Обучение технике игры

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В 2010 году исполняется 115 лет с того дня, когда в 1895 году в США преподаватель физической культуры колледжа Уильям Морган предложил игру, которая получила название волейбол (англ. Volleuball – «отбить мяч на лету»). Для игры использовалась резиновая камера, наполненная воздухом, сетка устанавливалась на высоте около 2 м. Мяч подолгу находился в воздухе, поэтому нередко встречался перевод названия игры «летающий мяч», «мяч в воздухе» и др. В 1900 году волейбол выходит за пределы США и приобретает популярность на всех континентах. Современный волейбол – необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это – силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.В 2010 году исполняется 115 лет с того дня, когда в 1895 году в США преподаватель физической культуры колледжа Уильям Морган предложил игру, которая получила название волейбол (англ. Volleuball – «отбить мяч на лету»). Для игры использовалась резиновая камера, наполненная воздухом, сетка устанавливалась на высоте около 2 м. Мяч подолгу находился в воздухе, поэтому нередко встречался перевод названия игры «летающий мяч», «мяч в воздухе» и др. В 1900 году волейбол выходит за пределы США и приобретает популярность на всех континентах. Современный волейбол – необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это – силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.
Иконка файла материала _pptx_14151.pptx
ВОЛЕЙБОЛ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИГРЕ
СОДЕРЖАНИЕ              1.Об игре в волейбол 2.Классификация техники игры 3.Технике игры в нападении 3.1.Стойки и перемещения 3.2.Передача мяча двумя руками сверху 3.3. Подачи мяча 3.4. Атакующие удары 4. Техника игры в защите 4.1. Стойки и перемещения 4.2. Прием подачи 4.3. Прием мяча снизу одной и двумя руками 4.4. Блокирование 5. Список литературы
         В 2010 году исполняется 115 лет с того дня, когда в 1895 году в США  преподаватель  физической  культуры  колледжа  Уильям  Морган  предложил  игру, которая получила название волейбол (англ. Volleuball – «отбить мяч на  лету»).  Для  игры  использовалась  резиновая  камера,  наполненная  воздухом,  сетка устанавливалась на высоте около 2 м. Мяч подолгу находился в воздухе,  поэтому нередко встречался перевод названия игры «летающий мяч», «мяч в  воздухе» и др. В 1900 году волейбол выходит за пределы США и приобретает  популярность на всех континентах. Современный  волейбол – необыкновенно  зрелищная  и  захватывающая  игра.  Это  –  силовая  подача  в  прыжке,  мощные  нападающие  удары  у  сетки  и  с  задней  линии,  виртуозные  защитные  действия  при  блокировании  и  в  поле,  сложные  тактические  комбинации  с  участием  игроков передней и задней линии.             Однако  волейбол  интересен  также  тем,  что  он  удовлетворяет  самые  разнообразные  запросы  и  потребности,  он  существует  в  разных    ипостасях:  игра полными составами (6х6), игра неполными составами (5х5; 4х4; 3х3; 2х2;  1х1),  игра  на  ограниченной  площади,  игра  на  время,  игра  с  ограничением  в  счете, два мяча через сетку, мини­волейбол, пляжный волейбол и др.             Во  время  игры  в  волейбол  создаются  благоприятные  возможности  для  проявления  смекалки,  ловкости,  силы,  быстроты,  выносливости,  волевых  качеств, взаимопомощи и других качеств и свойств личности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ Техника  игры  –  совокупность  приемов  игры  для  осуществления  игровой  и  соревновательной  деятельности  с  целью  достижения  выигрыша,  победы.    Технику  игры  составляют  приемы  и  их  разновидности.  Арсенал  и  разновидности  техники  отражают мастерство волейболиста. Выделяют технику нападения (атаки) и технику  защиты (обороны). Каждый прием игры представляет собой систему взаимосвязанных движений. В приеме  игры  выделяют  три  фазы:  подготовительную,  основную  и  заключительную.  Подготовительная  фаза  включает  в  себя  исходное  положение,  основной  задачей  которого  является  готовность  к  действию.  В  этой  фазе  создаются  наилучшие  условия  для  решения  смысловой  задачи.  В  основной  фазе  осуществляется  взаимодействие  с  мячом.  В  заключительной  фазе  завершается  выполнение  технического приема. Классификация  техники  игры  в  соответствии  с  распределением  приемов  по  целевому  признаку  включает  перемещения,  передачи  мяча,  прием  подачи,  прием­передачи,  подачи,  атакующие  удары,  блокирование.  Для  игры  в  нападении  служат  подачи  (нижние прямая и боковая, верхние прямая и боковая, подача в прыжке); передачи  двумя  руками  сверху  и  снизу;  нападающие  удары  прямой,  с  переводом,  боковой;  стойки  и  перемещения.  Для  игры  в  защите  служат  прием  двумя  руками  снизу  и  сверху  в  опорном  положении  и  в  падении;  блокирование  одиночное  и  групповое;  стойки и перемещения. В каждом приеме выделяют разновидности.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ  Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа.  Наглядные  методы:  показ  преподавателя,  ученика;  демонстрация  рисунков,  схем,  фотографий, просмотр игр команд, применяющих изучаемые технические приемы.  Методы целостного упражнения, методы расчлененного упражнения
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В НАПАДЕНИИ Стойки и перемещения                    Стойка представляет собой положение игрока в ожидании                                                    выполнения  передачи  или  нападающего  удара.  Различают  высокую  и  среднюю  стойки,  отличающиеся по степени сгибания ног. Выделяют также исходные положения – позы игрока,  удобные  для  выполнения  приема  игры  после  перемещения  и  стойки.  Исходные  положения  входят в подготовительную фазу приема игры, отличаются от стойки положением рук.           В  зависимости  от  характера  технического  приема  и  игровой  ситуации  волейболист  использует  различные  способы  перемещения:  ходьба,  приставной  шаг,  двойной  шаг,  бег,  скачок, прыжок.           Передвижения  шагом  и  бегом  характеризуются  мягкостью  (отсутствием  вертикальных  колебаний  общего  центра  масс  (ОЦМ),  которая  достигается  неполным  выпрямлением  ног  в  коленных суставах.      Приставные шаги используются для передвижения на небольшое расстояние при передаче  мяча, летящего в стороне от волейболиста. Движение всегда начинают ногой, стоящей ближе к  нужному направлению, на всю стопу.      В двойном шаге тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди, затем ногой, стоящей  сзади, волейболист делает шаг вперед и перекат с пятки на носок, вслед за чем выставляется  вперед нога, стоявшая сзади, создавая стопорящий момент.           Скачок  от  двойного  шага  отличается  более  широким  шагом  и  наличием  безопорного
СТОЙКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Обучение стойкам и перемещениям С изучения стоек и перемещений начинается освоение игры в волейбол, им постоянно надо  уделять  внимание  в  подготовительной  части  занятия  и  в  процессе  совершенствования  навыков технических приемов и тактических действий. Надо  постоянно  сочетать  развитие  физических  качеств,  особенно  быстроты,  с  изучением  способов перемещений, а изученные перемещения – с техническими приемами. Подводящие упражнения. 1.Выполнение перемещений медленно, по частям, с применением зрительных ориентиров и  звуковых сигналов. 2.Броски  и  ловля  набивного  мяча:  во  время  перемещения;  после  остановки  различными  способами;  после  остановки  и  поворота;  с  последующим  падением.  Скорость  перемещения постепенно увеличивают до максимальной. Броски выполняют, стоя лицом  и спиной по направлению. Расстояние вначале – 1­2 м, затем – 3­6 м. 3.Упражнения  в  парах:  один  игрок  бросает  мяч  вверх­вперед,  другой  бежит,  останавливается шагом (скачком), ловит мяч на уровне головы в положении приема мяча  сверху двумя руками; разгибая ноги, плавным движением кистей бросает мяч партнеру и  возвращается на место. 4.Упражнения  в  тройке:  один  игрок  бросает  мяч  другому,  тот  после  перемещения  делает  двойной шаг вперед, ловит мяч над головой и бросает его третьему, стоя к нему спиной. 5.Упражнения  с  падениями  и  перекатами  после  перемещений  делают  вначале  на  мягкой  опоре, со страховкой, на небольшой скорости. 6.Очень  осторожно  надо  подходить  к  обучению  перемещениям  спиной  вперед,  особенно  с  последующими падениями. В эти упражнения рекомендуется вводить имитацию приемов  с падением, затем ловлю и броски набивного мяча.
Упражнения по технике В  упражнениях  по  технике  совершенствуют  навыки  основных  способов  перемещения:  отдельно  каждого  способа,  сочетаний  способов  между  собой,  в  сочетании с выполнением приемов с мячом. 1.Перемещение  в  колонне  вдоль  определенных  границ  площадки  приставными  шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед. Чем ниже  «посадка» и больше скорость, тем интенсивнее нагрузка. 2.Перемещение  заданным  способом,  на  определенном  участке  –  ускорение,  остановка и имитация технических приемов. 3.Передача  сверху  (снизу)  двумя  руками  над  собой  и  перемещение  различными  способами, остановки. 4.Передачи сверху (снизу) во время перемещения с изменением направления после  остановки: передача вперед­вверх, перемещение лицом вперед (бег, приставные  шаги),  передача  над  собой,  передача  назад  за  голову  и  перемещение  спиной  вперед,  снова  передача  над  собой  и  т.д.  Более  сложное  задание  –  передачи  только вперед и назад. То же, но перемещение вправо, влево. 5.Эстафеты  с  перемещениями  различными  способами,  с  выполнением  различных  заданий.  Соревнование  на  скорость  перемещения  и  точность  попадания  мячом  (например, при передачах, приеме и т.п.).
ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СВЕРХУ С  помощью  передачи  создаются  условия  для  атакующего  удара.  Различают  следующие способы передачи: двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке,  одной рукой в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спину. По направлению (относительно передающего) передачи бывают: вперед, над собой,  назад. По длине: длинные – через зону, короткие – из зоны в зону, укороченные  в пределах зоны. По высоте траектории: высокие – более 2 м, средние – до 2 м,  низкие  –  до  1  м.  сочетание  этих  параметров  (длина  и  высота)  определяют  скорость  полета  мяча  при  передачах  (медленные,  ускоренные  и  скоростные).  Передачи  могут  быть  направлены  близко  к  сетке  –  до  0,5  м  и  удаленные  от  сетки – более 0,5 м.
В технику передачи входят: исходное положение, встречное движение рук к  мячу,  амортизация  и  направление  мяча  –  вылет.  В  исходном  положении  туловище  волейболиста  расположено  вертикально,  степень  сгибания  ног  зависит  от  высоты  траектории  полета  мяча,  стопы  параллельны  или  одна  (разноименная  сильнейшей  руке)  несколько  впереди.  Руки  выносятся  вверх,  кисти в форме овала оптимально напряжены.
Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. Ударное движение при  передаче  характеризуется  амортизацией.  При  этом  большие  пальцы  принимают  на  себя основную нагрузку,  а  указательные  являются  основной ударной частью,  средние в меньшей степени, а безымянные и мизинцы в основном удерживают мяч  в боковом направлении.           Сообщение  мячу  нового  направления  с  определенной  траекторией  требует  увеличения  мышечных  усилий,  что  проявляется  в  согласованном  движении  ног,  туловища и рук. При этом ОЦМ тела смещается несколько вверх­вперед и масса  тела  переносится  на  носки  обеих  ног.  Руки  сопровождают  полет  мяча  и  после  передачи  почти  полностью  выпрямляются.  При  передаче  в  прыжке  руки  выносятся над головой несколько выше и передача выполняется в высшей точке  прыжка за счет активной работы рук. При передачах назад (стоя спиной к цели)  игрок передвигается под мяч. При этом кисти тыльной частью располагаются над  головой.  Передача  выполняется  за  счет  разгибания  рук  в  локтях  и  движения  туловища  назад­вверх  с  одновременным  прогибанием  в  грудной  и  поясничной  частях позвоночника.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ СВЕРХУ Данный прием является основным при организации нападающих действий. С него  начинается  овладение  действиями  с  мячом.  На  протяжении  всего  периода  обучения этот прием находится в центре внимания, а для связующих игроков  совершенствование  навыков  верхней  передачи  составляет  основу  всех  тренировочных занятий.  При  передаче  важны,  во­первых,  тонкий  расчет  движений  в  соответствии  с  направлением  и  скоростью  полета  мяча  для  своевременного  принятия  исходного положения, во­вторых, правильное воздействие руками на мяч. Это  и следует учитывать в процессе обучения данному техническому приему.
ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ 1.Имитация  передачи  мяча  двумя  руками  сверху  на  месте  и  после  перемещения.  Внимание  акцентируется  на  следующих  основных  моментах  техники:  «мяч  приближается»  –  выпрямиться  и  поднять  руки  вверх;  «погасить  скорость  полета  мяча»  ­  незначительно  согнуть  руки  в  локтях  и  ноги  в  коленях;  «передать  мяч»  –  потянуться  вперед­вверх,  выпрямляя  ноги  и  руки;  принять  исходное положение. 2.Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук  располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к  другу, указательные под углом друг к другу, а все остальные обхватывают мяч  сбоку­сверху.  Мяч  поднимается  с  пола  в  исходное  положение  над  лицом  (несколько  повторений).  Затем  в  исходном  положении  для  передачи  занимающемуся  вкладывают  волейбольный  мяч  (несколько  раз),  проверяя  положение пальцев и степень их напряжения. 3.Передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре: на  месте вперед­вверх, над собой, назад; после перемещения и остановки лицом к  мячу и боком с последующим поворотом к мячу. 4.В парах: один занимающийся набрасывает мяч партнеру, тот верхней передачей  возвращает  ему  мяч.  Вначале  броски  выполняются  точно  по  определенной  траектории, затем траектория и направление изменяются.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ Упражнения  по  технике  усложняющиеся условия. ставят  занимающихся  в  различные,  постепенно  1.Передачи  над  собой  на  месте,  с  изменением  высоты  и  исходного  положения  (от  высокой  стойки  до  положения  сидя  и  лежа),  во  время  перемещений  и  после  перемещения и остановки. 2.Упражнения  у  тренировочной  стенки  (гладкой):  изменять  высоту  передачи,  увеличивать  и  уменьшать  расстояние  от  стены,  чередовать  передачи  в  мишень  с  передачами над собой, выполнять передачу в стену после того, как мяч отскочит от  пола. 3.Сочетание передач: в стену; над собой и поворот кругом; в стену, стоя спиной к ней;  снова поворот кругом и передача в стену и т.д. 4.Передачи в парах на месте; стоя лицом и спиной к партнеру, расстояние варьируют –  от 0,5 м до максимального, на которое способны (варьируют и высоту передачи). 5.Упражнения  во  встречных  колоннах  так,  чтобы  передачи  происходили  в  пределах  границ  волейбольной  площадки  и  направление  передачи  соответствовало  направлению первых и вторых передач: зоны 6­3, 6­2, 6­4; 5­3, 5­2, 5­4; 1­3, 1­4, 1­2;  3­4, 3­2; 2­4. То же, но передачи выполняют через сетку: в пределах зон нападения,  из зоны нападения на заднюю линию, с задней линии на переднюю, с задней линии на  заднюю. 6.В тройках расположение в треугольнике: зоны 6­3­4, 6­2­3, 6­2­4; 5­3­4, 5­2­3(4);
1­3­2,  1­4­3  (2);  5­3­2  (передача  из  зоны  3,  стоя  спиной);  1­3­4  (то  же)  и  т.п.  Направление передач здесь соответствует последовательности указания зон, в  последней зоне занимающийся выполняет передачу над собой и посылает мяч  в зону, названную первой и т.д. С задней линии мяч посылают и сверху, и снизу  двумя руками. 7.Передачи  в  опорном  положении  и  в  прыжке  на  точность:  в  обручи (кольца)  на  сетке, на стойке; мишени на тренировочной стенке, на площадке. 8.Игры,  способствующие  совершенствованию  навыков  передачи:  «Эстафеты  у  стены»,  «Мяч  в  воздухе»,  побеждает  команда,  допустившая  меньше  падений  мяча.
ПОДАЧИ МЯЧА       В  современном  волейболе  используются  верхние  прямая  и  боковая  подачи  с  планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке. На начальном этапе  обучения волейболу применяется нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача           Эффективность  нижней  прямой  подачи  обусловлена  тремя  основными  факторами:  направлением  замаха  –  строго  назад,  высотой  подбрасывания  –  небольшой, и точкой удара по мячу – примерно на уровне пояса.
ВЕРХНЯЯ ПРЯМАЯ ПОДАЧА Из  положения  лицом  к  сетке  игрок  подбрасывает  мяч  над  головой  несколько  впереди  себя,  выполняет  замах  вверх­назад,  прогибается  и  отводит  плечо  бьющей  руки  назад­вверх.  Удар  осуществляется  прямой  рукой  несколько  впереди игрока. Верхняя  прямая  подача  имеет  два  варианта:  с  вращением  мяча  –  силовая  и  без  вращения – планирующая.  Существенными элементами  техники  планирующей  подачи  являются:  повышение  точности  удара  по  мячу,  для  чего  левая  рука  с  мячом  поднимается  до  уровня  плеча  или  выше,  понижение  высоты  подбрасывания  мяча  до  0,5  м,  уменьшение  амплитуды  замаха.  Удар  по  мячу  наносится  в  центр  мяча,  движение  руки  перед  ударом  притормаживается,  а  ударное  движение  должно  быть  кратковременным,  ладонной  поверхностью  напряженной кисти.
ВЕРХНЯЯ БОКОВАЯ ПОДАЧА           В  исходном  положении  игрок  располагается  левым  боком  к  сетке,  ноги  согнуты  в  коленях.  Мяч  подбрасывается  до  1  м  над  плечом  левой  руки.  Правая  рука  делает  замах  вниз­назад,  опуская  плечо  вниз,  масса  тела  переносится на правую ногу. Поднимая бьющую руку по дуге сзади­вверх,  наносят удар полунапряженной кистью. При этом масса тела переносится  на  левую  ногу,  а  туловище  поворачивается  влево,  что  значительно  усиливает ударное движение.           Для  верхней  боковой  подачи  без  вращения  характерны  те  же  изменения  элементов техники, что и при верхней прямой.
ПОДАЧА В ПРЫЖКЕ              Подача в прыжке по своей структуре сходна с прямым нападающим ударом с  задней линии, только при подаче в прыжке мяч посылают вперед, соответственно  меняется  характер  заключительного  движения  кистью.  Мяч  подбрасывается  выше,  чем  при  подаче  в  опорном  положении  и  вперед­вверх  –  на  расстояние,  необходимое для разбега.
