Воспитывать любовь к родному краю, гордость и патриотизм;
Сформировать представление об исторически значимых событиях в жизни кубанцев (земляков) ;
Акцентировать внимание учащихся на наиболее значимых событиях в истории края, повлиявших на его развитие;
Приобщать детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры Краснодарского края, своей земли.
Общение и
коммуникация
1. Понятие общения. Виды и формы общения.
2. Эффективность общения.
3. Коммуникативные качества речи.
4. Понятие языковой нормы. Виды норм литературного
языка.
язык
речь
Знаковая система;
Система знаков, хранящихся в
памяти человека. Закреплен в
словарях;
Стабилен, консервативен.
Подчиняется жесткой норме;
Сплачивает нацию, государство,
выполняет охранительные функции;
Безразличен к личности;
Имеет уровневую структуру;
Язык конечен (определенное
количество звуков, букв, падежей и
т.п.);
Вербальное языковое общение,
самовыражение;
Действие и его продукт, всегда
мотивирована;
Допускаются вольности,
появляются новые слова и
отклонения от норм;
Объединяет людей, но порождает
социальный и территориальный
диалект;
Индивидуальна;
Линейна;
Речь бесконечна (количество
предложений и текстов,
создаваемых человеком, подсчитать
нельзя). Обладает ритмомелодикой.
Общение 1) реальная деятельность,
разворачивающаяся процессуально и
протекающая преимущественно в виде
речи (в ее словесной и несловесной
составляющих); 2) процесс выработки
новой информации, единой для
общающихся людей и рождающей их
общность или повышающей степень их
общности при сохранении неповторимой
индивидуальности каждого; 3) взаимные
отношения, деловая или дружеская связь
(С. И. Ожегов).
Речевое общение – специфическая
форма взаимодействия людей, обмен
мыслями, сведениями, идеями
посредством языка. РО может быть
разным в зависимости от задач и условий
общения.
Коммуникация - информационная связь
субъекта с тем или иным объектом. Под
«коммуникацией» понимается передача
речевой информации от отправителя к
получателю и прием этой информации
получателем от отправителя.
Коммуникативная ситуация -
ситуация, в которой действуют партнеры
по общению (коммуниканты), имеющие
определенные цели, обменивающиеся
определенной информацией, используя
для этого общий код, и действуют они в
определенных обстоятельствах.
Коммуниканты - партнеры по
общению.
Функции общения:
1. Инструментальная, т. е. общение как
вспомогательный компонент совместной
предметной деятельности.
2. Синдикативная (объединения), когда
общение предполагает создание
единства вступивших в него участников.
3. Функция самовыражения, которая по
своей сущности ориентирована на
взаимопонимание, на контакт.
4. Трансляционная - передача конкретных
способов деятельности, оценочных
критериев и программ (например,
обучение).
Виды общения:
фатическое и информационное,
вербальное и невербальное,
межличностное, групповое и массовое,
контактное и дистантное,
официальное и неофициальное.
Педагогическое общение
Педагогическое общение- такое общение
учителя (педагогического коллектива) со
школьниками в процессе обучения, которое
создает наилучшие условия для развития
мотивации учащихся и творческого характера
учебной деятельности, для правильного
формирования личности школьника, обеспечивает
эмоциональный климат обучения, обеспечивает
управление социально-психологическими
процессами в детском коллективе и позволяет
максимально использовать в учебном процессе
личностные особенности учителя (А.А. Леонтьев).
Функции педагогического общения:
гностическая (познавательная);
конструктивная (отбор и систематизация
учебного материала);
организаторская (организация учебной
деятельности, выбор форм работы);
Воспитательная.
Основная форма общения – диалог.
Основной единицей речевого общения
является речевое событие – некое
законченное целое со своей формой,
структурой, границами.
Человек как субъект общения выполняет
разнообразные функции:
коммуникативную (обеспечение
взаимосвязи),
информационную (взаимовыражение),
когнитивную (взаимопознание),
эмотивную (переживание
взаимоотношений),
конативную (взаимопроявление,
управление),
креативную (взаимовлияние,
преобразование).
Условия успешности общения – это
осуществление коммуникативной цели
инициатора общения и достижение
собеседниками согласия
настроенность на мир собеседника (прошлый
умение слушателя проникнуть в
жизненный опыт, сходные интересы).
коммуникативный замысел (намерение,
интенцию) говорящего.
способность говорящего варьировать способ
языкового представления (первоначальный
текст трансформируется в зависимости от
собеседника, тема разговора диктует способы
его представления).
посторонний, канал общения, настроение,
физиологическое состояние).
внешние обстоятельства (присутствие
знание норм речевого этикета.
