ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР
Оценка 5

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
английский язык
2 кл—4 кл
11.04.2017
ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР
Учебная деятельность начальных классов стимулирует, прежде всего, развитие психологических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Яркий и опорный сигнал, красочные иллюстрации способствует развитию таких способностей, как эмоциональная и зрительная память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, эстетический вкус, культура мышления и повышают интерес к изучению иностранного языка. Используя любой вид визуальной наглядности, учитель может добиться хороших результатов, при этом ему важно учитывать, в какой части урока наиболее удачно использовать наглядность. Однако нельзя сводить роль визуальной наглядности только к этому. Поэтому, подбирая наглядность для работы с детьми, необходимо учитывать эту особенность младших школьников, чтобы учебный материал не оказался для учащихся слишком сложным. На уроке учителю следует использовать различные виды опор, а не останавливаться только на иллюстративной опоре, так так использование различных схем, диаграмм, памяток и моделей высказывания положительно влияют не только на мотивацию ученика выполнять различные упражнения, но и на усвоения учебного материала в целом.Учебная деятельность начальных классов стимулирует, прежде всего, развитие психологических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Яркий и опорный сигнал, красочные иллюстрации способствует развитию таких способностей, как эмоциональная и зрительная память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, эстетический вкус, культура мышления и повышают интерес к изучению иностранного языка. Используя любой вид визуальной наглядности, учитель может добиться хороших результатов, при этом ему важно учитывать, в какой части урока наиболее удачно использовать наглядность. Однако нельзя сводить роль визуальной наглядности только к этому. Поэтому, подбирая наглядность для работы с детьми, необходимо учитывать эту особенность младших школьников, чтобы учебный материал не оказался для учащихся слишком сложным. На уроке учителю следует использовать различные виды опор, а не останавливаться только на иллюстративной опоре, так так использование различных схем, диаграмм, памяток и моделей высказывания положительно влияют не только на мотивацию ученика выполнять различные упражнения, но и на усвоения учебного материала в целом.
Методическая разработка по теме.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 15» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР                                                                                                                                                Выполнила:                                                                                             учитель иностранного языка     Соловьева Марина Владимировна Старый Оскол 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1.1  Место   лексических   навыков   в   процессе   обучения   английскому языку………………………………………………………………………..5  Глава II. Виды визуальных опор в обучении лексической стороне   говорения       2.1 Классификация визуальных опор по В.Б. Царьковой…………………11 Заключение……………………………………………………………………….18 Литература……………………………………………………………….............19 Приложение………………………………………………………………………22 3 Введение В   настоящее   время   образование   младшего   школьника   включает   изучение английского   языка   как   предмета,   необходимого   для   успешной   социализации   в современном   многоязычном   мире.   Основная   роль   английского   языка   как предметной   области   школьного   образования   состоит   в   овладении   учащимися умением   общаться   на   английском   языке.   Речь   идет   о   формировании коммуникативной   компетенции   младшего   школьника,   способности осуществлять непосредственное и опосредованное общение.    т.е. Отечественные   методисты   иностранных   языков   А.А.     Миролюбов,   Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова, С.К. Фоломкина, И.Н. Верещагина и другие, занимались вопросами   обучения   и   организации   устного   речевого   общения   на   уроках иностранного языка. Опираясь на идеи И.В.  Щербы, они разработали ряд важных теоретических   положений,   способствующих   развитию   активной   устной   речи,   а также обосновали необходимость использования различных видов визуальных опор при обучении говорению на иностранном языке. Психологические аспекты вышеуказанной проблемы были разработаны И.А. Зимней, Н.И. Жинкиным, Л.С. Выготским и другими учеными. Психологи считают, что   внимание   учащегося   направлено   на   такие   объекты,   как:   определение содержания   высказывания,   отбор   языковых   средств,   установление   в   памяти логической последовательности высказывания, его реализация во внешнем плане. Следовательно, необходимо помочь ученику упорядочить мысли, внести ясность в решение поставленной коммуникативной задачи, дисциплинировать поиск средств для её решения и создать необходимую мотивацию (Цит. по кн. [8, с. 140]).  Большую роль при этом играет использование различных визуальных опор – планов, схем, наглядности, текстов, рисунков, фотографий и картин. С помощью визуальных   опор   можно   создать   ситуации,   мотивирующие   и   стимулирующие речевую   деятельность   учащихся   на   начальном   этапе   обучения   языку.   Опоры необходимо   использовать   не   только   при   формировании   умения   составления диалогического или монологического высказывания, но и в процессе тренировки речевого и языкового материала.                 Лексика,   как   известно,   является   важнейшим   компонентом   речевой деятельности, а развитие лексических навыков говорения занимает важное место на каждом этапе обучения английскому языку. Достижению данной цели во многом способствуют различные опоры, постепенное снятие которых рассматривается как способ повышения самостоятельности иноязычного высказывания. Анализ методической, дидактической, психолого­педагогической литературы показал, что процесс использования различных видов визуальных опор при обучении говорению на начальном этапе недостаточно исследован. Таким образом,  актуальность  педагогического исследования определяется противоречием   между   высоким   уровнем   требований   к   лексическим   навыкам говорения   младших   школьников   и   недостаточной   работоспособностью   методики реализации данной цели в школе. 