Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.
Оценка 4.9

Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
биология
5 кл—9 кл
30.09.2019
Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.
В статье рассматриваются подходы по обучению стратегиям смыслового чтения на уроках биологии. Как современный учитель, я осознаю важность обучения стратегиям смыслового чтения для достижения планируемых образовательных результатов, я владею конкретными навыками в этой области и систематически применяю их на практике.
Выступление Марины Николаевны.docx
Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии. Как современный учитель, я осознаю важность обучения стратегиям смыслового   чтения   для   достижения   планируемых   образовательных результатов, владею конкретными навыками в этой области и систематически применяю их на практике. Согласно   Федеральному   государственному   образовательному стандарту,   навыки   смыслового   чтения   отнесены   к   метапредметным результатам освоения ООП ООО, при этом важно понимать, что обучение навыкам   смыслового   чтения   не   является   самоцелью,   когда   речь   идет   о применении   стратегий   данной   технологии   для   восприятия   прежде   всего учебного текста. Для   обучения   стратегиям   смыслового   чтения   наиболее   удобны   те учебные тексты, в заголовках которых указаны темы, так как это позволяет провести все эти этапы осмысления текста до чтения текста – выражение гипотез   о   возможных   проблемах;   во   время   чтения   –   сверку   ожиданий   с реальным   содержанием   текста;   после   чтения   –   принятие   решения   о достаточности   /   недостаточности   имеющейся   в   тексте   информации   для решения той учебно – практической или учебно – познавательной задачи, ради которой этот текст прочитан. Анализируя учебный текст на предмет его возможного использования для   обучения   стратегиям   смыслового   чтения,   необходимо   обращать внимание, прежде всего, на следующие моменты: ­ на те части его содержательности, которые ученик с большой долей вероятности не сможет освоить посредством привычных действий смыслового восприятия; ­ на те места текста, где ученик будет испытывать затруднения потому, что автор текста никак словесно не обозначил связь предшествующей мысли с последующей, нарушил логику развития мысли и т.п.; ­   на   то,   известна   ли   ученику   та   предметная   действительность,   о которой идет речь в тексте; ­   на   те   фрагменты   текста,   для   понимания   которых   читателю необходимо иметь определенный социальный, эмоциональный, оценочный и культурный опыт. Последовательность действий учителя по подготовке учебного текста к   использованию   в   уроке   для   обучения   стратегиям   смыслового   чтения следующая: 1. Выбор текста, который предполагается предложить ученикам. 2. Чтение текста и вычленение в нем фактуальной, подтекстовой  и концептуальной информации. 3. Определение роли данного текста на уроке. 4. Формирование заданий для работы с текстом до чтения. 5. Выделение в тексте мест остановок во время чтения. 6. Формирование главного смыслового вопроса после чтения. На  этапе  предтекстовой деятельности  использую на уроках во всех классах стратегию «Глоссарий», цель которой – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Суть стратегии: обучающиеся знакомятся с темой текста и списком слов, которые могут относиться к этой теме. Задача: до чтения – отметить те слова,   которые,   с   их   точки   зрения   встретятся   в   тексте;   после   чтения   – вернуться и переосмыслить тему. Список слов для текста «Бактерии» по теме «Бактерии» в 5 классе:   примитивные,   неподвижные,   питание, Жгутики, цитоплазма, микрометры, ядро, растения.   оболочка,   Солнце, На этапе «Предтекстовая деятельность» по этой же теме в 5 классе использую   стратегию   «Ориентиры   предвосхищения»,   цель   которой актуализация имеющихся знаний, связанных с темой текста. Суть стратегии: обучающиеся до чтения текста знакомятся с некоторым списком суждений и отмечают   «V»   те,   с   которыми   они   согласны.   После   чтения   текста возвращаются к списку и, если мнение об истинности суждений изменилось, фиксируют это и объясняют свое решение. До чтения Суждения После чтения 1.Дыхание   у   бактерий   аэробное   и анаэробное. 2.Роберт Кох открыл «палочку Коха». 3.Бактерии   способны   развиваться   при температуре от ­2 до +75. 4.Для   бактерий   губительны   солнечные лучи. 5.Бактерии   размножаются   каждые   20 минут. 6.   Чтобы   уничтожить   бактерии,   на   них необходимо действовать паром 20 минут при температуре +120 градусов. На   этапе   текстовой   деятельности   использую   стратегию «Преобразование   информации.   Цель   использования   данной   стратегии   – выявление во время чтения информации, актуальной для решения исходной учебно – практической или учебно – познавательной задачи. Суть стратегии: обучающимся   предлагается   учебно   –   практическая   или   учебно   – познавательная   задача   и   при   необходимости   речевые   формулы преобразования   актуальной   для   решения   этой   задачи   информации, содержащейся в тексте. Задача,   которая   ставится   на   уроке   биологии   в   5   классе   по   теме «Строение   и   жизнедеятельность   бактерий   следующая:   найти   в   тексте параграфа (источник текста – Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для образовательных учреждений / В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2013 – с.141). Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. 1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что … 2. Бактерии, имеющие округлую форму, называются … 3. Клетки, в которых отсутствует ядро … 4. Бациллами называют бактерии, у которых … 5. Бактерии размножаются путем … 6. Бактерии,   способные   образовывать   органические   вещества   из неорганических … На   этапе   послетекстовой   деятельности   рекомендую   использовать стратегию «Вопросы после текста». Цель: выявление после чтения текста содержащейся в нем информации разного   типа:   явной   или   скрытой.   Суть   стратегии:   обучающимся предъявляются вопросы, которые надо рассортировать в зависимости от того, об информации какого типа (явной, скрытой, отсутствующей в тексте) в них запрашиваются. На  уроке биологии в 6 классе по теме «Лишайники» обучающимся предлагается работа с текстом «Необычные растения». Возможные вопросы для работы с текстом. 1. Как называется книга К.А. Тимирязева? 2. Где чаще всего встречаются лишайники? 3. Какие лишайники самые прихотливые? 4. Почему лишайники растут там, где другие растения 5. Почему они могут жить в пустыне? 6. Для каких организмов, кроме лишайников, характерен анабиоз? 7. Что такое анабиоз? 8. Где могут селиться лишайники? 9. Почему у лишайников низкая скорость роста? 10.Почему лишайники не растут в городе? 11.Во сколько раз увеличивается масса тела лишайника после дождя? 12.Чем является дождь для лишайников? Предлагаемые в моей статье подходы являются только основой для самостоятельного творчества учителей по обучению стратегиям смыслового чтения на уроках биологии. Их можно расширять и дополнять.

Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.

Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.

Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.

Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.

Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.

Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.

Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.

Обучение школьников стратегиям смыслового чтения на уроках биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2019