Обучение русскому языку и литературе учащихся с ОВЗ (на примере детей, страдающих ДЦП и РАС)
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Обучение русскому языку и литературе учащихся с ОВЗ (на примере детей, страдающих ДЦП и РАС)

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Презентации учебные +1
doc
русская литература +1
5 кл—6 кл
13.01.2017
презентация-сопровождение

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

статья.doc
Государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования Ростовской области Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Итоговая работа на тему: Обучение русскому языку и литературе детей с ОВЗ (на примере учащихся с ДЦП и РАС) Подготовила: учитель русского языка и литературы ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа­интернат № 28» Шевченко Татьяна Олеговна Руководитель: доцент кафедры филологии и искусств Андреева Ольга Сергеевна Ростов­на­Дону 2016 год Содержание: Введение. Актуальные проблемы специального образования детей с ОВЗ.............................................2 I. Специфика обучения русскому языку в Центре Дистанционного Образования детей­инвалидов....3 Заключение. Практическая значимость работы.........................................................................................9 Список использованной литературы.........................................................................................................10 Введение. Актуальные проблемы специального образования детей с ОВЗ. Мы живём в мире с неуклонно растущим числом детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Сегодня только в России проживает более двух миллионов таких детей. Около семисот тысяч из них являются детьми­инвалидами, то составляет около   восьми   процентов   от   общего   числа   детей.   Проблема   специального (коррекционного)   образования   является   не   только   актуальной,   но   жизненно необходимой для многих из них. Кто же они, дети с ОВЗ и дети­инвалиды? Это    лица   в   возрасте   до   18   лет, нуждающиеся в особых условиях реализации образовательного процесса в виду нарушений   физического   и   (или)   психического   здоровья   и   развития,   носящих постоянный  или   временный   характер.  Особые   условия   являются   комплексом, направленным на достижение реализации конституционных прав и свобод ребёнка с ОВЗ.   В   этот   комплекс   входят:   услуги   по   реабилитации,   специальные   программы, учебные пособия, технологии и методики по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Дети­инвалиды – это лица, не достигшие 18 лет, имеющие серьёзные   расстройства   физического   или   психического   здоровья,   чаще   всего постоянного   характера,   возникшие   вследствие   заболевания   или   травмы.  Что обуславливает жизненные ограничения различной степени тяжести. И требует ряда мер социальной защиты данных лиц.  I. Специфика обучения русскому языку в Центре Дистанционного Образования детей­инвалидов. Ростовская   санаторная   школа­интернат   №   28   является   специальным коррекционным   образовательным   учреждением,   в   котором   созданы   условия   для обучения детей с ОВЗ. Специфической   особенностью   школы   является   создание   специальных   условий как для обучения по общеобразовательным программам, так и для лечения детей со сколиотической болезнью. В ней проходят реабилитацию и обучаются более двухсот учеников из Ростова­на­Дону и Ростовской области.  Также на базе школы в 2010 году создан Центр Дистанционного Образования. В нём проходят обучение более пятисот детей­инвалидов с различными заболеваниями, среди которых наиболее часты ДЦП и аутизм.  ДЦП (детский церебральный паралич) – это заболевание, возникающее при поражении   мозга   ребёнка   во   время   беременности,   в   процессе   родов   или младенчестве.   Оно   проявляется   в  нарушении   работы   двигательной   системы   и неестественных   положениях   тела,   принимаемых   больным.   Данные   функции мозга, как правило, стабильны, им не свойственно ни ухудшение, ни улучшение.  Аутизм – специфическое расстройство психики, для которого характерно нарушение   развития   возможностей   коммуникационных   связей   с   другими личностями.   Часто   встречается   размытие   грани   между   реальностью   и   миром фантазий,   событиями   прошлого   и   настоящего.  Аутизму   больше   подвержены мальчики, у которых он встречается в несколько раз чаще, чем у девочек. Заболевание достаточно распространённое и по оценке современной науки охватывает примерно 0.1­0.2 процента новорождённых.  