4 Цель  педагогического   исследования   ­   выявить   пути   эффективного применения визуальных опор как средства обучения лексической стороне говорения учащихся младших классов. Объектом  педагогического  исследования   выступает   процесс   обучения английскому языку в младших классах. Предметом исследования является визуальные опоры как средство обучения лексической стороне говорения младших школьников на уроках английского языка.           В соответствие с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования: 1) определить   место   лексических   навыков   в   процессе   обучения   говорению   на уроке английского языка; 2) выделить и охарактеризовать различные виды визуальных опор, используемых при обучении лексической стороне в начальной школе;   При   решении   поставленных   задач   использовались   следующие  методы исследования: теоретические:   анализ   психолого­педагогической   литературы   с   целью изучения степени разработанности проблемы; эмпирические:  метод изучения и обобщения педагогического опыта, метод наблюдения,   опросно­диагностические   методы   (анкетирование,   тестирование, беседа),   анализ   продуктов   деятельности   учащихся,   опытно­экспериментальная работа; статистические:  ранжирование, исследования результатов.   регистрация   полученных   в   ходе 5 ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1.1 Место лексических навыков в процессе обучения английскому языку Любой   иностранный   язык   представлен   грамматическим,   фонетическим   и лексическим   материалом.   Успешное   развитие   умения   читать,   говорить   или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, поскольку с ее помощью происходит прием и передача любой информации. В связи с этим на уроках иностранного языка серьезное  внимание должно быть  уделено работе над лексикой. Роль лексики для овладения любым иностранным языком также важна, как и роль грамматики. Только лексика сообщает предмет мысли в силу своей назывной функции. В разговорной речи лексические и грамматические навыки неразрывны: грамматика, например, формирует словарь, вследствие чего появляются единицы смысла – основа любой речевой деятельности. В   системе   языковых   средств   лексика   является   важнейшим   компонентом речевой деятельности: чтения и письма, говорения и аудирования. Поскольку целью обучения   английского   языка   является   формирование   и   развитие   устных   и письменных форм общения, то владение лексикой является важнейшим условием реализации этой цели. За   весь   курс   обучения   в   начальной   школе   учащиеся   должны   овладеть лексическими навыками при говорении и письме. Следовательно, главная цель в обучении   –   формирование   лексического   навыка   как   важнейшего   вида   речевой деятельности. Прежде чем говорить об обучении лексической стороне английской речи на начальной ступени обучения, необходимо дать определение слова «лексика». Лексика   –   это   совокупность   слов,   которые   входят   в   состав   какого­либо иностранного   языка   или   диалекта   [1,   с.   214].   Она   является   одним   из   основных компонентов   речевого   общения   и   выступает   в   тесной   связи   с   грамматикой   и фонетикой.   Владение   лексикой   является   главным   условием   развития   речевых умений   и   навыков.   Следовательно,   обучение   лексической   стороне   речи   –   это средство обучения устной и письменной речи, в основе которых лежит слово [21, с. 327]. Ранее считалось, что обучение лексике может происходить при чтении и ему не следует уделять много времени и внимания, однако последние исследования в области методики показали, что в чтении усваивается незначительное количество слов.   Это   не   значит,   что   нужно   отказаться   от   аудирования   или   чтения.   На 6 продвинутом   этапе   количество   слов,   усвоенных   при   чтении   или   аудировании, быстро растет. Исследования также показали, что письменное предъявление лексики даже для   устных   высказываний   способствует   лучшему   запоминанию   лексики   и   ее употреблению в письменной и устной форме. Чем больше лексика используется в разных контекстах, тем быстрее идет запоминание. Усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно изучены. Некоторые слова и выражения  запоминаются  учащимися  легко, но для запоминания других требуется выполнить специальные упражнения. При грамотной, разделенной   работе   младшие   школьники   могут   овладеть   активным   лексическим минимумом. В начальной школе проводится интенсивная тренировка написания лексики активного словаря. Лексический минимум к концу 4 класса составляет примерно 600 лексических единиц. Активная лексика в начальных классах представлена на дидактических   карточках,   демонстрационных   плакатах,   что   облегчает   ее запоминание, так как учащиеся предпочитают зрительно воспринимать материал. Дети знакомятся с простейшими устойчивыми словосочетаниями, такими как:  be late,  go  to  bed,  have  fun,  put  on  a  sweater  и т.д. В учебниках английского языка, например, «Звездный английский 2­4» даны речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран (Nice to see you.  Let me see. See you later и др.). Со 2 по 4 классы дети изучают лексику, предназначенную для рецептивного   и   продуктивного   усвоения.   Её   можно   увидеть   в   текстах страноведческого   характера.   