ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  • doc
  • 02.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обучение мерам пожарной безопасности.doc

ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

В основе обучения мерам пожарной безопасности лежит представление о природе возникновения и развития пожаров в зданиях и на открытой местности, а также о деятельности по обеспечению пожарной безопасности, учитывающей природу пожаров.

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности включает в себя предотвращение пожаров, противопожарную защиту объектов, организационно-технические мероприятия

При этом учитываются психофизиологические и возрастные особенности обучаемых, особенности их жизнедеятельности (профессиональной, учебной и т. п), характер складывающихся жизненных ситуаций.

С учетом вышеизложенного разрабатываются алгоритмы поведения, которые формируются и закрепляются в процессе практического обучения.

 

 

1.1. ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

В практике воспитания детей в семье часто недооценивается опасность детской шалости с огнем, приводящая нередко к пожару и гибели самих малышей Естественная тяга детей к огню не должна выпадать из поля зрения родителей, которые первыми обязаны рассказать малышам о силе вышедшего из повиновения огня, о тех неисчислимых бедах, которые он может принести, если неумело и неосторожно обращаться с ним к сожалению, взрослые этого не делают Более того, они порой потакают малышам, создают условия для игр и забав со спичками, не отдавая себе отчета. Она падает на покрытие на полу, диван, постель. Температура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей из древесины, хлопка, синтетики. Ребенок же не в состоянии потушить пожар и старается спрятаться, чем усугубляет создавшееся опасное положение и практически не оставляет себе шанса выжить. Если же виновника пожара удается спасти, то чаще всего в таких случаях дети говорят, что сделали это «нечаянно». Действительно, они еще не могут представить последствий своих действий. Родители же объясняют случившееся тем, что в тот день они не были рядом с детьми, не могли остановить их. А ведь суть воспитания не в том, чтобы держать ребенка всегда за руку и постоянно одергивать его. Он должен усвоить простейшую истину об опасности игр с огнем. Это даст возможность избежать возникновения многих пожаров от детской шалости.

В настоящее время гибель детей на пожарах – явление нередкое. Ежегодно в Беларуси гибнет около 50 дошкольников. Очень часто они становятся и виновниками пожаров и их жертвами. За редким исключением дети в момент возникновения пожара находились без присмотра взрослых. Практически все погибшие малыши не посещали детские дошкольные учреждения. Это обусловлено прежде всего сложным социально-экономическим положением. Многие родители, особенно в сельской местности, не имеют возможности определить ребенка в детский садик из-за его отсутствия либо по причине неплатежеспособности. Кроме того, за последние годы резко сократилось количество этих учреждений из-за недостаточности финансовых средств на их содержание. И если в городе есть варианты перевода ребенка в другой детсад, то родители сельских детишек не в состоянии добираться с малолетними детьми в соседние деревни по причине их отдаленности и отсутствия организованной доставки туда и обратно транспортом колхоза или совхоза. В результате малыши вынуждены до школы воспитываться дома. В то же время пособие, выделяемое на детей, не обеспечивает прожиточный уровень, и родителям приходится оставлять детей дома одних, уходя на работу или на поиск иного заработка. Стечение подобных обстоятельств часто приводит к возникновению пожаров из-за детской шалости с огнем, заканчивающихся зачастую гибелью малышей. Кроме того, в связи с низким жизненным уровнем населения обострилась проблема пьянства взрослых, чьи дети опять-таки становятся потенциальными жертвами пожаров. Причем практически с первых лет жизни.

10 октября 1996 г. в деревне Козелужье Хойникского района Гомельской области от полученных ожогов умер четырехмесячный мальчик, который спал в коляске, куда пьяный отец бросил непотушенный окурок. В тот же день в результате пожара от старой с трещинами печи в г. Толочин Витебской области сгорели двое детей в возрасте полутора лет и пяти месяцев, которые спали в доме одни, а в г.п. Новоельня Дятловского района Гродненской области в огне погиб шестилетний мальчик, игравший со спичками в сарае.

В деревне Борисовщина Хойникского района Гомельской области пожар в трехкомнатной квартире возник от самодельного электрообогревателя. В дыму задохнулись оставленные без присмотра полуторалетний мальчик и девочка трех с половиной лет.

Сразу трое детей погибли на пожаре в деревне Малые Стрелки Рогачевского района Гомельской области. Семья считалась неблагополучной. Председатель сельсовета уже выносил на рассмотрение вопрос о лишении отца и матери родительских прав. Детей устроили в детский садик, где они впервые вдоволь наелись. Но за три дня до трагедии мать решила, что платить за садик дорого, и не пустила их туда.

Все эти случаи произошли всего лишь за десять дней октября. Но и они довольно четко характеризуют складывающуюся обстановку с пожарами и гибелью детей на них. Отсюда следует, что необходимость привития человеку элементарных навыков пожарной безопасности должна начинаться с дошкольного возраста и в основном быть возложена на родителей и детские дошкольные учреждения.

 

 

1.2. ПЕРВИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

В сущности ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныш животных. Врожденные безусловные рефлексы в условиях тщательного ухода за ребенком обеспечивают лишь выживание организма, но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения и чувства опасности, в том числе и опасности огня. Взрослый постепенно «вводит» ребенка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать же ребенку элементарные нормы пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок начинает общаться, принимать участие в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной деятельности. Любой из указанных видов деятельности может быть успешно использован для обучения правилам пожарной безопасности. Начинать целесообразно с чтения детской литературы типа «Путаница» К. Чуковского, «Кошкин дом» С. Маршака, затем элементы пожарной безопасности вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребенка, используя пожарную тематику на занятиях по рисованию или во время спортивных занятий.

Наиболее эффективна в этом плане игра, во время которой взрослые имеют огромные возможности для творческой инициативы и бесчисленное количество ее вариантов при внесении элементов пожарной безопасности. Для малолетних детей игра – это связь с жизнью, во время которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Разнообразные по содержанию и форме игры с учетом опыта взрослых вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Взрослый, создавая «картинки жизни», вначале подсказывает, а затем и подталкивает ребенка к действиям в определенной ситуации с учетом возраста. Например, мама не выключила утюг. Младшие дошкольники должны лишь подсказать взрослым об этом. Дети постарше уже могут сами выдернуть шнур утюга из розетки, если научить их, как правильно это сделать, за что можно браться руками и какую опасность может таить в себе это казалось бы безопасное приспособление на стене. Первые пять-шесть лет жизни ребенка являются наиболее продуктивными для получения и усвоения жизненно важной информации. Ребенок как бы неустанно адаптируется в этом мире. Невероятно быстрыми темпами у него идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей усвоение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков и в отношении пожарной безопасности. Тем более, что в последнее время возникла острая необходимость для проведения систематической работы с детьми по предупреждению пожаров. Поэтому наибольшую эффективность эта работа даст в детских дошкольных учреждениях, где она должна проводиться планомерно и неразрывно с воспитательным процессом.

