ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа секции по общей физической подготовке «ОФП» (1-4 класс ФГОС) по физической культуры, разработана и составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования (ФГОС – 1 – 4 классы). Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями.
Образовательная программа составлена в соответствии с:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – РФ (вступил в силу 01.09.2013)
2. Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Положение об организации внеурочной деятельности в начальной школе. Письмо МинОбрНауки РФ № 03-296 от 12 мая 2011года « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре. Некоторые учащиеся страдают гиподинамией, другие - гиперактивны.
Современные дети в своём большинстве испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых в течение дня, ниже их возрастных норм. При этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушение быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. Актуальную проблему развития двигательной активности детей решает данная программа.
Цель Программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Срок реализации:
Программа ориентирована на детей 7-10 лет без специальной подготовки.
В группы принимаются дети, на добровольной основе. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу.
Формы занятий:
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
Планируемые результаты изучения предмета:
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
уважительное отношение к физической культуре как важной части общей культуры;
• понимание значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
• понимание позитивного влияния физической культуры на развитие человека;
• уважение к достижениям российских спортсменов в истории физической культуры и спорта.
Учащиеся получат возможность для формирования:
понимания ценности человеческой жизни;
• познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;
• понимания физической культуры и здоровья как факторов успешной учёбы и социализации
• самостоятельности в выполнении личной гигиены;
• понимания личной ответственности за своё поведение в командных соревнованиях, в подвижных играх (на основе правил и представлений о нравственных нормах);
• способности проявлять волю во время выполнения физических упражнений, трудолюбие, упорство в развитии физических качеств;
• понимания причин успеха в физической культуре; способности к самооценке;
• саморегуляции в управлении своими эмоциями в различных ситуациях.
Предметные
Учащиеся научатся:
понимать значение физической подготовки;
определять частоту сердечных сокращений при физической нагрузке;
выполнять соревновательные упражнения;
• руководствоваться правилами составления комплексов упражнений, направленных на развитие физических качеств;
• выполнять строевые упражнения;
• выполнять различные виды ходьбы и бега;
• выполнять прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги »;
• выполнять прыжок в высоту с прямого разбега;
• метать теннисный мяч в вертикальную и горизонтальную цель с 5 м на дальность;
• выполнять несколько кувырков вперёд, выполнять стойку на лопатках, выполнять «мост» из положения лёжа на спине;
• перелезать через гимнастическую скамейку и горку матов;
• выполнять танцевальные шаги;
• играть в подвижные игры;
• выполнять элементы спортивных игр;
• измерять длину и массу тела, показатели физических качеств.
Учащиеся получат возможность научиться:
• рассказывать о первых соревнованиях на территории Древней Руси;
• определять влияние физической подготовки на развитие физических качеств;
• соотносить свои результаты с показателями физической нагрузки;
• понимать влияние закаливания на организм человека;
• самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие определённых физических качеств;
• выполнять комбинации из элементов акробатики;
• организовывать и играть в подвижные игры во время прогулок.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• продумывать и устанавливать последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток, руководствуясь правилами;
• объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
• самостоятельно выполнять заданные комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
• координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
• анализировать и оценивать результаты, находить возможности и способы их улучшения (под руководством учителя);
• участвовать в подвижных играх, руководствуясь правилами.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить собственные цели и задачи по развитию физических качеств;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении физических упражнений и в спортивных играх;
• соотносить свои результаты с показателями физическойнагрузки;
• определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• самостоятельно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
• выделять эстетические характеристики в движениях человека, оценивать красоту телосложения и осанки;
• организовывать подвижные игры во время прогулок.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• различать виды физических упражнений, виды спорта;
• сравнивать, группировать, классифицировать виды спорта летних и зимних Олимпийских игр;
• устанавливать зависимость частоты сердечных сокращений от физической нагрузки;
• устанавливать взаимосвязь между занятиями физической культурой и воспитанием характера человека. Учащиеся получат возможность научиться:
