Филимонова Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №20 с. Лувеньга
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Пётр Великий».
Данный урок окружающего мира проводится в 4 классе согласно календарно-тематическому планированию. На уроке используется презентация.
Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
ПЕТР ВЕЛИКИЙ
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
2. Познакомить учащихся с историей возникновения города Санкт-Петербург.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к изучению истории Отечества.
Оборудование: фотографии исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга, схема «Реформы Петра I», историческая карта, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Слайд №2.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. О каком городе написал свое стихотворение А. С. Пушкин? Кто основал этот город?
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Ученики. Это город Санкт-Петербург. Его основал царь Петр I.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление, перенесемся из древней столицы России Москвы в новую – Санкт-Петербург. Слайд №3
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос:
– Какие опасности угрожали России в начале XVII века?
– Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? Слайд №4.
– Когда в России начали править цари из рода Романовых?
Далее учитель проводит дидактическую игру «Неотосланная депеша».
– Кто мог сказать такие слова?
1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)».
(Кузьма Минин.)
2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве».
(Иван Федоров.) Слайд №5.
3. «И повел я войско навстречу Ахмату».
(Иван Грозный.) Слайд №5.
4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».
(Дмитрий Пожарский.)
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.
Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. А потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками. Слайд № 6, 7.
Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами.
Однако именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.
– Прочитайте текст «Царь-преобразователь» на с. 95–97 учебника. Почему же Петра считают реформатором? По праву ли современники Петра прозвали его Великим? Слайды № 8-12.
Учащиеся вместе с учителем составляют схему:
Игра выполняется стоя. Учитель бросает мяч в руки учащемуся и просит назвать, например, товары, которые продавали купцы приезжие; купцы Санкт-Петербурга; назвать преобразования Петра Первого.
Садится тот, кто ответил правильно. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся не сядут.
Учитель. Какой город на Неве построил Петр I?
Ученики. Санкт-Петербург.
Учитель. Давайте совершим заочную экскурсию в северную столицу и познакомимся с ее достопримечательностями. Слайд № 13, 14-18.
– Прочитайте текст на с. 98–100. Легко ли было построить город на Неве? (Было очень сложно: болотистая местность, необжитые края.)
– Почему город имеет такое необычное название? (Петр решил заложить европейскую столицу.)
К тексту учебника учитель может добавить следующие сведения.
После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому что в отличие от древней Москвы Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.
В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом. Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъем и спуск флага. А еще извещала людей о наводнении. А позднее – с середины прошлого века – ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.
В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке, – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад. А когда над Невой расцветали фейерверки – зрелище бывало просто сказочное.
Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а еще пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важны были только благо и польза целого народа.
Вслед за государем сюда стали переселяться и вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе основана была также лавра, и в нее, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи св. Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру.
Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем.
К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город. Слайд № 19-20.
IV. Закрепление изученного. Слайд №21.
Московское государство использовало город Архангельск как выход на европейские торговые пути.
– В чем было неудобство такого пути?
Петр I открыл путь через Баренцево море.
– В чем этот путь был удобнее?
Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:
– Какое прозвище получил Петр I в истории России?
– Во сколько лет был провозглашен Петр царем?
– Какое любимое увлечение было у Петра?
– Как назывался его полк?
– Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени?
– Назовите главные черты характера Петра I.
– Какие реформы провел Петр I?
– Когда был заложен город на Неве?
– Назовите главную улицу Санкт-Петербурга.
– Почему город имеет такое необычное название?
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 100 учебника.
Домашнее задание.
С. 94–100. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание по вариантам: I в. – (а), II в. – (б), III в. – (в).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.