Средства развития физических качеств у юных баскетболистов.
Оценка 5

Средства развития физических качеств у юных баскетболистов.

Оценка 5
docx
24.09.2024
Средства развития физических качеств у юных баскетболистов.
Батухтин статья.docx

УДК 796.06

Средства развития физических качеств у юных баскетболистов.

В.В. Батухтин

The means of physical skills development of young basketball players.

V.V. Batuhtin

Аннотация: Баскетбол – современная и развивающаяся игра, которая требует от участников развития технических и психологических качеств. В основе становления игрока лежит развитие физических качеств. Они развиваются при помощи упражнений основного и специального типа. В статье мы рассматриваем оба типа упражнений, так как они благоприятно влияют на развитие спортивных качеств юных баскетболистов. Основные упражнения создают базу для развития баскетболиста, а специальные упражнения формируют определенные задатки в зависимости от амплуа игрока. В данной статье представлен опыт использования основных и специальных упражнений для развития физических качеств у юных баскетболистов. На примере учащихся КОГО АУ «Кировский физико-математический лицей» мы показали, что развитие физических качеств в момент становления баскетболиста дает в будущем результат на соревнованиях.

Ключевые слова: развитие, физические качества, юные баскетболисты, специальная подготовка, баскетбол, средства.

Современный баскетбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Играть в баскетбол - это значит быть развитым физически, уметь обдумывать игровую ситуацию и принимать решения, быть психологически устойчивым и сильным человеком.

При занятиях баскетболом все физические качества, а именно сила, выносливость, гибкость, ловкость и быстрота, развиваются в той степени, в какой это требуется для освоения техникой игры и успешных выступлений в соревнованиях данного вида спорта.

Важно отметить, что как раз развитие основных физических качеств юного спортсмена способствует успешному дальнейшему освоению техники защиты и нападения, броска и приема мяча.

При подготовке баскетболистов среднего школьного возраста необходимо учитывать их анатомо-физиологические особенности. В соответствии с этими критериями спортивный наставник разрабатывает методы и средства развития физических качеств у юных спортсменов.

Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов - общей и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка - процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма школьника.

Специальная физическая подготовка - процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей школьника, отвечающих специфике баскетбола.

Специфика физической подготовки баскетболиста состоит в том, что вначале необходимо создать базу, фундамент для наращивания силы, а затем постоянно ее накапливать. Для этого сначала работают над развитием основных физических качеств человека.

Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Так как физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, то их необходимо развивать, совершенствовать.

Развитие физических качеств - это естественный ход изменений физического качества.

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Развитие физических качеств в среднем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия.

Особенности этого возрастного развития обусловливают необходимость разносторонней тренировки в процессе физического воспитания ребенка с постепенным расширением арсенала используемых средств, направленных на развитие различных качеств и навыков.

Физические качества составляют основу двигательных способностей.

Под физическими (двигательными) способностями понимают относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия.

Форму проявления двигательных способностей составляют двигательные умения и навыки. К двигательным способностям, относятся силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно координационные способности, общая и специальная выносливость.

В основе развития двигательных способностей лежат:

1. анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойство нервных процессов - сила, подвижность уравновешенность, строение коры головного, мозга и так далее)

2. физиологические особенности (сердечнососудистой системы, дыхательной, показатели кровообращение и так далее)

3. биологические особенности (биологические, окисление, эндокринной регуляции обмена веществ, энергетики мышечного сокращение и так далее)

4. телесные способности (длина тела конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и так далее)

5. хромосомные или генные особенности.

6. психодинамические параметры (темперамент, характер, особенности регуляции, само регуляции психических состояний и так далее).

Общая физическая подготовка (ОФП) представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Цель ее - создание общей двигательной подготовленности, которая используется в качестве фундамента специальной подготовки.

