Обучение как форма воспитания.

  • Работа в классе
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая воспитываем, воспитывая обучаем.
Иконка файла материала Воспитание- обучение.docx
Взаимосвязь обучения и воспитания В   истории   педагогики   существует   устойчивая   тенденция   рассмотрения   обучения   и воспитания во взаимосвязи (Сериков В.В., 1999; см. аннотацию). Многие исследователи подчеркивают,   что   поскольку   под   обучением   подразумевается   научение   некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек ­ это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь,   воспитание   в   любом   его   смысле   означает   формирование   не   только   свойств личности,   но   и   знаний,   умений.   Формирование   мировоззрения,   нравственных   устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими   знаниями   пользоваться,   воспитание   ценностного   к   ним   отношения.   Последнее связано   с   развитием   у   школьника   эмоционального   восприятия   этих   знаний   и   норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей.   Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы.   Это   обусловлено   тем   содержанием,   которое   предлагается   учащимся   для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором ­ на социальные ценности, формировании личностного отношения к ним (Батаршев А.В., 2000; см. аннотацию).                      Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние   на   эффективность   обучения,   на   качество   обучения.   Обучение   опирается   на мотивационную сферу студентов и вместе с тем развивает, углубляет ее (Менчинская Н.А., 1998; см. аннотацию)  Кроме того, И.А.Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием: 1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения  между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее  обучение. 2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и  вне обучения,  параллельно ему  (кружки, общественная  работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание. 3.    Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.4.   Воспитание   осуществляется   и   другими   (не   образовательными)   учреждениями, общностями,   сопровождаясь   стихийным,   а   иногда   целенаправленным   обучением   и научением.                      Таким образом,   сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают   необходимую   направленность,   формируя     важнейшие   мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая  воспитываем, воспитывая  обучаем.