Охрана млекопитающих республики Адыгея».

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное открытое внеклассное мероприятие неделя экологии в школе ,«Загадки природы» ,предлагает активные формы работы для разновозрастных групп учащихся разнообразны: конкурсы, состязания, интеллектуальные игры. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения ( распознавать) биологические объекты , а также отработать полученные навыки .Данное открытое внеклассное мероприятие неделя экологии в школе ,«Загадки природы» ,предлагает активные формы работы для разновозрастных групп учащихся разнообразны: конкурсы, состязания, интеллектуальные игры. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения ( распознавать) биологические объекты , а также отработать полученные навыки .
Иконка файла материала урок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа №12 Майкопского района ст. Кужорской. Открытый урок на тему : Охрана млекопитающих республики Адыгея».  Крюкова Ольга Васильевна Стаж работы 13 лет  в качестве учителя биологии МБОУ СОШ №12  Майкопского района ст. Кужорской Улица Больничная№14 892847130872014 год Тема– «Охрана млекопитающих республики Адыгея».  Цель: ознакомление с отдельными отрядами, широко распространенными и  редкими видами млекопитающих  республики Адыгея, их  жизнедеятельностью. Ознакомление с мерами по охране редких и исчезающих  видов млекопитающих республики Адыгея.   Задачи:   Образовательная: Сформировать представления об отдельных отрядах,  широко распространенных и редких видах млекопитающих республики  Адыгея, их жизнедеятельностью.   Развивающая: Развивать познавательную активность, умение использовать в  работе ранее полученные знания. Обогащать словарный запас школьников.   Воспитательная: Способствовать формированию понимания бережного  отношения к живой природе. Воспитание личной ответственности за  результаты своей деятельности.   Тип урока: Комбинированный.   Вид урока: смешанный   Методы: словесный, наглядный.   Межпредметная связь: география, экология.   Оборудование: интерактивная доска, презентация «Млекопитающие   республики Адыгея »,  книжная выставка, учебник «Биология 7 класс».   ПЛАН УРОКА :   1. Организационный момент   2. Целеполагание.   3. Проверка знаний наиболее важных положений прошлых уроков.4. Изучение нового материала   5. Закрепление изученного материала   6. Выводы. Итоги урока.    7. Домашнее задание   8. Рефлексия.  Ход урока:   1. Организационный момент.   Готовность к уроку. Отчет дежурного.   2. Целеполагание.   Мы с вами в течение нескольких уроков изучали тему «Класс  млекопитающие», познакомились с особенностями внешнего строения  млекопитающих, изучили разнообразие отрядов данного класса, их  особенности и представителей.  3. Проверка знаний наиболее важных положений прошлых уроков   Давайте вспомним, какими характерными особенностями обладают  представители класса млекопитающие?   1. Млекопитающие – группа животных, которая выкармливает своих  детёнышей молоком.   2. Млекопитающие – похожи частями тела: голова, уши, шея, туловище,  конечности, хвост.   3. Млекопитающие – отличаются друг от друга по величине, окраске, форме  тела.   4. У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров  (шерсть). В холодное время года защищает от охлаждения, в жаркое – от  перегрева.   Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Многообразие млекопитающих) Стихотворение об общих признаках млекопитающих(учитель).То роют в почве норы, то плавают в воде,   То лезут выше в горы, короче, есть везде!  Покрыто тело кожей, на коже густо шерсть.   Зимой они не мёрзнут и могут в снег залезть.  Пушистые на ощупь и теплые внутри.   То спящие всю зиму, то рыщут до зари.   Во рту зубов различных не просто сосчитать:   Резцы, клыки и прочие – кусать, хватать и жевать.  Один грызёт орехи, другой жуёт траву,   А третий ищет мясо, чтоб накормить братву.  Хоть летом, хоть зимою детей растить легко,  Искать не надо пищу ­ с собой есть молоко.  В лесу как санитары, а могут быть как дичь,   В колхозе быть в отаре, и можно их постричь.   Кто бегает от волка, кто тащит груз легко.   Кто в цирке на арене взмывает высоко.  Кто мал как бурозубка, а кто как кит ­ велик   Но совесть пусть любого обидеть не велит! 4. Изучение нового материала   Тема нашего сегодняшнего урока – «Охрана млекопитающих республики  Адыгея».   (Рассказ учителя с элементами беседы). Панорамы горных хребтов и долин, вершины, с головокружительной высоты  которых можно часами наблюдать красоту дикой природы – это  раскинувшаяся на живописных склонах Кавказского хребта Адыгея.  Множество здешних памятников природы республиканские и федеральныевласти изъяли из хозяйственного пользования и установили для них режим  особой охраны.   Теперь Адыгея поднялась на лидирующее место среди субъектов федерации  по относительной площади особо охраняемых природных территорий ­ они  занимают почти 30% территории республики. ВК расскажет о некоторых их  этих территорий. Частично на территории Адыгеи находится Кавказский государственный  природный биосферный заповедник. Площадь заповедника, расположенного  на территории Краснодарского края, Адыгеи и Карачаево­Черкесия, 281,6  тыс. га. Основа его рельефа ­ Главный Кавказский хребет. В заповеднике  обитает 83 вида млекопитающих. В ведении Управления по охране, контролю и регулированию использования  охотничьих животных Адыгеи  остается и комплексный охотничий заказник  «Даховский», образованный в 1991 году. Он занимает площадь 23 тыс. га в  Майкопском районе. Заказник создали для поддержания целостности  естественных сообществ, сохранения зубров, оленей, кабанов, косуль, серн и  куниц. Сообщения учащихся (подготовлены как домашнее задание). 