Обучение и повышение результативности броска девушек- баскетболисток школьного возраста на спецкурсах по баскетболу
Оценка 4.7

Обучение и повышение результативности броска девушек- баскетболисток школьного возраста на спецкурсах по баскетболу

Оценка 4.7
docx
24.09.2024
Обучение и повышение результативности броска  девушек- баскетболисток школьного возраста на спецкурсах по баскетболу
результативность броска у девушек.docx

УДК 796.323

Обучение и повышение результативности броска  девушек- баскетболисток школьного возраста на спецкурсах по баскетболу

В.В. Батухтин, В.В. Батухтин

Training and increase in pointer effectiveness of school age girls-basketball players during special classes of basketball

V.V. Batuhtin, V.V. Batuhtin

Аннотация. При повышенной мотивации к игре в баскетбол девушки-баскетболистки школьного возраста имеют низкий уровень подготовки. Цель нашей работы состоит в том, чтобы выявить факторы, влияющие на повышение результативности игры и на основе исследования разработать комплекс упражнений для использования на спецкурсах по баскетболу. Приоритетным направлением является работа над повышением результативности броска. Игровые упражнения и упражнения под нагрузкой дают нам правильную постановку техники броска параллельно с повышением результативности. Разработанный комплекс упражнений был внедрен в работу тренера во время спецкурса по баскетболу у девушек баскетболисток школьного возраста. Экспериментальным путем мы доказали повышение результативности бросков у девушек-баскетболисток. Полученные результаты представлены в статье.

Ключевые слова: баскетбол, техника, бросок, комплекс упражнений, результативность.

Баскетбол набирает популярность среди учащихся школ, но ученики имеют низкий уровень техники владения мячом, а также недостаточную технику броска и соответствующую этому результативность. Техника владения мячом была описана большим количеством тренеров, но техника броска и повышение результативности были рассмотрены недостаточно. Это позволяет нам предложить свои варианты формирования техники броска, что способствует повышению их результативности. Основным вопросом нашей работы является обучение и повышение результативности бросков у девушек-баскетболисток школьного возраста.

Определяющее значение для воспитания снайперских качеств девушек-баскетболисток имеет начальный период обучения, в котором решаются вопросы начального обучения технике броска.

Существующую в настоящее время методику начального обучения броскам, основанную на методах рассказа, показа, демонстрации и практическом выполнении с последующим исправлением ошибок, вряд ли можно считать исчерпывающей, если рассмотреть процесс обучения броскам с позиции формирования двигательного навыка и современной теории управления движениями.

Технику броска ставят учителя физической культуры в младших классах. При этом девушки приходят на спецкурс по баскетболу без техники броска, либо с неправильной техникой, которую приходиться корректировать или ставить заново. Постановка с ноля занимает несколько недель, что позволяет работать непосредственно над результативностью.  Когда тренер работает со школьницами, у которых был поставлен плохой бросок, тогда переобучение занимает несколько месяцев.

После того как мы поставили правильный бросок, перед нами встает вопрос результативности броска. Данная работа начинается с общей физической подготовки, которую необходимо подтягивать до нормы. Мы развиваем общую выносливость, силовые качества спортсменок, а также скоростные и скоростно-силовые качества, что позволяет спортсменкам повысить дальность броска и контроль мяча во всех его фазах.

Когда мы подготовили наших спортсменок до уровня работы над повышением результативности бросков, нам необходимо помнить о психологическом состоянии спортсмена. Психологическое состояние школьниц необходимо поддерживать в норме, так как при малейших отклонениях в психике они могут не добросить либо перебросить мяч.

Психику школьниц очень сложно контролировать, так как малейшие моменты тренировочного процесса или личной жизни могут повлиять на состояние их психики.    

По мнению ведущих специалистов в области баскетбола, среди факторов, влияющих на эффективность бросков, главная роль отводится технико-тактической и физической подготовленности баскетболистов. Результативность бросков в движении определяется и рядом показателей, среди которых важнейшее значение отводится координационным способностям, в том числе способности к сохранению динамического равновесия. В то же время, следует отметить, что рекоменд­­­ации к содержанию учебно-тренировочного процесса с юными баскетболистками не содержат подробного описания упражнений, направленных на развитие данных способностей (сохранение динамического равновесия во время движения).