В процессе общей физической подготовки решаются следующие задачи: развития основных физических качеств, повышение функциональных возможностей, расширение объема двигательных навыков, повышение спортивной работоспособности, разностороннее физическое развитие, стимулирование восстановительных процессов, укрепление здоровья.

В этих целях используется комплекс физических упражнений общего воздействия, тем самым создается основа для специализированного развития отдельных качеств. Разнохарактерные упражнения вызывают более быструю адаптацию и ускоряют протекание восстановительных процессов.

Разнообразие упражнений призвано обеспечить расширение двигательных возможностей.

При этом необходимо учитывать закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными и нейтральными. С увеличением силы растет скорость, улучшаются координация и точность бросков баскетболистов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре к основным игровым приемам навыки, совпадающие с игровым режимом мышечной работы.

В тренировках широко используют обще развивающие упражнения (ОРУ) без предметов, с предметами (набивные мячи гантели и т. д.), прыжки в высоту и длину, метания, бег на различные дистанции и с препятствиями, кроссы, акробатические упражнения, упражнения с отягощением.

Общая физическая подготовка достигает своих целей только при условии постоянства и непрерывности. Она входит обязательной составной частью в тренировки на всех периодах подготовки обучающихся, не теряет она своего значения и при достижении высокого мастерства, когда возрастает ее роль как средства узкой специализации, обеспечивающего разнообразие, переключение и оздоровление занимающихся.

Кроме правильного подбора упражнений важное значение имеет также правильное определение объема физической нагрузки и распределение её в процессе учебно-тренировочных занятий.

Двигательные качества формируются неравномерно и не одновременно. Прирост в различные возрастные периоды неодинаков. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте. Развитие двигательных качеств зависит от функционального состояния ряда систем организма. Так, выносливость в значительной мере определяется деятельностью сердечно - сосудистой, дыхательной систем, экономным расходованием энергии. В этих условиях характерными для игровой деятельности являются реакция с выбором, и реакция на движущийся предмет, неоднократные стартовые ускорения со сменой направления за мячом, за соперником и от него, замена одних приемов и действий другими, и, наконец, выполнение приемов техники, и осуществление тактических комбинаций при максимально быстром передвижении.

В основе методики развития быстроты передвижений лежит комплекс специальных спринтерских упражнений. Однако простое увеличение средств спринта в экспериментальных занятиях на протяжении годичного тренировочного цикла через определенное время приводит к падению интереса к ним занимающихся и как следствие - к работе на скоростях ниже максимальной. Поэтому необходимы специфические стимуляторы проявления быстроты у баскетболистов.

Так как баскетбол является очень атлетичной игрой, требующей хорошо развитых физических качеств и функциональных возможностей, то с самого начала у детей развивают физические качества. Баскетболист должен владеть мячом в такой степени, чтобы во время игры главной задачей становилась разработка тактики защиты и нападения, а не корректировка техники владения мячом. Для развития всех физических качеств и функциональных возможностей баскетболиста осуществляется его физическая подготовка.

Физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач:

1.                     Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка).

2.                     Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость - атлетическая подготовка).

Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки.

Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесно связи с овладением и совершенствованием навыков и умений в баскетболе с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке.

В нашем образовательном учреждении (КОГОАУ «Кировский физико-математический лицей») работают секции баскетбола для обучающихся среднего и старшего школьного возраста. Для развития физических качеств у баскетболистов среднего школьного возраста мы используем специальные физические упражнения.

Скоростные способности.

При развитии скорости у баскетболистов особое внимание уделяем развитию стартовой скорости и скорости движения рук, так как они являются важнейшими при игре в баскетбол.

Скорость развиваем следующими упражнениями:

- Высокие и низкие старты на дистанцию 5-10 м по сигналу на время - в парах, тройках игроков, подобранных по весу, росту, скорости. Выполняются лицом вперед, затем спиной вперед с ведением мяча.

- Рывок на 15-40-60 м с вращением мяча вокруг корпуса, шеи.

