Как и День знаний, празднование окончания учебного года относится к специфическим школьным мероприятиям. Этот праздник не имеет статуса государственного и не носит обязательного характера. Тем не менее, он заслуживает внимания, особенно в первые годы обучения в школе.
Отмечают окончание учебного года в конце весны, перед уходом на летние каникулы. Это позволяет объединить в одном мероприятии окончание учебного процесса и встречу лета. Впрочем, основной упор следует делать всё‑таки на учёбе – на том, что дети узнали нового за прошедший учебный год, чему научились и чему им ещё предстоит научиться.
Первоклассники заходят в класс и рассаживаются по своим местам. Ведёт праздник учительница.
Учительница. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня для всех нас необычный день: мы прощаемся с первым классом. Ещё совсем недавно вы, ребята, впервые переступили порог школы. А теперь уже умете читать, писать, считать и знаете много новых и полезных вещей. Первый класс позади. А ведь это только начало, первый шаг во взрослую жизнь. И шаг этот, ой, какой трудный!
Ученица.
Самый трудный первый класс,
Всех труднее первый класс,
Потому что…
Дети (хором). В первый раз!
Учительница. За этот год вы научились многому, но главное – читать. Ученик.
Учили с вами мы, друзья,
Весь алфавит от А до Я…
Большая сила в буквах есть,
Когда мы можем их прочесть!
Ученица.
Я бросила куклу – играть не хочу.
Мне некогда очень: я буквы учу.
Из них я сама составляю слова.
Из них написала «трава» и «дрова».
Дрова – на траве, трава – на лугу.
Теперь, как большая, – читать я могу.
Ученик.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Учительница. И кто же помог вам научиться читать?
Дети (с подсказки взрослых). Букварь!
Учительница. Конечно, букварь! Все первоклассники нашей большой страны получили первого сентября буквари. Каждая девочка и каждый мальчик прочитали в букваре свои первые слова.
Внезапно раздаётся стук в дверь.
Учительница (удивлённо). Кто бы это мог быть? Вроде бы все мои ученики на месте.
Входит букварь, которого играет взрослый. На груди у него написано "Букварь".
Букварь.
Вот и я, мои друзья!
Рад вам, рад вам очень я!
Попробуйте отгадать: кто я?
Дети . Букварь!
Букварь . А как вы догадались?
Дети. Прочитали надпись на твоей груди!
Букварь . А, так вы уже умеете читать! Восхитительно! Значит, я вам больше не нужен. Но мне показалось, что вы говорили обо мне…
Учительница. О тебе, букварь, о тебе! И о том, как много ты сделал для наших ребят.
Букварь. Да… Я пришёл к вам первого сентября и, несмотря на то, что больше вам не нужен, останусь с вами на всю жизнь. Я буду напоминать вам о первом школьном годе, о первом школьном звонке, о самой первой вашей ступеньке к вершинам знаний.
Я, букварь, учу читать.
Меня никак нельзя не знать!
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё,
Про всё: про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз,
Про дождь и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ…
Учительница. Дорогой букварь! Мы тебе всегда рады. Будь сегодня на нашем празднике самым желанным гостем!
Ученик.
Мы смешными малышами
Прибежали в первый класс.
Нам букварь с карандашами
Подарили в первый раз.
Ученица.
С этой книжкой самой первой
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
Букварь. Ой, спасибо, за приглашение и добрые слова! Я с удовольствием останусь на вашем празднике. Но, чур, с одним условием!
Учительница . С каким?
Букварь. Порадуйте меня своими знаниями. Покажите, что вы, действительно, знаете все буквы и умеете читать.
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
Дети (хором) . Алфавит!
Букварь предлагает ребятам разобрать таблички с буквами алфавита, которые он принёс с собой. Каждый ребёнок берёт по одной букве и прикрепляет табличку себе на грудь. После этого букварь просит первоклассников построиться в том порядке, в каком идут буквы алфавита.
Первым становится ребёнок с буквой "А" на груди.
Букварь.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где‑то
Далее идёт ребёнок с буквой "Б". Учительница.
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
Третьей становится буква "В". Букварь.
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Все остальные ребята выстраиваются друг за другом в соответствии с буквами алфавита. Каждую следующую букву букварь или учительница представляют подходящим двустишием:
Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на Ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка – тоже. (Выходят сразу две буквы – "Е" и "Ё".)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
Звёзды видели мы днём
За рекою над Кремлём…
Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Завязался в узел Йог,
А распутаться не смог.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
Мёд в лесу медведь нашёл, –
Мало мёду, много пчёл.
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он – осёл.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю старый крот –
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
Таракан живёт за печкой, –
То‑то тёплое местечко!
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щёки.
Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.
Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч!
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Все глядят на твёрдый знак:
Не прочесть его никак.
И вздыхает Бык: – Увы,
Нету слов на букву "Ы"!
Из лесов пришел олень.
На странице слово – «пень»,
Но олень читает «пен»,
Вместо «тень» читает «тен».
Тут поднялся смех и гомон:
С мягким знаком не знаком он!
Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Юнга – будущий матрос –
Южных рыбок нам привёз.
Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
Учительница. Как видишь, букварь, сегодня у нас на празднике присутствуют все 33 буквы русского алфавита.
Букварь. Вижу, вижу! Но знают ли сами буквы, кто они?
Ну‑ка, гласные, друзья,
Встаньте слева от меня!
Дети, у которых на груди написаны гласные звуки, встают и становятся слева от букваря.
Букварь .
Теперь, согласные, друзья,
Встаньте справа от меня!
Дети, у которых на груди – согласные звуки, встают справа от букваря.
В стороне остаются стоять дети с буквами "Ъ" и "Ь".
Букварь (обращается к ним) . А вот и буквы, которые не обозначают звуков!
Мягкий знак и твёрдый знак
Разговаривают так:
Твёрдый знак . Сколько я пирожных съем?
Букварь. Мягкий знак ответил…
Мягкий знак . Семь!
Букварь. А теперь, буквы, внимание! Начинается серьёзное испытание. Я буду говорить вам слова, а вы должны будете их сложить. Для этого нужным буквам, присутствующим в названом слове, придётся встать в нужном порядке.
Букварь называет слова, а ребята выстраиваются в нужном порядке. Слова следует подбирать такие, чтобы каждая буква в данном слове присутствовала только единожды. Например: школа, учёба, портфель, ученик, осень, весна, игра и т. д. Последнее слово – "букварь". Букварь .
Вот вам ещё одно задание.
С вами нам пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «Высоко»,
А вы ответите мне: «Низко».
Скажу я слово «Далеко»,
А вы ответите мне…
Дети. Близко! Букварь.
Скажу я слово «Потолок»,
А вы ответите мне…
Дети. Пол! Букварь.
Скажу я слово «Потерял»,
А вы ответите…
Дети . Нашёл!
Букварь.
Произнесу я слово «Трус»,
А вы ответите…
Дети. Храбрец! Букварь.
Теперь «Начало» я скажу.
Ну, отвечайте же!
Дети. Конец!
Букварь. Ай да, молодцы!
Учительница. Ребята, мы закончили читать свою первую учебную книгу – букварь, и сегодня прощаемся с ним, как с добрым другом.
Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы.
Ученик.
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
И дорогому букварю
Я говорю: «Благодарю!».
Ученица.
Ты – книга первая моя.
Теперь читать умею я.
На свете книжек много есть,
Все книги я смогу прочесть!
Учительница.
Мы все, букварь, сказать хотим:
За всё тебя…
Дети (хором) . Благодарим!
Букварь прощается с первоклассниками и уходит.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.