Образовательный проект на тему «Космос и моделирование». проект разработан с целью повышения интереса у обучающихся начальной школы к предмету астрономия. Приведен пример по изучению созвездия Лебедь, и как продуктный материал представлена модель созвездия Лебедь. В проекте проведена работа по сбору и обработке анкет, сделаны выводы.
ИЛЬЯ ПРОЕКТ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стабенская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Образовательный проект
на тему
«Космос и моделирование»
Выполнил: ученик 2 «а» класса
Степочкин Илья
Руководитель проекта:
учитель изобразительного искусства
Балашова А.Г
д. Покорное
2019 год Аннотация
Тема проекта: «Космос и моделирование»
Актуальность проекта
Наша страна имеет грандиозные достижения в области космоса. А
участниками данных достижений являются космонавты, ученые, инженеры,
врачи, испытатели.
В этом учебном году на уроках по окружающему миру мы познакомились
со звездным небом. В школьной программе на изучение космоса отводится не
более двух часов в год. Таким образом, в рамках школьной программы
сложно приумножить знания обучающихся о космосе. А сколько загадок,
парадоксов, интересных фактов и перспектив хранят в себе эти бесконечные
просторы?
Проблема
В школьной программе тема посвященная космосу рассматривается
очень мало и поверхностно, вследствие ограниченности предусмотренного
программой учебного времени. А такая интересная тема как космос играет
большую роль в жизни человека и может принести пользу в различных
сферах жизни и деятельности.
Цель развитие популяризации научных знаний о космосе в процессе
создания авторской модели и демонстрации созвездия Лебедь
Задачи:
1. Собрать и изучить информацию о созвездии Лебедь
2. Провести анализ знаний обучающихся 2го класса о созвездии Лебедь до
реализации мероприятий проекта и после них
3.
4. Подготовить подробную демонстрацию о созвездии
Сделать модель созвездия Лебедь 5. Передать проектный продукт учителю для использования модели в
качестве дополнительного материала к урокам и внеурочной
деятельности
Методы исследования:
Поиск информации по теме
Работа с теоретическими источниками (литература, интернет
источники)
Анкетирование
Анализ, обобщение.
Этапы реализации проекта:
1. Изучение информации по теме проекта, используя печатные и интернет
источники.
2. Разработка анкеты для обучающихся второго класса «Что вы знаете о
созвездии Лебедь?»
3. Проведение анкетирования среди обучающихся второго класса
4. Обработка анкет, создание таблицы сравнения результатов
5. Разработка и создание авторской модели созвездия
6. Разработка подробной демонстрации
7. Анализ полученных результатов и формулировка вывода о подтверждении
гипотезы
8. Передача материалов проекта учителю начальных классов
Результаты работы: Все этапы проектной работы были реализованы, создан
проектный продукт
Проектный продукт: авторская модель созвездия Лебедь и его подробная
демонстрация
Объем данной работы составляет 456467 страниц, в нее входят 4
приложения и краткую презентацию. Оглавление
1. Введение
2. Глава 1. Созвездие Лебедь
1.1. Определение понятия созвездие
1.2. Миф и легенда о созвездии Лебедь
1.3. Главные звезды созвездия Лебедь
1.4. Как найти созвездие на небе
3. Глава 2. Проблема изучения темы космоса в школе и пути их решения
2.1. Изучение космоса в начальной школе
2.2. Анализ уровня знаний обучающихся по теме «Созвездия»
Создание и демонстрации модели созвездия Лебедь как способ
2.3.
углубления знаний обучающихся по теме «Космос и моделирование»
4. Заключение
5. Источники
6. Приложения Введение
Ночное небо всегда привлекало моё внимание и у меня часто возникает
множество вопросов о звёздах, планетах. Ответы на них я ищу в научной
литературе, научных фильмах.
В этом учебном году на уроках по окружающему миру мы познакомились
со звездным небом, созвездиями. Свое же внимание в проекте я решил
остановить на созвездии Лебедь, которое находится в южной части неба летом
и осенью. Мне бы хотелось, чтобы моя работа развила интерес у моих
ровесников, так как наша страна имеет грандиозные достижения в области
космоса. А участниками данных достижений являются космонавты, ученые,
инженеры, врачи, испытатели.