 

 

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Из многочисленных функций воспитателя детского сада в числе первостепенных отмечается охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста. К сожалению, в последние годы эта функция стала рассматриваться односторонне – только как их медицинское обслуживание и гигиеническое воспитание. В то же время, в связи с нестабильностью экономики, сказывающейся более всего на детях, возникла острая необходимость привития детям навыков собственной безопасности и в первую очередь пожарной. Поэтому элементы этих навыков должны присутствовать при обеспечении в дошкольном учреждении как воспитательной, так и обучающей функции. Задачи воспитателя – ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребенка необходимыми знаниями, сформировать их основу, фундамент с учетом возраста. В дошкольные годы ребенок каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства взрослых идет бессистемно: поверхностно, ошибочно, болезненно. И лучше, если это руководство осуществляется с участием профессионалов, то есть, если ребенок посещает детское дошкольное учреждение, где он не только получает разностороннее познание окружающего мира, но и обменивается полученными знаниями со сверстниками.

Кроме того, в садиках имеются специально оборудованные помещения различного типа и возможность организации встреч с пожарными, детскими писателями и т. д. Все это расширяет кругозор ребенка, в том числе и в плане личной безопасности. Противопожарная разъяснительная работа среди детей должна проводиться в непрерывной связи с общим учебно-воспитательным процессом воспитателями и методистами. При работе с детьми необходимо максимально использовать различные средства обучения (рисунки, альбомы, кинофильмы, фотографии и т. д) Рекомендуется практиковать проведение бесед, игр, широко использовать литературный материал. Интересным будет для детей старших групп и посещение пожарно-технической выставки.

 

1.4. РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В МЛАДШИХ ГРУППАХ

 

В младших группах находятся дети от 2-х до 4-х лет. Для этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего их мира начинается с ощущений и восприятий. У них формируется способность сознательного запоминания, если в годик малышам достаточно кратких подсказок типа: «нельзя», «больно», произнесенных с соответствующей интонацией, по которой они определяют смысл новых для них слов, то после 2-х лет им уже будет необходимо конкретное объяснение для понимания явлений, выделение существенного и несущественного. Следует учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал детей своей постоянной изменчивостью. Немаловажным фактором является и то, что у двух летних детей еще не достаточный словарный запас, чтобы расспросить взрослых о привлекшем внимание предмете. А в 3–4 года они уже просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички – ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младших групп должно быть общение.

Значительные результаты в этой работе достигаются и при помощи детской литературы. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница», прочитав которое, воспитатель должен обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для указанного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака. При имеющейся возможности следует организовать просмотр детьми этого мультфильма с дополнительными комментариями.

 

 

1.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧЕНИЕ

В СРЕДНИХ ГРУППАХ В ВОЗРАСТЕ 4–6 ЛЕТ

 

В этом возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений воспитатели могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной безопасности. Для детей этого возраста игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично срабатывает прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку воздействия на детей, в том числе и оценочного характера. Например, пожарная машинка или слоник-пожарный расскажет, как он устал, пока тушил пожар, возникший по вине капризного ребенка. С удовольствием включатся дети и в игру вопросов и ответов на пожарную тематику, когда надо отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», но отвечать надо не на все предлагаемые вопросы. Например:

·        Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

·        Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим»?

·        Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

·        Кто, почуяв газ в квартире позвонит по «04»?

·        Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

·        Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

·        Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?

Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о пожарных.

К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.

На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.

На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают  огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным пламенем), не вызывает проблем. Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01» с объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку действия на случай пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных играх немаловажное место занимают познавательные мотивы. Положительное влияние на развитие познавательных интересов оказывает использование в работе с дошкольниками элементов поисковой деятельности, бесед эвристического характера, элементов проблемного обучения, дающих возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира, те его свойства, которые должны быть усвоены. Большое значение для старших дошкольников имеют нравственные и общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской шалости с огнем. Попутно можно организовать конкурс рисунков на темы: «Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова.

Внимания к себе в старших группах требуют и активные дети, «лидеры». Необходимо следить, чтобы у таких детей не развивалось зазнайство, высокомерие, желание командовать во что бы то ни стало, стремление унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки уважают их сверстники, на чем построен их авторитет. Иногда в качестве «звезды» в группе может выступать и маленький деспот, общительный, активный, порой с организаторскими задатками. Немало изобретательности, тактичности и терпения требует работа с такими детьми. Но опять-таки наилучших результатов можно достичь, сделав в игре его капитаном среди моряков, когда на море шторм, командиром экипажа, когда самолет не может совершить посадку из-за тумана, или руководителем тушения пожара, когда он должен не только спасти судно, посадить самолет, потушить пожар, но и заботиться о других, быть готовым при необходимости прийти им на помощь. Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более спокойные – вести расследование пожара. Причем причину пожара в каждой игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми. К тому же эта работа должна проводиться с учетом внутрисемейных отношений. Так, в неблагополучной семье ребенку приходиться много проблем решать самому. Он часто предоставлен самому себе, поэтому в индивидуальной работе с ним воспитатель может чаще, чем с другими детьми, вносить в игру элементы противопожарной безопасности в быту. Если в 6–7 лет ребенок уже сам разогревает себе еду или пользуется электрообогревателем, то попросить перед детьми рассказать, что он предпринимает, чтобы не допустить пожара, и обязательно похвалить ребенка за правильные действия. Кроме того, в неблагополучных семьях часто старшие дети присматривают за младшими, а поэтому не лишним будет воспитателю напомнить о необходимости старших следить за безопасностью младших и запрещать им брать спички.