 Улучшение результативности игровых действий в баскетболе главным образом связано с повышением точности бросков мяча в кольцо. [1]

Точность броска в корзину зависит от многих факторов:

·Рациональной техники;

·Тонкого дифференцирования мышечных усилий: правильного чередования напряжения и расслабления мышц

·Четкого согласования движения рук, туловища и ног

·Силы и подвижности кистей

·Стабильности движения и управляемости ими в зависимости от условий выполнения

·Психологической устойчивости, уверенности в себе

·Оптимальной траектории и вращения мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев и др.

Качество этого технического приема является решающим фактором в достижении победы. Практический опыт показывает, что достижение победы в игре, прежде всего, определяется двумя факторами:

1) совершенствование тактического рисунка игры, от которого зависит количество бросков, выполняемых командой;

2) совершенствование технического мастерства, в первую очередь высокой точности баскетболисток при бросках мяча в кольцо.

Применяемые на практике тесты для оценки точности выполнения дальних бросков фиксируют только конечный результат, не давая информации о возможных причинах промахов.

Вопросу повышения точности движений в различных видах спорта посвящены многочисленные исследования физиологов, психологов, специалистов в области биомеханики и д.р.

Подчеркивая ведущую роль двигательного анализатора в координации мышечной деятельности, И.М. Сеченов подчеркивал, что «мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени». И.П. Павлов указывал, что кинестетические клетки двигательного анализатора обладают свойствами связываться со всеми клетками коры. [6]

Соответствие двигательного результата с заданным - возможно при условии, если ЦНС будет располагать постоянной точной информацией со стороны многочисленных анализаторов. Получать непрерывную сигнализацию о протекании определенных изменений в перемещаемом органе, а такая информация обеспечивается. Прежде всего, проприорецепторами. [4]

Только при наличии четкой проприоцептивной информации (обратной связи) движение может стать управляемым, и двигательный акт получит четкую организацию и координированность.

Любой двигательный акт обеспечивается суммированной деятельностью анализаторов, представленных в сложном сплетении в коре головного мозга.

По мере совершенствования в баскетболе, на высокой стадии тренированности у спортсменов образуется комплексный анализатор, в основе которого лежит механизм временной связи, при этом у спортсменов возникает специфическое ощущение, именуемое «чувством мяча». На основе этих ощущений спортсмен вносит ту или иную коррекцию в свою деятельность в каждом конкретном случае. [2]

 Большая роль проприоцептивной чувствительности в формировании трудовых и спортивных навыков отмечается в работах современных специалистов.

С ростом спортивного мастерства наблюдается значительное повышение отчетливости двигательных ощущений, выражающихся в тончайшей дифференцировке амплитуды движений, их направления и быстроты.

В процессе регулярных занятий спортсмен приобретает состояние тренированности, которое характеризуется легкостью и точностью выполнения отдельных двигательных актов, не требующих особого внимания. [5]

Анализ итогов крупнейших международных соревнований по баскетболу последнего десятилетия обнаружил отсутствие роста качества выполнения бросков в условиях соревновательной борьбы.

В современной теории и практике существуют многочисленные рекомендации по совершенствованию точности бросков. В основном они базируются либо на личном опыте авторов, либо на изучении отдельных факторов влияющих на точность бросков. Большинство рекомендаций направлено на внешние стороны проявления движений их биомеханической структуры, однако, при этом, редко учитывают закономерности физиологического характера, которые существенно определяют точность бросков мяча в кольцо в ходе соревновательной деятельности. Это, по-видимому, обусловливает тот факт, что в методике тренировки точности бросков основной упор делается на совершенствовании техники выполнения приема и не уделяется должного внимания методам, повышающим устойчивость к влиянию сбивающих факторов. [4]

Однако методика совершенствования точности бросков нуждается в накоплении объективных факторов, раскрывающих функциональную сторону бросковых движений, и выявлении факторов, влияющих на результативность бросков мяча в кольцо в ходе соревновательной деятельности.

К сожалению, при исследовании изменения точности бросков мяча в кольцо в ходе соревновательной деятельности не учитывалась дистанция, с которой они выполнялись.

При этом результативность бросков с ближней дистанции зависит главным образом от умения баскетболиста обыграть защитника. Проведенный анализ игровых действий по десятиминутным отрезкам времени не полностью отражает динамику изменений точности бросков, так как в результате утомления точность игроков снижается уже на 7-8 минуте игры.

