Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135
Оценка 4.8

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
10 кл—11 кл
13.11.2018
Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135
Программа «Начальная медицинская подготовка» реализуется в группах военно - патриотического отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ № 135 (далее объединения). Данная образовательная программа является составной частью образовательно-воспитательной программы объединения ФГКОУ СОШ № 135 дополнительного образования военно-патриотического направления деятельности. Начальная медицинская подготовка является одним из важных элементов гражданского воспитания молодежи, является основой формирования представлений о здоровом образе жизни. Курс «Начальная медицинская подготовка» ориентирует ребят на знания особенностей анатомии и физиологии человека, информирует юношей о современных положениях военных учений в организации медицинского обеспечения армии, на формирование умений и навыков оказания самопомощи, взаимопомощи и первой помощи, пострадавшим и попавшим в критические ситуации людям. Курс «Начальная медицинская подготовка» призван оберегать здоровье подростков и юношей, поднимать статус физической культуры и здорового образа жизни (без вредных привычек), развивать желание исцелять заболевших, облегчать боль и страдания людей.
программа медицинской подготовки.docx
Федеральное государственное казённое  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» «Принята» На Педагогическом совете Протокол №____от ___.___.2018 г.                 «УТВЕРЖДАЮ» Директор  ____________ Полянина Е.А. «____» ________________2018 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135                                                                Автор – составитель:                                                         Моисеев Юрий Алексеевич, заместитель директора ФГКОУ СОШ № 135 по ВР Можайск ­ 10 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   «Начальная   медицинская   подготовка»   реализуется   в   группах военно   ­   патриотического   отряда   «Юнармия»   имени   героя   войны   в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ № 135 (далее объединения). Данная образовательная   программа   является   составной   частью   образовательно­ воспитательной   программы   объединения   ФГКОУ   СОШ   №   135 дополнительного   образования   военно­патриотического   направления деятельности. Начальная   медицинская   подготовка   является   одним   из   важных   элементов гражданского   воспитания   молодежи,   является   основой   формирования представлений о здоровом образе жизни. Курс   «Начальная   медицинская   подготовка»   ориентирует   ребят   на   знания особенностей   анатомии   и   физиологии   человека,   информирует   юношей   о современных   положениях   военных   учений   в   организации   медицинского обеспечения   армии,   на   формирование   умений   и   навыков   оказания самопомощи, взаимопомощи и первой помощи, пострадавшим и попавшим в критические   ситуации   людям.   Курс   «Начальная   медицинская   подготовка» призван   оберегать   здоровье   подростков   и   юношей,   поднимать   статус физической   культуры   и   здорового   образа   жизни   (без   вредных   привычек), развивать желание исцелять заболевших, облегчать боль и страдания людей. Большое значение имеют сведения по истории военной медицины, особенно периода   Великой   Отечественной   войны   1941   –   1945гг.   Эти   сведения способствуют   воспитанию   у   обучающихся     патриотизма,   гордости   за вооруженные   силы   своей   страны,   их   медицинскую   службу.   Знания   по медицине непосредственно способствуют формированию готовности к защите своего края, самопожертвованию во имя спасения жизней раненых и больных, через сопричастность к славной истории нашей страны. Обучающиеся   в   ФГКОУ   СОШ   №   135   члены   объединения   участвуют   в соревнованиях   военно­прикладного   характера   (районные   и   городские соревнования   ­   «За   тех,   кто   в   полный   поднимался   рост»,   «Олимпиаде призывной   и   допризывной   молодёжи»   и   др.),   где   вводится   этап   оказания медицинской помощи при различных травмах и ранениях. Кроме этого, члены объединения  часто  ходят в походы, на  полевые  выходы,  ездят в воинские части   и   на   полигоны   для   прохождения   военно­полевых   сборов.   Медики профессионалы,   как   правило,   там   отсутствуют,   и   возникает   острая необходимость  самим владеть определенным  объемом знаний и умений по оказанию доврачебной медицинской помощи и самопомощи. В   условиях   современной   жизни   молодым   людям   нужны   разносторонние знания,   навыки   владения   достаточно   широким   спектром   реанимационных процедур,   а   так   же   мер   профилактики   и   предупреждения   различных повреждений   организма   человека,   необходим   высокий   уровень   морально­ психологической подготовки. Все   эти   качества   должны   закладываться   уже   сегодня,   в   подростковом возрасте. Успешное усвоение программы позволит рассчитывать, что в случае необходимости,   воспитанники   военно­спортивной   школы   смогут   оказать первую   медицинскую   помощь   себе,   товарищам   и   другим,   нуждающимся   в такой помощи людям. Особенности среднего школьного возраста и их учет в деятельности педагога. № Психолого- педагогическая особенность Формы проявления Тактика педагога особенности 1 Бурный рост и развитие всего организма - усиленный рост тела в длину; - окостенение скелета; - возрастание мышечной силы; - неравномерное развитие внутренних органов (учащенное сердцебиение и дыхание). 2 Половое созревание организма - нарушение внутреннего равновесия; - рост эмоциональной сферы. На занятиях практикуются: смена видов деятельности, подвижные игры, соизмерение нагрузки и физических возможностей детей, изучение физиологии и гигиены данного возраста. Программа предусматривает вопросы отношения полов и гигиены мальчиков и девочек. 3 Развитие нервной системы Эмоциональный настрой на занятиях позитивный, такт и спокойствие педагога. - возрастает роль сознания; - улучается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями; - процесс возбуждения все еще преобладает над процессом торможения; - определяющее значение имеет отношение к наблюдаемому объекту; -неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом. Учебно- воспитательный процесс построен так, чтобы у детей не было ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. Интересные занятия и интересные дела - залог успеха педагога. 