Работа воспитателя с родителями не должна сводиться только к реализации педагогического просвещения. Она включает в себя 196 и изучение семейной микросреды ребенка, установление контакта с родителями, близкими родственниками с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка и создания благоприятного микроклимата для его психологического развития и привития навыков безопасной жизнедеятельности. Поэтому в работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности, связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.

 

 

1.6. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Из рассмотренного выше видно, что в современных условиях, опираясь на эмпирический опыт и данные возрастной психологии, а также исходя из реальных потребностей обеспечения пожарной безопасности детей, требования для каждого из циклов дошкольного обучения можно сформулировать следующим образом:

Воспитанник должен знать, осознавать:

·        опасность огня и разрушительные последствия его воздействия на здания, людей, животных;

·        какие предметы представляют наибольшую «огненную» опасность и то, что эти предметы он не должен трогать, играть с ними и т. п.;

·        работу профессиональных пожарных.

Воспитанник должен уметь:

·        сообщить взрослым о пожаре;

·        действовать в случае появления огня и дыма (не прятаться в укромные места, выйти из квартиры, сообщить взрослым и т. п.).

К завершению дошкольного возраста ребенок должен усвоить первичные противопожарные навыки, приобрести чувство уверенности в обхождении с источниками открытого огня и электрическими приборами, знать, что шалость с огнем опасна и что надо делать в случае возникновения пожара.

Следует отметить, что внесение в воспитательные и обучающие функции вопросов пожарной безопасности в быту не только расширяет общеобразовательный уровень ребенка, но и разнообразит работу воспитателей, помогает привить детям навыки безопасности, а также оказывает огромную помощь в формировании личности, направлении детской энергии и фантазии на спасающие, а не разрушающие функции. Ведь детство, как отмечал В. А.Сухомлинский, «важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Избр. пед. соч.: в 3-х т. – М., 1979, т. 1, с. 33). Следует лишь добавить, что привитие детям даже самых простейших правил пожарной безопасности может спасти их от страшной гибели в огне.

 

 

 

 ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛЕ

 

Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Основной формой обучения школьников правилам пожарной безопасности является беседа. При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории сельсовета, района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т. п.). Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т. д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику.

Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приемов тушения огня.

Более эмоциональное воздействие на учащихся оказывает посещение пожарища. У сгоревшего или поврежденного огнем здания школьникам обязательно надо рассказать о причинах этого и других пожаров, особенно по причине детской шалости.

В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара.

Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуация.

Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения.

В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Причем в этом возрасте риск может как недооцениваться, так и переоцениваться, впрочем как и «цена» риска.

Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождается эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т. п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным «ЧП», то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряженности. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится прежде всего на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебные программы специальных занятий, направленных на изучение правил пожарной безопасности с привлечением знаний из других учебных дисциплин (например химии), выполняет функцию подобной тренировки.

Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить четкую программу действий. Формулирование такого умения редко выделяется в виде специальной учебной задачи, хотя низкая эффективность стихийного развития этого процесса очевидна. Целесообразно поэтому независимо от характера учебной дисциплины вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности учащихся.

Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность деятельности теряет свой стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации. Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего школьного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с ее помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придает уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Школа, объединяя учеников и учителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие учащимся навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой школьной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью наравне с другими предметами.

 

 

2.1. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-10 ЛЕТ)

 

В этом возрасте мотивами поджогов могут быть игра со спичками и любопытство.  Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок).

В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребенка, чтобы она приучала его контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. Так, например, если дома ребенку разрешают разогревать себе обед, он должен усвоить, как правильно зажигать газовую плиту, знать, что нельзя оставлять зажженную плиту без присмотра, и проверять, не забыл ли ее выключить.

В процессе учебы для ребенка должно быть значимо, интересно познание нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по разному, а следовательно, требует и разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания. Например, в сельской школе детям можно рассказать об опасности пользоваться спичками для освещения сарая с сеном, в то время как для городских школьников эта проблема будет не столь уж актуальна. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т. д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны.

В процессе усвоения ребенок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения.

Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребенка. Если у одних учеников огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребенка. Оно усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими, безобидными на первый взгляд, палочками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно «не видно» в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т. д.

Еще до школы ребенок привыкает к мысли о необходимости получения знаний, требующихся в будущем. При этом он не представляет их конкретного состава. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям, как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, неодолимый интерес к окружающему. И очень важно, чтобы в это время, наряду с другими предметами, учителя не забывали о занятиях по пожарной безопасности. Ведь те азы, которые впитают младшие школьники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь. В первое время школьник еще не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще. Интуитивное принятие ребенком ценности знания необходимо поддержать и развивать с начала школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета. А ведь огонь всегда привлекал детей любого возраста: маленьких–спички, подростков–костры, старшеклассников – различные опыты. Тем более, что раздел «Пожарная безопасность» неразрывно переплетается и с другими предметами (химия, физика), и с бытом, и с отдыхом. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно, что ребенок начинает интересоваться содержанием предметов. За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:

Огонь – друг и враг человека, опасность шалости с огнем, спичка – не для игры, безопасный газ, электричество в доме, что делать при пожаре, отчего возникают пожары и их предупреждение, труд пожарных.

При преподавании раздела «Пожарная безопасность» учитель, предъявляя одинаковые требования ко всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит понять их внутренний мир. Лишь на основе такого специального изучения детей можно выбирать конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит, и в обеспечении их личной безопасности. Для этого необходимо, чтобы детям было интересно на проводимых занятиях. Учитывая, что процесс обучения в младших классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребенка часто гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Для проведения занятий можно использовать детскую литературу: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», Т. Юрмин «Кто плохой?», В. Ровицкий «Друзья в твоем доме», И. Демьянов «Коробок – черный бок», К. Паустовский «Барсучий нос», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», С. Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», кроме того, необходим показ имеющихся кино-, видеофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа «Поле чудес», игровых ситуаций типа «Включил электроприбор или газ, ушел гулять. Пожар. Что делать?», спортивных соревнований – «Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?» и т. д.

К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:

·        существование явления «пожар», его опасность и последствия;

·        источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

·        наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

·        элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).

Учащийся должен уметь:

·        грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

·        сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

·        спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

·        тушить костер, выключать электроприборы.