ОБУЧЕНИЕ ПОДАЧАМ МЯЧА Подача  в  волейболе  занимает  особое  место,  с  нее  начинается  игра,  подача  сразу  приносит  очко.  Если  ошибается  соперник  при  приеме,  то  очко  присуждается  подающей  команде,  если  ошибка  при  подаче  –  команде  соперника;  подача  может серьезно затруднить игрокам команды соперника прием и осуществление  их тактических замыслов. При  обучении  любому  способу  подачи  подбор  и  последовательность  подводящих  упражнений и упражнений по технике примерно одинаковы. Подводящие упражнения 1.Изучение исходного положения и подбрасывания мяча. 2.Подача  мяча,  установленного  в  держателе.  Подачу  выполняют  из­за  лицевой  линии через сетку (высота соответственно возрасту). 3.Подача в стену, расстояние 6­9 м, высота отметки на стене 2 м 20 см – 3 м 50 см.  Мяч должен коснуться стены выше отметки. То же через сетку. 4.Ударное движение верхних подач по мячу на резиновых амортизаторах.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ 1.Подача  мяча  на  точность:  в  пределы  площадки;  в  правую  и  левую,  дальнюю  и  ближнюю ее половины; в три продольные части (4­5, 6­3, 1­2 зоны); в каждую из  6  зон;  к  боковым  линиям  (2,0  до  о,5  м);  к  лицевой  линии;  на  партнера,  располагающегося в различных точках площадки; двое партнеров стоят рядом,  расстояние  от  2,0  до  0,5  м  –  мяч  направляют  между  ними.  Применяют  технические устройства: мишени, ограничители над сеткой, рамы и т.п. 2.Чередование  способов  подач  по  мере  их  изучения:  нижней  прямой  и  верхней  прямой, верхней прямой и верхней боковой и т.п. 3.Подача  после  выполнения  интенсивных  упражнений:  прыжков,  ускорений,  кувырков и т.п. при этом условия выполнения упражнений надо приближать к  игровым:  занимающийся  несколько  раз  блокирует,  осуществляет  серию  нападающих  ударов,  прием  мяча  с  падением,  затем  подачу  на  силу  или  на  точность. 4.Выполнение  большого  количества  подач  подряд  (в  зависимости  от  уровня  подготовленности). 5.Соревнования:  на  большее  количество  подач  подряд  без  ошибок  (в  заданный  участок), на заданное число попыток (учет ошибок). Подачам надо уделять внимание на каждом  занятии. Если это не входит в задачу  занятия, то в конце его занимающиеся выполняют 10 – 20 подач.
АТАКУЮЩИЕ УДАРЫ выигрыша)  или  отбиванием  Атакующий  удар  осуществляется  выше  верхнего  края  сетки.  Удар  через  сетку,  выполняемый ниже ее верхнего края, называется нападающим (маловероятная  возможность  действия,  исключающие, как правило, возможность выигрыша). В атакующих ударах как  в  фокусе  его  притягательная сила. Но это и самые сложные технические приемы, требующие  высокого  профессионализма  от  тренера  и  активности  занимающихся  при  обучении. сторона  волейбола,  (вынужденные  сконцентрирована  эмоциональная  По направлению атаки удары различают: удары по ходу, когда направление полета  мяча  соответствует  направлению  разбега  игрока;  удары  с  переводом  –  при  несовпадении отмеченных параметров. По  скорости  полета  мяча  атакующие  удары  разделяют  на  силовые  (скоростные),  кистевые (ускоренные) и обманные (медленные). По  технике  выполнения  атакующие  удары  делятся  на  прямые  (лицом  к  сетке)  и  боковые (боком к сетке).
ПРЯМОЙ АТАКУЮЩИЙ УДАР В  нем  выделяют  четыре  фазы:  разбег,  прыжок,  удар  по  мячу,  снижение.  В  разбеге  делают от одного до трех шагов. В последнем шаге волейболист выставляет вперед  одну  ногу  (чаще  правую),  руки  отводит  назад.  Затем  быстро  приставляет  другую  ногу,  руки  одновременно  совершают  движение  вниз­вперед.  Во  время  прыжка  волейболист  быстро  разгибает  ноги,  а  руки  резко  поднимает  взмахом  вверх.  Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой  ноги  руки  посылаются  вниз  с  таким  расчетом,  чтобы  выпрямление  ног  совпало  с  движением рук вверх. Замах начинают с прогибания туловища, затем волейболист поднимает и отводит назад  плечо,  локоть,  предплечье  и  кисть.  Кисть  не  должна  заноситься  за  голову,  она  должна  быть  над  плечом.  Руки  вначале  движутся  вместе  до  уровня  лица,  затем  активно включается в работу правая (бьющая) рука.
ВВЕРХ-ВПЕРЕД. УДАР ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ФАЗЕ УДАРА ПО МЯЧУ ПРАВАЯ РУКА ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ В ЛОКТЕВОМ СУСТАВЕ РЕЗКИМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ СОКРАЩЕНИЕМ МЫШЦ ЖИВОТА, ГРУДИ И РУКИ. ПРИ ЭТОМ КИСТЬ БЬЮЩЕЙ РУКИ НАКЛАДЫВАЮТ НА МЯЧ СЗАДИ-СВЕРХУ В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ НАПРЯЖЕНИЯ. ЭТО СОСТОЯНИЕ ОБУСЛОВЛЕНО ТАКТИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ АТАКИ; НАПРЯЖЕНИЕ БУДЕТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ УДАРА. ПРАВИЛЬНОЕ УДАРНОЕ ДВИЖЕНИЕ КИСТИ – ОСНОВА УСПЕХА В ТЕХНИКЕ АТАКУЮЩЕГО УДАРА. ОНО ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ВОКРУГ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ. НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ АТАКУЮЩИХ УДАРОВ СЛЕДУЕТ ОСОБОЕ ЕГО СВОЕВРЕМЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЮ. В ЧЕТВЕРТОЙ ФАЗЕ ИГРОК СНИЖАЕТСЯ И ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ НА СОГНУТЫЕ НОГИ, ЧТО ПРЕДОХРАНЯЕТ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ОТ ТРАВМ И ПОЗВОЛЯЕТ СРАЗУ ПЕРЕЙТИ АТАКУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ.------------------------------ ПОСЛЕДУЮЩИМ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯТЬ УДАРА, СИЛЕ К НЕ А
УДАР С ПЕРЕВОДОМ И ПОВОРОТОМ ТУЛОВИЩА Подготовительные действия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом  ударе.  Особенности  техники  составляют:  небольшой  поворот  туловища  в  сторону  удара  и  нанесение  удара  по  мячу  сверху­сзади­справа.  При  переводе  вправо  туловище  начинает  поворот  сразу  же  после  отталкивания,  затем  его  несколько наклоняют влево, а левое плечо отводят от сетки.  При выполнении удара без поворота движение туловища в сторону мало выражено.  Основную роль играет нанесение удара по мячу кистью сверху­справа.