Эту задачу я попробовал решить в ходе учебного проекта «Моделирование
и космос».
В связи с этим проблему проекта можно сформулировать следующим
образом: В школьной программе тема «Космос» или «Звездное небо»
рассматривается очень сжато и поверхностно.
Объект исследования: уровень компетентности обучающихся второго класса
в области науки – космос (созвездия).
Предмет исследования: изучение обучающимися второго класса звездного
неба (созвездие Лебедь). Гипотеза: Если до обучающихся донести информацию о звездном небе в
интересной форме как моделирование созвездия, то их научные знания станут
более глубокими.
способов углубления знаний обучающимися может стать создание и
демонстрация модели созвездия Лебедь,
Цель проекта развитие популяризации научных знаний о космосе в
процессе создания авторской модели и демонстрации созвездия Лебедь.
Задачи:
1. Собрать и изучить информацию о созвездии Лебедь
2. Провести анализ знаний обучающихся второго класса о созвездии Лебедь
до реализации мероприятий проекта и после них
3. Разработать и создать модель созвездия Лебедь
4. Разработать и провести демонстрацию модели
5. Передать проектный продукт учителю для использования модели в
качестве дополнительного материала к урокам и внеурочной деятельности.
Проектный продукт:
подробная демонстрация
авторская модель созвездия «Лебедь» и его Глава 1. Созвездие Лебедь
1.1 Определение понятия созвездие
Очень долго люди считали, что звезды – это серебряные шарики, прибитые
гвоздиками к высоко расположенной небесной сфере, потому что их взаимное
положение, как казалось, оставались неизменными. Но было подмечено, что
звездные узоры перемещались по небу в течение ночи и всходили в разное
время ночи в зависимости от сезона. Значит, звезды управляли временем!
И действительно, в те далекие времена не было у людей других «часов»,
кроме Солнца днем и звезд ночью, поэтому звездной грамоте обучали детей
раньше, чем начинали учить профессии, ведь с помощью небесных светил
можно было не только узнать время, но и отыскать дорогу домой. Так что
несколько тысяч лет назад и босоногий мальчишка, и пастух, и греческий
воин, и моряк умели читать книгу неба гораздо лучше, чем их нынешние
потомки.
Необходимость ориентации в пространстве и времени, определение сроков
начала посевной кампании, дат посвященных богам крупных праздников,
предсказание солнечных и лунных затмений – все это требовало тщательных наблюдений за небом, которые составили впоследствии основу календаря.
Так, в Древнем Египте по звёздам велся счет времени.
Задолго до первых попыток сосчитать звезды люди разделили все небо на
делянки, проложив между ними невидимые границы. Каждая делянка
включала в себя определенную группу звезд законченного рисунка. Ее назвали
созвездием. Созвездию присваивали имя, которое давалось иногда по
случайному сходству с земным предметом и из желания увековечить имя бога
или любимого легендарного героя.
1.2 Миф и легенда о созвездии Лебедь
Как же Лебедь, который так привязан к воде, попал на небо и оказался
среди созвездий? Ответ мы находим в мифологии, которая связывает
созвездия Лебедя и Лиры.
Давнымдавно прославленный спартанский герой Тиндарей был изгнан из
собственного царства братом Гиппоконтом. Долгие годы он скитался, обошел
много стран, но нигде не нашел приюта. Наконец, пришел он в Этолию к царю
Тестию, который не только принял его как дорогого гостя, но и подружился с
ним так, что отдал ему в жены свою прекрасную, как богиня, дочь Леду.