 

 

2.2. СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (11–15 ЛЕТ)

 

Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и зрелостью. Этот период обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Но в разных обществах это происходит по-разному. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который  не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом, материального уровня семьи и уровня образования родителей. Значительное влияние оказывает стиль взаимоотношений детей с родителями, который отчасти обусловлен их социальным положением.

В подростковом возрасте дети уже прекрасно знают, что и как будет гореть, им интересно наблюдать пожар. Появляется комплекс героизма, им кажется, что они смелые люди, решившиеся на поджог. Поэтому в этот период уже следует напомнить о существовании юридических законов и ответственности. Тем более, что в этом возрасте некоторые дети начинают курить, подражая взрослым, формируются группы подростков-друзей. Профилактическую работу с детьми среднего школьного возраста необходимо проводить индивидуально в группах или классах. Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами.

Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает взрослому, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Поэтому для подростка и мужество, и смелость важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия, – и физические, и интеллектуальные и социальные. Так, например, у подростка нет потребности в курении, но есть желание выделиться, привлечь к себе внимание, небрежным щелчком выбросив окурок. Самосознание возникает и развивается на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль. Вместе с тем у подростков существенно возрастает ориентация на качества мужественности, начинает формироваться своеобразный идеал мужественности подростка. При этом содержание и характер представлений о себе прямо зависит от меры включения школьника в разные виды деятельности и опыта общения со взрослыми и сверстниками. Для детей этого возраста интересны и полезны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина и т. д. Большое внимание следует уделять опасности возникновения пожаров, их тушения неподготовленными людьми, разъяснению, к каким последствиям это может привести. С детьми среднего школьного возраста целесообразно на занятиях рассматривать следующие темы: что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере; первичные средства тушения пожаров и их применение; действия при обнаружении пожаров; пожароопасность веществ и материалов; правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе; профилактика курения; меры предосторожности во время грозы и разведении костров; причины и последствия лесных пожаров. Дети этого возраста активно участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, викторинах, конкурсах и т. п., тем более на противопожарную тематику, так как победители в подобных играх чувствуют себя настоящими героями. С удовольствием они становятся членами клубов юных пожарных, секции которых при надлежащей организации со стороны взрослых могут стать для детей любимым местом для проведения свободного времени. Что же касается объема ежедневного свободного времени подростков, то здесь следует в первую очередь отметить существующие резкие различия между хорошо успевающими и слабоуспевающими школьниками. Как показали результаты опроса, свободное время хорошо успевающего подростка составляет в среднем около 2 ч в день, не считая выходных, а у слабоуспевающего подростка его в 4 раза больше – до 8 ч в сутки. Вполне закономерно, что объем свободного времени подростков тесно связан с его структурой и содержанием. Формы общения разделены на 3 группы: интимно-личная (прогулки, просмотр телевизионных передач, разговоры по телефону, чтение художественной литературы), социально-ориентированная (занятия спортом в различных детских объединениях, дискотеки) и стихийно-групповая (пение под гитару, бесцельное хождение по улицам, распитие спиртных напитков).

Настораживает то, что в последнее время все больше школьников выбирают стихийно-групповую форму общения. И даже среди подростков, предпочитающих интимно-личную форму общения, преобладают занятия, имеющие явно развлекательный, пассивный характер. Подростки мотивируют свой выбор занятий в свободное время желанием «отдохнуть», «развлечься», «не думать ни о чем серьезном», «не напрягаться» и тому подобными суждениями, т. е. в их мотивировках преобладают индивидуалистические мотивы организации своего свободного времени. Творческие занятия, являющиеся необходимым условием формирования всесторонне и гармонически развитой личности, в общем объеме свободного времени этих подростков занимают весьма незначительное место. У подростков, предпочитающих стихийно-групповую форму общения, практически отсутствуют такие виды деятельности, как чтение художественной литературы, творческие занятия в кружках и секциях, а также занятия спортом. Вызывает тревогу и тот факт, что в структуре свободного времени подростков с преобладанием стихийно-групповой формы общения немалый удельный вес приобретают отрицательно направленные развлечения (выпивки, бесцельное времяпрепровождение, курение). Учитывая, что подобные группы подростков собираются в основном в местах, удаленных от надзора взрослых (зимой – подвалы, чердаки, новостройки, брошенные дома, летом – лес, сенохранилища, сараи), этот факт не может не настораживать, т. к. стихийно складывающиеся неформальные группировки, в соответствии с присущими им особенностями развития, протекающего вне общественно полезной деятельности, нередко приобретают пожароопасную направленность, сопровождающуюся не только материальным ущербом, но и гибелью самих виновников пожара. Нередки случаи, когда подростки устраивали пожары на территории предприятий, колхозов. Смертельные ожоги получали дети среднего школьного возраста в гаражах, бытовках, где хранился бензин, пытаясь освещать указанные помещения спичками и свечками. Очень много случаев детского травматизма. На территории гомельского стеклозавода одиннадцатилетние дети устроили игру, соорудив из деревянных ящиков свой штаб, в котором и подожгли одного из мальчишек. Огонь распространялся мгновенно, и подростки, испугавшись содеянного, разбежались. Общая площадь пожара составила 1350 м2. Ребенка вынес из огня водитель этого предприятия, но через несколько дней мальчик умер в больнице. В деревне Залесье Петриковского района Гомельской области четверо подростков 11–14 лет в устроенной ими землянке при попытке выжигания паяльной лампой канистры из-под бензина, пары которого воспламенились, получили сильные ожоги и в крайне тяжелом состоянии были доставлены в районную больницу. Также четверо ребят пострадали в результате пожара, происшедшего на турбазе «Браславские озера». Выскочив из горящего помещения, они вернулись туда за оставленными вещами. Трое их них получили смертельные ожоги. Пожар возник от плохо затушенного костра. В деревне Куцый Лес Щучинского района Гродненской области, пытаясь посветить себе спичками на чердаке сарая, заполненном сеном, сгорел 13-летний мальчик. Растерявшись от возникшего пожара, он не бросился к лестнице, а залез в дальний угол и стал звать на помощь. Следует отметить, что не только ученики, но иногда и учителя не знают, как вести себя в случае возникновения пожара. Так, в СШ № 175 г. Минска учительница вместе с учащейся восьмого класса выпрыгнули с третьего этажа во время задымления, возникшего из-за пожара в гардеробе. Они были единственными пострадавшими, всех остальных эвакуировали пожарные.