• находить нужную информацию, используя словарь учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• устанавливать и объяснять связь между физической культурой и здоровьем человека, развитием человека;
• сравнивать, классифицировать виды ходьбы и бега, виды спорта;
• соотносить физические упражнения с развитием определённых физических качеств и группировать их;
• устанавливать связь между изменениями в сердечной, дыхательной, мышечной системах организма и физической нагрузкой.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;
• задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
• понимать действия партнёра в игровой ситуации. Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в беседе и рассказывать о первых соревнованиях на территории Древней Руси, о достижениях российских спортсменов на Олимпийских играх;
• высказывать собственное мнение о значении физической культуры для здоровья человека, для личного здоровья;
• задавать вопросы уточняющего характера по организации игр;
• координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
• договариваться и приходить к общему решению;
• дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Ожидаемые результаты.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Знать и иметь представление:
Уметь:
Тематическое планирование спортивного кружка по ОФП с элементами подвижных игр для 3 класса
№ занятия |
Содержание занятия |
|
1. |
Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий по физической культуре. Правила поведения в физкультурном зале. |
|
2. |
Игры на внимание «Класс, смирно!», «Запрещенное движение» |
|
3. |
Игры «Море волнуется – раз», «Прыгай через ров» |
|
4. |
Беседа о правильном режиме дня. Челночный бег. |
|
5. |
Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Зайцы в огороде» |
|
6. |
Игры «День – ночь», «Попрыгунчики – воробушки». |
|
7. |
Размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два. |
|
8. |
Подвижные игры на свежем воздухе по выбору. |
|
9. |
Строевые упражнения с перестроениями из колонны по одному в колонну по два. Игра «Салки», «Два мороза» |
|
10. |
Игра «Класс, смирно», «День – ночь». Дыхательные упражнения. |
|
11. |
Малые олимпийские игры с элементами бега, прыжков и метания мяча. |
|
12. |
«Море волнуется – раз». Размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два. |
|
13. |
Упражнение на гибкость. Акробатика. Перекаты. Группировка.. Игра «Два мороза» |
|
14. |
Упражнение – пресс, отжимание. Построение и перестроение. Акробатика. |
|
15. |
Прыжки на скакалке. Акробатика. Кувырок вперед, равновесие. |
|
16. |
Построение и перестроение. Упражнение мост. Ходьба по гимнастической скамейке разными способами. |
|
17. |
Ходьба по гимнастической скамейке разными способами. |
|
18. |
Акробатика. Кувырок вперед, равновесие. |
|
19. |
Подвижные игры по выбору. |
|
20. |
Игры-эстафеты с мячом. Основные перемещения в баскетболе. Стойка, повороты, остановка. |
|
21. |
Игры «день – ночь», «Попрыгунчики – воробушки». |
|
22. |
Техника ведения мяча. Игра «играй, играй. Мяч не теряй». |
|
23. |
Техника броска мяча в кольцо. Игры «Мяч в корзину», «попади в обруч». Бег с ускорением по прямой. |
|
24. |
Техника передвижения. Ведения мяча с заданием. |
|
25. |
Ловля и передача большого баскетбольного мяча. «Играй, играй, мяч не потеряй». |
|
26. |
Игра «Охотники и утки». Ловля, бросок, передача мяча. |
|
27. |
Игра «Охотники и утки», ловля, бросок, передача мяча. |
|
28. |
Прыжки в длину с места. Игра «Прыжки по полоскам». Бег с ускорением. |
|
29. |
Прыжки. Прыжковые упражнения. Прыжки в высоту через веревочку. |
|
30. |
Силовая подготовка. Пресс, подтягивание. Упражнение со скакалкой. Игра «Удочка» |
|
31. |
Игры «День – ночь», «Море волнуется – раз». Размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из колонны по одному в колонну по два. |
|
32. |
Бег. Беговые упражнения. Игра «Прыгай через ров». |
|
33. |
Игра «Салки с мячом», «Кто дальше бросит». Метание большого и малого мяча в цель. |
|
34. |
Подвижные игры на свежем воздухе по выбору. |
|
Список литературы:
При составлении программы использованы следующие нормативные документы:
1. Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29. 04. 1999г. №8.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;
3. Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998г. № 1236;
4. Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992.
5. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994
6. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 1980.
7. Шефер И.В. Дружи с гимнастикой. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
8. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме для школьников. Пособие для учителей и родителей. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение«, 1976.
9. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод.пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
10. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
11. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – ХI классов, Москва, «Просвещение», 2008 год.
12. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения, М.: Издательский центр «Академия», 2002 год.
13. Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Москва, 2006 год.
14. Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время, Москва, «Просвещение», 1980 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.