1.Особенности подросткового возраста.
2.Тест «Роль родителя».
3.Причины неуправляемости подростков.
4.Причины и варианты исхода конфликтов.
5. Разбор ситуаций, требующих разрешения.
5.Обсуждение сказки «История о золотом яйце».
6.Правила для родителей подростков.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Я - ПОДРОСТОК
Подрос Т О К - это ребенок, который.. . ПОДРОС и Т (еперь) О (чень) К (рут) или по крайней мере ему так кажется.
Состояние подростка можно сравнить с состоянием волнующихся, полных сил скаковых лошадей, нервно постукивающих копытами и с нетерпением ожидающих, когда же перед ними наконец откроются ворота.
Подростковый комплекс
Проявления:
Смена настроения
Потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Веселье, радость может быстро смениться апатией.
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.
Парадоксы подростковой психики
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
При всей своей самоуверенности подросток очень не уверен в себе.
Назовите слова-ассоциации к слову «подросток»
упрямство
трудный возраст
кризис переходный возраст
конфликт
проблемы
взросление
Подростки - вовсе не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.
УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»
РОЛЬ РОДИТЕЛЯ
Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.
ТЕСТ «РОЛЬ РОДИТЕЛЯ»
Варианты ответов на вопросы:
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будите не во что вмешиваться?
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
ТЕСТ «РОЛЬ РОДИТЕЛЯ»
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРИЧИНЫ НЕУПРАВЛЯЕМОСТИ
Причина первая – борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
ПРИЧИНЫ НЕУПРАВЛЯЕМОСТИ
Причина вторая – борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте взрослых.
ПРИЧИНЫ НЕУПРАВЛЯЕМОСТИ
Причина третья – жажда мщения взрослым.
Ребенок мстит за:
неверие в его возможности и способности;
сравнение не в его пользу со старшими и младшими братьями и сестрами;
за унижение друг друга в кругу семьи;
за потерю одного из родителей в кругу семьи;
за появление в доме нового члена семьи;
за родительскую ложь;
за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
ПРИЧИНЫ НЕУПРАВЛЯЕМОСТИ
Причина четвертая – неверие в свой успех
Причинами неверия в собственный успех могут стать:
низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий;
низкая самооценка, поощряемая педагогом и родителями;
плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка;
отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
КОНФЛИКТЫ
Конфликт (от лат. сопflictus — столкновение) — трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других – затаенной обидой, а бывает, что и настоящим “сражением”.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ
кризис переходного возраста;
стремление к самостоятельности и самоопределению;
требование большей автономности во всем – от одежды до помещения;
привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ У РОДИТЕЛЕЙ
нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
боязнь выпустить ребенка из «гнезда», неверие в его силы;
проецирование поведение ребенка на себя в его возрасте;
борьба за собственную власть и авторитетность;
отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
не подтверждение родительских ожиданий.
Педагогические ситуации, требующие разрешения
Ситуация 1. Вы пришли с работы усталая, а Ваша дочь устроила беспорядок в комнате, на кухне и не собирается убирать за собой.
Ваши действия:
Педагогические ситуации, требующие разрешения
Ситуация 2. Ваш сын сидит за подготовкой домашнего задания довольно продолжительное время, Вы заглядываете к нему в комнату и обнаруживаете, что он просто «витает в облаках».
Ваши действия:
Педагогические ситуации, требующие разрешения
Ситуация 3. Вы узнали, что Ваш сын проводит время с ребятами, которые гораздо старше его. Они не знают, чем заняться и просто слоняются повсюду.
Ваши действия:
Педагогические ситуации, требующие разрешения
Ситуация 4. Вы заметили, что Ваша дочь лжет: говорит, что на уроке ее не спрашивали, а домашние задания не задают.
Ваши действия:
Варианты исхода конфликта
Первый вариант - выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком? Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: “Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого. Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается, в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – “Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители”.
Варианты исхода конфликта
Второй вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой “ради ребенка”. Какова опасность такого поведения для ребенка. (трудности общения в коллективе).
Варианты исхода конфликта
Третий вариант – выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и “Я – сообщение”. Активное слушание – “возвращение” в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д.) “Я-сообщение” - говоря о своих чувствах ребенку.
ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ ЯЙЦЕ
Дорогие родители!
ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ ЯЙЦЕ
Жили-были Дед и Баба. И пришла к ним однажды курочка Ряба. Не просто так пришла – по делу. Подарила яичко золотое. Волшебное! И говорит: — Вылупится из яичка Чудо Чудное, диво дивное, если вы научитесь его любить и беречь. Если будете греть каждый миг теплом любви. Если научитесь с Чудом Чудным через скорлупу разговаривать, да понимать его потребности. В общем, нужно вам будет приложить немало труда, чтобы Чудо Чудное созрело, да в свой срок из Золотого Яйца вылупилось. — А что за чудо-то? — А вот как вылупится, тогда сами и узнаете. Дед говорит: — Зачем его греть? Меня всё детство грели-грели, даже перегрели! До сих пор от жары тошнит! Моё мнение – не надо его постоянно греть, надо самому себе предоставить. Естественные условия, так сказать.
ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ ЯЙЦЕ
Баба в ответ:— Я знаю много методик обращения с яйцом. И буду следовать советам умных людей, а не какой-то там курицы. Дед:— Главное, не перегрей. Яйцу нужна полная свобода. Баба:— Конечно, дорогой. На том и порешили.
— Ну, как знаете, — говорит курочка Ряба. – Моё дело предупредить. Ваше – услышать или не услышать. А я пошла дальше – дарить добрым людям новые Золотые Яйца. И ушла.
А Дед с Бабой построили для яйца отдельный инкубатор. Напичкали его по последнему слову техники, положили туда Золотое Яйцо. И занялись своими Важными Делами. Дед – в лесу, баба – в поле. А Золотому Яйцу – полная воля. Что хочешь, то и делай.
ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ ЯЙЦЕ
Покаталось-покаталось Золотое Яйцо по инкубатору, замёрзло Чудо Чудное внутри скорлупы, да и зовёт: — Мама! Папа! А их и нет. Каждый своим делом занят. Сжалось Чудо Чудное внутри золотой скорлупы, чтобы согреться, и заплакало от обиды. Плакало-плакало. Так в лужице и уснуло. А как проснулось – поняло Чудо Чудное, что замёрзло оно пуще прежнего! Думает: — Раз мама с папой меня не греют, буду само греться, как умею! И ну, в Золотом Яйце бушевать… Трясёт бедное Чудо Чудное скорлупу, чтобы согреться. А со стороны видится, будто Золотое Яйцо само себе вред наносит: по инкубатору летает, всё на свете сшибает, и углы ему –не углы, и косяки — не косяки. Никакого чувства самосохранения…
ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ ЯЙЦЕ
А тут и Дед с Бабой вернулись. — Ну, — говорят, — а вот и мы. Инкубатор работал исправно, техника не подводила ни разу. По нашим подсчётам, пришло время Чуду Чудному появляться на свет. Посмотрим-посмотрим, кто там вылупится. Не меньше, чем лебедь, в таких-то условиях! Подходят к Золотому Яйцу, а из яйца в ответ – тишина. Только хлюпанье какое-то доносится. Не поняли Дед с Бабой, удивились. Взяли Яйцо в руки, постучали тихонько. Всё то же хлюпанье. Странно… — Эй, Ряба, зайди к нам в дом на пол часика, — зовут. – Ты нам Чудо Чудное обещала. А у нас какая-то ерунда. Не вылупляется Чудо Чудное. Разобраться надо.
ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ ЯЙЦЕ
Вернулась курочка Ряба. На яйцо взглянула. — Охо-хо, родители… Кто в яйце, увидеть не хотите ли? — Ну, хотим… – переглянулись Дед и Баба. – А как? Тут взмахнула курочка Ряба своим пёстреньким крылышком, и разлился в инкубаторе неземной свет. И увидели Дед и Баба в скорлупе…озеро слёз, в котором плавало странное крохотное существо: с клювом птенца и жабрами рыбы. — Это…кто? – опешили Дед и Баба.— Это — Чудо Чудное, — вздохнула курочка Ряба. – Ишь как приспособилось, бедное… Жабры отрастило, плавники… Расти перестало… А ведь какая должна была появиться красота! Жар-Птица была задумана, милые. Жар-Птица… И с этими словами курочка Ряба поклонилась Золотому Яйцу и ушла. Дед и Баба остались сидеть в своём инкубаторе, Золотое Яйцо в ладонях греть, да думушку думать : что же они сделали не так, и как теперь всё исправить…
ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗКИ
«История о Золотом Яйце» — это сказка-предупреждение. И поэтому, в её конце показан закономерный результат несоблюдения героями сказки самого главного условия, при котором может появиться на свет Чудо Чудное, диво дивное…И пусть в каждом из вас будет столько любви и чуткости, сколько нужно вашим детям!
РЕЦЕПТ «ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ»
Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Как подростки относятся к своим проблемам?
«Важнее всего для меня — чувствовать, что меня любят и ценят независимо от того, насколько глупо и нелепо я могу выглядеть. Мне нужен тот, кто верит в меня, потому что я сам часто бываю в себе не уверен. Мне нужен тот, кто мог бы спокойно, без всякой критики выслушать меня и помочь мне разобраться в самом себе. Мне нужно, чтобы близкий человек успокоил меня. Мне нужно место, где я мог бы поплакать и где бы никто надо мной не смеялся. Мне нужен человек, который всегда будет рядом. Мне также нужен тот, кто громко и четко скажет: "Остановись!" Но люди не должны читать мне нотации и напоминать о моих прежних глупостях. Я и сам знаю о них и чувствую свою вину».
ГЛАВНОЕ
Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать свободное время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг (кружки и секции). Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из-под их контроля.
Правила для родителей подростков
Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.
Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
Демонстрируйте взаимное уважение.
Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.
ГЛАВНОЕ
РЕБЕНОК - это кусок глины, из которой можно вылепить красивую (или не очень) статую, красота статуи зависит не только от мастера, но и от желания самой глины стать ею. ПОДРОСТОК - это все еще тот же кусок глины, но приобретающий более заметные черты будущей скульптуры, но глина еще мягкая и можно что-то исправить или испортить. Со временем глина твердеет.... И когда подросток взрослеет и становится сложившейся личностью, уже не будет возможности что либо исправить.
НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ!
Успехов Вам, уважаемые родители!!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.