- Быстрый бег с высокого старта с передачей мяча с руки на руку или с имитацией обманных движений. Проводится как соревнование двух-трех игроков на время. Дистанция - до 50 м.

Координационные способности.

Учитывая специфику проявления координационных способностей в баскетболе, подбираем такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры. Так, для развития ловкости в передвижениях широко используем специализированные упражнения и игры с характерными для баскетбола сочетаниями: быстрота реакции - стартовое ускорение - дистанционная скорость - одновременное выполнение приемов с мячом и решение тактических задач.

Для развития координационных способностей в быстро меняющихся игровых ситуациях рекомендуются упражнения типа преодоления полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе один за другим.

Координационные способности развивают следующими упражнениями:

- Рывок с ведением одного или двух мячей на 5- 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.

Выносливость. Баскетболист, обладающий достаточной выносливостью, более длительное время сохраняет высокую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении турнира, демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, более результативен.

Включая в тренировки упражнения для развития выносливости, необходимо предусматривать, чтобы тренировочные и соревновательные воздействия соответствовали функциональным возможностям и уровню подготовленности игрока. Интенсификация нагрузок возможна при широком использовании средств, стимулирующих восстановительные процессы в организме спортсмена.

Выносливость развиваем с помощью следующих упражнений:

- Продолжительная игра (до 2 ч) в баскетбол.

- Сохранение неподвижных положений на высоте в положениях стоя, сидя.

- Бег на месте в продолжительное время с ведением мяча, с вращением мяча вокруг корпуса, шеи.

Гибкость.

Способность баскетболиста выполнять движения с большой амплитудой в некоторой степени определяет легкость и свободу выполнения технических приемов, их быстроту и точность

Основная задача развития гибкости баскетболиста - совершенствование этого качества применительно к требованиям баскетбола.

Гибкость в баскетболе характеризуется способностью обманывать противника с помощью различных обманных движений, финтов и обыгрывания.

Для отработки обманных движений используются следующие упражнения:

- Обманные движения корпусом, руками, головой, ногами, спиной на месте или в движении, с использованием или без использования мяча.

- Обманные движения после ловли отскочившего от щита мяча. Тренер бьет мяч в щит, игрок ловит его в прыжке, приземляется и делает несколько финтов подряд - на передачу, на бросок, на уход из-под кольца с дриблингом.

- Игра 1х1 с соперником.

Напряженность мышц плечевого пояса, кисти, спины затрудняет освоение техники движений, ограничивает ее вариативность и эффективность. Поэтому вместе с развитием гибкости у баскетболистов развивают способность к расслаблению.

Для овладения умением расслабляться применяются упражнения, при выполнении которых используется вес отдельных частей тела, находящихся в более высоком положении по отношению к площадке, более сложные упражнения, выполнение которых связано с перемещением центра тяжести тела.

Способность к расслаблению развивается следующими упражнениями:

- Размахивание свободно опущенными руками с поворотами туловища направо и налево.

- Прыжки на месте или расслабленный семенящий бег со свободно опущенными руками.

- Перенесение тяжести тела поочередно с одной ноги на другую, быстро сгибая колено свободной ноги, не отрывая носки от пола.

Сила. Занятия баскетболом требуют от игроков специальной силовой подготовки. Они должны обладать взрывной силой - способностью проявлять свои силовые качества в кратчайший промежуток времени. Особое место занимают рывки, прыжки.

Для развития силы используют следующие упражнения:

- Толкание набивного мяча ногами из положения сидя, лежа. Соревнование на дальность.

- Пас набивного мяча одной рукой от плеча, снизу, сбоку, крюком, двумя руками снизу, из-за головы.

Одной из важнейших комплексных скоростно-силовых способностей баскетболистов является прыгучесть - способность максимально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, подборе мяча у щита, при опорных бросках и т.п. Хоть прыгучесть и не выделяют в основное физическое качество, но его развитию у баскетболистов выделяют особое внимание.