Счастливо зажил Тиндарей. Прошло немного времени, и Геркулес убил
Гиппоконта и его сыновей, и тогда Тиндарей вернулся в родную Спарту
вместе с Ледой. Удивительная красота и очарование Леды вызывали восторг у
каждого, кто ее видел. Весть о том, что она красива, как бессмертные богини,
обошла всю Грецию. Могла ли такая красавица остаться не замеченной
Зевсом? Увидел ее однажды Зевс и тотчас начал обдумывать способ, как ему
овладеть Ледой так, чтобы об этом не узнала его ревнивая супруга Гера. Он
превратился в белоснежного лебедя и спустился с высот Олимпа в Спарту, к
Леде. Каждую ночь Леда принимала Лебедя – всемогущего Зевса. От него у
нее родились двое детей – дочь Елена, прекрасная, как богиня, которая позже стала причиной Троянской войны, и сын Полидевк – прославленный герой,
которого Зевс одарил бессмертием.
От Тиндарея Леда тоже родила двоих детей – дочь Клитемнестру и сына
Кастора.
На небе созвездие Лебедя олицетворяет Зевса, который, превратившись в
белоснежную птицу, летит на Землю к своей любимой Леде.
1.3 Главные звезды созвездия Лебедь
Самая яркая звезда Денеб или альфа Лебедя. Это белый сверхгигант. Его
светимость превышает солнечную в 67 тыс. раз. От Земли находится на
расстоянии примерно 2,6 тыс. световых лет. Это самая яркая дальняя звезда,
которая ярче других дальних звёзд почти в 2 раза. Её масса оценивается в 20
солнечных. За один день Денеб излучает столько же света, сколько Солнце за
140 дней. В переводе с арабского название звезды означает "хвост"
На другой стороне "тела лебедя" находится звезда Альбирео. На ночном
небе она видна невооружённым глазом, а в телескоп просматривается как
двойная звёздная система. От голубой планеты она находится на расстоянии
430 световых лет. Главная звезда системы или Альбирео А представляет
собой оранжевого гиганта. Второе светило Альбирео В является быстро
вращающейся голубой звездой главной последовательности. С арабского
языка название переводится как "клюв курицы".
Звезда Садр или гамма Лебедя находится на пересечении 5 звёзд, которые
называют Северным крестом. С арабского название переводится как "грудь".
Светило является одним из самых ярких в созвездии. Её масса в 12 раз
превышает солнечную, а радиус в 150 раз. Обладает жёлтобелым блеском, а
по своему температурному режиму относится к Fтипу.
Дельта Лебедя является 3ей по величине звездой. Она имеет
традиционное название Рух. Это тройная звёздная система, отстоящая от Земли на расстоянии 170 световых лет. Состоит из 2х близко расположенных
друг к другу звёзд и одной дальней. Самое яркое светило представляет собой
белоголубого гиганта. Его светимость в 180 раз больше солнечной. Радиус
превышает радиус Солнца в 4,7 раза, а масса в 3 раза. Рядом обращается
жёлтобелая звезда, светимость которой в 6 раз превышает солнечную, а масса
больше в 1,5 раза. Третий компонент (оранжевая звезда) по всем параметрам
проигрывает Солнцу.
Эпсилон Лебедя или Дженах, что в переводе с арабского означает "крыло",
находится от Земли на расстоянии 73 световых лет. Светимость её превышает
солнечную в 62 раза, а радиус больше в 11 раз.
Остальные звёзды, входящие в созвездие Лебедь, более тусклые.
Наблюдаются туманности. Полумесяца NGS 6888, Вуаль и Ведьмина метла.
В созвездии располагается чёрная дыра Лебедь X1, это сильнейший
источник рентгеновского излучения.
Рассмотренное нами скопление космических светил относится к
древнейшим.
1.4. Как найти созвездие на небе
Созвездие хорошо видно на всей территории России, за исключением
северных областей в период белых ночей. В других областях наилучшее время
для наблюдения складывается летом и осенью.
Найти созвездие не очень сложно, так как звезда Денеб является частью
известного образования – «Летнего треугольника». На западе от Лебедя
расположена одна из самых ярких звёзд ночного неба – Вега (созвездие Лиры).