Каждая из этих двух групп детей имеет свою специфику в изучении русского языка и литературы: I.1. Основные направления обучения детей с ДЦП. Серьёзной   проблемой   при   обучении   детей   с   ДЦП   русскому   языку   является сложность овладения навыками письма. В связи с характерной плохой хватательной функцией   кисти   дети   пишут   буквами   разного   размера,   знаки   часто   располагаются неравномерно в одной строке. Ребёнок не может поддерживать темп письма, быстро устаёт, ему необходимы небольшие паузы для отдыха пальцев. Зачастую требуются специальные накладки на тетради для фиксации руки или помощь взрослого, который будет придерживать руку. Устные   ответы   для   ребёнка   затруднительны,   что   связано   с   различными нарушениями речи. Обычно учащиеся стараются свести ответ к шаблонным фразам, требующим минимальных языковых ресурсов. Часто требуется дополнительное время на подготовку и формулирование ответа. Во время урока рекомендуется использовать различные виды устных опросов, например: * ответ по предложенному плану (кораблик – это имя существительное, потому что... Это слово обладает следующими морфологическими признаками …), * рассказ от лица героя произведения Также   учителю­словеснику   следует   помнить,   что   спецификой   учеников   с расстройствами   опорно­двигательного   аппарата   является   любовь   к   наглядным материалам таким, как: схемы, рисунки, картинки. Использование подобных средств является неотъемлемым элементом современного урока. Так   как   ребёнок   данной   категории   большую   часть   времени   находится   в замкнутом   пространстве,   многие   стандартные   темы   для   сочинений   и   изложений, вызывают   серьёзные   проблемы.   Учащийся   может   совершенно   не   представлять,   как выглядит   лес   зимой   или   отдых   у   родственников   в   деревне.   Из   этого   следует необходимость   подстраивать   темы   подобных   работ   под   особенности   ученика. Например, предложив следующие темы:  * Моя семья * Моя любимая игрушка * Прогулка во дворе Обязательным   условием   успешного   выполнения   подобных   заданий   является составление подробного плана, опорного конспекта. Словарная работа является неотъемлемым элементом уроков русского языка. В связи   с  тем,  что   дети   обычно   очень   ограничены   в  перемещении   и   редко   покидают помещения, их словарный запас сильно ограничен. Данный вид работы представляет собой набор упражнений, помогающих ребятам усвоить нормы русского литературного языка   (лексические,   грамматические,   орфоэпические).   На   уроках   необходимо придерживаться следующей модели работы над словом: 1.   Прочитай   слово   про   себя,   проставь   в   нём   ударение   (если   затрудняешься,   тебе поможет орфоэпический словарь). Теперь прочти это слово вслух 2. Попробуй самостоятельно определить значение слова 3.   Теперь   давай   прочитаем   значение   слова   в   толковом   словаре.   Правильно   ли   ты самостоятельно определил значение этого слова? Однозначное или многозначное это слово? 4. Выдели орфограммы (места, где можно сделать ошибку) в этом слове. Подбери проверочное слово 5.   Составь   с   этим   словом   три   словосочетания   и   одно   простое   распространённое предложение Учащиеся очень любят задания по типу «дешифровшик». Благодаря подобным упражнениям, уроки перестают быть скучными и ребята с интересом работают (см. приложение). При обучении чтению, учителю следует помнить, что особенностью учащихся с серьёзными двигательными патологиями является сложность фокусировки ребёнка на одной строке книги, в результате чего ученик соскакивает при чтении с одной строки на   другую   и   теряет   общий   смысл   фразы.   В  связи   с   этим   желательно   использовать специальные накладки с прорезями, благодаря которым можно фиксировать рабочую строку.   В   некоторых   случаях   учителю   следует   маркировать   тот   фрагмент   текста, который учащемуся предлагается прочитать. Формирование навыков бегло читать «про себя»,   воспринимать   смысл   прочитанного   и   выразительно   читать   вслух   являются основными задачами уроков литературы. Наиболее удобные способы работы: * создание различных «копилок» * составление «паспорта» литературного героя * составление рассказов и сказок по опорным словам (вопросам) Благодаря   урокам   русского   языка   и   литературы   дети   с   ДЦП   формируют следующие умения: * выразительное чтение и понимание смысла текста; * определение основной мысли и темы текста; * определение типа текста и его стилистической принадлежности; * навык разбить текст на абзацы; * определение микротем и нахождение ключевых слов и выражений; * подробный пересказ текста при сохранении норм русского литературного языка; * оценка речевой ситуации, определение темы и основной мысли высказывания; * планирование содержания высказывания; * построение высказывания на заданную тему и его воспроизведение с соблюдением норм русского литературного языка; I.2 Основные направления обучения русскому языку и литературе детей с РАС. Наиболее яркими проявлениями расстройства аутистического спектра личности (аутизма) является:  ­   стереотипность   поведения   и   мышления,   стремление   сохранять   неизменными своё окружающее пространство и привычный порядок, неприятие любых изменений в условиях жизни. Привязанность к определённым интересам и объектам. ­ проблемы развития социальных взаимодействий с другими личностями Интеллектуальное   развитие   большей   части   таких   детей   неравномерно:   при хорошей механической памяти, внимательности к деталям и зрительном восприятии, эти учащиеся часто не понимают общего смысла фразы, воспринимают устную речь фрагментарно   и   при   пересказе   пользуются   заученными   фразами,   не   всегда   хорошо понимая их смысл.  