Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
Оценка 5
Интерактивная доска
pptx
воспитательная работа +2
Взрослым
01.06.2018
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе,Процесс обучения — это целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие учителя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития школьника.
Обучение - это целенаправленный процесс формирования и развития личности учащихся через усвоения знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности.Связь и взаимообусловленность средств обучения как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами зависят от цели обучения и его конечного результата. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов являются преподавание и учение.Связь и взаимообусловленность средств обучения как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами зависят от цели обучения и его конечного результата. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов являются преподавание и учение
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе.pptx
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
Обучение как средство формирования
личности
в целостном педагогическом процессе
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Процесс обучения — это целенаправленное,
последовательное, изменяющееся взаимодействие
учителя и учащегося, в ходе которого решаются
задачи образования, воспитания и развития
школьника.
• Обучение - это целенаправленный процесс
формирования и развития личности учащихся
через усвоения знаний, умений и навыков с учетом
требований современной жизни и деятельности.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Важнейшими показателями развития циклов учебного
процесса являются ближайшие дидактические цели
педагогического труда, которые группируются вокруг
двух основных целей:
• - образовательная — чтобы все обучающиеся овладели
способами познавательной деятельности и через нее
основами наук, приобрели определенную сумму знаний,
навыков и умений, развивали свои духовные,
физические и трудовые способности, приобрели
задатки трудовых и профессиональных навыков;
• - воспитательная - чтобы воспитать каждого ученика
высоко нравственной, гармонически развитой
личностью с научным мировоззрением,
гуманистической направленностью, творчески
активной и социально зрелой.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• К закономерностям самого процесса обучения (учебного
времени педагоги ческого процесса) относятся:
• - соответствие воздействий обучающего
устремлениям обучаемых к знаниям.
•- соответствие воздействий обучающего
индивидуальной и коллек тивной
деятельности обучаемых.
•- соответствие воздействий обучающего
познавательным, интеллек туальным и другим
возможностям обучаемых.
•- соответствие деятельности обучающего и
обучаемых возможностям технических
средств обучения.
•- моделирование (воссоздание) деятельности
обучаемого и обучаемых применительно к
требованиям современных условий жизни и
деятельности.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Общие закономерности:
• - процесс обучения обусловлен потребностью общества;
• - он связан с процессами образования, воспитания и развития;
• - процесс обучения зависит от реальных учебных возможностей
обучающегося и от внешних условий;
• - процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны;
• - содержание обучения зависит от его задач, отражает потребности
общества, уровень и логику развития науки;
• - методы и средства обучения и стимулирования учения, организация
контроля и самоконтроля учебной деятельности зависят от задач и
содержания образования;
• - формы организации обучения зависят от задач, содержания и
методов обучения,
• - взаимосвязь всех закономерностей и компонентов учебного
процесса при соответствующих условиях обеспечивает прочные,
осознанные и действенные результаты обучения.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Закономерности, присущие всякому обучению,
неизбежно проявляющиеся, как только оно
возникает в какой-либо форме:
• - учебный процесс протекает только при
соответствии (не тождественно) целей обучающего
и обучающегося, когда деятельность
преподавателя соответствует способу усвоения
изучаемого материала;
• - целенаправленное научение индивида той или
иной деятельности достигается при включении его
в эту деятельность,
• - между целью обучения, его содержанием и
методами существуют постоянные зависимости,
цель определяет содержание, методы, последние
обусловливают достижение цели.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
•Движущие силы процесса обучения
— это противоречия
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Противоречия общего порядка возникают:
• - между объемом общественно-исторических
знаний и объемом, усваиваемым учеником;
• - общественно-историческим познанием и
индивидуальной позна вательной деятельностью
ученика;
• - между достигнутым уровнем развития ученика и
выдвигаемой ходом обучения учебной задачей.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Противоречия частного порядка возникают:
• - между прежним уровнем знаний и новыми,
которые снимают, "перекрывают" прежние знания;
• - между знаниями и умениями их использовать;
• - между требуемым и достигнутым уровнем
отношений учащихся к учению и обучению;
• - между более сложной познавательной задачей и
наличием прежних, недостаточных для ее решения
способов
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Принципы обучения - это основополагающие положения, которые определяют систему
требований к содержанию, организации и методике обучения.
• 1) Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении
предполагает осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи
занятия, его практическое значение
• 2) Принцип наглядности обучения ориентирует на то, что наглядность
должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное
содержание, быть понятной и доступной, отвечать требованиям
педагогической психологии, применяться творчески и методически
правильно
• 3) Принцип систематичности, последовательности и комп лексности
требует давать стройную систему знаний учебной дисциплины, связывать
новые знания с ранее изученными, обеспечивать систематический и
действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения,
осуществлять четкое планирование учебных занятий
• 4) Принцип обучения на высоком уровне трудностей ориентирует на
постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых;
посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения
• 5) Принцип прочности овладения знаниями, умениями и навыками
требует разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их
практической деятельности, выработки установки на прочное и длительное
запоминание изучаемого материала и прежде всего его основных
положений, систематически организованного повторения ранее изученного
учебного материала, ведения систематического контроля за усвоением
изучаемого материала.
• 6) Принцип группового и индивидуального подхода в обучении
предполагает обучение детей согласованным слаженным совместным
действиям, формирование в группе обучения положительного психологи
ческого климата.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Бихевиоризм и прагматизм - наиболее
распространенные концепции обучения, которые
предпринимают попытку объяснения механизмов
научения. Среди новых направлений особого
внимания заслуживает концепция так называемого
обучения «через совершение открытий»,
разработанная Д. Брунером (США).
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Современную дидактику, принципы которой лежат
в основе практи ческой педагогической
деятельности, характеризуют следующие
особенности:
• 1. Методологическую основу ее составляют
объективные закономер ности философии познания
(гносеологии).
• 2. В современной дидактической системе,
построенной на основе материалистической
диалектики, сущность обучения не сводится ни к
передаче учащимся готовых знаний, ни к
самостоятельному преодолению затруднений, ни к
собственным открытиям учащихся.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Процесс обучения базируется на психологических
концепциях, которые часто называются также
дидактическими системами. Дидактическая
система составляет совокупность элементов,
образующих единую цельную структуру, служащую
достижению целей обучения. Описание системы
сводится к характеристике целей, содержания
образования, дидактических процессов, методов,
средств, форм обучения и ее принципов.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий и
didasco - изучающий) - составная часть педагогики,
раскрывающая задачи и содержание обучения
детей и взрослых, описывающая процесс овладения
знаниями, умениями и навыками, характеризующая
принципы, методы и формы организации обучения,
разрабатывающая проблемы обучения и
образования.
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
• Связь и взаимообус ловленность средств обучения
как переменных компонентов с постоянными
смыслообразующими компонентами зависят от
цели обучения и его конечного результата.
Цементирующим началом функционирующего
единства всех этих компонентов являются
преподавание и учение
Обучение как средство формирования личности в целостном педагогическом процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.