Для развития прыгучести используются следующие упражнения:

- Прыжки в приседе (полезны не только для укрепления мышц голени, но и бедра, спины). Можно выполнять их в парах - спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях. Продвижение в стороны, вперед-назад.

- Толчки боком, спиной, грудью, выполняемые двумя игроками примерно одного роста и веса.

- Прыжки с дриблингом на щите левой и правой рукой попеременно или двумя руками одновременно. Упражнение выполняется на время - до 1,5 мин.

Итак, развитие физических качеств занимает важнейшее место в подготовке баскетболиста. Данные упражнения мы используем на практике, они помогают достичь нашим юным спортсменам определенных результатов. Развитие физических качеств позволяет им осваивать новые технические приемы баскетбола, что позволяет показывать высокие результаты на соревнованиях.

При использовании представленных упражнений уровень развития физических качеств увеличивается и становится выше среднего за короткий срок. Обобщая свой опыт, то позволяет нам сделать вывод, что применение обще развивающих упражнений и специально направленных упражнений на развитие физических качеств за небольшой промежуток времени поднимает у юных баскетболистов уровень развития физических качеств.

Библиографический список

1.   Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного Возраста/ Т.Е. Виленская.: Феникс, 2006 - 256 с.

2.   Гомельский А.Я. "Баскетбол. Cекреты мастера" - Ловкость. Web: http://www.slamdunk.ru/others/literature/secret/lovkost/#allupr

3.   Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта [Текст]: монография/ В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2008. - 304с.

4.   Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения/ Ю.Д.Железняк.- М.: АСТ, 2007 - 256 с.

5.   Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения/ Д.И. Нестеровский.- М.: Инфра-М, 2006 - 408 с.


 

УДК 796.06 Средства развития физических качеств у юных баскетболистов

УДК 796.06 Средства развития физических качеств у юных баскетболистов

Важно отметить, что как раз развитие основных физических качеств юного спортсмена способствует успешному дальнейшему освоению техники защиты и нападения, броска и приема мяча

Важно отметить, что как раз развитие основных физических качеств юного спортсмена способствует успешному дальнейшему освоению техники защиты и нападения, броска и приема мяча

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку

Общая физическая подготовка (ОФП) представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков

Общая физическая подготовка (ОФП) представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков

Общая физическая подготовка достигает своих целей только при условии постоянства и непрерывности

Общая физическая подготовка достигает своих целей только при условии постоянства и непрерывности

Так как баскетбол является очень атлетичной игрой, требующей хорошо развитых физических качеств и функциональных возможностей, то с самого начала у детей развивают физические качества

Так как баскетбол является очень атлетичной игрой, требующей хорошо развитых физических качеств и функциональных возможностей, то с самого начала у детей развивают физические качества

При развитии скорости у баскетболистов особое внимание уделяем развитию стартовой скорости и скорости движения рук, так как они являются важнейшими при игре в баскетбол

При развитии скорости у баскетболистов особое внимание уделяем развитию стартовой скорости и скорости движения рук, так как они являются важнейшими при игре в баскетбол

Включая в тренировки упражнения для развития выносливости, необходимо предусматривать, чтобы тренировочные и соревновательные воздействия соответствовали функциональным возможностям и уровню подготовленности игрока

Включая в тренировки упражнения для развития выносливости, необходимо предусматривать, чтобы тренировочные и соревновательные воздействия соответствовали функциональным возможностям и уровню подготовленности игрока

Для овладения умением расслабляться применяются упражнения, при выполнении которых используется вес отдельных частей тела, находящихся в более высоком положении по отношению к площадке, более сложные…

Для овладения умением расслабляться применяются упражнения, при выполнении которых используется вес отдельных частей тела, находящихся в более высоком положении по отношению к площадке, более сложные…

Толчки боком, спиной, грудью, выполняемые двумя игроками примерно одного роста и веса

Толчки боком, спиной, грудью, выполняемые двумя игроками примерно одного роста и веса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2024