы, повторим материал предыдущих уроков по теме массивы. Как описывается одномерный массив в Паскале? Как ввести одномерный массив в память ПК? Как вывести одномерный массив на экран? Далее выполним задания на повторение. Открываем интерактивное приложение, задания 1-3. Отвечают на вопросы. Примерные ответы учащихся: 1. Массивом в Паскале называют переменную величину регулярного типа. Регулярный тип-это структурный типа данных, представляющий собой совокупность пронумерованных однотипных величин. 2. Массив описывается в разделе описания переменных в следующем формате Интерактивное задание: Var <идентификатор>: array [<тип индекса>] of <тип компонентов> 3. Ввод массива производится покомпонентно. Пример ввода. For i:=1 to 12 do ReadLn (T[i]); 4. Аналогично в цикле по индексной переменной организуется вывод значений массива на экран. Пример вывода: For i:=1 To 12 Do Write (T[i]:8:4); Выполняют интерактивные задания на пк, вносят результаты в оценочный лист. Целеполагание и мотивация значение переменной с Считают, чему будет равна переменная c.
Иконка файла материала Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле.doc

57-58 урок, 10 класс – практика

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ___________

Тема урока: «Обработка массивов, записанных в файле. Обработка смешанных данных, записанных в файле».

Цель: закрепить знания и навыки решения задач по теме «Одномерные  массивы», формирование знаний учащихся о типовых задачах обработки массивов.

- обучающие: знакомство с типовыми операциями обработки массивов в Паскале; изучение и первичное закрепление теоретического материала по обработке массивов в Паскале;

- развивающие: развитие информационной культуры, развитие аналитических способностей обучающихся: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие умения рационально организовать свою деятельность, развитие творческих способностей обучающихся;

- воспитательные: развитие интереса к изучаемой дисциплине, воспитание самостоятельности в выполнении работы

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

 

 

Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению следующей темы, повторим материал предыдущих уроков по теме массивы.

Как описывается одномерный массив в Паскале?

Как ввести одномерный массив в память ПК?

Как вывести одномерный массив на экран?

 

Далее выполним задания на повторение. Открываем интерактивное приложение, задания 1-3.

 

 

Отвечают на вопросы. Примерные ответы учащихся:

1.      Массивом в Паскале называют переменную величину регулярного типа.

Регулярный тип-это структурный типа данных, представляющий собой совокупность пронумерованных однотипных величин.

2.      Массив описывается в разделе описания переменных в следующем формате

Интерактивное задание:

Var <идентификатор>: array [<тип индекса>] of <тип компонентов>

3.      Ввод массива производится покомпонентно. Пример ввода.

For i:=1 to 12 do

ReadLn (T[i]);

 

4.      Аналогично в цикле по индексной переменной организуется вывод значений массива на экран.

Пример вывода:

For i:=1 To 12 Do Write (T[i]:8:4);

 

Выполняют интерактивные задания на пк, вносят результаты в оценочный лист.

 

 

Целеполагание и мотивация

значение переменной с

 


 

 

 



 

 

 

 

Считают, чему будет равна переменная c.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение новых знаний и способов усвоения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Заполнение массива.

Мы уже знаем, что значения массива могут задаваться вводом с клавиатуры, чтением из файла или вычислением в программе. В некоторых задачах статистического характера требуется заполнять массивы случайными числами.

Пример: заполнить массив равномерно распределенными целыми случайными числами в диапазоне от 0 до 100.

Var x:= array [1..20] of integer; i:integer;

Begin

Randomize;

For i:=1 to 20 do x[i]:=Random(100);

For i:=1 to 20 do write (x[i]:4);

End.

2.      Нахождение суммы элементов массива, состоящего из n чисел

s:=0;

   for i:=1 to n do

    s:=s+a[i];

writeln (‘сумма =’, s);

3.      Выбор максимального элемента.

4.      В одномерном массиве X из примера требуется определить наибольшее значение среди значений элементов и его порядковый номер (индекс).