В   общении   с   ребёнком­аутистом   необходимо   выражаться   как   можно   яснее. Использовать простые для понимания слова, по возможности не использовать в диалоге частицу   НЕ.   Повышение   голоса   недопустимо,   так   как   может   вызвать   страх   и беспокойство у ученика. Желательно говорить ровно и спокойно. Любой громкий звук, яркий   свет,   запах,   прикосновение   могут   вызвать   раздражение   или   потерю концентрации.  При работе с детьми с РАС желательно минимизировать тестовую часть заданий. В   связи   с   особенностями   психики   детям   с   данным   заболеванием   обычно   проще ответить на конкретный вопрос, чем делать выбор из нескольких вариантов. Это может вызвать широкий спектр негативных эмоций вплоть до панического страха и агрессии. Ученики данной категории часто одержимы определённой темой, переключившись на которую ребёнок легко забывает о данном ему задании. Им не учитываются интересы собеседника,   его   собственные   интересы   закольцованы   в   схеме,   где   он,   задавая одинаковые вопросы, ждёт неизменных ответов, проговаривает одно и то же, ищет одни и те же поводы для радости.  Важно помнить об индивидуальном ритме работы с такими детьми, при котором им требуются небольшие паузы, связанные с высокой  психической пресыщаемостью и невозможностью длительной концентрации на предмете.   Серьёзным фактором в работе с аутистами является их нежелание преодолевать самые   незначительные   трудности.   Самая   небольшая   может   стать   причиной поведенческих   проблем.   Урок   должен   состоят   из   одинакового   набора   структурных элементов   (например:   выполнение   домашнего   задания,   подача   нового   материала, самостоятельная   работа,   объяснение   домашнего   задания).   В   которые   со   временем могут   постепенно   вводиться   новые   элементы,   например   работа   с   проектом. Желательно подводить итог каждого урока в форме выписывания опорных фраз из содержания нового материала, для дополнительной концентрации на нём.  Так как детям с РАС обычно необходимо проговаривать свои действия вслух, важно научить их делать это не мешая окружающим.  При обучении ребёнка с аутизмом крайне важно иметь в виду необходимость всегда держать наготове образец для использования на уроке. Алгоритм выполнения упражнения по русскому языку 1. Внимательно прочитай задание к упражнению. 2. Сформулируй, что именно нужно сделать 3. Аккуратно перепиши текст упражнения в тетрадь. 4. Выдели изучаемую орфограмму (подчеркни основу в каждом предложении). 5. Расставь где это необходимо пропущенные знаки препинания. 6. Выполните дополнительные задания (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разборы). 7. Похвали себя. Не менее важными для развития детей с аутизмом являются уроки литературы. Эти занятия помогут учащемуся понять свой внутренний мир, а также чувства другого человека.   Ведь   изучая   произведения   сначала   детской,   а   затем   и   классической литературы, ребёнок постепенно осваивает неоднозначность причин поведения людей, различие их внутреннего мира и внешнего поведения. Заключение. Практическая значимость работы. Главной целью при обучении детей с ОВЗ – является максимально возможная адаптация   детей   в   обществе.   Изучение   русского   языка   и   литературы   способствуют повышению уровня развития речи и общей социализации ребёнка. При работе с детьми с ОВЗ ключевыми направлениями являются: * увеличение словарного запаса; * формирование навыков построения связного высказывания; * коррекция нарушений принципов построения речи; * развитие навыков внимания, памяти, мышления Советы педагогу, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: * Такие дети особенно ранимы и чувствительны к критике; * Во время разговора дайте ребёнку завершить свой ответ; * Не забывайте о похвале и поощрении даже небольшого успеха; * Все дети чувствительны к ласке и заботе, эти не исключение. * В диалоге важны зрительный контакт, внимание, тихая и спокойная речь. Список использованной литературы. 1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб: Изд­во «Питер», 2000. (Серия «Учебник нового века»). 2. Глухов В. П. Психолингвистика: учебник для факультетов специальной педагогики и психологии педагогических и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов‒ практиков. – М.: В. Секачев, 2014. 3. Забрамная С. Д. Психолого­педагогическая диагностика умственного развития  детей: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун­тов/ С. Д. Забрамная. – М.:  Просвещение, 1995 4. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьнчук Л. В. Детский аутизм: диагностика и  коррекция: учеб. пособие. – СПб.: Дидактика плюс, 2004 5. Каченосов В. А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. – СПб.: Элби­СПБ, 2005 6. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. \\ под ред. Н. М.  Назаровой. – М.: Академия, 2007. 7. Хромов Н. И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ.  пособие / Н. И. Хромов. – 2­е изд. – М.:
скачать по прямой ссылке