БОКОВОЙ АТАКУЮЩИЙ УДАР В  подготовительной  фазе  разбег  и  отталкивание  выполняются  так  же,  как  и  при  прямом ударе. В момент прыжка замах выполняется по типу верхней боковой  (силовой)  подачи  –  вниз­в  сторону,  туловище  наклоняется  в  сторону  бьющей  руки, левая рука поднимается вверх. Ударное движение начинается с поворота  туловища вокруг вертикальной оси. При этом правое плечо подается вперед и  замах  выполняется  снизу­сзади­вверх.  Удар  по  мячу  наносится  сзади­сверху­ сбоку.
ОБУЧЕНИЕ АТАКУЮЩИМ УДАРАМ Освоение  атакующих  ударов  во  многом  зависит  от  развития  скоростно­силовых  качеств (прыгучести и динамической силы) и координационных способностей  (пространственно­временной  и  мышечной  координации)  волейболиста.  При  разучивании  атакующего  удара  применяют  расчлененный  метод:  изучаются  заключительное  движение  (финальное  усилие)  –  замах  и  удар  по  мячу  в  опорном положении; прыжок вверх толчком двумя ногами с места и разбегу;  удар  в  безопорном  положении  (в  прыжке)  с  места  и  после  передвижения  в  один, два и три шага; удар с различных по высоте и расстоянию передач; удар  при сопротивлении блокирующих. Упражнения  и  их  методическая  последовательность  одинаковы  по  своему  характеру для всех способов атакующих ударов. Подводящие упражнения 1.Прыжок  толчком  двумя  ногами  с  места,  взлет  вертикальный;  то  же  после  перемещений  и  остановки;  то  же  с  поворотом  на  90,  180  и  360  градусов;  прыжок  вверх  толчком  двумя  ногами  с  разбегу  в  один,  два,  три  шага.  На  последнем шаге впереди правая нога, левую приставляют к ней. 2.Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров  (воспроизведение ритма шагов).
3.Освоение  удара  кистью  по  мячу:  удар  по  волейбольному  мячу  кистью,  стоя  на  коленях  на  гимнастическом  мате.  Замах  небольшой,  в  момент  удара  рука  выпрямлена;  удар  по  мячу,  закрепленному  на  резиновых  амортизаторах;  серия  ударов по мячу у тренировочной стенки. 4.Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега. 5.Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах в прыжке:  с места и с разбегу. 6.Нападающий удар через сетку по мячу, установленному в держателе. 7.Освоение  удара  по  летящему  мячу.  Подбрасывание  мяча  на  различную  высоту  и  удар над головой: стоя на месте и в прыжке. То же в парах с передачи партнера. 8.Нападающий  удар  через  сетку  по  мячу,  направленному  с  помощью  мячемета,  позволяющего  посылать  мяч  по  строго  установленной  траектории. Если  такого  устройства нет, мяч подбрасывает тренер или партнер. 9.Нападающий удар с передачи.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ 1.Атакующие  удары  из  зон  4,  2,  3  –  направление  полета  мяча  совпадает  с  направлением  разбега  игрока:  из  зоны  4  в  зону  5,  из  зоны  2  в  зону  1  («по  диагонали»).  Передачи  вначале  из  соседних  зон  и  средние  по  высоте,  затем  высокие,  низкие,  удаленные  от  сетки,  стоя  спиной  к  нападающему,  длинные  (через зону), из глубины площадки. 2.Нападающие удары «по линии» – из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5. Характер  передач  и последовательность  их усложнения такие  же, как  и при ударах  «по  диагонали». 3.Нападающие  удары  на  точность.  Применяют  мишени,  обозначают  определенные  участки на площадке. Удары вначале несильные, а площадь попадания большая.  Затем силу (скорость) ударов увеличивают, а площадь попадания уменьшают. 4.Нападение  при  противодействии  блокирующих.  Смысл  упражнений  в  том,  что  блоком  («блок­щитки»,  имитатор  блока,  блокирующий  игрок  на  подставке)  закрыто  какое­либо  направление  –  ударом  надо  послать  мяч  в  другом  направлении. При этом все заранее обусловлено: закрыта линия – удар по ходу  или с переводом вправо (в зоне 4); закрыт «ход» – удар с переводом влево. И  так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале «блок» ставят заранее, затем  он появляется в последний момент.
5.Нападающие  удары:  прямой,  с  переводом,  боковой  из  зоны  4  с  передачи  из  глубины площадки (зоны 6, 1), из зоны 2 с передачи из зон 6, 5. 6.Чередование способов нападающих ударов по мере их изучения из зоны 4, 3, 2 с  передач из зоны 3 и 2 и из глубины площадки. 7.Имитация нападающего удара и «обман» (двумя или одной рукой в прыжке). 8.Имитация  нападающего  удара  и  передача  в  прыжке  («откидка»).  Нападающий  удар  с  откидки.  Откидку  вначале  выполняют  вперед,  затем  назад,  за  голову.  Передачу  на  удар  осуществляют  после  подбрасывания  над  собой,  затем  с  «первой передачи». 9.Нападающий  удар  по  блоку  «в  аут».  Блокирующие,  стоя  на  подставке,  располагаются у края сетки в зонах 2 и 4. Нападающий удар с переводом – от  блока под острым углом к сетке. Поочередное выполнение ударов по блоку и  обманных ударов, обманных ударов и откидок. 10.Атакующие удары с задней линии из зон 2, 3, 4. 11.Выполнение  нападающих  ударов  в  системе  нападения:  со  второй  передачи  игроком  передней  линии;  с  первой  передачи  –  удар  или  откидка  и  удар  с  откидки;  через  выходящего  игрока  задней  линии  из  зон  1,  6,  5  (основные  варианты). 12.То же, но при противодействии блокирующих. Заранее все обусловлено: какая  зона закрыта, какой удар надо сделать и в каком направлении.
ТЕХНИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ СТОЙКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ  Специфическими  здесь  будут  стойки  и  исходные  положения  для  приема  подачи,  для блокирования, для приема мяча от атакующего удара и отскочившего от блока,  перемещения  скрестным  шагом  и  прыжок  при  блокировании,  падения  при  приеме  мяча.  По  положению  ног  и  ступней  различают  устойчивую  стойку,  когда  нога,  противоположная  сильнейшей  руке,  впереди;  основную,  когда  обе  ноги  на  одном  уровне;  неустойчивую,  когда  масса  тела  перенесена  на  переднюю  треть  стоп.  Стойка может быть статична или динамична (переминая с ноги на ногу в ожидании  атакующего удара.
ПРИЕМ ПОДАЧИ  Прием  подачи  производится  снизу  двумя  руками.  Это  самый  надежный  способ.  Волейболисты  всего  мира  принимают  подачу  именно  так.  В  исходном  положении  ноги  согнуты.  Одна  нога  немного  впереди,  руки  подготовлены  для  приема  мяча.  Большое  значение  имеет  положение  рук.  Кисти  рук  сомкнуты  и  отведены  вниз.  Руки  прямые,  развернуты  снаружи  и  сближены.  Чтобы  своевременно  занять  исходное  положение,  игрок  должен  уметь  предвидеть  возможное  направление  подачи.  Прием  мяча  осуществляется  на  нижнюю  часть  предплечий  или  кисти,  руки  в  момент приема мяча выпрямлены, ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах.  Руки приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног –  руки «подставляют» под мяч, но не «отбивают» ими его.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ МЯЧА СНИЗУ ДВУМЯ РУКАМИ Подводящие упражнения     1.Изучается  положение  рук,  кистей  рук  (имитация).  Затем  отбивание  волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук в плечевых суставах  незначительное,  в  локтевых  отсутствует.  Главным  образом  движение  происходит  за счет разгибания ног. Основная задача – почувствовать положение рук в момент  приема  мяча,  для  этого  можно  держать  в  руках  деревянный  щит,  прижав  к  нему  предплечья.  Вначале  на  месте,  затем  после  перемещения  вперед,  вправо,  влево  и  остановки. 2.Прием  мяча,  наброшенного  партнером.  Расстояние  2­3  м,  затем  постепенно  увеличивается до 10­15 м. 3.У  стены:  отбивание  мяча  снизу  многократно,  встречное  движение  рук  незначительно  и  производится  преимущественно  за  счет  разгибания  ног.  Чередование: передача сверху, прием снизу, то же, сочетая с перемещениями. 4.Прием снизу, мяч посылать в стену ударом одной рукой. 5.Прием мяча в зоне 6, мяч через сетку набрасывает партнер.   Систематическое  применение  подготовительных  упражнений  (для  развития  специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создает прочную основу  для овладения навыками приема подачи в совершенстве.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ      На  начальном  этапе  обучения  приему  подачи  обязательно  использовать  подачу  нижнюю  прямую,  навык  ее  приема  формируется  при  этом  гораздо  успешнее.  Рекомендуется  при  приеме подачи мяч посылать в цель (обручи, участок площадки и т.п.). 1.Прием  подачи  в  зоне  6  (5,1)  у  линии  нападения  и  первая  передача  в  зону  3.  Подача  выполняется с расстояния 4­6 м от сетки из зоны 6, затем из­за лицевой линии, прием в 7­8  м от сетки. То же, первая передача в зону 2 и 4. После того как занимающиеся уверенно овладели навыками верхней подачи и освоились с  приемом нижней подачи, надо приступать к формированию навыка приема верхней прямой  (боковой)  подачи  и  подачи  в  прыжке.  Для  этого  выполняют  последовательно  все  упражнения, которые приведены применительно к приему нижней подачи. Однако в игре  применение  верхней  подачи  в  опорном  положении  и  в  прыжке  вводится  только  тогда,  когда навык приема подачи занимающиеся освоят достаточно прочно. 2.В  парах:  подача  верхняя  прямая  (боковая,  в  прыжке)  и  прием,  расстояние  между  волейболистами  8­10  м.То  же,  подача  через  сетку  с  расстояния  4­6  м  и  прием  подачи  в  глубине площадки. 3.Занимающиеся  располагаются  в  зонах  1,  6,  5  и  2,  3,  4.  Остальные  располагаются  за  лицевой линией на другой стороне. Первая серия – прием подачи и первая передача в зону  3, вторая серия – в зону 2, третья – в зону 4. Стоящие здесь игроки выполняют передачу  над  собой,  ловят  и  возвращают  мяч.  После  каждой  серии  приемов  (4­6  попыток)  игроки  меняются местами: из зоны 1 в зону 5, из зоны 5 в зону 6, из зоны 6 в зону 1. После этого с  приема  подачи  игроки  идут  к  сетке,  с  передачи  –  на  прием  мяча.  Потом  подгруппы  меняются ролями.
4.То же, что упражнение 3, но подачи чередуются: одна подача нижняя, вторая –   верхняя; каждый занимающийся принимает две разных подачи подряд. 5.Прием подачи поочередно: в глубине площадки (ближе к лицевой линии) и в зоне  нападения.  Подачи  на  заднюю  линию  выполняются  верхние  (прямые,  боковые),  в  прыжке,  ближе  к  сетке  –  нижняя  прямая.  Принимающий  подачу  располагается  поочередно в коридорах зон 6­3, 5­4, 1­2.
ПРИЕМ МЯЧА СНИЗУ ОДНОЙ И ДВУМЯ РУКАМИ Прием снизу – это основной прием защитных действий.  Прием  снизу  двумя  руками  является  основным  способом  приема  мяча  от  подачи  и  атакующего  удара.  При  некачественном  приеме  подачи  или  атакующего  удара (низкая траектория) применяется прием­передача  мяча,  чтобы  обеспечить  условия  для  нападающих  действий. Прием  мяча  одной  рукой  может  осуществляться  в  опорном положении и в падении. В опорном положении  этим  способом  принимают  мячи,  летящие  в  стороне  от  игрока,  после  передвижения  или  выпада.  Удар  выполняется внутренней поверхностью сжатой кисти.  Прием мяча одной рукой в падении назад перекатом на  спину или на бедро­бок преимущественно используется  в  женском  волейболе.  После  передвижения  игрок  выполняет  выпад,  выставляя  в  сторону  мяча  прямую  руку. При этом ОЦМ резко понижается. После ударного  движения  по  мячу  игрок  поворачивается  на  носке  опорной  ноги,  после  чего  делает  перекат  на  бок  и  округленную спину, его подбородок прижат к груди.