4 Изменения мыслительной деятельности - специфическая избирательность внимания, непроизвольное переключение внимания; - мышление более систематизировано, последовательно; - мышление становится более абстрактным и критичным; - речь становится образной и выразительной В программе предусмотрены творческие задания, упражнения на сравнения, выделение главного, выделение причинно- следственной зависимости, работа над понятийным аппаратом. 5 Нравственное и социальное формирование личности - неустойчивость мировоззрения и нравственных идеалов; - усиление импульсивных чувств; - несогласованность Бережное отношение к духовному миру и проявлению чувств подростков. Подчеркивание положительно- убеждений с реальным поведением; ориентированных качеств личности. - ошибочное ориентирование на «плохое» (асоциальное поведение, ложное товарищество, безразличие, инфантилизм) Особенности старшего школьного возраста и их учет в деятельности педагога. № Психолого- педагогическая особенность Формы проявления Тактика педагога особенности 1 Общее созревание организма - завершение физического развития; - стабилизация кровяного давления и работы желез внутренней секреции; - завершение первого периода полового созревания. Программа предусматривает увеличение мышечной нагрузки, активности и выносливости организма. Выделены темы по половому воспитанию юношества. 2 Становление мировоззрения, характера и жизненного самоопределения - самоутверждение; - бурный рост самосознания; - активное осмысление будущего; - пора поисков, надежд, мечтаний; - ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам; - становление целенаправленного восприятия, произвольного и Методика преподавания курса «Начальная медицинская подготовка» не препятствует, а способствует самоутверждению личности, удовлетворяет потребность в значимых для жизненного успеха знаниях. Тактичность и толерантность 3 Формирование нравственной и социальной зрелости устойчивого внимания, логического характера памяти; - самостоятельность, критичность, абстрагированность мышления; - изменение приоритета ценностей с физической силы на интеллектуальные качества педагога помогают сглаживанию конфликтов и недоразумений в формировании характера, стимулируют процесс самовоспитания. Терпимость и заинтересованная помощь педагога способствуют плавному протеканию процесса самоутверждения. Коллективные формы работы на занятиях и во время внеурочных мероприятий, а так же общественно- значимый характер мероприятий способствуют позитивному нравственному становлению личности молодых людей. - укрепление этических убеждений, моральных понятий и оценок; - появление стремления выразить свою индивидуальность; - потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными вещами; - усиление сознательных мотивов поведения, личного статуса в коллективе; - возрастание требований к характеру общения и отношений между членами коллектива; - повышение критерий оценок и требований к учителям и взрослым вообще; - резкая дифференциация жизненных планов и ценностных ориентаций. Общей   для   любого   школьного   возраста   является   позиция   педагога   ­ воспитание   ребенка   максимально   опирается   на   его   индивидуальность. Педагог, глубоко изучивший черты личности ребенка и условия его жизни, может   управлять   развитием   этого   ребенка.   На   каждом   занятии   формы   и методы педагогического воздействия приспосабливаются к индивидуальным особенностям   обучающихся,   с   тем,   чтобы   обеспечить   запроектированный уровень развития их личностей. Индивидуальный подход к обучению разных детей создает благоприятные  возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и  дарований каждого ученика. В индивидуальном походе особенно нуждаются  «трудные» дети, малоспособные школьники, а так же дети с ярко выраженной  задержкой развития. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА. ЦЕЛЬ ­ формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни,  готовности к жизни, труду и социальному творчеству. ЗАДАЧИ. Обучающие:  формирование знаний об основах анатомии, физиологии и гигиены  человека;  расширение кругозора учащихся в области медицины, фармакологии,  лечебной физкультуры;  формирование устойчивого интереса к сохранению своего здоровья;  обучение коллективным формам работы и основам самоорганизации. Развивающие:  привитие умений и навыков оказания первой доврачебной помощи  пострадавшим или самому себе;  совершенствование здоровья молодого поколения, развитие их силы,  выносливости, быстроты реакций и способности к автономному  существованию;  развитие логического мышления, памяти, внимания;  формирование познавательной активности, умственной и физической  работоспособности, потребности в постоянных и систематических  занятиях физкультурой и спортом. Воспитательные:  воспитание коллективистских начал характера, организованности и  самостоятельности, гуманности и милосердия;  воспитание стойких навыков здорового образа жизни, потребности  избавиться от вредных привычек, развитие стремления быть здоровым,  бодрым, доставлять радость себе и окружающим;  морально­волевая подготовка молодых людей к преодолению  трудностей и последствий чрезвычайных ситуаций. Программа рассчитана на 2 года обучения. Учебный годовой план составлен на   72   часа.   Занятия   в   каждой   группе   проходят   один   раз   в   неделю, продолжительностью 2 часа. Темы занятий по годам обучения различны. Так на первом году, преобладают темы по анатомии и физиологии человека, а так же учебный материал по остановке кровотечения, предупреждения асфиксии (удушья),   по   обработке   и   защите   раненых   поверхностей   тела,   по   мерам оказания помощи при переломах, утоплениях, ожогах и т.д. Последовательность   изложения   материала   соответствует   Межотраслевой Инструкции   по   оказанию   первой   помощи   при   несчастных   случаях   на производстве, изданной Министерством труда и социального развития РФ. Во   второй   год   обучения   программа   предлагает   ребятам   более   глубокое изучение   определенных   заболеваний   человека   и   профилактики   здоровья. Сюда относятся темы по автономному существованию и поддержанию жизни в   чрезвычайных   ситуациях,   темы   по   основным   заболеваниям   юношества, различные   виды   лечебной   физкультуры,   общеукрепляющего   массажа, специальные   упражнения   по   дыханию   для   стрелков,   пловцов,   приемы народной медицины и т.д. Часть   знаний   в   этой   области   у   членов   объединения   уже   есть,   благодаря занятиям   по   ОБЖ,   биологии   и   анатомии   в   общеобразовательных   школах. Конечно, педагогу по медицине помогает в работе наличие в знаниях ребят подобных базисных положений по биологии и анатомии. Но эти знания, чаще всего,   не   систематизированы   и   тем   более   не   выработаны   стойкие   навыки выполнения   приемов   по   оказанию   помощи.   