Мы узнаем о героях повести :
а) по поступкам – сюжетно- динамическая характеристика;
б) из рассказов автора - прямая характеристика;
в) из косвенных средств создания образа героя - сопоставительная (сравнительная) характеристика.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Литературный герой –
это действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Образ –
законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков. Среди многочисленных героев повести выделяются Тарас, Остап, Андрий.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ОСТАПА И АНДРИЯ
Несмотря на то, что они были братьями и воспитывались в одной семье, вели себя Остап и Андрий совершенно по-разному, имели только внешние сходства. Отношения в родительском доме трудно было назвать идеальными.
Мать очень любила своих сыновей и слишком сильно пеклась о них, по мнению своего мужа. Тарас же мечтал, чтобы они оба пошли по его стопам и стали настоящими казаками: совершенствовались в военном ремесле,
ценили свободу, защищали веру и родину.
Остап и Андрий — воплощение двух сторон души старого Бульбы. Остап — настоящий молодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрий — более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином.Однако в жизнь мечтам Тараса Бульбы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой в цветущем возрасте. Андрий же попадает в сети ловкой искусительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага.
ОСТАП И АНДРИЙ – БРАТЬЯ И ВРАГИ
ОСТАП
АНДРИЙ
«Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю».
ВНЕШНОСТЬ
Портрет Остапа: старший сын Бульбы – крепко сложенный молодой человек. Автор описывает его лицо такими эпитетами, как «суровое» и «сильное». На момент начала повествования возраст Остапа составляется 22 года.Сын Тараса – полноценный член казачьего боевого братства, всем своим видом выдаёт в себе храброго воина.
Младший сын Андрий также обладает хорошим здоровьем, высок и красив. Носил усы и чуб, подобно большинству казаков, цвет волос – чёрный. Ему около 20 лет.«…дитя молодое, проехало столько пути, утомилось... (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом)»
ОСТАП
АНДРИЙ
«И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая».
«А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? — говорил он, обращаясь к младшему, — что ж ты, собачий сын, не поколотишь меня?»
— Э, да ты мазунчик, как я вижу! — говорил Бульба.
Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать.
В РОДИТЕЛЬСКОМ ДОМЕ
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
ОТ ЗНАКОМСТВА С БРАТЬЯМИ
Внешне братья похожи. Оба комично выглядят в нелепых одеяниях, оба смущены приемом отца
Остап, защищая свое достоинство, характеризуется Тарасом как «добрый козак», «славно меня тузил»
Андрий-утонченная натура: в отличие от Остапа он не стал колотить отца в ответ на колкости и шутки, за что Тарас назвал его «мазунчиком».
ОСТАП И АНДРИЙ В БУРСЕ
Андрий проявлял интерес к наукам, учился легко, без напряжения. В компании друзей любил верховодить. Здесь проявились его хитрость и приспосабливаемость. Умело уходил от ответственности за свои шалости.
«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.
«Он учился охотнее и без напряжения… Он был более изобретателен, нежели его брат…»
Во время учёбы оба брата мечтали о воинских подвигах. Остап ни о чём в юности не думал, «кроме войны и разгульной пирушки». Андрий мечтал не только о воинской славе, но и о любви. Он скрывал свои мечты от товарищей, так как в то время было стыдно думать казаку о любви, не приняв участия ни в одной битве. Однажды в Киеве он влюбился в красавицу-полячку, дочь ковенского воеводы, но скоро она уехала вместе с отцом.
О такой черте характера Остапа как упрямство можно
судить по его поступкам (Четыре раза бежал из бурсы)
Смог преодолеть себя( несмотря на нелюбовь к учению,
стал одним из лучших учеников в бурсе)
«Его (Остапа) секли бесчеловечно» ,что ожесточило его характер и воспитало в нем твердость воли. Остап считался лучшим товарищем, никогда не предавал, любил войну и разгульные пирушки.
«Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он охотно учился, имел изобретательный ум, что позволяло ему избегать наказаний за участие в проделках бурсаков. Его отличает пылкое воображение, скрытность, любовь к уединению, впечатлительность, любовь к женской красоте.