Коммуникативные неудачи – это
недостижение инициатором общения
коммуникативной цели, отсутствие
взаимодействия, взаимопонимания и
согласия между собеседниками
Причины:
чуждая коммуникативная среда (отсутствует
настроенность на общение, посторонние,
малая степень знакомства)
нарушение правил кооперации и солидарности
(доминирование одного из участников)
живое общение заменяется
ритуализированным (набор слов к случаю).
неуместные замечания в адрес слушателя по
поводу его действий.
ошибочное понимание и неясность.
Коммуникативная стратегия – поиск общего
языка и выработка основ диалогического
сотрудничества: выбор тональности
общения, выбор языкового способа
представления реального положения дел.
Три коммуникативные стратегии:
Стратегия близости (стремление к
общению);
Стратегия отказа от выбора(партнер
выбирает тактику поведения);
Стратегия отстранения (отстраниться
от общения, сохранить свое «Я»).
Речевые стратегии
Кооперативные:
Просьба;
Совет;
Убеждение;
Требование;
Приказ;
Рекомендации
Некооперативные:
Конфликты;
Ссоры;
Угрозы;
Проявления
агрессии;
Злоба;
Ирония;
Лукавство;
Ложь.
Коммуникативные качества речи – это
такие ее особенности, которые
оптимально обеспечивают потребности
общения и свидетельствуют о высокой
речевой культуре, ее совершенстве.
Коммуникативные
качества речи
Богатство;
Чистота;
Образность, выразительность;
Ясность и понятность;
Точность;
Логичность;
Коммуникативная целесообразность;
Правильность.
Языковая норма – это совокупность
устойчивых традиционных реализаций
языковой системы, отобранных и
закрепленных в процессе речи, в
литературе – образцовой, классической,
художественной, научной,
публицистической. Это совокупность
правил и традиций в разных областях
языка.
Уровни языковой нормы
Произносительный уровень (фонетика,
орфоэпия, ударение);
Лексический уровень;
Морфемный и словообразовательный
уровень;
Уровень морфологии и синтаксиса.
Произносительный уровень
Русское ударение:
1. Свободное, т.е. может падать на
любой слог в слове (книга, тетрадь,
магазин, библиотека);
2. Подвижное, т.е. может перемещаться
с одной морфемы на другую в разных
формах слова и однокоренных словах
(вода – воды, кедр - кедровый).
Следует иметь в виду явление
вариантности, например, казаки и
казаки. Неравноправные варианты:
творог – творог, (доп.), искра – искра
(проф.)
При постановке ударения нужно помнить:
Многие краткие страдательный причастия,
Предлоги, употребляемые с существительными
Большинство односложных существительных
м.р.в Р.п. ед.ч. имеют ударение на окончание
(зонт- зонта, ковш – ковша, плод - плода), но
искл. торт – торта, гусь- гуся.
и числительными, могут принимать ударение
на себя (за зиму, за руку, без вести, без году,
на два, по трое).
Многие глаголы в форме прошедшего времени
имеют отличие в ударении в форме ж.р. (понял
– поняла, рвал – рвала, спал - спала).
краткие прилагательные во всех формах имеют
окончание, аналогичное форме мужского рода,
а в форме женского оно падает на окончание
(прав – право, правы, права; весел – весело,
веселы, весела; начат – начато, начаты,
начата, создан- создано, созданы, создана).
Явление паронимии: невежа – невежда,
абонент – абонемент;
Употребление омонимов, порождающее
двусмысленность: косы, перемытые
донской водой, были выбелены солнцем;
Явление многозначности:
присутствовать на разводе;
Лексический уровень
Явление тавтологии: свободная
вакансия, коренной абориген;
Незнание семантики: отказать под
благоприятным предлогом
(благовидный предлог);
Употребление плеоназмов (включение
лишних слов): возвратиться обратно
домой, вдвоем вместе пели одну песню.
Колебания в падежных формах;
Семантические и стилистические варианты
глагольных форм;
Морфологический уровень
Нормы употребления категорий рода
существительных;
Образование степеней сравнения прилагательных
и наречий, их употребление;
Употребление числительных;
Образование ненормативных местоимений.
Синтаксический уровень
Нарушения норм управления (согласно
(чему?)приказу, но не приказа;
заведующая (чем?) кафедрой, но не
кафедры);
Согласование подлежащего и сказуемого
(Большинство студентов отсутствовало.
Часть студентов сдали экзамен);
Употребление обособленных конструкций
(Приехав из Москвы, он расположился у
родственников);
Нарушение порядка слов (Была организована
выставка работ воспитателей, родителей,
детей из природного материала).
Признаки литературной
нормы
- Относительная устойчивость;
- Распространенность;
- Общеупотребительность;
- Общеобязательность;
- Соответствие употреблению, обычаю и
возможностям языковой системы.