общение и коммуникация

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитывать любовь к родному краю, гордость и патриотизм; Сформировать представление об исторически значимых событиях в жизни кубанцев (земляков) ; Акцентировать внимание учащихся на наиболее значимых событиях в истории края, повлиявших на его развитие; Приобщать детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры Краснодарского края, своей земли.
Иконка файла материала Общение и коммуникация.ppt
Общение и коммуникация 1. Понятие общения. Виды и формы общения. 2. Эффективность общения. 3. Коммуникативные качества речи. 4. Понятие языковой нормы. Виды норм литературного языка.
язык речь ­Знаковая система; ­Система знаков, хранящихся в  памяти человека. Закреплен в  словарях; ­Стабилен, консервативен.  Подчиняется жесткой норме; ­ Сплачивает нацию, государство,  выполняет охранительные функции; ­Безразличен к личности; ­Имеет уровневую структуру; ­Язык конечен (определенное  количество звуков, букв, падежей и  т.п.); ­Вербальное языковое общение,  самовыражение; ­ Действие и его продукт, всегда  мотивирована; ­Допускаются вольности,  появляются новые слова и  отклонения от норм; ­ Объединяет людей, но порождает  социальный и территориальный  диалект; ­Индивидуальна; ­Линейна; ­Речь бесконечна (количество  предложений и текстов,  создаваемых человеком, подсчитать  нельзя). Обладает ритмо­мелодикой.
Общение 1) реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих); 2) процесс выработки новой информации, единой для общающихся людей и рождающей их общность или повышающей степень их общности при сохранении неповторимой индивидуальности каждого; 3) взаимные отношения, деловая или дружеская связь (С. И. Ожегов).
Речевое общение – специфическая форма взаимодействия людей, обмен мыслями, сведениями, идеями посредством языка. РО может быть разным в зависимости от задач и условий общения.
Коммуникация - информационная связь субъекта с тем или иным объектом. Под «коммуникацией» понимается передача речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации получателем от отправителя.
Коммуникативная ситуация - ситуация, в которой действуют партнеры по общению (коммуниканты), имеющие определенные цели, обменивающиеся определенной информацией, используя для этого общий код, и действуют они в определенных обстоятельствах. Коммуниканты - партнеры по общению.
Функции общения: 1. Инструментальная, т. е. общение как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности. 2. Синдикативная (объединения), когда общение предполагает создание единства вступивших в него участников. 3. Функция самовыражения, которая по своей сущности ориентирована на взаимопонимание, на контакт. 4. Трансляционная - передача конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ (например, обучение).
Виды общения:  фатическое и информационное,  вербальное и невербальное,  межличностное, групповое и массовое,  контактное и дистантное,  официальное и неофициальное.
Педагогическое общение Педагогическое общение- такое общение учителя (педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя (А.А. Леонтьев).
Функции педагогического общения:  гностическая (познавательная);  конструктивная (отбор и систематизация учебного материала);  организаторская (организация учебной деятельности, выбор форм работы);  Воспитательная. Основная форма общения – диалог.
Основной единицей речевого общения является речевое событие – некое законченное целое со своей формой, структурой, границами.
Человек как субъект общения выполняет разнообразные функции:  коммуникативную (обеспечение взаимосвязи),  информационную (взаимовыражение),  когнитивную (взаимопознание),  эмотивную (переживание взаимоотношений),  конативную (взаимопроявление, управление),  креативную (взаимовлияние, преобразование).
Условия успешности общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками согласия  настроенность на мир собеседника (прошлый  умение слушателя проникнуть в жизненный опыт, сходные интересы). коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего.  способность говорящего варьировать способ языкового представления (первоначальный текст трансформируется в зависимости от собеседника, тема разговора диктует способы его представления). посторонний, канал общения, настроение, физиологическое состояние).  внешние обстоятельства (присутствие  знание норм речевого этикета.
Коммуникативные неудачи – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели, отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между собеседниками Причины:  чуждая коммуникативная среда (отсутствует настроенность на общение, посторонние, малая степень знакомства)  нарушение правил кооперации и солидарности (доминирование одного из участников)  живое общение заменяется ритуализированным (набор слов к случаю).  неуместные замечания в адрес слушателя по поводу его действий.  ошибочное понимание и неясность.