ВЫВОД:
«Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни. Все занимало их: разгульные обычаи Сечи, и немногосложная управа, и законы, которые казались им даже слишком строгими среди такой своевольной республики».
куренями выступали они в степи для стрельбы несметного числа всех возможных степных птиц, оленей и коз, или же выходили на озера, реки и протоки, отведенные по жребию каждому куреню, закидывать невода, сети и тащить богатые тони на продовольствие всего куреня. Хотя и не было тут науки, на которой пробуется казак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения — дело, за которое новичок принимался торжественно в казацкие круги».
ОСТАП И АНДРИЙ В ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ
«Скоро оба молодые казака стали на хорошем счету у казаков. Часто вместе с другими товарищами своего куреня, а иногда со всем куренем и с соседними
«Но более всего произвела впечатление на Андрия страшная казнь, определенная за смертоубийство. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело им
убиенного, и потом обоих засыпали землею.
Долго потом все чудился ему страшный обряд казни и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом».
Оба на хорошем счету у козаков, оба заметны прямой удалью и удачей во всем.
НО на Андрия более всего произвела впечатление страшная казнь за смертоубийство :
ВЫВОД:
На страницах произведения мы видим,
как Остап проникся духом казацкого
товарищества. Наравне со своим отцом считал,
что предательство – самое гнусное деяние,
которое только можно совершить. В своём
отношении к друзьям и братьям по оружию Остап
являет нам пример настоящего казака. Он не
стремится руководить и манипулировать другими
людьми, в высказываниях прямолинеен и честен.
Андрий был импульсивен, нередко пускался на авантюры вместе с товарищами, но иногда напротив стремился отгородиться от них и побыть один. В его жизни гораздо большее значение стала приобретать чувственная любовь к женщинам. В итоге он предаёт своих товарищей, родину и отца из-за любви к польской аристократке.
ОТНОШЕНИЕ К ТОВАРИЩАМ
Перечислите, какие средства использует Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия.
Портрет, монологи (например, Остапа перед казнью, Андрия перед панночкой), авторские характеристики (история жизни в бурсе, отношение к родителям, братья на поле брани и т. д.), поведение героев, оценки их другими персонажами, диалоги.
ПОВЕДЕНИЕ В БОЮ
В первом боевом походе братья показали себя как смелые, сильные воины. Тарас Бульба гордился ими. В бою братья вели себя по-разному:
Остап оказался очень способным к ратным делам. В бою он был выдержан, хладнокровен, мог трезво оценить опасность и быстро найти средство, как её преодолеть. Гоголь пишет, что рыцарские качества Остапа приобрели силу льва. Отец понял, что у его старшего сына есть задатки полководца.
Андрий действовал в бою не хладнокровно, не обдумывал и не рассчитывал силы и опасность. Он с азартом и безрассудно, как пьяный, бросался в бой и бешеным натиском побеждал врага. В этом проявился его пылкий и необузданный характер. Тарас говорит о нём, что он «не Остап, а добрый, добрый также вояка!»
«Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заране свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец … как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:— И это добрый (враг бы не взял его) вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!»
АНДРИЙ ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ Г. ДУБНО
«…он не мог заснуть и долго глядел на небо. Оно все было открыто перед ним; чисто и прозрачно было в воздухе. Гущина звезд, составлявшая Млечный Путь, поясом переходившая по небу, вся была залита светом.Временами Андрий как будто позабывался, и какой-то легкий туман дремоты заслонял на миг перед ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно»
Андрий не остался глух и к красоте природы
Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи, отчизна?»
до конца главы VI.
— А что мне отец, товарищи и отчизна! — сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого!
АНДРИЙ – ПРЕДАТЕЛЬ ???
Никого, никого! — повторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. — Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!
ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА АНДРИЯ С ОТЦОМ
Андрий при виде отца не бежал, не просил пощады, а лишь побледнел и «покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом»
«Бледен как полотно был Андрий …тихо шевелились уста его…и произносил он чье-то имя; но это не было имя отчизны или матери, или братьев- это было имя прекрасной полячки…»
Осознает ли Андрий свою вину?
