Окружающий мир "разнообразие веществ"
Оценка 4.8

Окружающий мир "разнообразие веществ"

Оценка 4.8
docx
10.10.2020
Окружающий мир "разнообразие веществ"
Разнообразие веществ..docx

Тема:  Разнообразие веществ.

 Цель урока: Познакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота)  и их свойствами.

Планируемые результаты.

Предметные результаты. 

Третьеклассники узнают, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД. 

Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД. 

Определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока, проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД. 

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение работать в группе, парах.

Личностные результаты. 

Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, обучение  проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Необходимое оборудование: компьютер, презентация, «Окружающий мир» А. Плешаков. Учебник  для общеобразовательных учреждений. 3 класс.   Ч. 1. .М.: «Просвещение», 2012 г., таблицы, вещества (соль, сахар, лимонная кислота, уксус, крахмал), продукты для практической работы  (картофель, груши, яблоки, хлеб),  разбавленная настойка йода, пипетка.

                                                 

Ход урока:

I. Организационное начало урока. Мотивация  к УД

II. Актуализация знаний.

1.Индивидуальная работа по карточкам.

1) Подчеркни красным карандашом твёрдые вещества, синим – жидкие, зелёным – газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

2) Укажи стрелками, что относится к телам, а что – к веществам.

Тела

гвоздь

железо

медь

проволока

ложка

алюминий

Вещества

2.Фронтальный опрос.

- Что такое тело? Какие бывают тела? Назовите на рисунке искусственные и естественные тела.    (слайд 2)

- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

- Из чего состоят вещества? Как это доказать?

- Какая наука изучает вещества?

- Россия славится своими учёными-химиками. (слайды 3, 4, 5)  Открытия Дмитрия Ивановича Менделеева,  Николая Дмитриевича Зелинского, Александра Порфирьевича Бородина известны во всём мире. Но самым первым русским учёным-химиком был Михаил Васильевич Ломоносов. Послушайте рассказ о нём.    (Выступает заранее подготовленный ученик)       (слайд 6)

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году (слайд 7). Он был сыном крестьянина деревни Денисовки, Холмогорского уезда, Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе (слайд 8).   Мальчик по собственному желанию выучился грамоте и, будучи от природы очень любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлась славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра 1; Ломоносов выпросил их и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Ему очень хотелось учиться дальше (слайд 9).  Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь пешком с обозом мороженой рыбы ушел из дома в Москву (слайд 10). В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (детям крестьян туда доступа не было). Ломоносова, несмотря на взрослые лета – 19 лет, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка – международного языка науки того времени (слайд 11). Нелегко пришлось ему на первых порах. По возрасту он был старше других учеников, которые смеялись над ним. Не хватало денег на жизнь. Но Ломоносов  с жаром принялся за учение и через полгода был переведен в следующий класс.  

За пять лет он прошел курс академии, выучился латинскому и греческому языкам (слайд 12). В 1735 году его, как одного из лучших учеников, отправили на учебу в Петербург, а затеи в Германию. Ломоносов прожил за границей около 4 лет и все это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованию. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. По возращении на родину Ломоносов был определен профессором в Петербургскую академию наук (слайд 13).

 Он сконструировал и построил телескоп для наблюдения за звёздами и планетами. С его помощью он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам  изготавливали стекло разных цветов и оттенков  (слайд 14). Из этих стёклышек он создал несколько картин-мозаик. Он открыл закон сохранения материи – один из основных законов природы.  Написал первую русскую грамматику и учебник русской истории.

Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается  первым русским ученым (слайд 15).  Он основал первый в России университет. Сейчас Московский государственный университет – один из лучших в мире с  гордостью носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

III. Самоопределение к деятельности 

- У каждого из вас есть любимая мамочка. А за что вы её любите?

- В какой комнате она проводит больше всего времени? Почему?

- Сегодня на уроке мы тоже побываем на маминой кухне. Как вы думаете, что нас там будет интересовать?   (Вещества).

- Действительно. Мы с вами сегодня будем говорить о веществах, которые есть на каждой кухне, и научимся их описывать.

IV. Работа по теме урока

1.Беседа.

- Посмотрите на вещество, лежащее перед вами, и назовите его.    (Соль)

- По каким признакам вы это определили? (Белого цвета, твёрдая, кристаллическая, солёная)

- Отметьте эти признаки в своих карточках. (Приложение 1) Что произойдёт, если насыпать соль в стакан с водой? (Растворится).

-  Допишите это свойство в свои таблицы.

- А теперь расскажите о соли, используя свои записи.

- Послушайте рассказ об истории соли, о способах её добычи и об обычаях, связанных с ней.   (Сообщение ученика)

 Поваренная соль – это одна из минеральных солей, встречающихся в природе (слайд 16). Люди используют соль в пище по крайней мере последние 10 тысяч лет – с тех пор как человек впервые посолил свой кусок мяса. Около 5 тысяч лет назад китайцы обнаружили, что засоленная еда дольше хранится – теперь для долгой и холодной зимы у людей всегда были запасы еды. Со временем соль стала ценностью, предметом торгового обмена. В некоторых странах были деньги из соли (слайд 17). Любую покупку можно было оплатить кусками соли.