Поэтому   курс   «Начальная медицинская   подготовка»   не   противопоставляется   базисным   школьным предметам,   а   сотрудничает   с   ними,   дополняя   и   углубляя   их.   Помимо перечисленных учебных школьных предметов, приходится привлекать в своей работе и знания ребят в области географии, истории, рисования, ботаники, химии, физики. Такое сотрудничество с другими школьными курсами дает положительный результат в обучении юнг и курсантов, а так же подчеркивает важность   и   значимость   добросовестного   отношения   к   учению   в общеобразовательной школе. От этого выигрывает только ребенок, поскольку он   понимает,   что   его   успехи   на   занятиях   по   медицине   (которые,   кстати, ребятам   очень   нравятся)   напрямую   зависят   от   его   усвоения   материала   по самым разнообразным предметам в школьных курсах. Более   того,   на   занятиях   по   начальной   медицинской   подготовке   ребята психологически более раскрепощены, чем в обычной школьной обстановке. В объединении  нет дневников и отметок, родителей не вызывают к директору. Члены   объединения     не   бояться   признать   свои   ошибки,   недочеты,   они уверены,   что   их   правильно   поймут   и   помогут   найти   правильное   решение любой проблеме. Но это в свою очередь обязывает ребенка оправдать такое доверие сверстников и педагогов, не ударить в грязь лицом, постараться не допускать больше оплошностей и недисциплинированности. Спокойный, доброжелательный настрой на занятиях и атмосфера уверенности в   своих   силах   способствуют   укреплению   стойкого   интереса   подростков   и юношей к изучению этого предмета, мотивирует их к дальнейшей работе над своим здоровьем или в области «врачевания» себя и своих близких. Созданию благоприятного микроклимата в учебных группах способствуют и многочисленные   досуговые   мероприятия.   Педагог   по   медицине   ходит   с ребятами   в   походы,   постоянно   сопровождает   их   на   всех   военно­полевых сборах и организует в период этих сборов контроль над состоянием здоровья ребят и оказанием первой помощи. Все   экскурсии   по   городу   или   учреждения   культуры   и   отдыха   проводятся после   обязательного   инструктажа   по   технике   безопасности,   напоминаются меры экстренной помощи при различных несчастных случаях, с собой ребята несут медицинскую аптечку и назначается ответственный санитар из числа наиболее подготовленных по медицине учеников. Принципы обучения Программа   курса   «Начальная   медицинская   подготовка»   построена   на соблюдении общепризнанных, основополагающих принципах обучения: * принцип сознательности и активности обучающихся Содержание   программы   предусматривает   глубокое   осмысление   знаний, приобретаемых   детьми   путем   интенсивного   напряжения   собственной умственной   деятельности.   Собственная   познавательная   активность обучающихся является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом. Принцип сознательности и активности обучения осуществляется педагогом через ­ осознание целей и задач предстоящей на занятии работы; ­ использование разнообразных видов и форм познавательной деятельности, объединение   анализа   с   синтезом,   сопоставление   с   противопоставлением, частое использование аналогии; ­ работу с понятийным аппаратом; ­ опору на уже имеющиеся знания и опыт обучающихся в данной области деятельности; ­ использование взаимообучения занимающихся по данному курсу; ­ разъяснение причинно­следственных связей; ­   использование   в   обучении   практических   ситуаций,   связанных   с безопасностью   здоровья   человека   и   от   ребенка   самостоятельного   видения, понимания и осмысления; ­ изучение и использование индивидуальных интересов обучающихся. * принцип наглядности обучения Программа   курса   «Начальная   медицинская   подготовка»   учитывает   наукой доказанный   факт,   что   органы   зрения   «пропускают»   в   мозг   почти   в   5   раз больше   информации,   чем   органы   слуха,   и   почти   в   13   раз   больше,   чем тактильные органы. Понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами и образами, для раскрытия которых используются различные виды наглядности. Педагогом используются ксерокопии фотографий, картинок, иллюстраций из Инструкции по технике безопасности и другой учебной и научной литературы. Кроме   этого,   учебный   кабинет   объединения   располагает   необходимым табельным имуществом, перечень которого приводится в конце программы. Многие   виды   наглядности   изготовлены   руками   ребят   под   руководством педагога:   таблицы,   схемы,   опорные   планы   медицинских   мероприятий   при различных повреждениях организма. * принцип систематичности и последовательности Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и дает   большие   результаты,   чем   меньше   в   нем   перерывов,   нарушений последовательности.   Если   систематически   не   упражнять   навыки,   то   они утрачиваются.   Если   ребят   не   приучать   к   логическому   мышлению,   то   они постоянно   будут   испытывать   затруднения   в   своей   мыслительной деятельности. Если не соблюдать системы и последовательности, то процесс развития детей замедляется. Программа по медицинской подготовке построена таким образом, что: ­ каждое занятие делится на логически завершенные части (вопросы темы), последовательно реализуемые в ходе занятия; ­ каждая тема курса опирается на науку и действительность и использует в своем содержании межпредметные связи; ­ каждое занятие строится по схеме: а) установление объекта изучения, б) изложение основания теории вопроса, в) раскрытие инструментария изучения вопроса, г) объяснение следствия вопроса, д) определение границ применения данного знания или навыка; ­ программ обеспечивает преемственность, как в содержании, так и в методах обучения по годам обучения; ­   в   конце   каждого   раздела   курса   предусмотрены   занятия   обобщения   и систематизации. * принцип прочности обучения В современном обучении мышление главенствует над памятью. Программа по начальной   медицинской   подготовке   не   растрачивает   силы   обучающихся   на запоминание малоценных знаний, не допускает перегрузки памяти в ущерб мышлению. Достигается реализация этого принципа следующими приемами: ­   вместо   заучивания   материала,   имеющего   вспомогательный   характер, обучающиеся пользуются справочной и информационной литературой прямо на занятии; ­ материал, требующий запоминания, оформляется в форме тезиса, опорного конспекта, схемы, рисунка и фиксируется в тетради; ­ каждый ребенок работает в соответствии со своими возможностями, но в то же   время   в   полную   силу.   Педагог   контролирует   внутренние   и   внешние факторы,   отвлекающие   внимание   обучающегося   (рассеянность,   опоздания, нарушения дисциплины и т.