Созданные в составе пожарной службы аварийно-спасательные подразделения неоднократно вызывались для спасения детей из разрытых траншей, канализационных люков, колодцев, обвалов на заброшенных площадях бывших военных построек. В г. Лида Гродненской области в разрытой траншее теплотрассы засыпало четверых подростков, из которых только один остался жив. К сожалению, подобных примеров достаточно много. Поэтому учебно-воспитательный процесс в школе и воспитание детей в свободное от обязательных занятий время должны быть построены как с учетом требований общества, так и индивидуальных особенностей ребят. Их направленность не должна позволять подросткам искать возможностей самоутвердиться, проявить себя вне общественно значимой деятельности, в стихийно складывающихся, не контролируемых педагогами и родителями неформальных группах, где отношения строятся по законам жесткой корпорации, лишены коллективистской направленности и гуманности, а также могут привести к опасным последствиям (пожары, травмы, гибель). Мотивировки такого распределения своего свободного времени выглядят у подростков следующим образом: «Хочу интересно проводить время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей», «Хочется попробовать свои силы в каком-нибудь захватывающем деле» и т. п.

Созданные же в школах добровольные пожарные дружины вполне могут удовлетворить предъявляемым подростками требованиям. Следует отметить, что подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом использования спортивной деятельности для активного воспитательного воздействия на формирование личности. Пожарный спорт позволяет подростку лучше оценить свои возможности, отвечает его стремлению самоутвердиться, найти свое место в жизни. Это, безусловно, очень важно, но, к сожалению, даже в тех школах, где спортивная работа ведется, как считается, на должном уровне, она рассматривается в основном как средство оздоровления, развития двигательной активности. При планировании и проведении спортивных мероприятий не ставится задача ознакомить детей с различными видами спорта, в том числе и пожарного. Преподаватели физкультуры практически не имеют деловых контактов с секциями пожарного спорта. В то же время тренер может иметь гораздо большее влияние на подростков, чем учитель или родители. Именно в этот период, связанный с активным освоением социальной позиции, спортивная деятельность может стать важным средством формирования коллективистской направленности личности. И хотя в спортивной деятельности сложнее сформировать мотивы общественной пользы, чем, например, в трудовой или организационной, но и в этой деятельности можно достаточно раскрыть взаимосвязи «я и общее дело».

В различных форма спортивной деятельности складываются сложные ситуации взаимоотношений подростков. С одной стороны, спортивная деятельность невозможна без индивидуального освоения специальных умений, навыков; с другой – многие виды спортивной подготовки детей предполагают коллективные цели – борьбу за честь команды, класса и т. д.

Спортивная деятельность, как правило, связана с развитием определенных физических качеств. Требуя от подростка физической закалки и, в свою очередь, обеспечивая ее, спортивная деятельность развивает такие важнейшие личностные качества, как выносливость, сила, быстрота и ловкость движений, воля, смелость, решительность, настойчивость, а кроме того, ответственность, коллективизм, целеустремленность. Иными словами, подросток психологически открыт этой привлекательной, престижной для него форме деятельности, а пожарный спорт наиболее полно отвечает всем этим запросам подростка, включая в себя и героизм, и определенную степень риска, и знание действий в экстремальной ситуации, что дает некоторое преимущество над остальными сверстниками, очень важное для подростка. Следовательно, в наиболее сложный для детей среднего школьного возраста период пожарный спорт является наиболее привлекательным для них видом спорта и оказывает огромное воспитательное значение.

К завершению периода неполного среднего образования учащийся должен знать:

·        пожар как явление;

·        основные характеристики горючей среды и источников зажигания;

·        общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т. д.;

·        элементарные способы тушения загораний;

·        первичные средства пожаротушения и их возможности;

·        основы профессии «пожарный»;

·        ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

·        оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;

·        пользоваться первичными средствами пожаротушения;

·        выполнять требования правил пожарной безопасности;

·        проводить работу среди младших по недопущению пожаров.

 

 

2.3. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (16–18 ЛЕТ)

 

Показатель гибели старшеклассников на пожарах заметно ниже, чем дошкольников и подростков. В этом возрасте дети уже не только знают основные причины пожаров и их последствия, но и умеют принимать меры к тушению мелких загораний. Они уже чувствуют себя настолько самостоятельными, что не считают нужным прятаться от взрослых, чтобы покурить; им не интересны сборища в землянках и сараях. Старшеклассники чаще и настойчивей задают вопросы «почему» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Само представление о предмете у юноши иное, чем у подростка: если шестиклассники ценят внешнюю занимательность, то девятиклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. Однако широта умственных интересов часто сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы. Иногда юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляются безразличные ученики, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой интересной жизнью. Им хочется самим открывать что-то новое. Например, провести опыт на занятиях по химии, превысив указанные нормы какого-либо вещества, что может образовывать взрывопожароопасную смесь.

В то же время потенциальную опасность с точки зрения возможности возникновения пожара представляет проведение опытно-экспериментальных и практических работ на уроках химии. Поэтому учитель в обязательном порядке доводит до сведения учащихся план пожаротушения в кабинете химии. В случае пожара в обязанности учителя входит:

·        сообщение о пожаре (вызвать пожарную службу, оповестить администрацию школы о пожаре, отключить электроэнергию, приготовить для выноса ящик с легковоспламеняющимися веществами, привести в готовность первичные средства пожаротушения);

·        эвакуация (вывести учащихся на улицу или в помещение, где нет огня в соответствии с планом эвакуации);

·        проверка присутствия учащихся класса (по численности и по списку);

·        размещение эвакуированных учащихся (указать место, помещение и т. п.);

·        организация тушения пожара первичными средствами (организовать оцепление горящих помещений, тушение пожара с помощью подручных средств);

·        участие в тушении пожара по прибытии пожарной команды (указать кратчайшие пути к очагу пожара внутри здания, указать пожарным, где могут находиться люди, а также место в кабинете химии, где имеются запасы реактивов).

На самых первых уроках химии учащихся знакомят с основными правилами безопасной работы в кабинете. Обращают внимание на организацию рабочего места учащихся, выработку навыков ответственного отношения к рабочему месту и его оснащению, соблюдение порядка и аккуратности, умелого и грамотного обращения с учебным оборудованием, а также ознакомление с приемами безопасного выполнения операций, наиболее часто встречающихся на уроках химии. Кроме того, в ходе лабораторных и практических работ учащиеся знакомятся с сущностью процесса горения, условиями возгорания различных материалов и веществ, изучают устройства и принцип действия огнетушителя.

