Россия во второй половине XIX в.
60-ые годы 19 века – период величайшего подъёма общественной мысли и общественной борьбы.
Поражение России в Крымской войне, рост крестьянских бунтов заставили Александра II признать, что «лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу» .
01.02.2020
3
Основные события этого периода –
отмена крепостного права и становление капитализма.
Главные исторические события XIX века
1812г. – война с Наполеоном
1821г – образование Северного и Южного общества декабристов
14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади
1853 – 1856гг – Крымская война, поражение России
19 февраля 1861г – отмена крепостного права
1861г – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная ит.д.)
1877 – 1878г.г – Русско-турецкая война
1 марта 1881г – убийство Александра II народниками
В начале 19 века завершился процесс образования русской национальной литературы и создания русского литературного языка.
Огромную роль в этом процессе сыграл А.С.Пушкин, он явился родоначальником нового направления в русской литературе – реалистического.
01.02.2020
5
19 в. оказался чрезвычайно плодородным и ярким в области культурного развития России. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции благодаря нашим выдающимся соотечественникам, творившим во 2-й половине 19 - начале 20 в.
01.02.2020
6
Крупнейших успехов добилась русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели работы профессора-физиолога И. М. Сеченова.
Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов.
Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н.Н. Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая.
В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные.
С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета .
В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.
Наука
Литература второй половины XIX века, продолжая традиции, заложенные
А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем, отличается
самобытностью,
отказом от подражательности;
наличием противоборствующих течений, тесным образом связанных со сложившейся исторической ситуацией.
Особенности литературы нового периода:
Литература 2 половины 19 века.
Два самых известных представителя отечественной культуры 2-й пол. 19-го столетия - Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Эти люди не были лишь "мэтрами изящной словесности", блестящими летописцами времен и нравов. Их искреннее желание разрешить "проклятые русские вопросы" - что есть человек и каково его земное предназначение - превратило обоих писателей в духовных наставников .
01.02.2020
15
01.02.2020
16
Ивану Сергеевичу Тургеневу (1818 - 1883) принадлежит заслуга в создании социально-психологических романов, в которых личная судьба героев оказалась неразрывно связана с судьбой страны. Он был мастером в раскрытии внутреннего мира человека во всей его сложности. Творчество Тургенева оказало огромное влияние на развитие русской мировой литературы.
Широтой мышления, умением постичь жизненную и историческую перспективу, верой в то, что жизнь человека должна быть исполнена высшего смысла, отмечено творчество одного из самых замечательных русских писателей и драматургов - Антона Павловича Чехова (1860-1904), этого тончайшего психолога и мастера подтекста, так своеобразно сочетавшего в своих произведениях юмор и лиризм.
01.02.2020
17
Основные тенденции в развитии реалистической литературы.
1. Новые герои в литературе – разночинцы, нигилисты.
Нигилист – интеллигент -разночинец, резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, к крепостнической идеологии.
01.02.2020
18
2. В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их.
Главные вопросы эпохи
Кто виноват?
Что делать?
Главный герой русской литературы – и реалистический, и романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности.
4. Социальные течения
В это время шла острая борьба между западниками (сторонниками использовать опыт Европы)и славянофилами, которые не считали возможным подражать западу, т.к. Россия имеет свою историю, культуру, идеалы.
01.02.2020
21
Западники | Славянофилы |
В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.С.Тургенев и др. | А.Н.Островский, Ф.И.Тютчев. Н.С.Лесков, К.С.Аксаков и др. |
01.02.2020
22
Во второй половине 19 века в России начала развиваться журналистика.
Журналы «Современник», «Колокол», «Русское слово», Искра», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. сыграли огромную роль в развитии русской литературы и искусства.
Русская журналистика, критика
Журнал «Современник»
Журнал «Современник» под руководством Н.А.Некрасова стал печатным органом революционных демократов. (Н.Г.Чернышевский , Н.А Добролюбов)
01.02.2020
23
В 1866 году журнал был запрещён цензурой. Идеи «Современника» Н.А.Некрасов продолжил в журнале «Отечественные записки» (1868)
Развитие критики
Литературная критика второй половины 19 века была представлена именами Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.А.Григорьева, А.В.Дружинина, Д.И.Писарева и др. и оказала огромное влияние на развитие литературы.