ПРИЕМ ОДНОЙ РУКОЙ В ПАДЕНИИ НА БЕДРО - БОК  Это  усложненный  вариант  описанного  выше  способа  и  применяется  более  подготовленными волейболистами при приеме сложных мячей. В этом случае  игрок  не  садится  на  пятку  опорной  ноги,  а  разгибает  ее  в  колене,  что  обеспечивает  дальность  передвижения  в  низком  исходном  положении.  В  последующем  он  приземляется  на  наружную  часть  колена  (применяются  наколенники),  бедро  и  бок.  Ударное  движение  может  выполняться  как  внутренней, так и наружной или боковой стороной кулака.
ПРИЕМ МЯЧА ОДНОЙ РУКОЙ В ПАДЕНИИ ВПЕРЕД  Преимущественно  применяется  в  мужском  волейболе.  При  этом  используется  два  варианта  этого  способа:    с  перекатом  на  грудь  и  с  последующим  скольжением на груди­животе.  При  приеме  мяча  одной  рукой  в  падении  вперед  на  руки  с  последующим  приземлением  перекатом  на  груди  игрок  в  последнем  шаге  резким  движением  посылает  туловище  вниз­вперед,  вытягивает  руки  вперед  и  касается  ими  площадки, сгибает руки в локтях и выполняет перекат на округленную грудь и  бедра.  Данный  способ  приема  предъявляет  высокое  требования  к  силовой  и  координационной  подготовленности  игрока.  После  быстрого  передвижения  возможно  скольжение  на  груди­животе.  Коснувшись  пола,  ноги  сгибаются  в  коленях,  а  руки  отталкиванием  назад­в  стороны  содействуют  поступательному  переходу туловища в горизонтальное положение.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ МЯЧА С ПАДЕНИЕМ  Обучению  приему  мяча  с  падением  предшествуют  акробатические  упражнения  –  перекаты  и  кувырки,  упражнения  с  набивным  мячом.  После  этого  приступают  к  упражнениям с волейбольным мячом.  Подводящие упражнения       1.Ловля  набивного  мяча  в  низкой  стойке  и  перекат  назад  на  спину.  То  же,  с  выпадом правой ногой вперед­вправо (левой вперед­влево) и перекатом в сторону  на бедро и спину. 2.С  набивным  мячом  в  руках  –  выпад  правой  ногой  вперед­вправо,  в  момент  падения вытолкнуть мяч вперед­вверх и выполнить перекат на бедро и спину. 3.Прием сверху двумя руками подвешенного мяча с падением и перекатом назад,  то же снизу одной и двумя руками. 4.Прием сверху (снизу) подвешенного мяча с падением и перекатом в сторону на  бедро (вправо и влево). 5.Прием мяча сверху и снизу с падением, мяч набрасывает или посылает передачей  партнер. 6.Прием  снизу  одной  рукой  в  падении  вперед  на  руки  перекатом  на  грудь­живот  или со скольжением.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ     1.В  парах:  партнер  создает  различные  условия  для  приема  снизу  и  сверху  с  падением,  посылая мяч  передачей,  ударом одной рукой, в  опорном положении  или в прыжке. То же, но партнеров разделяет сетка. 2.В тройках: один игрок из глубины площадки посылает мяч через сетку в зону  нападения  и  другие  участки;  второй,  принимая  мяч  сверху  с  падением,  стремится послать его партнеру к сетке для нападающего удара. 3.Прием подачи и нападающих ударов в различных зонах различными способами  в опорном положении и в падении. 4.Прием  мяча,  отскочившего  от  сетки,  ­  на  месте  и  после  перемещения  (мяч  бросают в разные участки сетки).                         По  мере  овладения  способами  приема  мяча  вводят  упражнения  с  чередованием  приемов,  создавая  для  этого  необходимые  условия  (мяч  направляют передачей, ударом, ударом через сетку, подачей).             Игра  «Защита  зоны»:  занимающиеся  посылают  мяч  через  сетку  атакующими  ударами в определенную зону 10 – 20 раз подряд. Побеждает защитник, больше  всех отразивший мячей.
БЛОКИРОВАНИЕ  Блокирование  –  прием  игры,  который  применяется  для  противодействия  атакующим  ударам  соперника.  Это самый  эффективный  прием  защиты  и  один  из  самых  сложных  приемов  игры.  Овладение  мастерством  блокирования  способно активно влиять на выигрыш очка.
 Блокирование может выполняться одним игроком – одиночное или двумя­тремя –  групповое с места и после передвижения. Игрок располагается в непосредственной  близости от сетки, руки на уровне плеч, стопы параллельны. Передвижение вдоль  сетки осуществляется приставными шагами, скрестным шагом, бегом или скачком  в  зависимости  от  расстояния  к  месту  прыжка.  Независимо  от  способа  передвижения  необходимо  его  закончить  наскоком,  аналогично  прыжку  при  атакующем ударе. Игрок выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях и поднимает  их  над  сеткой.  Кисти  рук  оптимально  напряжены  (пальцы  расставлены)  и  по  достижении верхнего края сетки начинают движение вверх­вперед через сетку (на  сторону  соперника).  В  момент  удара  по  мячу  кисти  максимально  приближают  к  нему  и  активно  сгибают  в  лучезапястных  суставах  для  того,  чтобы  противодействовать  удару  и  направить  мяч  вперед­вниз  на  площадку  соперника.  Для  предохранения  лица  следует  кисти  не  разводить  широко.  При  блокировании  атакующих ударов на краях сетки и при попытке соперника нанести удар по блоку  с целью отскока мяча в аут ладонь руки, ближней к краю, поворачивают внутрь так,  чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.
