Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 30.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются подходы по обучению стратегиям смыслового чтения на уроках биологии. Как современный учитель, я осознаю важность обучения стратегиям смыслового чтения для достижения планируемых образовательных результатов, я владею конкретными навыками в этой области и систематически применяю их на практике.
Иконка файла материала Выступление Марины Николаевны.docx
Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии. Как современный учитель, я осознаю важность обучения стратегиям смыслового   чтения   для   достижения   планируемых   образовательных результатов, владею конкретными навыками в этой области и систематически применяю их на практике. Согласно   Федеральному   государственному   образовательному стандарту,   навыки   смыслового   чтения   отнесены   к   метапредметным результатам освоения ООП ООО, при этом важно понимать, что обучение навыкам   смыслового   чтения   не   является   самоцелью,   когда   речь   идет   о применении   стратегий   данной   технологии   для   восприятия   прежде   всего учебного текста. Для   обучения   стратегиям   смыслового   чтения   наиболее   удобны   те учебные тексты, в заголовках которых указаны темы, так как это позволяет провести все эти этапы осмысления текста до чтения текста – выражение гипотез   о   возможных   проблемах;   во   время   чтения   –   сверку   ожиданий   с реальным   содержанием   текста;   после   чтения   –   принятие   решения   о достаточности   /   недостаточности   имеющейся   в   тексте   информации   для решения той учебно – практической или учебно – познавательной задачи, ради которой этот текст прочитан. Анализируя учебный текст на предмет его возможного использования для   обучения   стратегиям   смыслового   чтения,   необходимо   обращать внимание, прежде всего, на следующие моменты: ­ на те части его содержательности, которые ученик с большой долей вероятности не сможет освоить посредством привычных действий смыслового восприятия; ­ на те места текста, где ученик будет испытывать затруднения потому, что автор текста никак словесно не обозначил связь предшествующей мысли с последующей, нарушил логику развития мысли и т.п.; ­   на   то,   известна   ли   ученику   та   предметная   действительность,   о которой идет речь в тексте;­   на   те   фрагменты   текста,   для   понимания   которых   читателю необходимо иметь определенный социальный, эмоциональный, оценочный и культурный опыт. Последовательность действий учителя по подготовке учебного текста к   использованию   в   уроке   для   обучения   стратегиям   смыслового   чтения следующая: 1. Выбор текста, который предполагается предложить ученикам. 2. Чтение текста и вычленение в нем фактуальной, подтекстовой  и концептуальной информации. 3. Определение роли данного текста на уроке. 4. Формирование заданий для работы с текстом до чтения. 5. Выделение в тексте мест остановок во время чтения. 6. Формирование главного смыслового вопроса после чтения. На  этапе  предтекстовой деятельности  использую на уроках во всех классах стратегию «Глоссарий», цель которой – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Суть стратегии: обучающиеся знакомятся с темой текста и списком слов, которые могут относиться к этой теме. Задача: до чтения – отметить те слова,   которые,   с   их   точки   зрения   встретятся   в   тексте;   после   чтения   – вернуться и переосмыслить тему. Список слов для текста «Бактерии» по теме «Бактерии» в 5 классе:   примитивные,   неподвижные,   питание, Жгутики, цитоплазма, микрометры, ядро, растения.   оболочка,   Солнце, На этапе «Предтекстовая деятельность» по этой же теме в 5 классе использую   стратегию   «Ориентиры   предвосхищения»,   цель   которой актуализация имеющихся знаний, связанных с темой текста. Суть стратегии: обучающиеся до чтения текста знакомятся с некоторым списком суждений и отмечают   «V»   те,   с   которыми   они   согласны.   После   чтения   текста возвращаются к списку и, если мнение об истинности суждений изменилось, фиксируют это и объясняют свое решение. До чтения Суждения После чтения 1.Дыхание   у   бактерий   аэробное   и анаэробное. 2.Роберт Кох открыл «палочку Коха». 3.Бактерии   способны   развиваться   притемпературе от ­2 до +75. 4.Для   бактерий   губительны   солнечные лучи. 5.Бактерии   размножаются   каждые   20 минут. 6.   Чтобы   уничтожить   бактерии,   на   них необходимо действовать паром 20 минут при температуре +120 градусов. На   этапе   текстовой   деятельности   использую   стратегию «Преобразование   информации.   Цель   использования   данной   стратегии   – выявление во время чтения информации, актуальной для решения исходной учебно – практической или учебно – познавательной задачи. Суть стратегии: обучающимся   предлагается   учебно   –   практическая   или   учебно   – познавательная   задача   и   при   необходимости   речевые   формулы преобразования   актуальной   для   решения   этой   задачи   информации, содержащейся в тексте. Задача,   которая   ставится   на   уроке   биологии   в   5   классе   по   теме «Строение   и   жизнедеятельность   бактерий   следующая:   найти   в   тексте параграфа (источник текста – Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для образовательных учреждений / В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2013 – с.141). Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. 1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что … 2. Бактерии, имеющие округлую форму, называются … 3. Клетки, в которых отсутствует ядро … 4. Бациллами называют бактерии, у которых … 5. Бактерии размножаются путем … 6. Бактерии,   способные   образовывать   органические   вещества   из неорганических … На   этапе   послетекстовой   деятельности   рекомендую   использовать стратегию «Вопросы после текста». Цель: выявление после чтения текста содержащейся в нем информации разного   типа:   явной   или   скрытой.   Суть   стратегии:   обучающимся предъявляются вопросы, которые надо рассортировать в зависимости от того, об информации какого типа (явной, скрытой, отсутствующей в тексте) в них запрашиваются.На  уроке биологии в 6 классе по теме «Лишайники» обучающимся предлагается работа с текстом «Необычные растения». Возможные вопросы для работы с текстом. 1. Как называется книга К.А. Тимирязева? 2. Где чаще всего встречаются лишайники? 3. Какие лишайники самые прихотливые? 4. Почему лишайники растут там, где другие растения 5. Почему они могут жить в пустыне? 6. Для каких организмов, кроме лишайников, характерен анабиоз? 7. Что такое анабиоз? 8. Где могут селиться лишайники? 9. Почему у лишайников низкая скорость роста? 10.Почему лишайники не растут в городе? 11.Во сколько раз увеличивается масса тела лишайника после дождя? 12.Чем является дождь для лишайников? Предлагаемые в моей статье подходы являются только основой для самостоятельного творчества учителей по обучению стратегиям смыслового чтения на уроках биологии. Их можно расширять и дополнять.