Обращение к истории языка как средство формирования общей культуры
Оценка 4.8

Обращение к истории языка как средство формирования общей культуры

Оценка 4.8
docx
28.03.2021
Обращение к истории языка  как средство формирования общей культуры
Документ Microsoft Office Word.docx

Мне бы хотелось  представить вашему вниманию, уважаемые коллеги, небольшой фрагмент урока   родного языка в 5 классе: « Тайны славянской азбуки »  который , на мой взгляд преследует цели прописанные в программе по родному русскому языку. (Русский родной язык Примерные рабочие программы  Учебное пособие для общеобразовательных организаций О. М. Александрова Ю. Н. Гостева И. Н. Добротина   Под редакцией О. М. Александровой  Москва «Просвещение» 2020.)

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре.

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

На фоне игры на гуслях.  Наш разговор я хочу начать народных песен о богатырях. Былины словно возвращают нас  в прошлое, в неповторимый мир Древней Руси. Красуются славные города : Киев , Новгород… Стучат острые мечи и свистят калёные стрелы, звенят гусли , и сказитель поёт славу своему времени. И встают перед нами исполинские богатыри: Василий Буслаев, Святогор, Микула Селянинович… Былины не только восхваляют силу  богатырскую, но и  содержат свидетельство  о жизни людей  ту далёкую эпоху. Перед нами невольно предстают их нравы и обычаи, их быт.   Скажите, знаете ли вы ответ на вопрос : умел ли читать Илья Муромец? А Василий Буслаев?

 

У каждого из вас отрывок из былины. В нём необходимо найти ответ на вопрос.

1 Былина «Илья Муромец и Калин – царь»

2  Былина«Три поездки Ильи Муромца»

3 Былина «Василий Игнатьевич и Батыга»

1 Как о самом обычном деле былины поведали о грамотности Владимира. В былине «Илья Муромец и Калин-царь» рассказывается, как Владимир получил грамоту посыльную, «да и грамоту ту распечатывал и смотрел, что в грамоте написано», а потом сам садился за ответ царю Калину. В других былинах Владимир поручает писать ответы своим приближенным.

2 В былине подробно излагается, что Илья - крестьянский сын, «из беднова положения и от бедных от родителей от трудящих».

3 Читать умели не только мужчины .

4. В  былине «Камское побоище», писать надо и могучим русским богатырям - Самсону, Дунаю, Святогору, Ремяннику, Пересмете, Пермяку, «брателкам» Петровичам и «брателкам» Сбродовичам, Иванушке, Гавриле Долгополому, Потыке и Алеше Поповичу. Следовательно, все они умели и вполне свободно читать. Когда Добрыия выполнил просьбу князя, то с «ярлыками скорописчатыми» во все концы «святой Руси» был послан Михайло сын Игнатьевич. Он положил их «в сумочку, в котомочку». И доставил послание к богатырю Самсону, а тот «скоро все распечатывал, прочитывал».

Таким образом мы делаем свой маленький вывод из наблюдений: былины отражают характерную черту русской жизни - образование и грамотность.

С чего начинается наше образование?

Мы учим азбуку.

А какую же азбуку учили Илья Муромец и Алёша Попович?

Какой азбукой пользовались наши далёкие предки?

В 5 классе далее мы заслушиваем сообщения учеников О Славянской письменности. О кириллице. О глаголице. О Кирилле и Мефодии.

В определённый момент я прошу ребят пересчитать количество букв кириллицы и сравнить его с коичеством в современном алфавите. Так заходит речь об изменениях, произошедших в языке.

 

Славянская азбука представляет собой сложный логико-математический организм. Многие ученые обратили внимание на образность азбуки. Всё дело в том, что каждая буква здесь обозначает образ-символ. А-аз- я. Б- боги – В-веди – ведаю. Если представить азбуку в виде таблицы, то можно открывать целые послания.

 


 

Мне бы хотелось представить вашему вниманию, уважаемые коллеги, небольшой фрагмент урока родного языка в 5 классе: «

Мне бы хотелось представить вашему вниманию, уважаемые коллеги, небольшой фрагмент урока родного языка в 5 классе: «

В былине «Камское побоище», писать надо и могучим русским богатырям -

В былине «Камское побоище», писать надо и могучим русским богатырям -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2021