ОБУЧЕНИЕ БЛОКИРОВАНИЮ         Еще  бытует  среди  специалистов  точка  зрения,  что  блокированию  можно  (и  нужно)  учить  только  после  того,  как  учащиеся  освоили  навык  атакующего  удара.  Следуя этой логике, блокированию учат в лучшем случае в 13­14 лет, а то и в 15­ 16.  Обучать  же  блокированию  можно  (и  нужно!)  с  первых  шагов  обучения  волейболу.       Суть  блокирования  заключается  в  том,  чтобы  своевременно  поставить  руки  на  пути  мяча,  направленного  со  стороны  соперника  атакующим  ударом.  А  это  во  многом  зависит  от  определенных  качеств  и  способностей,  которые  развивают  с  помощью  специальных  подготовительных  упражнений  (раздел  физической  подготовки)
ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ      из  каждой  направлении    Нельзя опускать сетку, чтобы облегчать условия для блокирования – искажаются  пространственно­временные  игровые  характеристики  как  для  атакующего  удара,  так и для блокирования (использовать подставку).     Методическая  последовательность  освоения  упражнений  такая:  вначале  удары  выполняют из одной зоны и в известном направлении, затем из двух соседних (4­3,  2­3),  из  трех  (4,3,2,3,4  и  т.д.),  двух  дальних  (4,2,4,2)  также  в  известном  для  блокирующего  зоны.     1.  Задерживание  мячей  (резиновых,  из  поролона)  над  сеткой  имитатором  блока,  мячи бросают через сетку в прыжке «нападающие», блокирование «блок­щитками»,  стоя  на  подставке.  Броски  выполняют  вначале  в  одном,  затем  в  различных  направлениях и из разных зон.   2. Блокирование, стоя на подставке, нападающих ударов, выполняемых по мячу,  у4становленному  в  держателе.  То  же,  стоя  на  площадке,  задерживание  мячей  имитатором блока; от удара по мячу в держателе.   3. Блокирующий стоит у сетки в исходном положении. На другой стороне партнер  подбрасывает  мяч  над  сеткой  и  на  расстоянии  10­30  см  от  нее.  Блокирующий  в  прыжке  отбивает  ладонями  мы  в  высшей  точке  взлета  (предварительно  отбивают  подвешенный мяч). То же, с обманными действиями подбрасывающего.     4.  Блокирующий  –  на  подставке,  нападающий  удар  выполняют  с  передачи:  зона  одна, направление ударов известно блокирующему.
    5. Нападающие удары выполняют из двух соседних зон (4­3, 2­3), дальних (2­4);  блокирующий  знает,  из  какой  зоны  будет  выполнен  удар  и  в  каком  направлении  (сигнал дается с опережением передачи на удар).   такой  же  последовательности,  как  и  обучение  одиночному.  Основное  внимание  уделяется  согласованности  действий  блокирующих:  своевременность  прыжка  и  выноса  рук  над сеткой, «плотность» блока. групповому  блокированию  происходит    6.  Обучение  в
УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ  Условия  выполнения  блокирования  постепенно  усложняются.  Если  зона,  откуда  будут  производиться  нападающие  удары,  известна,  то  варьируют  передачи (средние, высокие, низкие, из глубины площадки, стоя лицом и спиной  к  нападающему),  способы  ударов  (прямой,  боковой,  с  переводом  вправо,  влево),  направления  («диагональ»,  «линия»)  и  т.п.  Если  зона  неизвестна,  то  удары  чередуют  от  боковых  линий  и  в  глубине  площадки  –  вначале  это  соседние  зоны,  затем  дальние,  с  задней  линии.  Причем  передачи  вначале  высокие, затем средние и низкие. Взяв за основу эти указания и упражнения, представленные в разделе передач и  нападающих  ударов,  можно  составить  упражнения  для  совершенствования  навыков  блокирования.  Здесь  внимание  должно  быть  сосредоточено  на  совершенном  (одиночного)  блокирования.  Это  важно  для  успешного  построения  индивидуальной  защиты  над сеткой и во взаимодействии на блоке двух (трех) игроков. 1. Блокирующий на подставке, атакующие удары выполняются из зон 4 или 3 с  передачи из зоны 2. Из какой зоны будет выполнен удар, блокирующий не знает,  но  ему  известно  направление  удара  из  каждой  зоны.  То  же,  но  блокирующий  стоит на площадке, блокирования в прыжке индивидуального  овладении    навыками
     2. Блокирующий на подставке, удары выполняются из зоны 4 или 2 с передачи из  зоны 3, стоя лицом и спиной к нападающему: зона удара не известна, направления  ударов известны. То же, но блокирующий на площадке, блокирование в прыжке. 3. блокирующий на подставке, удары выполняются поочередно из зон 4, 3, 2, 4 и т.  д.  с  передачи  из  зоны  3.  Направление  удара  и  зона  неизвестны.  То  же,  но  блокирующий стоит на площадке, блокирование в прыжке. 4. Блокирующий на подставке, на противоположной стороне выполняют групповые  тактические  действия  в  нападении,  в  них  участвуют  игроки  из  зон  4,  3  и  2  с  передачи связующего игрока. Зона и направления удара неизвестны блокирующему.  То же, но блокирующий стоит на площадке.     До  сих  пор  речь  шла  об  индивидуальном  блокировании.  Но  в  одиночку  сложно  противоборствовать  трем,  а  при  подключении  игрока  задней  линии  и  четырем  бомбардирам.  Поэтому  для  волейбола  характерно  групповое  блокирование  (вдвоем,  втроем).  Обучение  групповому  блокированию  и  совершенствование  происходит в такой же методической последовательности, как и индивидуальному.  Главное здесь успешное согласование действий блокирующих. 5.  Блокирующих  на  подставке  трое,  нападающие  удары  выполняются  поочередно  из  зон  4,  3,  4  с  собственного  подбрасывания.  Блокирование  вдвоем  ударов  4  и  2,  втроем удара из зоны 3. Направление ударов вначале известно, затем нет. То же, но  блокирующие стоят на площадке.
   6. То же, что 5, но удары выполняются с передачи связующего на границе зон 3 и 2.  Мяч  связующему  направляют  из  глубины  площадки,  кому  будет  вторая  передача  блокирующие не знают. То же, но с приемом подачи. 7.    Блокирующие  на  подставке,  противодействие  тактическим  комбинациям,  действия  атакующих  блокирующим  известны,  направление  удара  неизвестно.  То  же, но блокирующие стоят на площадку, блокирование в прыжке.     В  упражнениях  по  технике  все  внимание  уделяется  «технической  стороне»  блокирования;  в  разделах  тактической,  физической  и  интегральной  подготовки  вопросы блокирования также отражены.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