Для устранения снижения точности бросков во время игровой деятельности под влиянием фактора утомления обычно ограничиваются лишь рекомендациями по режиму замен и поиском восстановительных средств во время десятиминутного перерыва. Однако без поиска путей повышения помехоустойчивости, к влиянию сбивающего фактора утомления на точность броска мяча в кольцо, в процессе игровой деятельности невозможно решить данную проблему. [5]

Проблема точности бросков мяча в кольцо до сих пор остается одной из ведущих. В настоящее время накоплено большое количество материала, который дает основание для классификации факторов, влияющих на точность бросков мяча в кольцо, а также выявления специфики их воздействия. [5]

После рассмотрения нами техники броска, мы принимаем решение подбора упражнений, которые необходимы для повышения результативности бросков. Данные упражнения должны составляться в комплекс, который включает упражнения для силы броска, точности, выносливости во время игры и т.д. Комплекс упражнений, который мы составили и внедряем в тренировочный процесс на первых занятиях, имеет свои нюансы. Мы подводим на первых тренировочных занятиях наш комплекс упражнений до такого уровня, чтобы тренировочный процесс проходил с небольшими пиками, в которых спортсмены показывали наилучший результат.

Комплекс упражнений заключается в развитии выносливости, скорости, координации и скоростно-силовых качеств. В комплекс упражнений включены челночный бег, общая физическая подготовка (отжимания, приседания, выпрыгивания). При правильной разминке и выполнении упражнений в процессе тренировки мы можем достичь определенного уровня результатов, которые зависят также от физического состояния, психологической устойчивости, биологических ритмов у девушек (очень важные для тренировок).

Все упражнения, которые мы используем, были подобраны для школьниц лицея с их особенностями и спецификами. Наши учащиеся были отобраны по медицинским показателям, которые позволяют им заниматься баскетболом.

Базой нашего эксперимента стало Кировское Областное Государственное Общеобразовательное Автономное Учреждение «Кировский физико-математический лицей». В данном эксперименте принимало участие 12 девушек одного возраста, которые пришли в школьную команду по баскетболу и у которых есть определенные навыки и умения при игре в баскетбол.

 Команду девушек мы поделили на две группы по 6 человек для нашего эксперимента. С одной группой (контрольной) мы занимались по стандартному тренировочному плану, а с другой (экспериментальной) мы использовали разработанную нами программу, которая позволяет увеличить результативность броска.

Все тренировки проходили с начала учебного года, каждая группа тренировалась по своей программе. Обе программы включают в себя упражнения, нацеленные на постановку броска и развитие общей физической подготовки. Различие между программами в самих упражнениях на броски.

У контрольной группы программа ставит бросок в обычных условиях, после чего повышается результативность. Данная программа позволяет нашим спортсменкам за более долгий срок повысить свою технику броска и его результативность.

У экспериментальной группы программа тренировок включает броски с отягощением, броски под нагрузкой с отягощением, броски с сопротивлением, броски с сопротивлением и под нагрузкой, игру «51» с заданиями и др. Применяемые упражнения ставят бросок и повышают результативность за короткий срок. Во время тренировок постановка броска совмещается с результативностью и приближению к игровым ситуациям, что позволяет нам за короткий промежуток времени   достичь хорошего результата.

В начале нашего эксперимента мы провели тестирование наших спортсменок для получения достоверных результатов. У них мы проверили точность штрафного броска, среднего броска, трех очкового броска, а также данные броски после нагрузки.

При проведении тестирования наши контрольная и экспериментальная группа показали результаты на одном низком уровне, что позволят нам утверждать, что обе группы начинают тренировочный процесс и сравнение двух программ на одном уровне. Рассмотрим наши показатели на начало эксперимента. Тестирование проводилось в расчете из десяти бросков.

 

 

Рисунок 1. Результаты начала эксперимента

 

На рисунке 1 мы наглядно увидели, что результаты на начало эксперимента на одном уровне, что говорит о том, что работа буте производиться с одинаковыми по способностям группам.

 После проведения тестирования спортсменок на начало эксперимента мы начали наши тренировки по разным программам. Во время проведения тренировок наши спортсменки набирали форму, после первого месяца наши спортсменки шли на одном уровне. Их техника начинала повышаться, что для нас было показателем работы обеих программ. По прошествии второго месяца тренировок мы увидели прогресс обеих программ, но у экспериментальной группы в отличие от контрольной группы мы наблюдали рост более высокий. Тестирование проводилось в расчете из десяти бросков.

На рисунке 2 мы видим, как результаты экспериментальной группы выше результатов контрольной, что позволяет нам утверждать, что программа экспериментальной группы более эффективна на данном этапе тренировочного процесса.  

