Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в.
В 80-х – начале 90-х годов XIX в. в общественном движении России произошли серьезные изменения. Ослабло влияние народников. Значительно уменьшилось и влияние либералов. Усилилась роль консерваторов, идеи которых легли в основу деятельности властей. В то же время в Россию начал проникать марксизм, появились первые российские марксистские организации.
В 80-90-е гг. революционное народничество переживало глубокий кризис. В первые дни царствования Александра III крупнейшие нравственные авторитеты страны — сначала писатель Л. Н. Толстой, а вслед за ним публицисты и ученые К. Д. Кавелин и В. С. Соловьев — высказали идею о необходимости помиловать цареубийц. По их мнению, это нравственно обезоружит сторонников насильственных преобразований и тем самым положит конец ожесточению в обществе. Но Александр III не счел возможным оставить смерть отца без отмщения. 3 апреля 1881 г. состоялась публичная казнь пяти террористов. Расчет «Народной воли» на то, что убийство царя станет началом народной революции, не оправдался. После убийства народовольцами царя Александра II народ не поднялся. Наоборот, народ был ошеломлен. Многие крестьяне жалели Александра II. Народническое движение зашло в тупик. В 1881 г. Исполнительный комитет «Народной воли», увидев, что надежды на революцию не оправдались, обратился к Александру III с письмом, в котором обещал прекратить террор в обмен на конституцию. Власти ответили на это жестокой расправой. В 1882 г. уничтожена военная организация народовольцев. Тогда же окончательно разгромлен Исполнительный комитет «Народной воли». В 1886 г. с «Народной волей» было полностью покончено. Многих народовольцев казнили, остальных отправили на каторгу и в ссылку. Народничество потерпело крах.
Либеральное движение. Убийство Александра II изменило ситуацию и настроения в обществе. Требование народовольцев принять конституцию поставило либералов в двусмысленное положение. Хотя конституция была основным требованием либералов, они считали невозможным настаивать на ней вслед за террористами.
В народе возобладали монархические настроения, усилились призывы к «сильной руке». Даже либерал Б. Н. Чичерин в письме к царю писал: «Злоба дня состоит в борьбе с социализмом... Русское правительство имеет дело со сравнительно небольшой шайкой, которая набирается из разных слоев общества, но главным образом из умственного пролетариата, размножаемого нашими учебными заведениями... Одолеть их русское правительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклонную энергию и такое же постоянство, какие высказывает это отребье человеческого рода». А интеллигенция, которая сочувствовала революционерам, после убийства царя отвернулась от них. Прогрессивно мыслящие люди отходили от политики, перенеся внимание на проблемы отдельной личности, внутреннего мира человека, духовного развития. Получила распространение теория «незаметного служения», практика «малых дел». Интеллигенция, люди интеллектуального труда посвящали свою жизнь кропотливой работе по освобождению народа от безграмотности, нищеты, невежества.
Уход либералов из политики позволил им, с одной стороны, дистанцироваться от власти, а с другой стороны, не выступать против нее. Так они освободили политическую арену для революционеров и консерваторов. Либеральное движение оказалось вне политической игры.
Либеральные идеи подобной направленности исповедовали и распространяли присущими своему роду занятий средствами ученые: историки В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, юристы М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин. Средняя, умеренная политическая линия оказалась в России самой слабой.
Распространение марксизма в России. После разгрома народнических организаций уцелевшие революционеры бежали за границу. Многие из них признали свою идеологию ошибочной. Начался поиск новой теории, новых путей революционной борьбы. Они обратили внимание на учение Маркса, которое обрело популярность в Европе. Под влиянием этого учения многие народники пересмотрели свои взгляды на крестьянскую общину и роль крестьянства в революции. Они приходили к выводу, что главной силой социалистической революции является не крестьянство, а пролетариат.
Первым российским марксистом стал Г. В. Плеханов. Георгий Валентинович Плеханов родился в Тамбовской губернии, в небогатой помещичьей семье. В основном путем самообразования он стал энциклопедически образованным человеком. Плеханов прекрасно разбирался в философии, истории, эстетике, художественной литературе и искусстве, вопросах естествознания. Его путь в революцию начался в народнических организациях, куда он пришел 19- летним студентом. Он был сторонником Бакунина и его бунтарских идей. Но в своей революционной работе Плеханов пошел собственным путем, увлекшись пропагандой среди петербургских рабочих. Он часто бывал в рабочих кружках, участвовал в подготовке и проведении стачек, писал листовки. В декабре 1876 г. он выступил с яркой речью на демонстрации студентов и рабочих у Казанского собора в Петербурге. После раскола в 1879 г. «Земли и воли» Плеханов возглавил организацию «Черный передел», ставившую задачей продолжение пропагандистской работы в народе. Однако в январе 1880 г., оказавшись под угрозой ареста, он вынужден был бежать в Швейцарию. В 1883 г. Плеханов создал в Женеве первую российскую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда». В нее вошли видные революционеры Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. Организация объявила о полном разрыве с народничеством и подвергла развернутой критике его теорию и практику. Своей главной задачей новая организация считала подготовку пролетарской социалистической революции. Она переводила на русский язык и издавала труды Маркса и Энгельса, которые расходились по всей России. Важное значение имели и работы Плеханова, излагавшие идеи марксизма применительно к России. Началась российская история марксизма.
Консерваторы. При Александре III консерватизм лег в основу политики властей, а его главный идеолог К. П. Победоносцев стал ближайшим советником императора. Серьезное влияние на царя оказывал и крупный издатель, ярый консерватор М. Н. Катков. После введения жесткой цензуры его издания оказались в привилегированном положении. И много лет именно он формировал в стране общественное мнение. Катков и Победоносцев стремились сплотить общество вокруг идеи русской самобытности, православия и самодержавия. Они доказывали, что либерализм и западная политическая практика объективно неприемлемы для России из-за ее огромных размеров, многонациональности и геополитических особенностей. Основой консервативных взглядов стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения.
В 1881 г. даже была создана тайная организация консерваторов «Священная дружина», которая громила подпольные типографии, выявляла революционные организации, а в Женеве издавала газеты «Вольное слово» и «Правда». Ее деятельностью руководил Центральный комитет во главе с П. П. Шуваловым.
Однако император не одобрил деятельность «Священной дружины», считая, что ее существование создает иллюзию слабости власти. В 1882 г. организация была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия.
В 80-х — начале 90-х гг. XIX в. произошла перегруппировка общественно-политических сил России. В революционном движении ослабло влияние народников, появились первые марксистские организации. Усилилась роль консерваторов, многие идеи которых легли в основу правительственной политики. Влияние либералов на общественно-политическую жизнь значительно уменьшилось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.