п.); ­   изучение   каждой   новой   темы   начинается   с   формирования   интереса   и положительного отношения к ней; ­ педагог тщательно следит за логикой подачи учебного материала, учит ребят пользоваться   различными   мнемотехническими   приемами,   облегчающими запоминание,   применяет   на   занятиях   яркое   эмоциональное   изложение, наглядные   пособия,   табельные   средства   обучения,   дидактические   игры, учебные дискуссии, проблемно­поисковое обучение; ­   методами   поощрения   или   порицания   (оценок   не   ставит   педагог) осуществляется контроль над качеством выполнения задания или упражнения, формируя сознательное и ответственное отношение к любой деятельности. * принцип доступности Доступность   обучения   определяется   возрастными   особенностями обучающихся   и   зависит   от   их   индивидуальных   особенностей,   а   так   же   от организации учебного процесса. Реализуя данный принцип, педагог использует: ­ ведение учебного процесса в оптимальном темпе, не задерживая в развитии сильных и развивая быстроту действия у средних и слабых обучающихся; ­   учитывая   индивидуальную   обучаемость   каждого   ребенка,   объединяет   в дифференцированные подгруппы ребят с одинаковой обучаемостью; ­ при изучении нового и сложного материала привлекает сильных ребят, а при закреплении материала ­ средних и слабых; ­ эмоциональность и ясность изложения материала, избегание монотонности, использование   ярких   фактов,   примеров   из   жизни,   медицинской   практики, фильмов и литературы; Доступность не означает легкость обучения. Свою функцию педагог видит не в   том,   чтобы   бесконечно   облегчать   труд   детей   по   самостоятельному добыванию,   осмыслению   и   усвоению   знаний,   а   в   том,   чтобы   помогать, направлять,   непонятное   раскрыть   через   понятное,   дать   кончик   нити   для самостоятельного анализа. * принцип научности Принцип научности обучения требует, чтобы обучающимся предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и использовались методы   обучения,   по   своему   характеру   приближающиеся   к   методам изучаемой науки. Программа по медицинской подготовке отражает, в определенной степени, и принцип научности, ибо все вопросы оказания первой медицинской помощи опираются   на   официальную   медицину   России.  В   программу   введен   раздел «Народная   медицина»,   который   имеет   ознакомительный   характер, сопоставляющий официальную и народную медицину. Научность программы выражается: ­ в систематическом информировании обучающихся о новых достижениях в медицине; ­ в изучении биографии и открытий великих медиков; ­ в раскрытии детям методов и сложности научного познания; ­ в обсуждении спорных научных проблем (среди курсантов старших годов обучения); ­ в поощрении исследовательской работы воспитанников школы. * принцип связи теории с практикой Правильно   поставленное   воспитание   вытекает   из   самой   жизни,   практики, неразрывно   с   ней   связано,   готовит   подрастающее   поколение   к   активной преобразующей деятельности. Программа   приучает   обучающихся   проверять   и   применять   свои   знания   на практике,   воспитывает   стремление   к   постоянному   улучшению   своих результатов, развивает соревновательность. Особенности методики обучения. Учебные занятия строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся, для   подростков   14­15   лет   материал   учебных   тем   дается   обзорно   и практические   приемы   берутся попроще.   Для   юношей   и   девушек   16­17   лет темы   даются   в   полном   объеме,   с   многократным   повторением   приемов, доведением   их   до   автоматизма.   Почти   все   занятия   включают   в   себя репродуктивные методы работы («посмотри и повторяй за мной»), а так же творческие задания, исследовательские методы (особенно в разделах «Основы выживания в экстремальных ситуациях»). Преподавание   материала   соблюдает   принцип   постепенного   усложнения материала, иными словами, обучение идет от простого к сложному. Сначала педагог дает теоретическое освещение вопроса занятия, напоминает правила техники   безопасности   работы   с   табельным   имуществом.   Затем   педагог демонстрирует своими руками на одном из учащихся какой­либо прием по оказанию   помощи.   После   этого   ребята   повторяют   этот   прием   под наблюдением   педагога.   Прием   демонстрируется   на   себе   или   при   работе   в парах, на напарнике. Домашнее   задание   включает   многократное   повторение   этого   приема, отработка   его   до   автоматизма.   Логика   построения   содержания   учебного материала   курса   основана   на   Универсальной   схеме   оказания   первой доврачебной   помощи,   утвержденной   Министерством   труда   и   социального развития   в   Межотраслевой   инструкции   по   оказанию   первой   помощи   при несчастных   случаях   на   производстве   (Москва,   «Издательство   НЦ   ЭНАС», 2003 год). Все   разделы   курса   по   начальной   медицинской   подготовке   строятся   по принципу «снежного кома». Например, чтобы наложить пострадавшему шину на   сломанную   конечность,   надо   сначала   до   него   «добраться»   одним   из изученных   ранее   способов   (бегом,   пригнувшись,   перебежкой   с   откатом, ползком   на   боку,   ползком   по­пластунски;   ­   это   элемент   игры   в   условиях учебного помещения, имитация чрезвычайной ситуации или поля боя). Затем надо бегло оценить состояние раненого или пострадавшего, наметить план оказания помощи и только после этого действовать по схеме: ­ восстановить дыхание; ­ провести обезболивание; ­ остановить кровотечение; ­ наложить асептическую повязку; ­ осуществить иммобилизацию сломанной конечности; ­ транспортировать пострадавшего в медпункт. Методическое обеспечение образовательного процесса. Методическое обеспечение курса включает следующие методы обучения: А) по источникам знаний ­ практические (упражнения); ­ наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся); ­ словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседе, инструктаж, лекция, дискуссия); ­ работа с литературой (чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, составление плана, конспектирование). Б) по типу познавательной деятельности ­ объяснительно­иллюстративные (педагог предлагает обучающимся знания в «готовом   виде»   и   организует   различными   способами   восприятие   и осмысление этих знаний); ­   репродуктивные   (педагог   не   только   сообщает   готовые   знания,   но   и объясняет их, а обучающиеся правильно и многократно их воспроизводят, т.