Раскаивается ли он в содеянном?
Андрий сознает свою вину, молчаливо признает за отцом право право наказать его, но не говорит с ним. Он боится смерти. Но не просит о пощаде.
Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает Андрий с именем полячки, не смирившись. Он уже сделал выбор и менять его не стал даже перед лицом смерти.
ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ
СМЕРТЬ АНДРИЯ КАК СМЕРТЬ ПРЕДАТЕЛЯ?!
«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни …слова»
«Пропал,пропал бесславно, как подлая собака!» «…такое позорное дело, чтобы собственный сын его продал и веру и душу»
ВЫВОД:
Для Андрия превыше всего та красота, те впечатления, которые находят отклик в его душе. Красота для него является ценностью сама по себе, а в случае с полячкой для того, чтобы обладать красотой, он вынужден предать Родину, веру, отца, брата и товарищей.
Андрию присущи такие качества характера, как тонкая душевная организация, жажда подвига, безумная смелость, способность переживать прекрасное (красоту женщины, природы), то, что он не такой, как все.
Речь идет не о смерти конкретного человека. Андрий, отрекшись от всех идеалов Сечи ( любви к родине, верности данному слову, товарищества), перестал быть запорожцем. Уступив своей страсти, он перестал быть Сыном Своей Отчизны. Андрий воспринимал жизнь более полно, а не только как исполнение долга. Его влекла красота, «его чувства были более развиты». А это-ценности мирной, а не военной жизни. Он не вписывается полностью в свою казаческую среду.
ОСТАП
В ПОСЛЕДНЕМ БОЮ
«А на Остапа наскочило вдруг шестеро … с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши… Схватились с Остапом мало не восьмеро разом… Но уж одолевают Остапа; уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа… «Эх, Остап, Остап!»
https://www.youtube.com/watch?v=-9seig9L8jU
ВО ВРЕМЯ КАЗНИ
«Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью …Впереди всех шел Остап… Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушений слабой матери или безумных воплей супруги…, хотел бы он увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине.»
«Упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
-Батько! Где ты? Слышишь ли ты?
-Слышу!- раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.»
В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическая самоотверженность, твердость духа. ОН просит духовной поддержки, потому что умирает смертью героя
Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он-воин. Остап-человек своего времени. Этими качествами он ближе к своему отцу-Тарасу, который уже при первой встрече выделяет старшего сына перед Андрием.
Остап- человек массы, толпы, он полностью вписывается в свою среду, повторяет в своем развитии отца и в целом самосознание запорожского козачества- реализовать себя, быть полезным отчизне «и всему христианству», защищая родную землю.
ДОБРЫЙ КАЗАК!
ВЫВОД:
Личности и поступки сыновей главного героя повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» необходимо судить по законам того «грубого, свирепого века», в котором они жили. Тогда время требовало от казаков суровости, а по отношению к врагам — жестокости.
Несмотря на некоторое сходство в начале, какими же разными оказались в финале оба брата. Выдержка, смелость, мужество Остапа заставляют восхищаться им и уважать его. Предательство и измена Андрия вызывают неприятие и осуждение. И если Остап прославил свое имя и преумножил народные подвиги, то Андрий стал позором для своего героя-отца.
Довольно чёткое описание характеров братьев дают их имена. Остап означает устойчивый, постоянный, а Андрий – мужественный, храбрый, что соответствует их характерам.
Оба брата — сильные личности, храбрые люди, но в главном они различны: Остап безгранично любил Родину, а Андрий променял её на любовь к прекрасной полячке.
ОТНОШЕНИЕ АВТОРА И ОТЦА К
ОСТАПУ И АНДРИЮ
Если говорить кратко, история, написанная Гоголем — это прославление патриотизма и героизма запорожских казаков. Воплощением этих идеалов является образ старшего брата. При этом автор не сводит всё к формуле: Остап – хороший, а Андрий – плохой.
Наоборот, он с уважением описывает трагические судьбы обоих героев, но общий тон повествования при этом однозначно даёт понять, на чьей стороне симпатии Гоголя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.