Знание   лексики   позволяет   осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников английскому языку с учетом их возрастных особенностей, возможностей, запросов и способностей [19, с. 83]. В   связи   с   тем,   что   слова   усваиваются   детьми   благодаря   ситуативной соотнесенности, закрепление в употребление новой лексики на уроках проводится с помощью   речевых   упражнений:   упражнения   на   имитацию,   репродукцию, подстановки, которые осуществляются в условиях общения. Данные упражнения на младшем этапе обучения иностранному языку могут носить игровой характер. Знакомство с новой лексикой раскрывает значение многих английских слов. Большую   роль   при   этом   играют   опоры   как   на   языковую,   так   им экстралингвистическую наглядность. Например, картинки, толкование, дефиниция и наглядные предметы используют для раскрытия значений новых слов. Широко используются контекстуальная догадка и словообразовательный анализ слова. Владение формальными признаками слова предполагает лексический навык, который необходим для оформления его в речи. Для того, чтобы владеть словом, необходимо не только знать его значение, но и владеть его зрительным и языковым образом, формой слова. И.Л.    Бим отмечает, что овладеть словом – значит овладеть его формой, значением, уметь его употреблять в контексте. Для этого школьнику необходимо овладеть:  ● ● ● словообразованием (словоизменением); употреблением (словосочетание); значением [4, с. 164]. 7 Известно,   что   большинство   слов   –   полисемичны,   т.е.   имеют   несколько значений. Нам необходимо знать, как пишется и произносится слово, понимать его грамматическую   форму   (единственное   и   множественной   число   имен существительных),   например,   его   способы   словообразования,   а   также   его возможность сочетаться с, другими словами. Правильно употреблять слова в контексте – непростая задача. Вот что пишет об этом профессор С.Г. Тер­Минасова: «В родной речи мы правильно употребляем лексику в различных ситуациях общения. Для того, чтобы правильно воспринимать и   употреблять   лексику   в   различных   ситуациях   общения   на   иностранном   языке, необходимо целенаправленно формировать и развивать лексические навыки во всех видах речей деятельности [22, с. 42]. Вопросы   обучения   лексическим   навыкам   ранее   изучались   такими исследователями,   как   З.М.   Цветковой,   Л.В.   Щербой,   Е.И.   Пассовым   и   многими другими. Вопросами развития лексических навыков в начальных классах, а также поиск их совершенствования представляет огромный интерес в наши дни. Больше всего это касается современных средств обучения, которые стали популярными и востребованными сегодня. Формирование и развитие лексических  навыков становится актуальным на начальном   периоде   обучения   иностранному   языку,   в   силу   психологических   и возрастных   особенностей   детей,   начальных   классов,   поскольку   они   способны запоминать  большое количество иностранных  слов. Общение между  людьми, мы знаем,   невозможно   без   достаточного   словарного   запаса.   В   программе   общего образования   по   обучению   английского   языка   прописаны   требования   к   усвоению лексических   единиц:   «К   концу   обучения   в   начальной   школе   продуктивный лексический минимум у учащихся составляет не менее 450 лексических единиц. Рецептивный минимум – 550 единиц» [25, с. 4]. За время обучения английскому языку   младшие   школьники   усваивают   лексические   представления   о   простых способах   словообразования   в   форме   суффиксации   (­  er,   ­  tion,   ­  ly  и   др.), словосложения (ice cream), конверсии (drink – to drink), наиболее распространенные, простые   и   устойчивые   словосочетания,   фразы   речевого   этикета,   принятые   в культуре англоговорящих стран и интернациональные слова (stop, tennis) [25, с. 26]. В   методике   преподавания   иностранного   языка   рассматривают   три   этапа развития лексических навыков: 1)  начальный этап – ознакомительный, знакомство с новыми словами и первичное его воспроизведение; 2)  этап тренировки и создания лексических речевых связей в простых, однотипных речевых ситуациях; 3)  практический  этап  –  обучение  использования  знакомых  лексических элементов в различных контекстах. Самый сажный этап – ознакомительный, поскольку происходит знакомство учащихся с новым учебным материалом. С точки зрения методики сложный процесс овладения   иностранной   лексикой   (в   том   числе   и   английский)   включает   много компонентов:   объяснения,   показ,   понимание   и   осознание   нового   учебного материала, разнообразные лексические упражнения для тренировки и применения, контроль за процессом сформированности лексических навыков. 8 Многократная тренировка позволяет формировать у учащихся необходимые речевые и языковые навыки при помощи регулярных повторений и воспроизведений соответствующих   действий   с   учебным   материалом   в   создаваемых   учебных ситуациях и общения в них [14, с. 264]. При работе над новым лексическим материалом приходится сталкиваться с многочисленными трудностями, которые связаны с содержанием, формой слова и его употреблением в речи, учитывать языковую (внутриязыковую и межъязыковую) интерференцию и многое другое. Итак,   лексические   навыки   характеризуются   большой   осознанностью,   что проявляется в выборе слов, в их сочетании с другими словами и зависимости от цели коммуникации. Все компоненты лексического навыка необходимо учитывать при введении лексических единиц, при формировании лексического навыка в процессе работы с лексическими   упражнениями,   текстом,   словарем,   при   использовании   лексики   в речи, при обращении друг с другом. Принимая во внимание вышеуказанное можно утверждать, что формирование лексических навыков в речи является важным компонентом речевой деятельности на начальном этапе изучения английского языка. 9 Глава II.  Виды визуальных опор в обучении лексической стороне говорения 2.1. Классификация визуальных опор по В.Б. Царьковой На   начальном   этапе   обучения   английскому   языку   применение   визуальной наглядности особенно необходимо. Обратимся к словам В.Г. Белинского: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким­нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету» [5, c. 120]. В связи с этим необходимо отметить,   что   на   начальном   этапе   обучения   английскому   языку   важно,   чтобы предмет или рисунок с его изображением был перед глазами учащегося и сильно врезался ему в память. Такой способ семантизации лексических единиц от предмета к слову соответствует возрастной психологии детей.  Визуальная   опора­   это   воспринимаемая   с   помощью   зрения   информация (сигналы, предметы, слова, мимика, жесты и т.