В статье рассматриваются подходы по обучению стратегиям смыслового чтения на уроках биологии. Как современный учитель, я осознаю важность обучения стратегиям смыслового чтения для достижения планируемых образовательных результатов, я владею конкретными навыками в этой области и систематически применяю их на практике.
Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках
биологии.
Как современный учитель, я осознаю важность обучения стратегиям
смыслового чтения для достижения планируемых образовательных
результатов, владею конкретными навыками в этой области и систематически
применяю их на практике.
Согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту, навыки смыслового чтения отнесены к метапредметным
результатам освоения ООП ООО, при этом важно понимать, что обучение
навыкам смыслового чтения не является самоцелью, когда речь идет о
применении стратегий данной технологии для восприятия прежде всего
учебного текста.
Для обучения стратегиям смыслового чтения наиболее удобны те
учебные тексты, в заголовках которых указаны темы, так как это позволяет
провести все эти этапы осмысления текста до чтения текста – выражение
гипотез о возможных проблемах; во время чтения – сверку ожиданий с
реальным содержанием текста; после чтения – принятие решения о
достаточности / недостаточности имеющейся в тексте информации для
решения той учебно – практической или учебно – познавательной задачи, ради
которой этот текст прочитан.
Анализируя учебный текст на предмет его возможного использования
для обучения стратегиям смыслового чтения, необходимо обращать
внимание, прежде всего, на следующие моменты:
на те части его содержательности, которые ученик с большой долей
вероятности не сможет освоить посредством привычных действий смыслового
восприятия;
на те места текста, где ученик будет испытывать затруднения потому,
что автор текста никак словесно не обозначил связь предшествующей мысли с
последующей, нарушил логику развития мысли и т.п.;
на то, известна ли ученику та предметная действительность, о
которой идет речь в тексте; на те фрагменты текста, для понимания которых читателю
необходимо иметь определенный социальный, эмоциональный, оценочный и
культурный опыт.
Последовательность действий учителя по подготовке учебного текста
к использованию в уроке для обучения стратегиям смыслового чтения
следующая:
1. Выбор текста, который предполагается предложить ученикам.
2. Чтение текста и вычленение в нем фактуальной, подтекстовой и
концептуальной информации.
3. Определение роли данного текста на уроке.
4. Формирование заданий для работы с текстом до чтения.
5. Выделение в тексте мест остановок во время чтения.
6. Формирование главного смыслового вопроса после чтения.
На этапе предтекстовой деятельности использую на уроках во всех
классах стратегию «Глоссарий», цель которой – актуализация и повторение
словаря, связанного с темой текста.
Суть стратегии: обучающиеся знакомятся с темой текста и списком
слов, которые могут относиться к этой теме. Задача: до чтения – отметить те
слова, которые, с их точки зрения встретятся в тексте; после чтения –
вернуться и переосмыслить тему.
Список слов для текста «Бактерии» по теме «Бактерии» в 5 классе:
примитивные,
неподвижные,
питание,
Жгутики,
цитоплазма, микрометры, ядро, растения.
оболочка,
Солнце,
На этапе «Предтекстовая деятельность» по этой же теме в 5 классе
использую стратегию «Ориентиры предвосхищения», цель которой
актуализация имеющихся знаний, связанных с темой текста. Суть стратегии:
обучающиеся до чтения текста знакомятся с некоторым списком суждений и
отмечают «V» те, с которыми они согласны. После чтения текста
возвращаются к списку и, если мнение об истинности суждений изменилось,
фиксируют это и объясняют свое решение.
До чтения
Суждения
После чтения
1.Дыхание у бактерий аэробное и
анаэробное.
2.Роберт Кох открыл «палочку Коха».
3.Бактерии способны развиваться притемпературе от 2 до +75.
4.Для бактерий губительны солнечные
лучи.
5.Бактерии размножаются каждые 20
минут.
6. Чтобы уничтожить бактерии, на них
необходимо действовать паром 20 минут
при температуре +120 градусов.
На этапе текстовой деятельности использую стратегию
«Преобразование информации. Цель использования данной стратегии –
выявление во время чтения информации, актуальной для решения исходной
учебно – практической или учебно – познавательной задачи. Суть стратегии:
обучающимся предлагается учебно – практическая или учебно –
познавательная задача и при необходимости речевые формулы
преобразования актуальной для решения этой задачи информации,
содержащейся в тексте.
Задача, которая ставится на уроке биологии в 5 классе по теме
«Строение и жизнедеятельность бактерий следующая: найти в тексте
параграфа (источник текста – Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.:
учеб. для образовательных учреждений / В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2013 –
с.141).
Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что …
2. Бактерии, имеющие округлую форму, называются …
3. Клетки, в которых отсутствует ядро …
4. Бациллами называют бактерии, у которых …
5. Бактерии размножаются путем …
6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из
неорганических …
На этапе послетекстовой деятельности рекомендую использовать
стратегию «Вопросы после текста».
Цель: выявление после чтения текста содержащейся в нем информации
разного типа: явной или скрытой. Суть стратегии: обучающимся
предъявляются вопросы, которые надо рассортировать в зависимости от того,
об информации какого типа (явной, скрытой, отсутствующей в тексте) в них
запрашиваются.На уроке биологии в 6 классе по теме «Лишайники» обучающимся
предлагается работа с текстом «Необычные растения».
Возможные вопросы для работы с текстом.
1. Как называется книга К.А. Тимирязева?
2. Где чаще всего встречаются лишайники?
3. Какие лишайники самые прихотливые?
4. Почему лишайники растут там, где другие растения
5. Почему они могут жить в пустыне?
6. Для каких организмов, кроме лишайников, характерен анабиоз?
7. Что такое анабиоз?
8. Где могут селиться лишайники?
9. Почему у лишайников низкая скорость роста?
10.Почему лишайники не растут в городе?
11.Во сколько раз увеличивается масса тела лишайника после дождя?
12.Чем является дождь для лишайников?
Предлагаемые в моей статье подходы являются только основой для
самостоятельного творчества учителей по обучению стратегиям смыслового
чтения на уроках биологии. Их можно расширять и дополнять.