Предлагая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая воспитываем, воспитывая обучаем.
Воспитание- обучение.docx
Взаимосвязь обучения и воспитания
В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и
воспитания во взаимосвязи (Сериков В.В., 1999; см. аннотацию). Многие исследователи
подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому
содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий
человек это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам
деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые
и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою
очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств
личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев
предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению
этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее
связано с развитием у школьника эмоционального восприятия этих знаний и норм,
формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей.
Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и
элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для
активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом
случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором на
социальные ценности, формировании личностного отношения к ним (Батаршев А.В., 2000;
см. аннотацию).
Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при
определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает
влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на
мотивационную сферу студентов и вместе с тем развивает, углубляет ее (Менчинская Н.А.,
1998; см. аннотацию)
Кроме того, И.А.Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением
и воспитанием:
1.
Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через
содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя
процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в
учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
2.
Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или
учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое
воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно
должно действовать на воспитание.
3.
Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с
его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит
и некоторое стихийное обучение и соответственно научение. 4.
Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями,
общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и
научением.
Таким образом, сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им
придают необходимую направленность, формируя
важнейшие мировоззренческие,
социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение
имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы
обучения. Обучая воспитываем, воспитывая обучаем.
Обучение как форма воспитания.
Обучение как форма воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.