1 ­экология региона. 2­ фауна млекопитающих. 3­ ВЛИЯНИЕ  высотной поясности НА  РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ  4­ древние природоохранные традиции горцев. 1 ученик: Адыгея обладает высокой степенью биоразнообразия. Поэтому  сохранение ресурсов биоразнообразия для Республики с каждым годом  приобретает все большую актуальность. Проведен анализ результатов исследования экологических проблем региона. В связи с высокой степенью хозяйственного освоения на территории региона  практически не остается ненарушенных экосистем. Видовое и ценотическое  разнообразие растительного и животного мира республики чрезвычайно  обеднено на 50 % ее площади, умеренно обеднено на 20 % и практически  сохранено на 25 %. Для сохранения уникальных природно­экологических  особенностей заповедных территорий в Адыгее предлагаем выделитьследующие направления экологической политики,экологического образования и экологической культуры.  2 ученик. Фауна Адыгеи насчитывает 384 вида позвоночных, из них 65 видов  животных, помимо реликтовых и эндемичных форм, находятся под угрозой  исчезновения или редки в России и во всем мире. Фауна млекопитающих  насчитывает 81 вид, 11 из них занесены в Красную книгу России и 17 – в  Красную книгу МСОП. Здесь обитает 20 видов летучих мышей, 35 – грызунов, 20 хищников и 7 копытных. В Адыгее обитают такие редкие млекопитающие,  как выдра кавказская, рысь кавказская, барсук кавказский, зубр горный  кавказский. На грани исчезновения такие уникальные виды, как зубр горный кавказский  (1991 год – 900 особей, 2011 год – 50 особей), тур западно­кавказский (1991  год – 5000 особей, 2011 год – 500 особей), медведь бурый (1991 год – 300  особей, 2011 год – 50 особей) и т.д. Указ Президента Республики Адыгея «О  запрете охоты на диких животных на территории Адыгеи в течение  ближайших 5 лет» теоретически хорош, но практика использования  отсутствует. Главная цель сохранения биоразнообразия Адыгеи – остановить обеднение  растительного и животного мира. Для достижения этой цели предполагается:   1. Практические действия по охране флоры и фауны Адыгеи.   2. Научные исследования по растениям Адыгеи и их местообитаниям для  улучшения их сохранности и устойчивости использования.   3. Влиять на природоохранную политику и международные соглашения,  природопользование, а также отношение людей и их поведение, касающееся  растений и животных и их местообитаний.   4. Развивать технические ресурсы и информационные технологии для  содействия охране и устойчивому использованию растений и животных и их  местообитаний.   5. Разработка регионального закона и подзаконных актов, защищающих  растительный и животный мир Адыгеи. Животный мир степной зоны в  большей мере чем в остальных поясах ощущает антропогенный фактор, таккак степи полностью освоены и естественная растительность в сильно  измененном виде сохранилась лишь на небольших участках. 6. Сохранение биоразнообразия республики путем должного финансирования, дабы природопользователей беспокоило именно сохранение устойчивости  экосистем, а не конкретные материальные выгоды от использования  генетических ресурсов.  3 ученик :ВЛИЯНИЕ  высотной поясности НА  РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ  Из млекопитающих в лесостепье встречаются насекомоядные: еж  обыкновенный, кроты кавказский и малый, бурозубка кавказская, кутора  обыкновенная; из рукокрылых: ночница остроухая, нетопырь, длиннокрыл  обыкновенный; из грызунов: тушканчик большой, слепыш обыкновенный,  крыса черная, мышь лесная, полевка кустарниковая; из хищных: собака  енотовидная, енот­полоскун, перевязка, куница лесная. Пояса широколиственных  и смешанных лесов занимают среднегорья в  пределах от 400 до 1200­1500 м над уровнем моря. Пояс темнохвойных лесов  занимает склоны хребтов от 1200­1500 до 1800 м над уровнем моря.  Млекопитающие лесного  пояса ­ это  кроты: кавказский, малый, бурозубка  Радде, бурозубка Волнухина и кавказская; подковоносы: большой, малый,  ночница остроухая, ушан, кожан поздний, мышь желтогорлая, полевка, волк,  шакал, лисица, медведь бурый, норка европейская; куницы: лесная, каменная;  барсук, выдра,  кабан, косуля, олень благородный, серна, тур кавказский,  зубр. Субальпийский пояс занимает Водораздельный и Боковой хребты в пределах  от 1700­ 1800 до 2200­2600 м над уровнем моря. Верхняя и нижняя границы  субальпийского пояса динамичны, что вызвано действием различных  факторов, в том числе и деятельностью человека. Млекопитающие этого пояса: кроты кавказский и малый; бурозубки  кавказская и Волнухина, кутора обыкновенная; ночницы остроухая и усатая,  вечерница рыжая, нетопырь, кожан поздний и двухцветный, заяц русак, соня  лесная, мышовка кавказская; полевки: дагестанская, гудаурская, снежная,  Роберта; волк, лисица, медведь бурый, горностай, ласка, норка европейская,  выдра, барсук, куницы каменная и лесная, кабан, косуля, олень благородный,  тур  кавказский, зубр.