е. повторяют за педагогом); ­ частично­поисковые (педагог не предлагает обучающимся готовые знания, а организует поиск новых знаний детьми с помощью разнообразных средств, ребята   под   руководством   педагога   решают   возникающие   познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают); ­   исследовательские   (совместная   постановка   проблемы,   самостоятельный поиск   ребят   путей   решения   проблемы,   оперативное   управление   педагогом процессом решения проблемных задач). Формы организации учебного процесса. 1. Теоретические занятия проводятся в формах лекции, рассказа, бе­ седы с выделением главного материала в тезисах, под запись (ведение конспекта обязательно). 2. Практические занятия проводятся с использованием предметов та­ бельного имущества, имитация пораженных и больных, разыгрыванием моделей ситуаций, при которых надо применять знания и умения по на­ чальной   медицинской   подготовке,   выполняются   определенные упражнения   и   разрешаются   смоделированные   ситуации   несчастных случаев. 3. Закрепление учебного материала производится с помощью тестирова­ ния,   проверочной   работы   по   карточкам,   составления   опорных   схем медицинских   процедур,   а   также   выполнение   заданий   по   конкретным медицинским мероприятиям. Чаще всего при закреплении используются исследовательские методы обучения. 4. Оценивание уровня   подготовки   осуществляется   с   помощью   кон­ трольных   «срезов»,   а   так   же   сравнения   с   существующими   в   армии нормативами розыска, выноса, вывоза раненых и больных и оказания им первой медицинской помощи на поле боя. Уровень своей подготовки каждый обучающийся оценит как в ходе тренировок, так и во время многочисленных   соревнований,   в   которых   они   принимают   активное участие. Промежуточные «срезы» для определения достигнутых результатов проходят в форме военно­медицинской игры. Такая форма зачета привлекательна по сути, и эффективна по содержанию, поскольку снимает напряжение, создает атмосферу творчества, состязательности, позволяет ребятам раскрыть лучшие черты своего характера, проявить товарищескую взаимовыручку и дружескую критику.   Закрепление   каждого   практического   приема   медицинской процедуры  отрабатывается   тщательно,  долговременно  и  индивидуально,  до тех пор, пока не появится устойчивый навык выполнения этой процедуры. Вот почему, все, что изучают члены объединения на занятиях по начальной медицине, усваивается ими на все 100 процентов. И здесь нельзя иначе, ведь речь порой идет о жизни человека. Планируемые результаты реализации программы. Подготовленность   обучающихся   по направлению   «Медицинская подготовка» включает:  глубокое понимание условий работы медицинской службы армии;  умение   правильно   анализировать   сложившуюся   ситуацию   и   делать обоснованные выводы из ее оценки;  знание   характера   поражений   здоровья,   особенностей   оказания медицинской помощи;  умение   правильно   и   своевременно   оказать   медицинскую   помощь пораженным;  знание медицинского имущества, препаратов и умение ими пользоваться при оказании первой помощи пострадавшим;  знание   и   умение   применять   правила   эвакуации   и   транспортировки раненых и пораженных;  оздоровление   организма   ребенка,   закаливание,   снижение   уровня заболеваемости   обучающихся,   привитие   навыков   здорового   образа жизни, отказ от вредных привычек;  высокие   показатели   по   уровню   медицинской   подготовки   во   время соревнований разного уровня: от внутришкольных до региональных и всероссийских. К концу первого года обучения воспитанники объединения должны: ­ знать анатомические особенности подростка и юноши, соблюдать правила личной гигиены и бороться с вредными привычками; ­ самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины; ­ уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ожогах, удушье, утоплении, отравлении; ­   знать   и   правильно   выполнять   все   способы   остановки   кровотечений (капиллярного, венозного, артериального); ­ знать приемы обезболивания и антидоты отравления; ­ уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела; ­ сделать из подручных средств имобилизирующий инструмент при переломах конечностей; ­ знать способы безопасного перемещения санитара на поле боя и способы извлечения раненых из разных неудобных положений; ­   уметь   оказать   помощь   при   переохлаждениях   и   утоплениях,   ожогах   и отравлениях, проводить реанимационный комплекс при обмороках; ­ уметь находить в природе Московской области лечебные травы  и знать их применение и способы использования в лечебных целях; ­ в течение первого года обучения идет формирование коллектива в учебной группе, сплочение учебной группы, проявление обучающимися милосердия и гуманности   в   повседневной   жизни,   в   отношении   к   взрослым,   сташим   и младшим. К концу второго года обучения воспитанники объединения должны: ­   соблюдать   нормы   здорового   образа   жизни   (без   табака,   без алкоголя, без наркотических веществ); ­ иметь полную информацию о причинах возникновения, признаках и способах профилактики и лечения венерических заболеваний; ­   знать   и   уметь   выполнять   основной   комплекс   лечебной физкультуры, знать все об осанке и сохранять правильную осанку; ­ уметь делать общеукрепляющий оздоравливающий массаж; ­ знать более глубоко основы народной медицины, уметь лечиться травами и растениями; ­   знать   и   выполнять   специальную   дыхательную   гимнастику   для стрелков и подводников; ­ уметь оказать быструю и квалифицированную помощь при  автодорожном происшествии, при травмах глаз, рта, груди, при  переохлаждениях и солнечном или тепловой ударе, сдавливании  конечностей, укусах змей и клещей, при вывихах и ушибах; ­ знать содержимое аптечки спасателя и уметь этим пользоваться; ­   быть   психологически   готовым   к   постоянным   трудностям   и   испытаниям, лишениям и ограничениям; ­уметь   оказывать   первую   доврачебную   реанимацию   в   экстремальных условиях; ­ воспитать в характере лучшие черты гражданина – доброту, способность к состраданию,   справедливость,   терпение,   упорство,   целеустремленность, стремление   применить   полученные   знания   на   практике   и   в   повседневной жизни. Главным   же   показателем   обучения   по   начальной   медицинской подготовке является не умение накладывать жгут или шину, а изменение отношения к себе и своему здоровью, появление понимания причин и следствий заболеваний, более заботливого, чуткого отношения к людям вообще и к своему коллективу, в частности. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Курса «Начальная медицинская подготовка» 1 года обучения. Всего 72 часа Разделы и темы Всего часов Теори я Практик а 1 РАЗДЕЛ Введение. Резервы нашего организма Тема 1. Основы анатомии, физиологии и ги- гиены человека. Здоровый образ жизни. 