п.), помогающая принятию решения по восприятию и порождению речи [1, с. 180]. Использование визуальных опор на уроках английского языка на начальном этапе обучения очень эффективно, поскольку они помогают учителю: 1) создавать благоприятную языковую атмосферу; 2) использовать лексику для формирования и развития лексических навыков говорения; 3) организовывать работу по увеличению словарного запаса. Визуальные   опоры   способствуют   развитию   познавательной   деятельности учащихся,   повышают   интерес   к   новому   изучаемому   предмету,   расширяет   их кругозор. В связи с этим можно утверждать, что визуальная наглядность должна помогать   овладению   наиболее   употребительной   лексикой   английского   языка, 10 которая предусмотрена программой для начального этапа обучения английскому языку [18, с. 124]. Известно,   что   говорение   –   один   из   самых   сложных   видов   речевой деятельности,  овладение  которыми связано  с большими  трудностями.  Говорение можно рассматривать как явление  многокомплексное. Уже в начальной школе в условиях   школьного   преподавания   английского   языка   закладываются   основы владения   говорением   как   видом   коммуникативной   компетенции   и   формой межкультурного общения.   Обучение лексическим навыкам говорения –  это сложный, многократный процесс,   который   позволяет   осуществлять   устное   вербальное   общение   вместе   с аудированием. Известно, что говорение может выступать в форме диалогического и монологического   высказывания.   В   этом   случае   такое   разграничение   несколько искусственно, поскольку  в условиях естественного  речевого общения монолог  в чистом   виде   встречается   редко,   чаще   всего   он   сочетается   с   элементами диалогической речи, являясь, по сути дела монологом в диалоге. Отсюда следует, что любое монологическое высказывание диалогично  по своей природе и всегда кому­то   адресовано   [17,   с.   33].   Для   того,   чтобы   научиться   понимать   речь, необходимо   говорить   и   потому,   как   будет   принята   ваша   речь,   судить   о   своем понимании.   Таким   образом,   «понимание   формируется   в   процессе   говорения,   а говорение в процессе понимания», ­ пишет Н.И. Жинкин [14, с. 247]. На   начальном   этапе   обучения   говорению   в   процессе   обучения диалогическому   и   монологическому   высказываниям   преподавателями   широко используются разнообразные визуальные опоры, такие как логико­коммуникативная программа, логико­синтаксические схемы, а также опоры, направленные на перенос информации из наглядного изображения в текст. Примерами таких визуальных опор могут быть: ● план (например, квартиры или дома, где произошло какое­либо важное событие); ● картинка (изображение с глубоким содержанием); ● карта (например, города, области или местности, о которой идет речь); ● таблица (с фактическими данными); ● диаграмма (например, «семейное дерево»); ● карточки   типа   «flow    (в   которых   все   события   расписаны chart», последовательно); ● ассоциативная   карта   типа   «mind  map»,   в   которой   указываются   лексические ассоциации по изучаемой теме [13, с. 19]. И.Н.   Верещагина   и   Г.В.   Рогова   по   использованию   анализаторов   выделяют следующие виды опор: ● зрительные опоры – аппликации, картинки, диапозитивы и диафильмы; ● слуховые опоры – звукозапись; ● зрительно­слуховые опоры – кинофрагменты и звуковые диафильмы. Они   классифицируют   визуальные   опоры   на   вербальные   и   невербальные, опоры по форме (какие языковые средства использовать) и опоры по содержанию (о чём   следует   говорить)   [2,   с.   142].   Согласно   их   мнению,   опорами   при   обучении лексическим навыкам говорения могут быть: 11 1) слова, которые нужно использовать в речи; 2) план в виде вопросов; 3) глаголы   в   нужной   форме,   которые   помогают   учащимся   не   допускать ошибок, как в монологической, так и в диалогической речи. 4) структурный   «скелет»,   заполнение   которого   позволяет   строить правильное   речевое   высказывание,   помогает   учащимся   запомнить   и воспроизвести текст. «Скелет»   можно   записать   либо   на   карточках,   либо   на   доске.   Например, показывая картинку домашнего питомца (собаки, кошки или другого животного), учитель предлагает учащимся следующий структурный «скелет»: 1) This is a… 2) It is domestic… 3) It’s… 4) It eats… 5) It drinks… 6) It lives on… 7) I like my… very much. По   аналогии   учащиеся   рассказывают   о   других   животных,   показанных   на картинках. Остановимся подробно на характеристике отдельных видов визуальных опор и их роли на начальном этапе обучения говорению на английском языке. 1. Логико­синтаксическая схема  Известно, что  в основе любого высказывания  лежит некая схема, которая хранится в сознании говорящего. Её называют логико­синтаксической схемой. Если проанализировать достаточное количество высказываний, то можно заметить, что последовательность составляющих их фраз непроизвольна, и самое главное – оно повторяется. С одной стороны, последовательность фраз отражает логику мысли, с другой   стороны   –   выявляется   повторяемость   синтаксических   сцеплений   между фразами [15, с.36]. Логико­синтаксическая   схема   содержит   неограниченное   количество высказываний разной функциональной направленности. Примерами могут служить такие высказывания как: я думаю, поэтому, потому что, по моему мнению, и другие. Следовательно, логико­синтаксическая схема рассматривается как прием, который направлен на обучение комбинированию речевых образцов и может использоваться с любым речевым упражнением на начальном этапе формирования навыков говорения [15, с. 36]. Логико­синтаксическая схема выполняет следующие функции при обучении говорению: 1) обучает логичному, коммуникативно­направленному высказыванию; 2) снимает трудности при построении начала и конца высказывания; 3) учит выражать своё отношение к изучаемой теме или предмету высказывания. 12 2. Логико­коммуникативная программа Некоторые   преподаватели   на   уроках   английского   языка,   кроме   логико­ синтаксических  схем, используют  логико­коммуникативные  программы.,  которые были   разработаны   О.С.   Богдановой   [5,   с.35].   