На востоке – «квадрат» Пегаса, на юге – Орёл, хорошо заметный благодаря
Альтаиру. Глава 2. Проблема изучения
2.1. Изучение космоса в начальной школе
В общеобразовательных программах и учебных пособиях по окружающему
миру для начальной школы космос занимает весьма скромное положение,
которое, не соответствует современным требованиям образования.
В связи с этим, у обучающихся формируются, в лучшем случае лишь
поверхностные знания о созвездиях и космосе.
2.2. Анализ уровня знаний обучающихся по теме «Созвездия»
Для изучения уровня знаний обучающихся о созвездии я использовал метод
анкетирования. Мною была составлена анкета для обучающихся второго
класса « Что вы знаете о созвездиях?» (Приложение 1). Анкетирование было
проведено в декабре 2018 года, в нем приняли участие обучающиеся 2 «а» (15
обучающихся) класса МБОУ Стабенской СШ. Анализы результатов анкетирования (Приложение 2) показал, что
предполагаемые утверждения дали:
верные ответы на
Созвездия определенная группа звезд законченного рисунка – 57%
Могут ли в созвездии находиться другие небесные тела – 61%
Правда, что у каждой звезды в созвездии имеется несколько звезд – 22%
Верно, что определенные созвездия мы можем наблюдать в
определенное время года – 74%
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что
незначительное количество обучающихся хорошо осведомлены информацией
о звездном небе и созвездиях. Таким образом, я подтвердил проблему своего
проекта.
2.3. Создание и демонстрации модели созвездия Лебедь как способ
углубления знаний обучающихся по теме «Космос и моделирование»
Одним из возможных и доступных способов углубления знаний
обучающимися может стать создание и демонстрация модели созвездия
Лебедь, так как эта форма усвоения информации для моих ровесников будет
доступна, активна и является интересной.
Передо мной стояла одна из основной задачи проекта это – создание
модели созвездия Лебедь. Для изготовления модели я использовал простые
общедоступные материалы. Фанера – опора для модели, алюминиевая
проволока для каркаса, пластилин для изготовления шаров звезд и
декоративные элементы. Самым сложным этапом данной работы стал при
увеличении размера созвездия (масштаб). В учебной литературе я нашел
изображение созвездия, с помощью линейки замерил расстояния от звезды до
звезды. С руководителем проекта просчитали, что увеличить это расстояние
необходимо в семь раз. По иллюстрации из книги, по просчитанному
масштабу изготовили и
закрепили на фанере каркас из проволоки.
Последующие этапы для меня стали увлекательными и интересными, так как в них я проявил свое творчество и воображение для оформления звезд на
каркасе.
Кроме изготовления модели передо мной стояла еще и другая задача моего
проекта это – подробная демонстрация созвездия Лебедь.
Целью моей демонстрации является более глубокое знакомство
обучающихся с созвездием Лебедь (Приложение 3). Поэтому в моей
демонстрации особое внимание уделяется таким вопросам:
Демонстрирование модели созвездия Лебедь
Определение понятия созвездие
Миф и легенда о созвездии Лебедь
Главные звезды созвездия Лебедь
Как найти созвездие на небе
1.
2.
3.
4.
5.
Демонстрация созвездия Лебедь была проведена в феврале 2018 года на
окружном мероприятии «Шаг в науку», проходившее на базе МБОУ
Стабенской СШ, среди обучающихся первых, четвертых классов.
По его итогам проведено повторное анкетирование обучающихся
( Приложение 2), которое показало, что уровень знаний во втором классе по
рассмотренной теме значительно повысился. 4.Заключение
Для достижения цели проекта развитие популяризации научных знаний о
космосе в процессе создания авторской модели и демонстрации созвездия
Лебедь была проделана следующая работа:
Собрана и изучена информация о созвездии Лебедь
Проведен анализ знаний обучающихся второго класса о созвездии
Лебедь до реализации мероприятий проекта и после них
Сделана модель созвездия Лебедь (проектный продукт)
Подготовлена подробная демонстрация о созвездии (проектный
продукт)
Проектный продукт передан учителю для использования модели в
качестве дополнительного материала к урокам и внеурочной деятельности
Таким образом, все задачи по реализации проекта были выполнены. После
проведения мероприятий проекта повторное анкетирование « Что вы знаете о
созвездиях?» показало, что знания обучающихся действительно улучшились.