Коммуникативная стратегия – поиск общего языка и выработка основ диалогического сотрудничества: выбор тональности общения, выбор языкового способа представления реального положения дел. Три коммуникативные стратегии:  Стратегия близости (стремление к общению);  Стратегия отказа от выбора(партнер выбирает тактику поведения);  Стратегия отстранения (отстраниться от общения, сохранить свое «Я»).
Речевые стратегии Кооперативные:  Просьба;  Совет;  Убеждение;  Требование;  Приказ;  Рекомендации Некооперативные:  Конфликты;  Ссоры;  Угрозы;  Проявления агрессии;  Злоба;  Ирония;  Лукавство;  Ложь.
Коммуникативные качества речи – это такие ее особенности, которые оптимально обеспечивают потребности общения и свидетельствуют о высокой речевой культуре, ее совершенстве.
Коммуникативные качества речи  Богатство;  Чистота;  Образность, выразительность;  Ясность и понятность;  Точность;  Логичность;  Коммуникативная целесообразность;  Правильность.
Языковая норма – это совокупность устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе речи, в литературе – образцовой, классической, художественной, научной, публицистической. Это совокупность правил и традиций в разных областях языка.
Уровни языковой нормы  Произносительный уровень (фонетика, орфоэпия, ударение);  Лексический уровень;  Морфемный и словообразовательный уровень;  Уровень морфологии и синтаксиса.
Произносительный уровень Русское ударение:  1. Свободное, т.е. может падать на любой слог в слове (книга, тетрадь, магазин, библиотека);  2. Подвижное, т.е. может перемещаться с одной морфемы на другую в разных формах слова и однокоренных словах (вода – воды, кедр - кедровый). Следует иметь в виду явление вариантности, например, казаки и казаки. Неравноправные варианты: творог – творог, (доп.), искра – искра (проф.)
При постановке ударения нужно помнить:  Многие краткие страдательный причастия,  Предлоги, употребляемые с существительными  Большинство односложных существительных м.р.в Р.п. ед.ч. имеют ударение на окончание (зонт- зонта, ковш – ковша, плод - плода), но искл. торт – торта, гусь- гуся. и числительными, могут принимать ударение на себя (за зиму, за руку, без вести, без году, на два, по трое).  Многие глаголы в форме прошедшего времени имеют отличие в ударении в форме ж.р. (понял – поняла, рвал – рвала, спал - спала). краткие прилагательные во всех формах имеют окончание, аналогичное форме мужского рода, а в форме женского оно падает на окончание (прав – право, правы, права; весел – весело, веселы, весела; начат – начато, начаты, начата, создан- создано, созданы, создана).
 Явление паронимии: невежа – невежда, абонент – абонемент; Употребление омонимов, порождающее двусмысленность: косы, перемытые донской водой, были выбелены солнцем;   Явление многозначности: присутствовать на разводе; Лексический уровень  Явление тавтологии: свободная вакансия, коренной абориген;  Незнание семантики: отказать под благоприятным предлогом (благовидный предлог); Употребление плеоназмов (включение лишних слов): возвратиться обратно домой, вдвоем вместе пели одну песню. 
 Колебания в падежных формах;  Семантические и стилистические варианты глагольных форм; Морфологический уровень  Нормы употребления категорий рода существительных;  Образование степеней сравнения прилагательных и наречий, их употребление;  Употребление числительных;  Образование ненормативных местоимений.
Синтаксический уровень Нарушения норм управления (согласно (чему?)приказу, но не приказа; заведующая (чем?) кафедрой, но не кафедры); Согласование подлежащего и сказуемого (Большинство студентов отсутствовало. Часть студентов сдали экзамен); Употребление обособленных конструкций (Приехав из Москвы, он расположился у родственников); Нарушение порядка слов (Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала).
Признаки литературной нормы - Относительная устойчивость; - Распространенность; - Общеупотребительность; - Общеобязательность; - Соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.