Данный   вид   визуальной   опоры помогает   управлять   и   формулировать   высказываем   на   английском   языке   и,   как правило, состоит из трех частей: 1) начало высказывания; 2) аргументирующая часть; 3) завершение суждения. В   программе   представлен   учебный   материал,   включающий   комплекс вербальных средств (слово, выражение, предложение, его часть) и невербальных, соотнесенных с ситуацией (например, цифры, знаки, аппликации и рисунки). Следует отметить, что применение логико­коммуникативной программы при обучении   говорению   не   ограничивает   творчество   младших   школьников   в формулировании   речевого   высказывания,   поскольку   формирование   мысли   по визуальным опорам невозможно без творчества учеников. Функции логико­коммуникативной программы при обучении говорению: 1) формирует логическую последовательность мысли; 2) помогает задавать смысловое содержание высказывания, при помощи смысловой опоры и наглядного изображения; 3) развивает мышление, воображение и память учащегося; 4) помогает   построению   целостного,   логичного,   полного   и   аргументированного высказывания; 5) вызывает личностное отношение учащихся к предмету высказывания. 3. Логико­смысловые схемы  Логико­смысловые   схемы   предназначены   для   построения   высказывания, выражаются комплексом вопросительных слов [18, с.43]. Большую роль при этом играют грамматические символы. Рассмотрим несколько примеров таких символов: 1) символ _ _ _ означает подлежащее; 2) символ === сказуемое (am, is); 3) символ = = = означает сказуемое are: What day = it today? (What day is it today?) = the day                                  today?      The day = …. warm windy cold rainy Использование   логико­синтаксических   схем   помогают   при   обучении диалогической   и   монологической   речи,   вызывает   интерес   учащихся   к   предмету, развивает их внимание и мыслительные процессы. 13 4. Изобразительные опоры                                    К изобразительным опорам можно отнести ситуативные, предметные, тематические   картинки,   документальный   страноведческий   материал,   серию рисунков   и   фотографий,   кинофильмы,   диафильмы,   плакаты   и   таблицы.   На начальном этапе обучения лексическим навыкам говорению используют предметные и тематические картинки, при помощи которых осуществляется показ лексического материала.   В   качестве   зрительной   опоры   для   высказываний   часто   используются предметные картинки. Тематические   картинки   помогают   в   создании   речевых   ситуаций.   Они формирую   речевую   деятельность   младших   школьников,   а   также   помогают использовать изученные слова, словосочетания и лексико­грамматический материал в монологических и диалогических высказываниях. Функции изобразительных опор при обучении говорению состоит в том, что они: 1) мотивируют учащихся к говорению; 2)  помогают зрительно представить высказывание, запомнить его содержание; 3) снимают напряжение, которое всегда присутствует при ответах учащихся; 4)   помогают   при   формировании   и   развитии   монологических   и   диалогических высказываний [27, с. 82]. 5) позволяют   учащимся   глубже   познакомиться   с   особенностями   культуры изучаемого языка и сравнить их с родной культурой [26, с. 35]. Надо полагать, что любая визуальная опора способствует управлению либо содержанием высказывания, либо его смыслом. При этом и происходит деление опор на содержательные и смысловые. Остановимся подробно на их классификации. Классификация визуальных опор по В.Б. Царьковой Таблица 1  Содержательные Смысловые Опоры словесные текст микротекст план логико­синтакси­ ческая схема логико­ изобразительные картина кинофильм диафильм фотография коммуникативная серия рисунков программа словесные лозунг афоризм поговорка подпись смысловые слова изобразительные диаграмма схема таблица даты, цифры символика, плакат, карикатура Из таблицы видно, что визуальные опоры всегда информативны, разнообразны и   многочисленны.   В   одних   случаях   информация   развернута   (например, содержательные опоры), в других – сжата (например, смысловые опоры). Каждая из 14 вышеуказанных опор специфична по характеру и управляет процессом обучения говорению, как монологической, так и диалогической речью [24, с. 28].  По   мнению   В.Б.   Царьковой,   главное   назначение   визуальных   опор   на начальном этапе обучения говорению состоит в следующем: непосредственно или опосредованно   помочь   порождению   речевого   высказывания   за   счет   вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся [24, с. 27]. Необходимо заметить, что последовательность введения визуальных опор на начальном   этапе   обучения   говорению   может   варьироваться:   в   начальной   школе могут быть использованы следующие опоры: 1) текст; 2) наглядность; 3) ситуация; 4) тема или фрагмент темы; 5) проблема. Динамика   развития   навыков   говорения   происходит   в   направлении   от описания картинок по теме к построению рассказа по теме близкой обучаемому. Речь   младшего   школьника   начинает   приобретать   такое   важное   качество   как информативность [27, с. 82]. Известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятный возраст для усвоения иностранного языка. Учебный предмет «Иностранный язык» решает многие   задачи:   развивает   способности   ребенка,   природную   любознательность, потребность в познании нового. Для успешного обучения английскому языку многие методисты предлагают использовать различные средства, позволяющие сделать весь учебный процесс более доступным   и   наглядным,   позволяют   повысить   деятельность   учащихся   младших школьников, повышать их интерес к изучению английского языка. К таким приемам обучения относятся визуальные опоры. Визуальные опоры – это «средства обучения», которые предназначены для восприятия   с   помощью   зрительного   анализатора»   [16,   с.   57].   К   ним   относят картинки, опоры­символы, ситуативные картинки и лексико­семантические схемы. В середине прошлого столетия высказывалась идея применения визуальной наглядности при изучении иностранного языка, как средства развития и активизации мыслительной   деятельности   учащихся.   Идея   наглядного   обучения   иностранному языку впервые была сформирована Я.А.