Н.А.Добролюбов
Д.И.Писарев
Развитие драматургии связано с именем А.Н.Островского.
Продолжая традиции Д.И.Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островский создал национальную драматургию, открыл новых героев, новые конфликты, которые отражают события русской действительности того времени.
01.02.2020
Перов В.Г.
Портрет Островского
А. Н. Островский (1823 – 1886)
– родоначальник русского национального театра
Пьесы: «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», «Доходное место», «Бесприданница», «Снегурочка»…
«
Театр
Выдающиеся художники 2 половины 19 века:
Г.Г.Мясоедов, И.Н.Крамской, Н.Н.Ге, В.Г.Перов, В.М.Васнецов, И.И.Левитан, И.Е.Репин, В.А.Серов и др.
1870-м г. в России возникло Товарищество передвижных художественных выставок (товарищество передвижников) Это была общественная организация, которую гос-во не финансировало. Товарищество организовали молодые художники : И.Н.Крамской, Н.Н.Ге, В.Г.Перов, Г.Г.Мясоедов.
01.02.2020
28
Живопись
Живопись
Художники-передвижники
48 выставок за пятьдесят три года. Таков внушительный итог деятельности Товарищества передвижных художественных выставок – самой многочисленной, активной и влиятельной художественной организации в истории русского искусства. На протяжении долгих лет – с 1870 по 1923 год – она объединяла лучшие творческие силы страны. Передвижникам удалось познакомить со своим искусством огромное число зрителей. По установленному порядку выставки начинались на первой неделе Великого поста, в конце февраля – начале марта, в Петербурге, затем к Пасхе экспозиция переезжала в Москву, а оттуда уже отправлялась в странствия по России.
Художники-передвижники: Г.Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е.Е. Волков, В. И. Суриков, И.И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Е. Маковский, И. Е. Репин, И. Н. Крамской и другие
Художники-передвижники
В. М. Максимов Всё в прошлом.
Ориентироваться на "классические образцы" европейского искусства они больше не хотели. Художники стремились приблизить искусство к жизни, показать живых людей, их заботы и устремления.
«Тройка», «Приезд станового на следствие», «Проповедь в сельском храме», «Чаепитие в Мытищах», «Утопленница», «Проводы покойника», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Старики –родители на могиле сына» (Тургенев «Отцы и дети»),психологические «А. Н. Островский», «Ф. М. Достоевский» портреты.
В. Г. Перов (1833 -1882)
«Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина, И. Шишкина.
«Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!»
И. Н. Крамской (1837 – 1887)
В газетах тех лет ежедневно печатались объявления о продаже имущества:
1. Продается деревянный дом с садом... Тут же в доме можно купить кучера и голландскую корову.
2. За 180 рублей продается девка двадцати лет, которая чистит белье и отчасти готовит кушанье. О ней, как и продаже подержанной кареты и нового седла, спросить на почтовом дворе...
3. За излишеством продается пожилых лет прачка за 250 рублей.
А. К. Саврасов (1830-1897)
«Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид».
Н. Н. Ге (1831-1894)
Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого
И. Е. Репин (1844 - 1930)
Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.
Музыка
М. И. Глинка
(1804 – 1857)
родоначальник классической русской музыкальной школы.
Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века. Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии, песни.
А. С. Даргомыжский
(1813 – 1869)
В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова.
П.И. Чайковский
1840-1893
Оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», ««Орлеанская дева», «Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички»
Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др.
«Могучая кучка»
Девиз кружка: «Музыкальный реализм и народность»
сочувствовали передовым идеям века;
сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
широко общались с публикой
«Могучая кучка»
М. А. Балакирев (1837-1910) организатор и вдохновитель «Могучей кучки».Основные произведения: «Кантата памяти Глинки», 2 симфонии, увертюры, сюиты, хоровые произведения, романсы.
М. П. Мусоргский (1839-1881)
А. П. Бородин (1834-1887)
Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)
Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над музыкальными произведениями.
Основные произведения: Оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен.
Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика.
Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы. Тесная связь с русским фольклором.
Первую симфонию написал в 19 лет. Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Основные произведения: оперы «Садко», «Снегурочка». «»Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом».
Ц. А. Кюи (1835-1908)
Военный инженер. Основные произведения: оперы «Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.