6 2 6 2 - - Тема 2. Тема 3. Статика и динамика человеческого тела. Утомление и отдых. Защита крови. Гигиена воздуха. Вред курения. Гигиена питания. Долголетие и обмен веществ. Гигиена кожи. Мозг и труд. Алкоголь – яд для организма. Связь анализаторов и организма в целом. 2 РАЗДЕЛ Оказание первой медицинской по- мощи Тема 1. Оснащение санитара (санитарная сумка, носилки, АИ, ИПП, ППИ). Тема 2. Извлечение раненых из боевой тех- ники и завалов Тема 3. Тушение горящей одежды и оказание помощи обгоревшему. Действия спасателя при пожаре. Тема 4. Отморожения. Общее охлаждение ор- ганизма. Простудные заболевания. Тема 5. Первая помощь при утоплении. Тема 6. Первая помощь при отравлениях и обмороках. 2 2 20 2 2 6 4 2 4 2 2 9 1 1 2 2 1 2 - - 11 1 1 4 2 1 2 3 РАЗДЕЛ Доврачебная реанимация 36 12 24 Тема 1. Обезболивающие средства, антидоты отравления. Предупреждение асфиксии. Тема 2. Временная остановка наружного кро- 4 8 2 2 2 6 вотечения Тема 3. Наложение асептических повязок на рану и ожоговую поверхность Тема 4. Временная иммобилизация повреж- денной области Тема 5. Способы приближения к раненым. Транспортировка раненых до пункта сбора 4 РАЗДЕЛ Зеленая аптека. Лекарственные травы Сибирского региона. 5 РАЗДЕЛ Заключение. Полевые выходы. Уча- стие в соревнованиях. 8 10 6 4 6 2 4 2 1 - 6 6 4 3 6 ИТОГО: 72 28 44 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курса «Начальная медицинская подготовка» 1 года обучения Разделы и темы занятий Кол-во часов Содержание 1 РАЗДЕЛ Резервы нашего организма Тема 1. Основы анатомии, физиологии и гигиены человека. Здоровый образ жизни. 6 2 Рассказ о возможностях человеческо- го организма, о скрытых его резервах, об индивидуальных его особенностях развития каждого человека и о том, какими способами можно раскрыть, сохранить и приумножить резервы Тема 2. Статика и дина- мика человече- ского тела. Утом- ление и отдых. Гигиена воздуха. Вред курения. Тема 3. Гигиена питания. Долголетие. Ги- гиена кожи. Связь анализаторов и организма в целом. Алкоголь – яд для организма. своего организма. Основные понятия здорового образа жизни. 2 2 Опора и движение организма. Костная пружина. Пропорции тела. Рост человека. Два вида мышечной ткани. Причины утомления. Ритм работы. Условия равновесия. Асимметрия тела. Польза физических упражнений. Спортивное долголетие. Дыхательная функция крови, защитные свойства крови. Иммунитет. Антибиотики. Переливание крови, «искусственная кровь». Сердце, мозг, пульс. Органы дыхания. Носовая полость, легкие. Дыхание и движение. Вред курения. Пищеварение. Здоровые зубы. Аппе- тит. Полезная пища. Пост. Питание спортсменов. Обмен веществ и энер- гия. Соли, жиры, вода, белки, актива- торы жизни, биотоки, витамины, гор- моны и обмен веществ. Старение орга- низма. Ортобиоз и продление жизни. Кожные образования. Гипотермия. Чистота кожи. Закаливание. Нервная система. Эмоции. Одаренность, реф- лексы. Гигиена умственного труда. Сон, расстройство сна, гипноз. Алко- голь – яд для организма. Осязание, польза боли. Обезболивание. Трени- ровки равновесия. Ощущения – наши знания. 2 РАЗДЕЛ Оказание первой медицинской по- мощи. Тема 1. Оснащение санитара (санитарная сумка, носилки, АИ, ИПП, 20 2 Аптечка индивидуальная (АИ), инди- видуальный перевязочный пакет (ППИ), индивидуальный противохи- мический пакет (ИПП), пантоцид в ППИ). Тема 2. Извлечение ране- ных из боевой техники, убежищ, завалов. Тема 3. Тушение горящей одежды и оказание первой помощи обгоревшему. Действия спасателя при пожаре. Тема4. 4. Отморожения. Общее охлаждение организма. Простудные заболевания. Тема5. Первая помощь таблетках, антисептик, возбудитель дыхания, косынка для повязок, бинты, жгут кровоостанавливающий, булавки, шлем для раненых в голову, носилки и лямки, трубка дыхательная ТД-1. (Работа с табельным имуществом). Извлечение раненых из танка: откры- тие люка (связь с экипажем), извлече- ние вручную или с помощью лямки специальной, либо поясных ремней. Извлечение раненых из оборонитель- ных сооружений и убежищ, завалов с помощью веревки, ремня, троса, лямки, лебедки, волоком на плащ- палатке, шинели. Тушение горящих участков одежды закрытием брезентом, накидкой, ши- нелью и с помощью перекатывания по земле, сбросом горящей одежды. Тушение зажигательных веществ бо- лее трудоемко: Накрывание сгустка напалма тканью, шапкой, глиной, снегом, несколькими турами бинта, надеванием противогаза. Способы надевания противогаза на раненого: сидя у изголовья, лежа на спине или животе. При повреждениях лица или головы используется шлем для раненых в голову: ШР-3 Условия, способствующие отморо- жению. 4 степени отморожения. Методы профилактики и экстренной помощи. Ознобление. Профилактика. Общее охлаждение. Простудные заболевания. Профилактика, лечение. Способы приближения спасателя к тонущему. Освобождение от захватов 2 6 4 2 при утоплении. тонущего и транспортировка пострадавшего на воде. Тема 6. Первая помощь при отравлениях, обмороках. Схема действий спасателя в случае наличия рвотного рефлекса. Схема действий спасателей при отсутствии рвотного рефлекса. Правила обращения с пострадавшим от утопления. Примерные нормативные требования для старшеклассников по прикладному плаванию и спасению утопающих. 4 Способы оказания первой помощи при:  пищевом отравлении;  отравлении ядовитыми газами;  отравлении лекарственными препаратами;  отравлении алкоголем и никотином, наркотическим средством. Меры предосторожности для оказывающих помощь в целях сохранения собственного здоровья. Причины и последствия обмороков. Первая помощь при обмороках. Повторные обмороки. 3 РАЗДЕЛ Доврачебная реанимация Тема 1. Обезболивающие средства. Анти- доты отравления. 36 4 Антидот против ФОВ (шприц-тюбик). Способы введения и условия дози- ровки препарата. Промедол. Противо- показания к его применению. Преду- преждение или устранение асфиксии: исследование полости рта, закрепле- ние языка булавкой, очищение полос- ти рта от однородной массы, восста- Тема 2. Временная оста- новка наружного кровотечения. Тема 3. Наложение асеп- тических повязок на рану или ожоговую по- верхность Тема 4. Временная иммо- билизация по- врежденной об- ласти Тема 5. Способы при- ближения к ране- ным. Транспортировка раненых до пункта сбора. 