Данное открытое внеклассное мероприятие неделя экологии в школе ,«Загадки природы» ,предлагает активные формы работы для разновозрастных групп учащихся разнообразны: конкурсы, состязания, интеллектуальные игры. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения ( распознавать) биологические объекты , а также отработать полученные навыки .Данное открытое внеклассное мероприятие неделя экологии в школе ,«Загадки природы» ,предлагает активные формы работы для разновозрастных групп учащихся разнообразны: конкурсы, состязания, интеллектуальные игры. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения ( распознавать) биологические объекты , а также отработать полученные навыки .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №12 Майкопского района ст. Кужорской.
Открытый урок на тему : Охрана млекопитающих республики Адыгея».
Крюкова Ольга Васильевна
Стаж работы 13 лет
в качестве учителя биологии
МБОУ СОШ №12
Майкопского района ст. Кужорской
Улица Больничная№14
892847130872014 год
Тема– «Охрана млекопитающих республики Адыгея».
Цель: ознакомление с отдельными отрядами, широко распространенными и
редкими видами млекопитающих республики Адыгея, их
жизнедеятельностью. Ознакомление с мерами по охране редких и исчезающих
видов млекопитающих республики Адыгея.
Задачи:
Образовательная: Сформировать представления об отдельных отрядах,
широко распространенных и редких видах млекопитающих республики
Адыгея, их жизнедеятельностью.
Развивающая: Развивать познавательную активность, умение использовать в
работе ранее полученные знания. Обогащать словарный запас школьников.
Воспитательная: Способствовать формированию понимания бережного
отношения к живой природе. Воспитание личной ответственности за
результаты своей деятельности.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: смешанный
Методы: словесный, наглядный.
Межпредметная связь: география, экология.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Млекопитающие
республики Адыгея », книжная выставка, учебник «Биология 7 класс».
ПЛАН УРОКА :
1. Организационный момент
2. Целеполагание.
3. Проверка знаний наиболее важных положений прошлых уроков.4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного материала
6. Выводы. Итоги урока.
7. Домашнее задание
8. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Готовность к уроку. Отчет дежурного.
2. Целеполагание.
Мы с вами в течение нескольких уроков изучали тему «Класс
млекопитающие», познакомились с особенностями внешнего строения
млекопитающих, изучили разнообразие отрядов данного класса, их
особенности и представителей.
3. Проверка знаний наиболее важных положений прошлых уроков
Давайте вспомним, какими характерными особенностями обладают
представители класса млекопитающие?
1. Млекопитающие – группа животных, которая выкармливает своих
детёнышей молоком.
2. Млекопитающие – похожи частями тела: голова, уши, шея, туловище,
конечности, хвост.
3. Млекопитающие – отличаются друг от друга по величине, окраске, форме
тела.
4. У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров
(шерсть). В холодное время года защищает от охлаждения, в жаркое – от
перегрева.
Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Многообразие млекопитающих)
Стихотворение об общих признаках млекопитающих(учитель).То роют в почве норы, то плавают в воде,
То лезут выше в горы, короче, есть везде!
Покрыто тело кожей, на коже густо шерсть.
Зимой они не мёрзнут и могут в снег залезть.
Пушистые на ощупь и теплые внутри.
То спящие всю зиму, то рыщут до зари.
Во рту зубов различных не просто сосчитать:
Резцы, клыки и прочие – кусать, хватать и жевать.
Один грызёт орехи, другой жуёт траву,
А третий ищет мясо, чтоб накормить братву.
Хоть летом, хоть зимою детей растить легко,
Искать не надо пищу с собой есть молоко.
В лесу как санитары, а могут быть как дичь,
В колхозе быть в отаре, и можно их постричь.
Кто бегает от волка, кто тащит груз легко.
Кто в цирке на арене взмывает высоко.
Кто мал как бурозубка, а кто как кит велик
Но совесть пусть любого обидеть не велит!
4. Изучение нового материала
Тема нашего сегодняшнего урока – «Охрана млекопитающих республики
Адыгея».
(Рассказ учителя с элементами беседы).
Панорамы горных хребтов и долин, вершины, с головокружительной высоты
которых можно часами наблюдать красоту дикой природы – это
раскинувшаяся на живописных склонах Кавказского хребта Адыгея.
Множество здешних памятников природы республиканские и федеральныевласти изъяли из хозяйственного пользования и установили для них режим
особой охраны.
Теперь Адыгея поднялась на лидирующее место среди субъектов федерации
по относительной площади особо охраняемых природных территорий они
занимают почти 30% территории республики. ВК расскажет о некоторых их
этих территорий.
Частично на территории Адыгеи находится Кавказский государственный
природный биосферный заповедник. Площадь заповедника, расположенного
на территории Краснодарского края, Адыгеи и КарачаевоЧеркесия, 281,6
тыс. га. Основа его рельефа Главный Кавказский хребет. В заповеднике
обитает 83 вида млекопитающих.
В ведении Управления по охране, контролю и регулированию использования
охотничьих животных Адыгеи остается и комплексный охотничий заказник
«Даховский», образованный в 1991 году. Он занимает площадь 23 тыс. га в
Майкопском районе. Заказник создали для поддержания целостности
естественных сообществ, сохранения зубров, оленей, кабанов, косуль, серн и
куниц.