Каменским, величайшей заслугой которого являлось систематическое применение наглядности в преподавании иностранному языку.   «Наглядность   –   это   основа   для   возникновения   представлений,   исходное начало для развития духовных сил ребенка, связанное с работой его мысли» (Цит. по  кн.  [16,  с.  47]).   Наглядность  –   это   важнейшая  основа  обучения,  связанная  с развитием умственных сил детей (Цит. по кн. [16, с. 58]). На уроке могут применяться визуальные опоры для самых различных целей:   ● для введения, закрепления, повторения лексического и грамматического      языкового материала;   ● для пополнения лексического запаса учащихся;   ● для развития творческой инициативы учеников младших классов. 15 Усвоение изучаемого материала на младшем этапе обучения проходит более успешно, если ученики могут наглядно представить себе то, о чем говориться, или действие, производимое в той или иной ситуации. О   чем   важно   знать,   какие   визуальные   опоры   следует   привлечь,   как   ими пользоваться. Они должны быть простыми, однозначными, для того чтобы вызвать быструю реакцию средствами изучаемого английского языка. Когда  дети на начальной  ступени  начинают изучать английский  язык, они вначале испытывают много трудностей. Самой большой проблемой для младших школьников   оказывается   необходимость   концентрировать   свое   внимание   на определенной деятельности. Сначала ребенку трудно сосредоточиться, включиться в работу, он быстро теряет интерес к иностранному языку. Использование   визуальных   опор­символов   на   уроке   английского   языка служит   мотивацией   и   способствует   быстрому   усвоению   нового   материала. Визуальные опоры помогают школьнику в работе при введении и отработке новых лексических единиц и речевых образцов на уроке английского языка. Опоры можно применять   при   хоровой   отработке   структур,   особенно   когда   дети   допускают многочисленные  ошибки при изучении новой лексики. В методике преподавания иностранных языков визуальные опоры широко используются в обучении лексике и грамматике.   Символическое   изображение   слов   и   словосочетаний   способствует легкому,   прочному   и   быстрому   запоминанию   изучаемого   материала. Функциональное значение символа в обучении лексики заключается в том, что он выступает   средством   концентрации   воспринимаемого   материала.   Выражение   в символах и грамматического и лексического содержания, формы высказывания есть не что иное, как переход к теоретическому воспроизведению деятельности, анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания. Е.И. Пассов делает вывод о том, что должна наблюдаться «Некая пропорция между работой памяти и мышления у детей младшего школьного возраста» [16, с.49].   Например,   если   используются   различные   приемы   запоминания   изучаемого материала   –   непроизвольные   и   произвольные,   логические   и   механические, опосредованные   (жесты,   знаки,   символы,   опорные   сигналы)   и   непосредственные. Организуется   деятельность   детей   с   этим   языковым   материалом,   развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза, формируются языковые обобщения, совершенствуется мышление детей младшего школьного возраста. Анализ  закономерностей   овладения   знаковыми   средствами       в  возрастном периоде   от   6   до   7   лет   был   проведен   Д.Б.   Элькониным.   Он   пишет:   «Каждый возрастной   период   характеризуется   специфической   формой   их   использования. Непосредственное, неосознанное использование знаков и символов наблюдается уже в   раннем   возрасте.   Совершенно   новый   этап   в   развитии   символической   функции наступает с переходом к их сознательному, произвольному употреблению». В исследовании Д.Б. Эльконина была использована методика «Пиктограмма». В данной методике школьнику предлагалось запомнить ряд слов и словосочетаний, используя рисунки для запоминания. Выяснилось, что дети младшего школьного возраста способны  сознательно использовать  символические  визуальные  средства для управления собственными психическими процессами. Употребление символа­ 16 сигнала   помогало   школьникам   воспроизводить   определенные   лексические   или грамматические конструкции. Создание образно­символических форм, которые используются  в обучении лексике и грамматике (например, существительное – это треугольник, глагол – это круг) имеет особое значение в раннем обучении иностранному языку, потому что в этом возрасте у детей лучше развито наглядно­образное мышление. Технология   работы   с   визуальными   опорами   определяется   содержанием учебно­методического   комплекса,   задачами   конкретного   урока:   она   должна соответствовать общей методической системе, принятой авторами данного учебно­ методического комплекса. В зависимости от характера изучаемого материала, целей и задач урока, этапа работы над темой на уроках можно использовать упражнения с опорами­символами. Рассмотрим примеры работы с визуальными опорами на уроке английского языка в младших классах:  1)  2)  вопросно­ответная работа по отдельным опорам­символам; сопоставление изображения с фактами из своей жизни, жизни своих друзей, родственников; 3)   высказывание своего отношения к изображаемому на визуальной опоре (что 4)  понравилось, что не понравилось); воссоздание всего сюжета по отдельным эпизодам, изображенным на опоре­ символе; составление рассказов от третьего лица; составление диалогов; составление рассказа от лица одного из персонажей; 5)  6)  7)  8) подтверждение правильных утверждений и опровержение неверных утверждений; 9)  организация беседы по изучаемой теме с использованием опор­символов. Для выражения коммуникативного намерения, говорящего используются на уроках   английского   языка   художественные   опоры­символы.   