В целом изучение курса химии в средней школе представляет широкие возможности для усвоения учащимися правил пожарной безопасности, формирования у подростков умений и навыков обращения с огнеопасными и взрывоопасными веществами. Тем не менее, ни в учебниках химии, ни в методических пособиях должного внимания этим вопросам не уделяется.

При обучении учащихся этого возраста правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание в работе с этой категорией учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск. В процессе подачи учебного материала в обязательном порядке раскрывается тяжесть последствий пожаров. При этом у учащихся не должно возникнуть желание нарушить требования пожарной безопасности. На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы: первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации.

В целях привлечения школьников к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров в школах создаются дружины юных пожарных. Их работа организуется в соответствии с положениями о дружинах юных пожарных, клубах и других общественных организациях.

В то же время круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее хотя и важной, но все же только частью его жизненного мира. Поэтому эффективность педагогического воздействия зависит не только от направленное и степени сплоченности школьного коллектива, но и от того, сумеет ли школа повлиять на свободное общение своих воспитанников и направленность возникающих при этом спонтанных групп. И для того, чтобы занятия по пожарной безопасности были для учащихся интересны и полезны, необходимо учитывать следующие аспекты:

·        знание конкретного материала, терминологии, фактов, способов и средств обращения с конкретными материалами, определений, тенденций и результатов;

·        понимание, т. е. объяснение, интерпретация, экстраполяция;

·        применение полученных знаний;

·        анализ элементов, взаимосвязей, принципов построения;

·        синтез: единичное сообщение, разработка плана и возможностей системы действий, получение системы абстрактных отношений;

·        оценка: суждение на основе имеющихся данных и внешних критериев;

·        навыки на практике: посещение пожарно-технических выставок, пожарных частей и т. д.

Кроме того, в работе по пожарной безопасности со старшеклассниками необходима и ориентация на выбор ими профессии. Выпускники школ должны твердо уяснить, что правила пожарной безопасности необходимо соблюдать всегда и всюду: в быту, на производстве, на отдыхе для обеспечения своей личной безопасности и безопасности окружающих.

К завершению среднего образования учащийся должен знать:

·        динамику возникновения, развития и тушения пожара;

·        основные свойства горючей среды и источников зажигания;

·        физико-химические основы горения;

·        пожароопасные свойства основных веществ и материалов;

·        причины пожаров и меры профилактики;

·        принципы и способы тушения пожаров;

·        основные средства пожаротушения;

·        требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;

·        первичные средства пожаротушения и их возможности;

·        боевую работу пожарных подразделений;

·        ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

·        оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;

·        оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;

·        пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики;

·        оказывать помощь пожарным подразделениям при тушении пожара;

·        оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях продуктами сгорания.

При этом следует учитывать, что противопожарная разъяснительная работа среди школьников должна проводиться в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, планомерно как во время уроков, так и во время внеклассных и внешкольных мероприятий. Нельзя забывать, что прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у человека лишь в ходе длительной и систематической разъяснительной работы.

 

 

3. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Необходимость обеспечивать пожарную безопасность наиболее сложные задачи ставит перед техниками и специалистами предприятий, имеющими высшее образование. Объем и содержание знаний, навыков и умений, которыми должны обладать инженерно-технические работники, диктуются спецификой отрасли народного хозяйства и ролью специалиста в деятельности по обеспечению пожарной безопасности. С определенной долей условности специалистов – выпускников техникумов и вузов, можно разделить на три группы, различающиеся уровнем предъявляемых к ним требований в области противопожарной подготовленности.

Первая группа специальностей: энергетика, металлургия, химическая технология, лесоразработка и обработка древесины, строительство и архитектура.

Инженерно-техническим работникам этих отраслей народного хозяйства в своей профессиональной деятельности, как правило, постоянно приходится создавать противопожарную защиту. От их эффективной деятельности в этом направлении непосредственно зависят безопасность людей, безаварийная работа предприятий, экономное расходование средств и ресурсов.

Вторая группа специальностей: инженерно-экономические специальности, геология и разведка полезных ископаемых, машиностроение и металлообработка, авиационная техника, судостроение, автомобили и тракторы, энергетическое машиностроение, технологические машины и оборудование, электротехника, приборостроение, электронная техника, автоматика и управление, вычислительная техника и автоматизированные системы, радиотехника и связь, эксплуатация транспорта, сельское и лесное хозяйство. Роль специалистов второй группы несколько менее значима в обеспечении пожарной безопасности, чем специалистов первой группы. Их деятельность будет в основном сосредоточена на создании пожаробезопасного оборудования и технологических процессов, выполнении вспомогательной, обеспечивающей функции в системе пожарной безопасности.

Третья группа специальностей: естественно-научные, гуманитарные, общеэкономические специальности, трудовое, физическое и эстетическое воспитание, здравоохранение, культура и искусство, технология продовольственных продуктов, технология товаров широкого потребления, геодезия и картография. Специалисты этой группы не участвуют непосредственно в деятельности по обеспечению пожарной безопасности, выполняя свои профессиональные обязанности. Наряду с этим, они должны уметь осуществлять ряд специфических функций в области противопожарной защиты. Так, например, экономист – рассчитать экономическую эффективность противопожарных мероприятий и т. д.

Принципиальные различия в требованиях по обеспечению пожарной безопасности, предъявляемых к инженерно-техническим работникам, имеющим среднее специальное и высшее образование, отсутствуют. Однако профессиональная деятельность техника и инженера в этой области будет различна. Так, техник работает над созданием или совершенствованием отдельного звена системы обеспечения пожарной безопасности, производит доступными ему методами расчеты отдельных пожароопасных характеристик, тогда как инженер должен рассматривать и рассчитывать всю систему комплексно, обеспечивать взаимоувязку всех противопожарных мероприятий, на основе инженерной оценки выбирать наиболее безопасные и экономичные способы организации технологического процесса.