5.      Идея алгоритма решения этой задачи следующая: чтобы в переменной Xmax получить максимальное значение массива X, сначала в нее заносится первое значение массива X[1]. Затем значение Xmax поочередно сравнивается с остальными элементами массива, и каждое значение, большее Xmax, присваивается этой переменной. Для получения номера максимального элемента массива в целочисленной переменной imax следует записывать в нее номер элемента массива X одновременно с занесением значения в Xmax. На алгоритмическом языке это запишется так:

Xmax:=X[1]; imax:=1

для I:=2 до 20

нц

     если X[I]> Xmax

     то

         Xmax:=X[I]; imax:=I

     все

кц

Заметим, что если в массиве X несколько значений, равных максимальному, то в imax будет получен первый номер из этих элементов. Чтобы получить номер последнего элемента, равного максимальному, нужно в ветвлении если заменить знак отношения > на >=. Для нахождения минимального элемента массива достаточно заменить знак отношения > на <.

6.      Сортировка массива

Зачем нужна сортировка?

Сортировка «пузырьком» традиционно считается наиболее простой и понятной для реализации на языках программирования.

Алгоритм сортировки «пузырьком» по возрастанию

Суть упорядочивания по возрастанию заключается в следующем:

a.                              просматриваем слева направо все пары элементов: 1-й со 2-м, затем с 3-м, 4-м и т.д. Если при этом рассматриваемый элемент массива больше следующего, то элементы меняем местами.

b.                              затем осуществляется переход ко второму элементу массива и он сравнивается с 3-м, 4-м, и т.д. И в случае, когда 2-й элемент больше следующего, то они меняются местами.

c.                              В результате такого просмотра массива максимальный элемент окажется на крайнем справа (своём) месте, а минимальный на крайнем слева месте.

d.                              Общее число просмотров массива из N элементов при этом равно N-1.

Используя алгоритм сортировки по возрастанию, учитель подводит учащихся к самостоятельному выводу алгоритма сортировки по убыванию через замену знака неравенства в условном операторе на противоположный – со знака «больше» на знак «меньше.

Ученики разбирают операторы с учителем и записывают программу в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы.

С отсортированными данными работать легче, чем с произвольно расположенными:

·                                 когда элементы отсортированы, их проще найти;

·                                 на отсортированных данных легче определить, имеются ли пропущенные элементы;

·                                 проще удостовериться, что все элементы были проверены;

·                                 легче найти общие элементы двух массивов.

Сортировка является мощным средством ускорения работы практически любого алгоритма, в котором нужно часто обращаться к определенным элементам данных.

Организация первичного закрепления

 

Интерактивное приложение, задания 4,5.

 

После заполнения пропусков, внесите баллы в оценочный лист и перепишите программу  в тетрадь, она нам пригодится на следующей практической работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задания, вносят баллы в оценочный лист

 

Заполняют пропуски, вносят баллы в оценочный лист, переписывают программу в тетрадь.

Program sort;

var

    a:array [1..10000] of byte;

    n,i : integer;

    p:byte;

    u:boolean;

begin

    write ('N= ');

    readln (n);

    for i:=1 to n do

       a[i]:=random (101);

    write ('Исходный массив');

    for i:=1 to n do

        write (' ', a[i]);

    writeln ();

    u:=false;

    while not (u) do

    begin

    u:=true;

    for i:=1 to n-1 do

    begin

        if a[i]>a[i+1]

        then begin

            u:=false;

            p:=a[i];

            a[i]:=a[i+1];

            a[i+1]:=p;

          end;

      end;

  end;

  write ('Отсортированный массив:');

  for i:=1 to n do

     write (' ', a[i]);

     end.

Практическая работа

Обработка массивов, записанных в файле - задачи

 

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание.

1) Теория

2)Написать программу нахождения наименьшего элемента в заданном массиве из n чисел

Записывают домашнее задание.

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также