8 8 10 6 новление дыхания. Трубка дыхатель- ная ТД-1. Способы – «изо рта в рот», «изо рта в нос», путем ритмического сдавливания грудной клетки по Силь- вестру, Нильсену. Устранение удушья у пораженных ОВ. Понятие типов кровотечения: артери- альное, венозное, капиллярное. Спо- собы остановки кровотечения: паль- цевое прижатие артерий к костным выступам, с помощью жгута или давя- щей повязки, сгибом раневой конеч- ности в вышерасположенном суставе. Особенности применения каждого способа. Понятие о ране. Защита раны. Подго- товка поврежденного участка к бинто- ванию. Бинтование под обмундирова- нием. Виды повязок: восьмиобразная, колосовидная, спиральная, циркуляр- ная, повязка «с портупеей», крестооб- разная. Утепление поврежденной части тела в зимнее время. Важность грамотной иммобилизации, используемый материал для наложе- ния шин, правила наложения шин при разных ранениях и переломах Способы приближения к раненым на поле боя: короткая перебежка, движе- ния пригнувшись, переползания – на боку, по-пластунски, на полу четвереньках, приближение на санитарном транспорте. Способы оттаскивания раненых в ук- рытия при невозможности их немед- ленного выноса, вывоза. Утепление раненых в холодное время года и рас- положение в тени в жаркое время года. Способы оттаскивания: на боку, на спине, с помощью плащ-палаток, волокуш. Обозначение мест укрытия раненых, сигналы, применяемые на поле боя. Способы выноса раненого одним санитаром без использования табельных и подручных средств: на спине, на руках перед собой, на плече. Способы выноса раненого двумя са- нитарами без вспомогательных средств: вынос «на замке», на руках между собой, на руках перед собой. Способы выноса раненого с исполь- зованием средств: лямок, носилок, плащ-палаток, накидок. Способы укладывания на носилки. Эс- тафетный способ (метод «подстав»). Вывоз раненых (перегрузка, санитар- ный транспорт, выгрузка раненых). Краткая характеристика трав сибир- ского региона. Применение трав в оказании первой медицинской по- мощи. Мать и мачеха, зверобой, мята, подорожник, кровохлебка, тысячели- стник, одуванчик, ромашка аптечная, и др. Полевые выходы на природу. Сорев- нования в течение года: «Рубеж», «Ихтиандр», «Морское многоборье», «Гонка патрулей» и т.д. 4 6 4 РАЗДЕЛ Лекарственные травы Сибирского региона. 5 РАЗДЕЛ Полевые выходы. Участие в соревнованиях ИТОГО: 72 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Курса «Начальная медицинская подготовка» 2 года обучения. Всего 72 часа Раздел и темы Всего Теория Практик часов 1 РАЗДЕЛ Организация медицинской службы в армии России. 14 Тема 1. Краткая история медицинской службы в России. Тема 2. Основы военной гигиены. Тема 3. Кожные и венерические заболевания. Потертости ног. Банный грибок. Тема 4. Зеленая аптека на службе бойца. 2 2 4 6 2 РАЗДЕЛ Оказание первой помощи на месте происшествия. 12 Тема 1. Травматический шок. Тема 2. Первая помощь при переломах, рас- тяжениях, вывихах. Тема 3. Повреждения и заболевания уха, горла, носа, глаз. Тема 4. Термические, химические, солнечные ожоги. Тепловые удары. Обмороки. Тема 5. Оказание первой помощи при сдавливании конечностей. Тема 6. Оказание экстренной медицинской помощи при укусах животных, змей и 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 6 1 1 1 1 1 1 а 6 - - 2 4 6 1 1 1 1 1 1 насекомых. 3 РАЗДЕЛ Лечебная физкультура. 30 12 18 Тема 1. Основные понятия и методические указания по лечебной физкультуре. Тема 2. Осанка и нарушения осанки. Формирование правильной осанки. Упражнения для выработки навыка правильной осанки. 2 10 Тема 3. Мануальная терапия своими руками 10 Тема 4. Правильное и неправильное дыхание Тема 5. Некоторые приемы народной медицины. 4 4 4 РАЗДЕЛ Участие в соревнованиях, конкурсах, выставках. 10 5 РАЗДЕЛ Заключение. Тестирование. Экзамен. 6 2 4 2 2 2 2 - - 6 8 2 2 8 6 ИТОГО: 72 28 44 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курса «Начальная медицинская подготовка» 2 года обучения Раздел и темы занятий Кол- во Содержание часо в 14 2 1 РАЗДЕЛ Организация меди- цинской службы в армии России Тема 1. Краткая история отечественной военной медицины. Элементы военно-медицинской организации в 17-18вв. Создание военных госпиталей. Роль Н.И.Пирогова. Медицинская служба царской армии. Становление советской военной медицины (1918 - 1921гг) и задачи медицинской службы в довоенный период. Период Великой Отечественной войны и героизм медиков. Задачи медицинской службы в военное время. Тема 2. Основы военной гигиены. Тема 3. Кожные и венерические заболевания. Потертости ног. Банный грибок. 2 На организацию медицинского обеспечения боевых действий влияют: характер выполняемой задачи, условия боевой и тыловой обстановки, поражающие свойства применяемого противником оружия, количество и структура санитарных потерь, природные и экономические особенности района боевых действий, наличие и состояние сил и средств медицинской службы. Тактические обозначения медицины. Основные положения военной гигиены. 4 Связь кожных заболеваний с общей патологией организма. Повышенная чувствительность кожи к пище, ме- дицинским препаратам. Лечение – выявление и исключение основной причины заболевания, применение терапевтических и на- ружных медикаментозных средств, рациональное и полноценное пита- Тема 4. Зеленая аптека на службе бойца. ние. Гнойничковые заболевания кожи: карбункул, сикоз, импетиго, фурункул. Лечение. Профилактика. Грибковые заболевания: микроспо- рия, парша, трихофития. Паразитарные заболевания кожи: чесотка, вшивость. Лечение. Ги- гиена. Венерические заболевания: сифи- лис, гонорея. Личная профи- лактика. Наружные лекарственные средства при заболеваниях кожи: примочки, повязки влажно - высыхающие, ком- прессные повязки, клеевые и мазе- вые повязки. Обтирания и смазыва- ния. Пластырь. Ванна и душ. Личная гигиена. 6 Изучение полезных свойств расте- ний сибирского региона. Их приме- нение в лечении и профилактике заболеваний уха, горла, носа, глаз и других травм и повреждений. Адонис весенний, аир болотный, ба- гульник болотный, бадан толстоли- стный, белена черная, береза, боя- рышник, брусника, валериана, ва- силек синий, вероника, герань лу- говая, голубика, горец, девясил, ель, змееголовник сибирский, золотой корень, ива, калина, кедр, клевер луговой, клюква болотная, крапива двудомная, купальница сибирская, липа, лиственница, лопух, медунка, облепиха, осина, паслен, пижма, пион, пихта, полынь обыкновенная, прострел, пустырник, пырей, ре- вень, синеголовник, сосна, спаржа, спорыш, фиалка, хвощ, хмель, хрен обыкновенный, черемуха, чистотел, щавель. Приготовление простых лекарственных препаратов. Медицина в экстремальной ситуации. Прививки. Личная гигиена. Вши и клещи. Потеря жидкости. 2 РАЗДЕЛ Оказание первой помощи на месте происшествия 12 Тема 1. Травматический шок. Тема 2. Первая помощь при пе- реломах и вывихах 2 Патологический процесс в ответ на травму, сопровождающийся угнете- нием функций всех физиологиче- ских систем. Фазы шока: возбужде- ние, торпидная фаза (угнетение), безучастность при сохранении соз- нания, предагония, агония, клини- ческая смерть. Механизмы шока: болевая импульсация; кровопотеря; интоксикация; повреждение важных органов; острая дыхательная недостаточность. Противошоковая терапия. Синдром длительного раздавливания (травматический токсикоз) – токсемия и плазмопотеря. Периоды и формы проявления СДР. Первая медицинская помощь. 