Инженерно-технические работники первой группы специальностей должны знать:

·        проблемность обеспечения пожарной безопасности в стране в целом и в отрасли, где они осуществляют свою профессиональную деятельность;

·        общие закономерности процессов возникновения, развития, тушения и ликвидации последствий пожара;

·        структуру системы обеспечения пожарной безопасности, общую концептуальную модель деятельности по обеспечению пожарной безопасности;

·        свою роль и место в системе обеспечения пожарной безопасности;

·        систему нормативных документов в области обеспечения пожарной безопасности;

·        методики расчетов пожароопасных параметров и характеристик;

·        передовые технические и организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;

·        общее устройство и работу технических средств противопожарной защиты;

·        первичные средства пожаротушения и их возможности;

·        технику безопасности при тушении пожара;

·        порядок организации, задачи и работу пожарно-технических комиссий;

·        ответственность за вред, причиненный пожаром, и за нарушения правил пожарной безопасности.

Инженерно-технические работники первой группы специальностей должны уметь:

·        работать с нормативными документами в области обеспечения пожарной безопасности;

·        рассчитывать параметры и критерии пожаробезопасного ведения производственных процессов;

·        оценивать противопожарное состояние объектов, инженерных систем;

·        разрабатывать варианты экономически целесообразных и эффективных противопожарных мероприятий;

·        оценивать обстановку при возникновении пожара;

·        быстро эвакуироваться в случае угрозы для жизни;

·        сообщать о пожаре в пожарную службу;

·        использовать инженерные и противопожарные системы для ликвидации или ограничения распространения пожара, создания условий его тушения;

·        пользоваться первичными средствами пожаротушения;

·        проводить обучение требованиям пожарной безопасности.

Инженеры и техники второй группы специальностей должны знать:

·        проблемность обеспечения пожарной безопасности в стране и отрасли;

·        основы профилактики и тушения пожаров;

·        общую концептуальную модель обеспечения пожарной безопасности;

·        свою роль и место в системе обеспечения пожарной безопасности;

·        систему нормативных документов в области обеспечения пожарной безопасности;

·        методики расчетов пожароопасных характеристик оборудования;

·        технические средства противопожарной защиты, первичные средства пожаротушения и их возможности;

·        технику безопасности при тушении пожара;

·        порядок организации, задачи и работу пожарно-технических комиссий и других внештатных пожарных формирований;

·        ответственность за нарушения правил пожарной безопасности и за вред, причиненный пожаром.

Они должны уметь:

·        оценивать пожарную опасность оборудования, элементов аппаратов, зданий и сооружений;

·        разрабатывать эффективные противопожарные мероприятия;

·        быстро эвакуироваться в случае угрозы для жизни;

·        сообщать о пожаре в пожарную службу;

·        пользоваться первичными средствами пожаротушения;

·        проводить обучение требованиям пожарной безопасности.

Работники третьей группы специальностей должны (с учетом профессии) знать:

·        проблему пожарной безопасности в стране;

·        опасные факторы пожара и их воздействие на людей;

·        основы профилактики и тушения пожаров;

·        пожароопасные свойства веществ и материалов, способы их определения (специальности естественно-научные);

·        свою роль и место в системе обеспечения пожарной безопасности;

·        методики расчетов экономической эффективности элементов системы обеспечения пожарной безопасности (общеэкономические специальности);

·        основы противопожарной пропаганды и обучения (специальности культура, искусство и воспитание);

·        элементы обучения пожарному спорту (специальность физическое воспитание);

·        первичные средства пожаротушения и их возможности;

·        технику безопасности при тушении пожара;

·        ответственность за нарушение правил пожарной безопасности и за вред, причиненный пожаром.

Они должны уметь:

·        художественными средствами проводить противопожарную пропаганду (специальность культура и искусство);

·        быстро эвакуироваться в случае угрозы для жизни;

·        сообщать о пожаре в пожарную службу;

·        пользоваться первичными средствами пожаротушения;

·        проводить обучение требованиям пожарной безопасности.

Анализ литературных источников и нормативных актов, проведенные исследования позволили разработать структуру готовности инженерно-технического работника к осуществлению противопожарной деятельности. Среди ее компонентов можно назвать следующие:

·        профессиональная компетентность в основной деятельности человека;

·        знание специалистом своих возможностей, способностей, сильных и слабых сторон;

·        наличие гибкого творческого мышления;

·        сформированность практических навыков и наличие умений в различных областях производственной деятельности;

·        опыт поведения в сложных, высокодинамичных и экстремальных ситуациях;

·        универсальная подготовка.

В области обеспечения пожарной безопасности инженерно-технические работники должны:

·        иметь высокоразвитое чувство ответственности за последствия осуществляемой ими профессиональной деятельности;

·        обладать высоким уровнем творческой активности и инициативы в противопожарной деятельности;

·        владеть знаниями научно-теоретических основ в области обеспечения противопожарной защиты, а также навыками и умениями их использования в практической деятельности;

·        знать организационно-управленческую структуру системы пожарной безопасности и осознавать свои функции в ней;

·        изучить основы экономики противопожарной защиты;

·        знать законодательство в области пожарной безопасности,

·        соблюдать его в своей деятельности;

·        владеть передовыми организационно-техническими и инженерными методами противопожарной защиты;

·        глубоко осознавать свою социальную роль в области обеспечения пожарной безопасности;

·        иметь установки и потребности в противопожарной деятельности.

Следует отметить, что подготовленность инженерно-технического работника в области обеспечения пожарной безопасности состоит из двух блоков. Первый–общегражданский, который предполагает наличие общих представлений о пожаре и его опасности, элементарных знаний пожарной профилактики и навыков поведения в случае возникновения горения. Второй блок – инженерно технический (профессиональный), характерный для специалистов, осуществляющих инженерно-техническую деятельность, обеспечивает выполнение профессиональных функций по созданию комплекса противопожарной защиты производства и работающих.

Подготовку к противопожарной деятельности необходимо рассматривать как составную часть непрерывного образования взрослых, имеющую высокий социальный эффект, обеспечивающую социально-педагогическое единство, аккумулирование, воспроизводство и усиление производственно-культурного опыта. Она является взаимообогащающей по отношению к экономическому образованию и подготовке к безопасной жизнедеятельности.

Оценка подготовленности ИТР по обеспечению пожарной безопасности может осуществляться по следующим критериям:

·        уровень противопожарных знаний;

·        полнота понимания социально-ролевых функций в области обеспечения пожарной безопасности;

·        установка на противопожарную деятельность.

