«Общение педагога с детьми раннего возраста»
Подготовила воспитатель
I категории
Алиева Шикуфе Камиловна
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию сегодня предоставлю опыт работы по теме «Общение педагога с детьми раннего возраста»Педагогическое взаимодействие не может осуществляться без общения. Но особенно важным общение является в ранний период, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека. Исследования выдающихся психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.А Венгера, А.В. Запорожца и др. доказали, что общение является ведущим фактором психического развития ребенка и на ранних этапах формирования ребенка особое значение имеет общение, причем, чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Доктор психологических наук, профессор Майя Ивановна Лисина занималась возрастными особенностями общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. Общение педагога с детьми влияет на формирование личности самого ребенка. В соответствии с учением Майи Ивановны Лисиной взаимодействие с детьми мы строим в 3 этапа. И сегодня мы поговорим о важных этапах взаимодействия с детьми, а именно: от установления доверительных отношений до активного речевого общения. Давайте рассмотрим, что происходит на каждом этапе. Мы обсудим три ключевые стадии: экспрессивно-мимическое общение, предметно-действенное взаимодействие и развитие активной речи. На каждом из этих этапов используются средства общения, которые закладывают основы для успешного развития.
3 этапа взаимодействия с детьми
1 этап
Экспрессивно-мимические средства общения
3 этап
Речевые средства общения
2 этап
Предметно-действенные средства общения
1 этап - экспрессивно-мимическое общение Это установление доверительных отношений с детьми, формирование у детей представлений об окружающей среде, формирование потребности в речевом общении.На этом этапе создаются доверительные отношения, которые являются эмоциональным фундаментом для ребёнка.На первом этапе используем вербальное и невербальное общение. При вербальном общении мы используем интонации. Одно и то же замечание, сказанное с разными интонациями может восприниматься по – разному (ты молодец!- поощрение. Ну, ты и молодец! –неодобрение). Включаем игры и упражнения на формирование внимания к интонациям воспитателя, на узнавания голосов сверстников, формирования силы голоса «Кто ласкает малыша?», «Большие и маленькие ноги».У нас каждый день проходит утро радостных встреч – это утреннее приветствие (обнимашки, веселые песенки и стихи, пальчиковая гимнастика, самомассаж рук), с нашей стороны доброжелательная улыбка, ласковый взгляд, добрая мимика – это позволяет создать благоприятный психологический настрой на весь день.
При невербальном общении мы используем разное выражение глаз (доброжелательная улыбка, ласковый взгляд и т. д), разное выражение лица (добрая ,весёлая, грустная, сердитая мимика и др.) Дети изучают мир через свои чувства и мимику. Именно на этом этапе закладываются первые представления о том, как он устроен. После прослушивания сказок, дети копируют мимику и движения. В дальнейшем мы распределяем роли, и дети изображают героя мимикой и жестами. А также используют различные виды театров: пальчиковый, настольный и т.д.
Стараемся привлекать ребенка в совместную деятельность путем организации игр: «Давай познакомимся», «Игры с мячом», «Чей голосок», «Ищу друга» и др. Все эти приемы способствуют развитию доверительных отношений воспитателя и ребенка. Мы используем их во время утреннего приема, в режимных моментах, при прощании.
2 этап -предметно-действенное взаимодействие
2 этап - это приучение детей к режимным моментам и формирование умений и навыков эффективной коммуникации.
Через предметы и действия ребёнок обучается базовым формам общения. Игры становятся незаменимым инструментом, который позволяет детям выражать и понимать свои эмоции и потребности. Главное для ребенка - совместная игра с предметами, Это предметные движения (потрогай, погладь,) притягивание к себе (объятия), тактильные прикосновения (погладить ладошку, погладить по плечу), вручение предметов (возьми игрушку), обследование предметов.
Мы разъясняем ребенку назначение различных предметов, показываем, как ими пользоваться. В ходе такого общения ребенок получает внимание взрослого и одновременно действует, а главное овладевает новыми культурными способами действий с предметами. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с предметами, а потому и не тянется к ним. Наблюдая за действиями взрослого, ребенок в дальнейшем стремится подражать ему. Чтобы ребенок начал говорить, у него обязательно должен возникнуть интерес к предметам и потребность в них.
3 этап - развитие активной речи
Третий этап—развитие активной речи. Это кульминация нашего процесса, где ребёнок не только понимает речь окружающих, но и активно участвует в общении. На третьем этапе мы строим взаимодействие с ребенком в развивающей речевой среде, т.е. учим общаться, переходим от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, понимать слова «нельзя», «можно» и правильно на них реагировать). Выступают речевые средства общения, такие как вопросы, просьбы, высказывания. Для этого мы используем богатый арсенал средств, прежде всего, произведения устного народного творчества: прибаутки, потешки, песенки легко запоминаются и широко используются детьми в играх. Такие игры способствуют раскрепощению детей, установлению доброжелательных отношений, развитию речи, воображения, они поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа
Мы с детьми читаем книги (сказки, стихи, потешки), рассматриваем картинки, называем нарисованные предметы, обмениваемся впечатлениями. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Важными являются приёмы договаривания – я читаю детям знакомое стихотворение, потешку и предоставляю возможность досказать необходимое слово. Стихи А. Барто из серии «Игрушки» побуждают детей пожалеть игрушку, сказать ласковые слова, пригласить в гости. По творчеству А.Барто была проведена тематическая неделя.
Каждый из упомянутых этапов критически важен для гармоничного развития ребёнка. Использование подходящих методов взаимодействия позволяет создать уверенную и развитую личность. У детей раннего возраста преобладает ситуативно-деловое общение. Инициатива ребенка в общении с взрослым происходит в процессе какой - либо деятельности, а с детьми раннего возраста обучение всему идет через игру. Поэтому мы играем с детьми на протяжении всего дня в разные виды игр: дидактические, игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, подвижные, театрализованные, игры со строительным материалом и др. Сюжетно-ролевая игра в раннем возрасте формируется в процессе общения ребёнка с взрослым. В ходе такого общения малыш усваивает способы игровой деятельности
Вот некоторые варианты сюжетов, которые мы используем в нашей группе:
игрушки собрались на чаепитие;
кукла идёт в гости;
купание куклы
котёнок одевается и идёт гулять;
игрушки катаются на машинках;
зайка ударился и заплакал — нужно его пожалеть и вылечить;
собачка испачкалась — надо её искупать;
домик поросёнка сломался — нужно его починить;
кукла ложится спать.
Для совместных с детьми игр в группе мы создали предметно-пространственную развивающую среду насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами: дидактическими играми, ролевыми, подвижными, строительными. Имеются картотеки игр. Все материалы соответствуют возрасту, находятся в свободном доступе и безопасны для малышей. Мы начинаем общаться с ребенком с самого первого дня его появления в группе и продолжаем общение до момента выпуска. Тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.