Таким образом, мы не только доказали, что создание и демонстрация модели
созвездия Лебедь является достойным способом развития популяризации
научных знаний о космосе, но и подтвердили гипотезу проекта, что было
крайне важной задачей. Нужно отметить, что материалы демонстрации моего проекта могут свободно дополняться и использоваться учителем, так и
самими учащимися.
Мне бы хотелось, чтобы моя работа стала примером и заинтересовала моих
одноклассников при изучении космоса.
5.Источники
1.Очень интересные факты о космосе http://clubs.
ya.ru/4611686018427389554/replies. xml? item_no=4984
2.Есть ли жизнь на "кислородных" звездах/наука и техника/
3.Откуда появились современные названия созвездий
4. Научные статьи жизнь звезд http://www.starbolls. narod.ru/index. files/3n. htm
5.Рассмотрение природы и состава звезд/Астрономия
http://www.zauchka.ru/shop/show_work/166456
6. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности/ http://edu.
alnam.ru/book_va. php? id=25
7.Звезды и созвездия
8.Вселенная:Энциклопедия для детей /Пер. с фр. Н. Клоковой М.: Эгмонт
Россия ЛТД., 2001г./ 6.
Приложения
Приложение 1
Анкета для обучающихся второго класса
«Что вы знаете о созвездии Лебедь?»
На уроках по окружающему миру вы познакомились со звездным небом. Я
предлагаю вам выбрать утверждения, которые считаете верными.
Созвездия это определенная группа звезд законченного рисунка
o верно
o не верно
o затрудняюсь ответить
Могут ли в созвездии находиться другие небесные тела
Правда, что у каждой звезды в созвездии имеется несколько звезд
o верно
o не верно
o затрудняюсь ответить
o верно
o не верно
o затрудняюсь ответить
определенное время года
Верно, что определенные созвездия мы можем наблюдать в o верно
o не верно
o затрудняюсь ответить
Приложение 2
Сравнительная таблица
«Результаты исследования знаний учащихся о созвездиях»
Количество респондентов: 15 человек, обучающиеся 2 «а» класса.
Первичное
анкетирование
Повторное
анкетирование
Да 100%
Нет 0%
Затр. 0%
Да 100%
Нет 0%
Затр. 0%
Да 91%
Нет 0%
Затр. 9%
Да 0%
Нет 100%
Затр. 0%
Вопросы анкеты
(Согласны ли Вы с
утверждениями)
1.Созвездия определенная
группа звезд законченного
рисунка
2. Могут ли в созвездии
находиться
другие
небесные тела
3. Правда, что у каждой
звезды
созвездии
имеется несколько звезд
в
Да 57 %
Нет 30%
Затр. 13%
Да 74%
Нет 9%
Затр. 17%
Да 61%
Нет 4%
Затр. 35%
4.Верно,
что
определенные созвездия
мы можем наблюдать в
определенное время года
Да 48%
Нет 22%
Затр. 30%
Вывод 1: Опрошенные знают о созвездиях только о созвездиях только в пределах
школьной программы и то не все. Это можно увидеть по результатам опроса. На первый вопрос правильно ответили 57%, на второй 74%, на третий 61%,
четвертый 48%. Таким образом, многие обучающиеся не имеют полных сведений
и не владеют информацией о самом понятии и его характеристиках, поэтому
школьная программа не позволяет более детального изучения по теме
(подтвердилась проблема проекта)
Вывод 2: После проведения мероприятий проекта. Уровень осведомленности
обучающихся по теме «Звездное небо. Созвездия» повысился. Об этом
свидетельствуют результаты ответы опрошенных, и большое количество вопросов
моих одноклассников по создания и разработке модели.
Приложение 3
Разработка подробной демонстрации «Созвездие Лебедь»
Цель: Ознакомление обучающихся с созвездием Лебедь.
Задачи:
Вспомнить понятие созвездие
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Образовательный проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.