При определении уровня противопожарной подготовленности ИГР в качестве признаков учитываются:

·        должностная категория;

·        возраст;

·        образование;

·        противопожарная подготовка в период обучения в учебном заведении;

·        противопожарная подготовка в период производственной деятельности;

·        уровень противопожарных знаний;

·        полнота понимания социально-ролевых функций в области обеспечения пожарной безопасности;

·        удовлетворенность противопожарной подготовленностью;

·        уровень мотивации противопожарной деятельности;

·        удовлетворенность противопожарной деятельностью;

·        установка на противопожарную деятельность.

Неудовлетворительный уровень подготовленности специалистов в области обеспечения пожарной безопасности объясняется следующим:

·        недостатками в противопожарной подготовке ИТР (низкий уровень противопожарных знаний, незнание своих социально-ролевых функций в области обеспечения пожарной безопасности);

·        кризисными явлениями в экономическом развитии государства (отсутствие развитого негосударственного сектора, недостаточность мер по снижению ресурсоемкое™ и себестоимости продукции, повышению ее конкурентноспособности);

·        недооценкой многими руководителями роли и места специалистов в деятельности по обеспечению пожарной безопасности;

·        отсутствием конкретных материальных и моральных стимулов, выделяющих эффективную противопожарную деятельность, как социально высоко значимую, одобряемую и поощряемую;

·        неудовлетворительным раскрытием творческих возможностей нормативно обусловленной противопожарной деятельности специалистов, обладающих высокоинтеллектуальными умениями в этой области;

·        недостаточным привлечением ИТР к непосредственной деятельности по созданию противопожарной защиты на производстве.

Одной из форм противопожарной подготовки специалистов предприятий является противопожарный инструктаж.

Общий порядок организации и примерные программы инструктажей изложены в ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения». В многочисленных общих и отраслевых правилах пожарной безопасности программы инструктивных занятий и пожарно-технического минимума незначительно уточняются и дополняются отдельными вопросами, характерными для конкретных промышленных производств. При этом противопожарный инструктаж отличается от пожарно-технического минимума тем, что при проведении последнего осуществляется относительно более углубленное изучение отдельных вопросов противопожарной защиты с определенными категориями работающих.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-90 предусматривает в программе вводного противопожарного инструктажа изучение раздела «Пожарная безопасность», состоящего из пяти вопросов:

1.   Стандарты, правила и инструкции по пожарной безопасности.

2.   Основные причины пожаров и взрывов.

3.   Общие меры по обеспечению пожарной безопасности.

4.   Первичные средства тушения пожаров и правила пользования ими. Огнегасительные вещества.

5.   Действия обслуживающего персонала при возникновении пожара.

В инструктаж на рабочем месте в этом же документе включена только одна тема, относящаяся к области пожарной безопасности, со следующими вопросами: меры предупреждения пожаров, обязанности при возникновении пожара, способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, места их расположения.

Перед такими формами противопожарной подготовки можно ставить задачу получения работающими общегражданского уровня знаний в области обеспечения противопожарной защиты, так как они совершенно не содержат вопросов инженерно-технического обеспечения пожарной безопасности, роли и функций специалистов по осуществлению противопожарной деятельности, непосредственно связанной с выполнением профессиональных обязанностей.

Учитывая изложенное, противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум в современном их учебно-методическом обеспечении и практической реализации незначительно влияют на подготовленность ИТР к осуществлению нормативно обусловленной деятельности–инженерно-техническому обеспечению пожарной безопасности и, в перспективе, не могут рассматриваться в качестве путей успешной профессиональной противопожарной подготовки.

Изучение в подразделениях повышения квалификации основных причин, затрудняющих и осложняющих выполнение задач повышения уровня подготовленности специалистов в области обеспечения пожарной безопасности, позволило обозначить следующие направления развития и совершенствования учебной работы:

·        повышение эффективности организационного и методического руководства подготовкой;

·        введение обязательного курса «Пожарная безопасность» с разработкой и внедрением учебно-методических материалов по его преподаванию;

·        обязательное включение в программы и содержание других учебных дисциплин материалов по противопожарной деятельности;

·        написание слушателями рефератов, курсовых и выпускных работ по проблемным вопросам нормативно обусловленной деятельности, обеспечению пожарной безопасности;

·        эффективное использование педагогических условий подготовки инженерно-технических работников с применением современных дидактических технологий, средств и способов обучения;

·        целесообразное использование видов, форм и методов учебно-воспитательной работы в этой области в рамках основного учебного процесса и вне его.

Рассматривая вопрос организационно-методического руководства подготовкой, необходимо отметить, что каждая из возможных форм его осуществления имеет как бесспорные достоинства, так и отдельные недостатки. Вместе с тем, в силу специфики противопожарной подготовки ИТР, очевидна необходимость ее осуществления на основе единого методического руководства, так как только оно может обеспечить эффективное использование принципов системности, комплексности и междисциплинарное, позволит своевременно и чутко реагировать на изменения в этой довольно динамичной системе. В связи с этим целесообразно создание в подразделениях повышения квалификации методического совета или комиссии по подготовке к противопожарной деятельности, которые бы обеспечивали:

·        сбор и кодификацию нормативно-информационных материалов, касающихся профессиональных функций специалистов;

·        создание и ведение базы данных по оптимальным способами методам выполнения противопожарных требований, достижениям науки и практики в этой сфере;

·        разработку программ подготовки к противопожарной деятельности с использованием специализированных курсов и традиционных дисциплин за счет включения в них соответствующих тем и материалов для различных профессионально-должностных категорий ИГР;

·        организацию подготовки межпредметных методических материалов по данной тематике;

·        внедрение имеющегося передового опыта в данной области, а также обобщение и распространение передового опыта работы своих преподавателей;

·        организацию повышения квалификации преподавателей по вопросам подготовки к противопожарной деятельности;

·        поддержание взаимодействия с органами государственного управления, предприятиями и учреждениями, участвующими в организации выполнения противопожарных требований на предприятиях;

·        организацию и участие в работе по созданию и развитию учебно-материальной базы данной подготовки.

Эффективность и оптимальность развития противопожарной подготовки инженерно-технических работников главным образом зависит от качества ее содержания, установления и полного использования наиболее рациональных форм, методов и средств обучения, учета соответствующих педагогических условий.