Развитие выносливости у подростков средствами легкой атлетики

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация, которая раскрывает смысл легкой атлетики и ее пользу.
Иконка файла материала Новая презентация (1).pptx

Развитие выносливости у подростков средствами легкой атлетики

Автор: Алиев М.Р.
Студент УК ОГУ.

Актуальность темы

Статистика: Снижение уровня физической подготовленности и выносливости среди подростков.
Рост числа заболеваний, связанных с гиподинамией.
Важность выносливости как физического качества для:
Здоровья сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Умственной работоспособности и устойчивости к стрессам.
Формирования привычки к здоровому образу жизни.
Легкая атлетика — как наиболее доступный и универсальный инструмент решения этой проблемы.

Цель и задачи работы

Цель: Теоретически обосновать и разработать практические рекомендации по развитию выносливости у подростков средствами легкой атлетики.
Задачи:
Раскрыть понятие и виды выносливости.
Выявить возрастные особенности развития выносливости у подростков.
Охарактеризовать средства легкой атлетики для развития выносливости.
Представить методы, формы и примеры упражнений.

Что такое выносливость? Классификация

Определение: Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Классификация:
Общая выносливость (аэробная) — основа для здоровья. Проявляется в длительной работе умеренной мощности.
Специальная выносливость:
Скоростная (анаэробная алактатная)
Силовая
Координационная

Возрастные особенности подростков (13-15 лет)

Благоприятный период для развития общей выносливости (интенсивное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем).
Возможные проблемы:
Быстрая утомляемость из-за активного роста организма.
Психологический фактор: монотонная работа может казаться скучной.

Средства легкой атлетики для развития выносливости

Бег:
Равномерный непрерывный бег (основа для аэробной выносливости).
Переменный бег (чередование интенсивности).
Интервальный бег (строгое чередование работы и отдыха).
Бег в гору (усложненный вариант).
Спортивная ходьба (как щадящий вариант).
Смешанное передвижение (бег + ходьба).

Примеры упражнений и тренировочных заданий (для урока/тренировки)

Для начального этапа:
Бег 3-5 минут в спокойном темпе.
Чередование: 200 м бега + 100 м ходьбы (4-5 повторов).
Для среднего этапа:
Равномерный бег 10-15 минут.
"Фартлек": произвольное ускорение на 50-100 м во время бега, затем восстановление.
Для продвинутого этапа:
Интервальный бег: 4х400 м (отдых 2-3 минуты).
Бег в гору 6-8 раз по 60-80 метров.

Пример структуры занятия

Подготовительная часть (10-15 мин): Разминка (суставная гимнастика, легкий бег, ОРУ).
Основная часть (20-30 мин):
Работа над техникой бега (5 мин).
Кроссовый бег 2 км (или серия интервальных упражнений).
Заключительная часть (5-10 мин): Заминка (спокойная ходьба, упражнения на дыхание и растяжку).

Меры предосторожности и противопоказания

Обязательный врачебный контроль и допуск к занятиям.
Постепенное увеличение нагрузки (правило 10% в неделю).
Учет индивидуальных особенностей и уровня подготовленности.
Контроль самочувствия (ЧСС, цвет лица, потоотделение).
Правильная экипировка и обувь.

Заключение и выводы

Развитие выносливости у подростков — важная педагогическая и оздоровительная задача.
Легкая атлетика предоставляет эффективный, доступный и разнообразный арсенал средств для ее решения.
Ключ к успеху — в систематичности, постепенности, учете возрастных особенностей и использовании игровых методов для поддержания мотивации.

Спасибо за внимание!