Данные   средства наглядности облегчают изучение, например, английских глаголов, помогают быстрее понять и запомнить значения. На занятиях для лучшего запоминания и образования ассоциаций   можно   использовать   дифференциацию   лексики   по   семантическому признаку. Так, все зимнее, холодное можно обозначить снежинкой, а все летнее жаркое – солнцем. Применение   художественных   опор­символов   облегчает   изучение   темы,   к примеру «Погода». Weather rainy snowy sunny frosty 17 Использование художественных опор­символов способствует осмыслению и быстрому запоминанию английских слов, стихотворений, диалогов. Использование   опор­символов   предполагает   активную   мыслительную деятельность младших классов, в основе которой лежит единство аналитической и синтетической форм мышления. Символические опоры помогают школьникам на начальном этапе обучения быстро вспоминать заученные слова, фразы, небольшие предложения, корректно и грамотно использовать их в речи. Важно помочь детям на начальном этапе упорядочить мысли, внести ясность в   решение   поставленной   коммуникативной   задачи.   Большую   роль   в   разрешении данной проблемы играет использование смысловых опор. Определяя цели опор в процессе развития иноязычных речевых навыков и умений. И.А. Зимняя выделяет такую, как «создание смысловой опоры заданностью логической последовательности и объекта высказывания» для построения всей цепи высказывания» [7, с. 154]. Использование   опор­символов   на   уроках   английского   языка   в   начальных классах позволило достичь следующие цели: 1) вовлечь   в   работу   большое   число   школьников,   организовать   коллективную деятельность, наиболее ярко отражающую особенность предмета «иностранный язык», коммуникативную направленность; внести   разнообразие   в   учебный   процесс,   наглядно   представить   то,   о   чем говорится в той или иной ситуации; научить   учащихся   самостоятельно   отвечать   на   поставленные   вопросы   по тексту, используя опоры­символы; индивидуализировать работу школьников на уроке, предложив им использовать опоры разной сложности. 2) 3) 4) Таким образом, можно сделать вывод, что говорение на английском языке представляет большую трудность для учащегося, так как оно связано с выбором того, что сказать и как правильно сказать. Формирование и дальнейшее развитие этого   сложного   умения   должно   протекать   с   использованием   визуальных   опор, которые   могут   быть   связаны   с   содержанием   и   формой   изложения.   В   силу возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста, а также   уровня   владения   ими   учебным   материалом,   предпочтительно   применение разных видов визуальных опор.  Следует также подчеркнуть, что любые визуальные опоры, несмотря на их характер,   разнообразие   и   выполняемых   функций,   создают   смысловую   и содержательную   основу   при   обучении   говорению,   способствуют   мотивации младших школьников к выражению своих собственных мыслей, а также влияют на самостоятельность   и   творческий   характер   высказывания.   Необычные   опоры­ символы,   вызывая   интерес   учащихся,   побуждают   их   к   творческому   труду, развивают   внимание,   способствуют   запоминанию   и   переводу,   долговременную память языковых и речевых форм. Визуальные опоры облегчают процесс учения, вскрывают   потенциальные   возможности,   вселяют   в   детей   уверенность,   создают психологический комфорт, воспитывают дисциплину мысли и труда. Широкое использование визуальных опор в целом способствует повышению эффективности процесса овладения английским языком. 18 Заключение  Теоретический   анализ   трудов   отечественных   и   зарубежных   ученых   и педагогов позволили утверждать, что применение визуальных опор на уроках играет важную   роль   в   процессе   обучения   английскому   языку   в   начальной   школе. Визуальная   наглядность   является   необходимой   частью   учебно­воспитательного процесса.   Использование   визуальных   средств   обучения   многофункционально: 19 способствует   обучению   устной   речи,   развивает   мышление   и   творческое воображение детей, повышает их интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание учащегося. Учителю   необходимо   использовать   различные   виды   визуальных   опор, соответствующих возрасту и психологическим особенностям младших школьников, наряду с другими дидактическими приемами.  Применение   визуальных   опор   способствует   повышению   мотивации   и продуктивности на уроках иностранного языка.  Применение различных видов визуальных опор на уроках английского языка способствует формированию лексических навыков говорения младших школьников. Литература 20 1. Ахманова   О.С.   Словарь   лингвистических   терминов   /   Под   ред.   О.С. Ахманова. – М.: Ком­книга, 2005. – 422 c. 2. Биболетова М.З., Денисенко О.А.  Enjoy  English  ­2 (Part  2): Учебник англ.   яз.   для   начальной   школы   (4   класс)   /   М.З.   Биболетова,   О.А.   Денисенко.   – Обнинск: Титул, 2009. – 160 с. 3. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с. 4. Беляев   Б.В.   Психологические   вопросы   наглядности   обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. – М.: 2006. ­165 с. 5. Бим   И.Л.   Теоретические   основы   методики   обучения   иностранным языкам в средней школе / И.Л. Бим. – М.: Педагогика, 2005. ­455 с. 6. Зимняя   И.А.   О   слуховой   и   зрительной   наглядности   в   обучении иностранному языку // Проблемы зрительной и слуховой наглядности / И.А. Зимняя. – М., 2006. – 200 с. 7. Зимняя   И.А.   Психологические   аспекты   обучения   говорению   на иностранном языке / И.А. Зимняя. – М., 2007. ­150 с. 8. Иванова Е.Ф. Опоры в обучении иностранным языка / Е.Ф. Иванова – Улан­Удэ: изд­во Бурятского госуниверситета, 2005. – 156 с. 9. Колкова   М.К.   Обучение   иностранным   языкам   в   школе   и   в   вузе: Методическое пособие / М.К. Колкова. – СПб.: Каро, 2006. ­235 с. 10. Мильруд Р.П. Английский язык. Рабочие программы. 2­4 классы: для учителей   общеобразовательных   учреждений   и   школ   с   углубленным   изучением английского языка / Р.П. Мильдруд, Ж.А. Суворова. – М.: Просвещение, 2011. – С. 4­27. 11. Мильруд   Р.П.   Современные   концептуальные   принципы коммуникативного обучения иностранному языку / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. ­ 2009. ­ №5. – С. 9­11. 11. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2012. –  464 с. 21 12. Пассов Е.И. История методики. Часть 1: учебное пособие /  Под ред. Е.И. Пассова, Е.С.Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «ИнтерЛингва», 2007. ­ № 20. ­ 40 с. 13. Пассов Е.