Общее понятие о предмете психология
Оценка 4.6

Общее понятие о предмете психология

Оценка 4.6
docx
25.06.2020
Общее понятие о предмете психология
Общее понятие о предмете психологии.docx

Общее понятие о предмете психология

Организм и среда

Психика есть свойство мозга. Человек отражает в своем сознании внешнюю действительность только с помощью мозга, только потому, что у него имеется высокоразвитая нервная система, обеспечивающая необходимые для этого сложнейшие физиологические процессы.Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности. К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание и т.д. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.

Сознание всегда принадлежит тому или другому отдельному человеку — индивидууму. Оно отличается характерными особенностями в зависимости от индивидуальных черт личности этого человека. Таким образом, психология включает в свой предмет не только психические процессы, но и психологические особенности личности человека — направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека. Как психические процессы, так и психологические черты личности всегда проявляются в деятельности человека. Они могут быть познаны только через свое выражение в этой деятельности. В предмет психологии обязательно входят так­же и психологические особенности различных видов человеческой деятельности — труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности и т. д. Современная научная психология рассматривает сознание, психику как свойство высокоорганизованной материи — мозга, как субъективное отражение объективного мира.

Организм и среда

 Психологическая наука пришла к этому единственно правильному взгляду на природу психики не сразу, а в процессе длительного развития.  На протяжении всего своего существования психология была ареной ожесточенной борьбы двух мировоззрений — материалистического и идеалистического. Для правильного понимания предмета психологии необходимо познакомиться с основными этапами этой борьбы. Для правильного понимания нервно-физиологических основ психики существенное значение имеет вопрос о взаимодействии организма и среды.Жизнедеятельность любого организма немыслима без его постоянного взаимодействия с окружающей средой. Однако это взаимодействие нельзя понимать упрощенно, как простые ответные действия организма на исходящие из внешней среды раздражения, всецело определяемые характером и силой раздражителей. По учению И. П. Павлова, живой организм является очень сложной системой. Обладая определенным специфичным для него строением и присущими этому строению внутренними формами жизнедеятельности, организм активно взаимодействует со средой: ответные реакции организма на внешние раздражения обусловлены не только этими раздражителями, но и особенностями жизнедеятельности самого организма. Это утверждение И. П. Павлова полностью согласуется с положением, высказанным в свое время еще Ф. Энгельсом: «Только органическое тело реагирует самостоятельно — разумеется, в пределах его возможностей (сон) и при предпосылке притока пищи,— но эта притекающая пища действует лишь после того, как она ассимилирована, а не непосредственным образом, как на низших ступенях, так что здесь органическое тело обладает самостоятельной силой реагирования, новая реакция должна быть опосредована им».  Связь организма с окружающей его внешней средой осуществляется при помощи нервной системы. В своих отношениях со средой организм выступает не как сумма разобщенных клеток, а как единое целое. В жизнедеятельности организма нервная система осуществляет двойную функцию: объединяет работу различных частей организма и вместе с тем обеспечивает связь всего организма со средой.

 

Общее понятие о развитии психики

Развитие психики, как и всякого другого явления в природе и обществе, имеет поступательный характер и состоит в закономерных переходах от низших, простых форм к высшим, более сложным и совершенным. Развитие психики можно рассматривать онтогенетически, как совершающееся в течение жизни отдельного индивидуума, и филогенетически, как развитие, совершающееся в процессе смены различных видов животных, начиная от самых простейших и кончая человеком.  Нельзя рассматривать развитие психики как самодовлеющее, подчиненное внутренним закономерностям самих психических явлений.  Психика всегда проявляется в деятельности, обусловлена образом жизни животных и человека в конкретных условиях окружающей среды.  Развитие психики в мире животных подчинено законам биологии, оно совершается на основе изменчивости видов, наследственности и естественного отбора. Психика животных развивается в связи с вызываемыми внешними условиями изменениями их образа жизни и поведения, в процессе естественного приспособления к условиям среды, необходимого для удовлетворения их потребностей. В процессе этого приспособления развивается их нервная организация, а вместе с ней и поведение, принимая различные новые формы и постепенно достигая все более высоких степеней совершенства. У человека психическая деятельность приобрела новые черты, отличающие ее от психики животных. В своем развитии психика человека подчиняется законам общественной жизни, она связана с развитием труда, различных форм производства и производственных отношений. У человека психика развилась исторически вместе с развитием всего человеческого общества. Высшая ступень развития психики, которой она достигает у человека, называется сознанием. Исследование закономерностей развития сознания в процессе индивидуальной жизни человека составляет специальную и важную задачу детской и педагогической психологии. Без знания этих закономерностей нельзя правильно решить многие вопросы обучения и воспитания. Однако нельзя ограничиться изучением развития психики только в процессе индивидуальной жизни. Большое значение для правильного понимания предмета психологии имеет исследование закономерностей развития психики в процессе филогенеза. У человека мы находим многообразные, сложные и совершенные виды психической деятельности. Для полного их понимания важно знать, как возникла психика в животном мире, как постепенно она совершенствовалась и как превратилась, наконец, в сознание человека.


 

Общее понятие о предмете психология

Общее понятие о предмете психология

Ф. Энгельсом: «Только органическое тело реагирует самостоятельно — разумеется, в пределах его возможностей (сон) и при предпосылке притока пищи,— но эта притекающая пища действует лишь…

Ф. Энгельсом: «Только органическое тело реагирует самостоятельно — разумеется, в пределах его возможностей (сон) и при предпосылке притока пищи,— но эта притекающая пища действует лишь…

Для полного их понимания важно знать, как возникла психика в животном мире, как постепенно она совершенствовалась и как превратилась, наконец, в сознание человека

Для полного их понимания важно знать, как возникла психика в животном мире, как постепенно она совершенствовалась и как превратилась, наконец, в сознание человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2020