Сообщения учащихся (подготовлены как домашнее задание).
1 экология региона.
2 фауна млекопитающих.
3 ВЛИЯНИЕ высотной поясности НА РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
4 древние природоохранные традиции горцев.
1 ученик: Адыгея обладает высокой степенью биоразнообразия. Поэтому
сохранение ресурсов биоразнообразия для Республики с каждым годом
приобретает все большую актуальность.
Проведен анализ результатов исследования экологических проблем региона. В
связи с высокой степенью хозяйственного освоения на территории региона
практически не остается ненарушенных экосистем. Видовое и ценотическое
разнообразие растительного и животного мира республики чрезвычайно
обеднено на 50 % ее площади, умеренно обеднено на 20 % и практически
сохранено на 25 %. Для сохранения уникальных природноэкологических
особенностей заповедных территорий в Адыгее предлагаем выделитьследующие направления экологической политики,экологического образования
и экологической культуры.
2 ученик. Фауна Адыгеи насчитывает 384 вида позвоночных, из них 65 видов
животных, помимо реликтовых и эндемичных форм, находятся под угрозой
исчезновения или редки в России и во всем мире. Фауна млекопитающих
насчитывает 81 вид, 11 из них занесены в Красную книгу России и 17 – в
Красную книгу МСОП. Здесь обитает 20 видов летучих мышей, 35 – грызунов,
20 хищников и 7 копытных. В Адыгее обитают такие редкие млекопитающие,
как выдра кавказская, рысь кавказская, барсук кавказский, зубр горный
кавказский.
На грани исчезновения такие уникальные виды, как зубр горный кавказский
(1991 год – 900 особей, 2011 год – 50 особей), тур западнокавказский (1991
год – 5000 особей, 2011 год – 500 особей), медведь бурый (1991 год – 300
особей, 2011 год – 50 особей) и т.д. Указ Президента Республики Адыгея «О
запрете охоты на диких животных на территории Адыгеи в течение
ближайших 5 лет» теоретически хорош, но практика использования
отсутствует.
Главная цель сохранения биоразнообразия Адыгеи – остановить обеднение
растительного и животного мира. Для достижения этой цели предполагается:
1. Практические действия по охране флоры и фауны Адыгеи.
2. Научные исследования по растениям Адыгеи и их местообитаниям для
улучшения их сохранности и устойчивости использования.
3. Влиять на природоохранную политику и международные соглашения,
природопользование, а также отношение людей и их поведение, касающееся
растений и животных и их местообитаний.
4. Развивать технические ресурсы и информационные технологии для
содействия охране и устойчивому использованию растений и животных и их
местообитаний.
5. Разработка регионального закона и подзаконных актов, защищающих
растительный и животный мир Адыгеи. Животный мир степной зоны в
большей мере чем в остальных поясах ощущает антропогенный фактор, таккак степи полностью освоены и естественная растительность в сильно
измененном виде сохранилась лишь на небольших участках.
6. Сохранение биоразнообразия республики путем должного финансирования,
дабы природопользователей беспокоило именно сохранение устойчивости
экосистем, а не конкретные материальные выгоды от использования
генетических ресурсов.
3 ученик :ВЛИЯНИЕ высотной поясности НА РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Из млекопитающих в лесостепье встречаются насекомоядные: еж
обыкновенный, кроты кавказский и малый, бурозубка кавказская, кутора
обыкновенная; из рукокрылых: ночница остроухая, нетопырь, длиннокрыл
обыкновенный; из грызунов: тушканчик большой, слепыш обыкновенный,
крыса черная, мышь лесная, полевка кустарниковая; из хищных: собака
енотовидная, енотполоскун, перевязка, куница лесная.
Пояса широколиственных и смешанных лесов занимают среднегорья в
пределах от 400 до 12001500 м над уровнем моря. Пояс темнохвойных лесов
занимает склоны хребтов от 12001500 до 1800 м над уровнем моря.
Млекопитающие лесного пояса это кроты: кавказский, малый, бурозубка
Радде, бурозубка Волнухина и кавказская; подковоносы: большой, малый,
ночница остроухая, ушан, кожан поздний, мышь желтогорлая, полевка, волк,
шакал, лисица, медведь бурый, норка европейская; куницы: лесная, каменная;
барсук, выдра, кабан, косуля, олень благородный, серна, тур кавказский,
зубр.
Субальпийский пояс занимает Водораздельный и Боковой хребты в пределах
от 1700 1800 до 22002600 м над уровнем моря. Верхняя и нижняя границы
субальпийского пояса динамичны, что вызвано действием различных
факторов, в том числе и деятельностью человека.
Млекопитающие этого пояса: кроты кавказский и малый; бурозубки
кавказская и Волнухина, кутора обыкновенная; ночницы остроухая и усатая,
вечерница рыжая, нетопырь, кожан поздний и двухцветный, заяц русак, соня
лесная, мышовка кавказская; полевки: дагестанская, гудаурская, снежная,
Роберта; волк, лисица, медведь бурый, горностай, ласка, норка европейская,
выдра, барсук, куницы каменная и лесная, кабан, косуля, олень благородный,
тур кавказский, зубр.