Окр.мир 4кл. |
Учитель: Цюцюра Н.Д. |
Дата: 19.09.24 |
Урок 6 |
Тема: Историческое время. Что такое «лента времени»? |
Цели
|
создать условия для ознакомления учащихся с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление», определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию умения работать с исторической картой, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока |
открытие нового знания |
Планируемые
|
Предметные (объем освоения
и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться
работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы |
объяснительно-иллюстративный, поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные
|
http://audiostars.org/?mp3 http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, карточки с новыми словами; таблица римских цифр, исторические карты; «лента времени»; отрывной настенный календарь |
Основные |
Век, тысячелетие, летосчисление |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации на уроке |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Мотивация |
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного матер. |
звучит отрывок из песни о времени (к кинофильму «Стрелы Робин Гуда») в исполнении Владимира Высоцкого. – Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?» |
Слушают учителя. демонстрируют
готовность к уроку, готовят рабочее место |
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться |
Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний |
Проверка
Кроссворд |
– Что изучает история? – Приведите известные вам примеры исторических памятников. – Что такое исторические источники? – Какие исторические источники вам известны? – Как работают археологи? Предлагает разгадать кроссворд |
Отвечают
Отгадывают кроссворд |
Фронтальная, коллективная |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учеб- |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
Беседа по теме урока.
Работа |
– Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена. – Перед нами отрывной календарь. В нем можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям? – Что общего у этих вопросов? – Что мы называем, отвечая на эти вопросы? – А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век? – Сколько лет составляет тысячелетие? – Сколько веков в тысячелетии? – В истории принято римскими цифрами
обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр – Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет. показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека. – У разных народов был разный счет лет – летосчисление . |
Слушают учителя. Отвечают
Рассматривают ленту цифр, иллюстрации в учебнике.
Подготовленный ученик рассказывает об истории обозначения |
Фронтальная, индивидуальная |
нике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. |
Устные ответы |
|
Загадка.
Работа |
предлагает
учащимся прочитать последний абзац – Сколько лет длится I век нашей эры? – Когда начинается II век? – А когда он завершается? – В каком веке мы с вами живем? – Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать? Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, Луга есть – косить нельзя. в реках, морях воды нет. – Что это? – Мы открываем следующую страницу урока «Карта-помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать? – Что помогает нам ориентироваться по карте? – Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» в учебнике (с. 28). Какие условные обозначения вам уже знакомы? – Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного? – Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта? – Почему же историки задают вопрос «где»? |
летосчисления римскими цифрами.
читают
статью и рассматривают «ленту времени» Отвечают Рассматривают карту, выполняют задания |
|
Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; имеют
мотивацию |
|
IV. Практическая деятельность |
Составление рассказа
Проверочная работа
|
предлагает учащимся рассказать по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы: 1) Где расположена крепость? 2) Как она обороняется изнутри? 3) Сколько входов в крепость? Назови их. 4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай? 5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска. № 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание: «Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта». № 2. Узнай по году век: 1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век. 2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век. 3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год – … век. |
Составляют устные рас-сказы.
Выполняют работу письменно, сдают на проверку.
|
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: умеют
задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: оценивают усваиваемое |
Устные рассказы, пись- менные работы.
|
|
|
4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век. 5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации |
Выполняют
|
|
содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Выполненные задания |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Какое летосчисление принято сейчас в
России
– Какую помощь оказывает историческая карта при изучении исторических событий? – Наш урок подходит к концу. Но мы еще должны «расшифровать» древнюю запись на бересте, используя подсказку. |
Отвечают читают вывод в учебнике (с. 46).
читают: «Молодцы!» |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам |
Устные ответы |
|
|
– Действительно, вы молодцы! Работали дружно, активно |
|
|
|
|
VI. Домашнее задание |
Комментарий учителя |
Читать, отв. на вопросы с. 25-28. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». |
Слушают, уточняют |
Фронтальная |
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Задания |
Ресурсный материал
кроссворд
1. Первый в России музей.
2. Специалист по истории.
3. Хранилище документов.
4. Древние записи о событиях, которые велись год за годом.
5. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком-нибудь.
Ответы: 1. Кунсткамера. 2. Историк. 3. Архив. 4. Летопись. 5. Памятник.
Ключевое слово: летосчисление.
О летосчислении
Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона.
Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима.
В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам.
Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира». Это было очень неудобно. Люди испытывали трудности при подсчете лет. Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий – вторым и т. д.». Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».
Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.