И. История методики. Часть  II: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерменгва», 2007. ­ № 21. ­ 60 с. 14. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. М.: Наука. 2007. ­ 450 с. 15. Пассов   Е.И.   Обучение   говорению   на   иностранном   языке:   Учебное пособие.   /   Под   редакцией   Е.И.   Пассова,   Е.С.   Кузнецовой.   –   Воронеж:   НОУ «ИнтернетЛингва», 2007. ­ 40 с. 16. Пассов   Е.И.   История   методики.   Часть  II:   учебное   пособие   /   Е.И. Пассов. / Под ред. Е.И. Пассова, Е.Е. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «ИнтерЛингва», 2007. ­ № 21. ­ 40 с. 17. Попова   Э.И.   Опорная   схема   как   средство   обучения   устному монологическому   высказыванию   в   начальной   школе   (на   материале   английского языка) / Э.И. Попова. – Иркутск, 2008. – 224 с. 18. Примерные программы общего образования. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012 (Серия «Стандарты второго поколения»). – 96 с. 19. Рабинович Ф.М. К проблеме опор при развитии экспрессивных форм речи // Иностранные языки в школе, 2010. ­ № 5. – С. 20­25. 20. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М., 2007. – 244 с. 21. Тер ­ Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация /  С.Г. Тер ­ Минасова. – М.: МГУ, 2006. – 295 с. 22. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной   общеобразовательной   школе:   Учебное   пособие   для   студентов педагогических колледжей (Под редакцией В.М. Филатова) /  Серия «Среднее профессиональное образование» ­ Ростов н /Д: «Феникс», 2005. – 416 с. 22 23. Царькова В.Б. Классификация опор в целях развития речевого умения / Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. – Воронеж, 2009. ­ С. 3­28. 24. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексической и грамматической   сторонам   говорения   на   уроках   английского   языка   в   начальной школе   //   Педагогические   технологии   в   средней   общеобразовательной   школе: проблемы и перспективы. – М.: ИОСО РАО, 2009.  –  С. 61­63. 25. Чудинова Е.В. Использование иллюстративной наглядности на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе, 2010. ­ №8. – 35 с. 26. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2007. – 223 с.                  27.         Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное   пособие   для   преподавателей   и   студентов.   2­е   изд.,   испр.   и   доп./   А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2007. ­ 480 с.           28.       Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching: Draft 1 of Framework Proposal. –Strasbourg: Council of Europe Press, 2008, ­ 205 p. 23 Логико­синтаксические схемы по теме «Мир вокруг меня» Приложение 1 Логико­синтаксическая   схема   ­   это   структурная   схема   программы речевого высказывания. Our school I like  to go to school I study at school number 15 I am fond of… I like my school very much My favourite subject is… There are many classrooms in our school  I study at school  number 15 My favorite  subject is… Our school There are many  classrooms in our school 1. I’d like to tell you about my school. 1.  My favorite subject is... 2. Our school is the best. 3. We study English, Russian and History. 4. I like to write and speak English. 5. My friends like to sing songs. 6. Our teacher likes to ask many questions. 24 Продолжение приложения 1 My favourite day My favourite day of the week is…. Thursday    Monday      Friday          Saturday          Sunday               My favourite season   It’s           in … 25 Логико­смысловые схемы по теме «Моя школа» Приложение 2 In the English lesson we have to… read stories play games sing English sing  songs learn English words by heart OUR SCHOOL My classroom A board A video A desk My favorite subjects PE Maths Reading My bag My favorite A pen A rubber A dictionary holiday spring summer winter 26 Приложение 3 Изобразительные опоры по теме «Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности» 1. Предметные картинки по теме «Our school» school teacher chair books desk 2.Тематические картинки для описания 3. Лексическая таблица 27 4.Грамматическая таблица Our classroom  a map    maps Приложение 4 на определение уровня словарного запаса учащихся 4 класса Тест № 1 1. Circle the word that is different. 1) house tent bear 2) book girl boy 3) bird flower tree 4) drive a taxi go to school go home 2. Circle.     ENGLISHTEACHERRPUPILSCHOOL 3. Read and write answers for you. Hello. I am Ann. Please answer my questions 1)   My   favourite   colour   is   red.   What   is   your   favourite colour?  My favourite colour is… 28 2) My favourite drink is tea. What is your favourite drink? My favourite drink is… 3) My favourite animal is a cat. What is your favourite animal? 4. Read and find 8 mistakes. Then write the correct words. always teacher pizza go food get up drink driver I am a teacher. Every morning I  go to sleep at seven o’clock. I have breakfast. Then I give my sheeps some  balls. They  like  a lot of water. At three o’clock I jump my tractor. I like to swim to a restaurant with my Friends. My favourite food is river. I never go to sleep early. Тест № 2 Приложение 5 на определение уровня речевой компетенции учащихся и их прогресс за время обучения лексическим навыкам 1. Circle the word that is different. The weather Today is… rainy windy sky Monday Tuesday Pen The shop bread carrots table 2. Match. 1) play games 2) play football a                     b 29 c                 3) read books 3. Choose and write. singer songs Taxi children pilot plane taxi driver teacher 1) She is a Taxi driver. She driver a taxi. Продолжение приложения 5 2) She is a 3) He is a ... She teaches… ... ... He flies a…. 5) 4. Tick () for you. Then write. What do you do at school? 1) see  friends       We… 2) play with our friends      We… 3) speak English     We…    4) read books     We… 5. Write. 30  1.     apples.         liked   We…         We           red 2.     It         very      good         was         a        song! 3.     Did        Ted?         see                    you 4.     She      is            going         songs.               to sing    It…   Did…   She’s...

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017