2 Понятие перелома: закрытый и от- крытый. Механизм влияния перелома на организм и жизнеобеспечения его. Первая помощь. Транспортировка. Гипсовая повязка. Наложение шин. Вытяжение. Особенности переломов челюстей, ключицы, лопатки, бедер, позвоночника, ребер, тазовых костей. Вывихи и подвывихи, трещины, надломы. Первая помощь. Транспортировка. Тема 3. Повреждения и заболе- вания уха, горла, носа, глаз. 2 Тема 4. Термические и другие ожоги. Тепловые удары и обмороки. 2 Кровотечение носовое. Его отличие от других кровотечений. Причины и оказание помощи. Повязки. Очи- стка полости носа. Промывание верхнечелюстной пазухи, смазыва- ние слизистой оболочки носа, вду- вание порошков, вливание капель в нос. Инородные тела конъюнктивы и роговицы. Осмотр глаза, удаление инородного тела. Проникающие ранения глаза. Помощь. Ожоги глаз. Оказание первой помощи. Острый конъюктевит. Повязки глазные. Компрессы, холод и пиявки при лечении. Ожоги термические, химические и солнечные. Степени ожогов. «Пра- вило ладони». «Правило девяток». Ожоговая болезнь. Ожоговый шок. Острая ожоговая токсемия, септи- котоксемия, выздоровление. Ожоги, вызываемые зажигательными сме- сями, такими как напалм, пирогель, бензин, керосин, дизтопливо, термит, электрон, фосфор. Радиационные ожоги. Лучевые поражения от гамма - лучей и нейтронного потока. Первая помощь. Ожог от растений (крапивы). Тема 5. Оказание первой помощи при сдавливании конечностей 2 СДР – синдром длительного раздавливания мягких тканей – особый вид травмы. Патогенез СДР. Главные факторы: болевой, токсемия, плазмопотеря. Три периода клиники СДР и особенности оказания помощи. Различия первой медицинской помощи в зависимости от формы протекания травмы. Меры предосторожности в обращении с Тема 6. Оказание экстренной медицинской помощи при укусах животных, змей и насекомых. 2 пострадавшими от СДР. Схема действий в случаях укусов змей и ядовитых насекомых: удаление жала, использование холода, профилактика санорином, наложение шины, уход за пострадавшим (питье, покой, реанимация). Ожоги и укусы обитателей моря. Применение жгута, воды, слабых кислот. Средства борьбы с сыпью. Как защитить себя от малярии и бешенства: инкубационный период заболевания, симптомы болезни и методы лечения. 3 Лечебная физкультура 30 РАЗДЕЛ Тема 1. Основные понятия и методические указания по лечебной физкультуре. 2 Основное значение физкультуры – движения организма. Гиподинамия. Строение опорно-двигательного аппарата и управление движениями. Виды движений: гимнастические, негимнастические, общеразвивающие упражнения. Показания и противопоказания занятиям лечебной физкультурой. Система аэробных физических упражнений А. Купера и его нормативы для занимающихся. Тема 2. Осанка и нарушения осанки. Формирование правильной осанки. Упражнения для выработки навыка правильной осанки. 10 Позвоночник – зона особого внимания. Осанка – хорошая и плохая. Отличия осанки человека в разные возрастные периоды. Нарушения осанки и профилактика нарушений осанки. Исправление нарушений осанки средствами лечебной физкультуры. Комплекс упражнений для домашнего задания. Тема 3. Мануальная терапия своими руками 10 Современные представления о влиянии массажа на организм. Виды массажа. Техника приемов массажа и их влияние на организм. Тема 4. Правильное и неправильное дыхание 4 Тема 5. Некоторые приемы народной медицины. 4 Массаж отдельных частей тела. Массаж при травмах опорно- двигательного аппарата. Гигиенические требования и противопоказания к применению массажа. Самомассаж. Как отучиться от верхнего дыхания. Тренировка полного дыхания. Статические упражнения (игра с воздухом). Динамические дыхательные упражнения. Особое дыхание. Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой. Дыхание по методу Бутейко: волевая ликвидация глубокого дыхания. «Скорая домашняя помощь» - самостоятельные исследования обучающихся по любому заболеванию, которым страдает член семьи или сам ребенок. Защита рефератов, либо круглый стол по наиболее важным проблемам народной медицины. 4 Участие в 10 Практические занятия. Смотры са- РАЗДЕЛ соревнованиях, конкурсах, выставках. нитаров на полевых выходах. Уча- стие в городских соревнованиях. 5 РАЗДЕЛ Заключение. Тестирование. Экзамен. 6 Итоговое тестирование в форме зачета: работа по карточкам «Вопрос-ответ», составление схем медицинских мероприятий при различных повреждениях организма. Проверка знаний по билетам (теоретический материал). ИТОГО: 72 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ОБУЧАЮЩИМСЯ 1. Н.А. Агаджанян. Ритмы жизни и здоровье. Москва, 1975г. 2. Н.А. Белая «Еще раз о массаже». Изд­во «Знание», М, 1977. 3. Ирина Васильева. Сам себе целитель. Новосибирск, 1994г. 4. Ирина Васильева. Целитель обретает силу. Новосибирск, 1996г. 5. Военно­медицинская   подготовка.   Издание   второе,   переработанное   и дополненное. Редакция академика АМН СССР Ф.И.Комарова. Москва, "Медицина",1989г. 6. И.С. Гильба. Знаете ли вы себя? Ленинград, 1969г. 7. М.Ф. Григоренко. Путь к здоровью. Москва, 1978г. 8. Домашний   доктор.   Лечебные   домашние   средства.   Под   редакцией Деборы Ткач. Москва, 2002г. 9. Бэрри Дэвис «Основы выживания в экстремальной ситуации». М, 2003. 10.И.Д.   Зверев.   Книга   для   чтения   по   анатомии,   физиологии   и   гигиене человека. Пособие для учащихся. Москва, "Просвещение", 1983г. 11.Г.И.   Косицкий,   Д.Н.   Дьяконова.   Резервы   нашего организма.Москва,"Просвещение", 1993г. 12.Здоровье и физическая культура. Г.М. Кукольский, Москва,1979г. 13Любовь   без   риска. семьи.Новосибирск, 1995г.   Новосибирская   ассоциация   планирования 14.Межотраслевая   инструкция   по   оказанию   первой   помощи   при несчастных случаях на производстве. Разработчики В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. М, «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г. 15.И.В.   Милюкова,   Т.А.   Евдокимова   Лечебная   физкультура.   Новейший справочник. Санкт­Петербург. Москва, 2003. 16.На природе и дома. Любителям активного отдыха. Фрунзе, 1989г 17.Планирование семьи. Учебное пособие. Новосибирск, 1995г. 18.И.П. Подласый «Педагогика». М, 2003. 19.А.А.Покровский. Беседы о питании. Москва,1966г. 20.Популярная   медицинская   энциклопедия.   Государственное   научное издательство   "Советская   энциклопедия".   Редакция   А.Н.Бакулев, Ф.Н.Петров. Москва,1961г.

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В. ФГКОУ СОШ 135

Образовательная программа «Начальная медицинская  подготовка» отряда «Юнармия» имени героя войны в Афганистане Рощина И.В.  ФГКОУ СОШ 135
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018