Работа обеих программ с начала эксперимента дала свои результаты. Но стандартная программа не дает полного развития спортсменок на данном этапе тренировочного процесса. Программа экспериментальной группы дает результаты более быстрыми темпами.  

 

Рисунок 2. Результаты в середине эксперимента

 

После проведения последующих двух месяцев мы получили различные результаты между контрольной и экспериментальной группой. Разница между группами была существенная, что позволяет нам утверждать о большей результативности программы экспериментальной группы нежели контрольной.

 

Рисунок 3. Результаты на конец эксперимента

 

На рисунке 3 мы видим, что результаты на конец эксперимент при бросках из 10 попыток мы видим, что результаты экспериментальной группы выше нежели результаты контрольной, что позволяет нам делать вывод о том, что программа, которая была у экспериментальной группы эффективнее чем у контрольной.

 

Библиографический список

1.                     Данилова, Н.Н. Физиология / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов на/Д: Феникс, 2002. – 479 с. – (Учебники и учебные пособия).

2.                     Гомельский, А.Я. Ловкость /А.Я. Гомельский // Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства. – М., 2003. – С. 155-167.

3.                     Лосин, Е.Б. Оценки соревновательной деятельности баскетболистов: Учебно- методическое пособие / СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 32с.

4.                      Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Д. И. Нестеровский -М: «Академия», 2007.- 325 с.

5.                      Сковородникова Н.В. Возрастная динамика становления целевой точности у школьников и юных баскетболистов 10-16 лет и условия ее совершенствования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. - 1999. - 22 с.

6.                     Солодков, А.С. Возрастная Физиология: учебн. Пособие для вузов физ. культуры /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб; СПб. гос. акад. физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2001.- 187 с.: ил.

 

Виктор Владимирович Батухтин

Магистрант I курса Вятского государственного университета факультета Физической культуры и спорта, направления Физическая культура с медико-биологическим сопровождением.

batuhtin777@mail.ru

Владимир Викторович Батухтин

Учитель физической культуры высшей категории КОГО АУ «Кировский физико-математический лицей»

batuhtin.vladimir@mail.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 796.323 Обучение и повышение результативности броска девушек- баскетболисток школьного возраста на спецкурсах по баскетболу

УДК 796.323 Обучение и повышение результативности броска девушек- баскетболисток школьного возраста на спецкурсах по баскетболу

Определяющее значение для воспитания снайперских качеств девушек-баскетболисток имеет начальный период обучения, в котором решаются вопросы начального обучения технике броска

Определяющее значение для воспитания снайперских качеств девушек-баскетболисток имеет начальный период обучения, в котором решаются вопросы начального обучения технике броска

Психику школьниц очень сложно контролировать, так как малейшие моменты тренировочного процесса или личной жизни могут повлиять на состояние их психики

Психику школьниц очень сложно контролировать, так как малейшие моменты тренировочного процесса или личной жизни могут повлиять на состояние их психики

Качество этого технического приема является решающим фактором в достижении победы

Качество этого технического приема является решающим фактором в достижении победы

Любой двигательный акт обеспечивается суммированной деятельностью анализаторов, представленных в сложном сплетении в коре головного мозга

Любой двигательный акт обеспечивается суммированной деятельностью анализаторов, представленных в сложном сплетении в коре головного мозга

Однако методика совершенствования точности бросков нуждается в накоплении объективных факторов, раскрывающих функциональную сторону бросковых движений, и выявлении факторов, влияющих на результативность бросков мяча в кольцо…

Однако методика совершенствования точности бросков нуждается в накоплении объективных факторов, раскрывающих функциональную сторону бросковых движений, и выявлении факторов, влияющих на результативность бросков мяча в кольцо…

После рассмотрения нами техники броска, мы принимаем решение подбора упражнений, которые необходимы для повышения результативности бросков

После рассмотрения нами техники броска, мы принимаем решение подбора упражнений, которые необходимы для повышения результативности бросков

Обе программы включают в себя упражнения, нацеленные на постановку броска и развитие общей физической подготовки

Обе программы включают в себя упражнения, нацеленные на постановку броска и развитие общей физической подготовки

Рисунок 1. Результаты начала эксперимента

Рисунок 1. Результаты начала эксперимента

Рисунок 2. Результаты в середине эксперимента

Рисунок 2. Результаты в середине эксперимента

Библиографический список 1.

Библиографический список 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2024