Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Задачи:
· содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
· актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
· смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных;
· развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
· обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.
Планируемые результаты:
Личностные:
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции
- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
Предметные:
- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;
- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Метапредметные:
Познавательные:
- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;
- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной речи;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- освоение способа решения проблемного поискового характера.
Оборудование: учебник «русский язык», карточки со словами, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Поприветствуйте, ребята, гостей,
Улыбнитесь друг другу скорей.
Я желаю всем успехов, добра.
А теперь нам урок начинать пора.
Откройте тетради, запишите дату.
Какие орфограммы в слове декабря?
Какое слово должно появиться на дополнительных полях?
А как проверить «е»?
Стремительно приближается самый красивый , волшебный праздник… Новый год.
Вот и в нашем классе почти всё готово к празднику, только не хватает главного атрибута Нового года.
О чём я, ребята?
Вы любите наряжать ёлочку?
Вы мне поможете нарядить её?
Но только эта ёлочка особенная. На ней должны висеть только те игрушки, которые вы заработаете своими знаниями, дружной и активной работой.
Вы готовы?
Тогда начнём.
2. Актуализация знаний.
Прочитайте слова.
На доске карточки: ежи, чудеса, малыши, пушистый, чашки, щука, лыжи.
Какое слово здесь лишнее? Почему?
Что такое имя существительное?
Часть речи удивительная.
Зовётся – существительное.
Предмет, явление природы обозначает,
На вопросы Кто? Что? отвечает.
Что объединяет эти слова?
Вспомните правило.
На какие две группы можно разделить эти имена существительные?
3. Целеполагание.
Какая же тема нашего урока?
Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (Чему мы сегодня будем учиться?)
(Научиться распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)
4. Изучение новых знаний.
Вернёмся к словам. Разделите существительные на две группы.
Работа в тетради. Один ученик у доски.
Кто? Что?
малыши чудеса
ежи чашки
щука лыжи
Прочитайте слова 1-го столбика.
По какому признаку вы их объединили?
Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?
Прочитайте слова 2-го столбика.
По какому признаку вы их объединили?
Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос Что?
Какое своё существительное вы бы добавили в каждую группу?
А теперь давайте обобщим всё, что мы сказали, в одно общее правило – вывод.
Вывод: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО? называются одушевлёнными.
Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными.
Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике на странице 115-ой.
Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике?
5. Первичное закрепление изученного.
Ребята, поиграем в игру «Встали-сели». Прошу вас встать, если вы услышите одушевлённое существительное, если неодушевлённое существительное – сидите.
Зима, мальчик, мороз, окно, ворона, берёза, Снегурочка, праздник, зайка, снег.
6. Применение и закрепление новых знаний.
Предлагаю творческое задание.
Придумайте предложение, в котором встречаются одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Запишем одно предложение. Что мы должны помнить при оформлении предложения?
(Один ученик у доски.)
Над одушевлёнными существительными напишите – одуш., над неодушевлёнными – неодуш.
Почему мы относим слово … к одушевлённым, а … - к неодушевлённым существительным?
Физминутка
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок – скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
Поиграем в игру «Верю-не верю».
Верите ли вы что:
1.речка - ь
2.снежок - и
3.кружится - ы
4.шубка - б
5.заяц - е
6.Наступила зима.- н
7.лепить – ь
Было ли среди этих слов одушевлённое существительное?
С какой целью мы играем в эту игру?
В следующем задании вам эти знания пригодятся. Работать будете в группах.
Какие правила работы в группе вы должны помнить?
Работа по карточке.
Прочитайте текст. Что вы заметили? Какое задание вам предстоит сделать?
Карточка. Прочитайте текст. Исправьте ошибки.
Наступила зема. Выпал снек. От мароза затрещали деревья. В лесу тишына. Спит медвед. Белочька сидит в дупле.
Заполните таблицу словами, в которых была допущена ошибка.
Ь – показатель мягкости согл. |
Ь - разделительный |
Парный согласный |
Словарные слова |
Безударная гласная, проверяемая ударением |
Жи-ши, ча-ща, чу-щу |
Чк, чн, щн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Назовите из таблицы все одушевлённые существительные. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают? Назовите неодушевлённые существительные. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
7. Проверка полученных знаний.
С какой частью речи мы сегодня работали?
На какие вопросы отвечают существительные?
Какие существительные отвечают на вопрос кто?
Какие существительные отвечают на вопрос что?
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
У вас на партах лежат карточки со словом. По моей команде вы должны перевернуть карточку, прочитать слово и определить, какое это существительное одушевлённое или неодушевлённое.
А теперь подойдите к той табличке, которая соответствует вашему слову.
8. Подведение итогов.
Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
Получилось ли у нас решить поставленные на этом уроке задачи?
Докажите.
Ваши знания и хорошая работа на уроке помогли сделать ёлочку такой красивой, нарядной. Молодцы!
9. Д.з.: 1)Учебник с.115-ая! Упр.213-ое
2) Составить рассказ из 3-4 предложений на тему «Зима»
10.Рефлексия.
- Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.
Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и без затруднений справились с заданиями.
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой - улыбка
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой - грустинка
Итог урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Спасибо всем за хорошую работу!
К встрече Нового года мы готовы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.