Потом выяснилось, что запасы соли в природе огромны (слайд 18). Она содержится в морской воде. Люди научились отделять её от воды, и сейчас в магазине или аптеке можно купить морскую соль. Поваренная соль встречается под землёй, там где раньше были озёра. Со временем эти озёра высохли, соль засыпало песком и землёй. Образовывалась суша, а иногда и горы. Под этой тяжестью соль уплотнилась и стала твёрдой, как камень. Поэтому её стали называть каменной солью (слайд 19). Чтобы добраться до этой соли, прорывают глубокие шахты.

  В древние времена с солью было связано много обычаев (слайд 20).  По старинному русскому обычаю дорогих гостей встречали хлебом-солью. Соль всегда была символом верности, дружбы и богатства. О “хлебе-соли” как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы:      «Сердись, сердись, а за хлебом-солью мирись», «От хлеба-соли не отказываются».

        - Посмотрите на следующее вещество. Как оно называется? По каким признакам определили? (Белого цвета, твёрдый, кристаллический, сладкий).

        - Запишите данные в таблицу.

- Что произойдёт, если насыпать сахар в стакан с водой? (Растворится).

-  Допишите это свойство в свои таблицы.

- А теперь расскажите о сахаре, используя свои записи.

- Послушайте рассказ о том, откуда на нашем столе берётся сахар. (Сообщение ученика).

Первым сырьем для добычи сахара был сахарный тростник  (слайд 21).  В тростнике содержится концентрированный сахар – сахароза, который легко вырабатывать и просто хранить. Поэтому данное растение служило источником сладкого еще для наших первобытных предков.

В Индии, на Кубе и в других жарких странах крестьяне на своих клочках земли сажают сахарный тростник (слайд 22). Когда приходит время собирать урожай, они длинным ножом – мачете – срезают тростинку за тростинкой – и в котёл. Выварят на огне – получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы называют их «саркар», а мы «сахар».

Правда, у нас сахар варят из сахарной свёклы (слайд 23). Наши прапрадедушки, бывало, нарежут её дольками и с ней чай пьют. А ещё в те времена вместо сахара ели мёд, пили сладкий сок клёна и липы.

Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкими снадобьями. Его принимали только как лекарство: очень дорого стоил.

Сейчас сахар может купить каждый (слайд 24). В нашей стране и в нашем районе сахарной свёклой засеваются огромные поля. Осенью свёклу собирают и вывозят на сахарные заводы, где из неё делают сахар.

- Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.

- Какие ещё сладкие вещества встречаются в природе?     (Глюкоза).

- Где в природе встречается глюкоза?     (В различных частях растений, особенно много её в плодах винограда и в виноградном соке)  (слайд 25).

V. Физкультминутка

- Наше путешествие по кухне продолжается. Если я называю вещество, которое встречается на кухне, то вы приседаете, а если называю тело, то поднимаете руки вверх.

Кастрюля, вода, природный газ, ложка, молоко, сковорода, чайник, соль, сахар, вилка.

VI. Продолжение работы по теме урока

- Есть ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне. Посмотрите внимательно и попробуйте его узнать.

- Что это?     (Крахмал).

- Для чего мама использует крахмал?  (Для приготовления киселя).

- Рассмотрите его внимательно и запишите его свойства в таблицу. (Белого цвета, рассыпчатый, безвкусный, плохо растворяется в воде). Расскажите о крахмале, используя свои записи.

- Ребята, крахмал – одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Практическая работа.

– Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет.

 Работа в группах.

 Каждая группа получает разрезанные на кусочки картофелины, яблоки, груши, хлеб.

 – Проведите опыт: с помощью пипетки нанесите каплю йода на каждый из исследуемых продуктов.

Если капля поменяла свой цвет и стала сине-фиолетовой, то в этом продукте содержится крахмал. По ходу работы заполняйте таблицу. (Приложение 2).

- Какие же из представленных продуктов содержат крахмал? (Картофель, хлеб).

- В каких из представленных продуктов крахмал отсутствует? (В яблоках и грушах).

- Давайте познакомимся с ещё одним веществом на маминой кухне – это лимонная кислота.

 – Кто из вас знает, для чего она находится на кухне? Прочитайте в учебнике о том, в каких ещё продуктах содержатся кислоты. (Дети читают статью на с.43-44).

 – В каких же продуктах содержится кислота? (В яблоках, в молоке, в щавеле).

 – Каково общее свойство этих веществ? (Кислый вкус).

 – Как с ними нужно обращаться?  (Очень осторожно, потому что при попадании на кожу они могут вызвать ожоги).

- Какая кислота особенно опасна?  (Уксусная кислота).

– А что такое кислотные дожди? Как они образуются?

- Чем опасны кислотные дожди?

VII. Рефлексия

Тест «Разнообразие веществ».                                                              

1.                       Какая наука изучает вещества?

· Экология

· Биология

· Химия

2.                       Какое вещество в природе встречается в виде камня?

· Соль

· Сахар

· Крахмал

3.                       Какое вещество добывают из тростника и свёклы?

· Соль

· Сахар

· Крахмал

4.                       Плоды  какого растения богаты глюкозой?

· Апельсина

· Груши

· Винограда

5.                       Каким веществом удобряют растения?

· Солью

· Сахаром

· Крахмалом

6.                       Какое вещество добавляют, когда варят кисель?

· Соль

· Кислоту

· Крахмал

7.                       Какое вещество  может быть лимонным, яблочным и щавелевым?

· Соль

· Кислота

· Крахмал

8.                       Какое вещество может быть опасно для здоровья человека?

· Соль

· Кислота

· Крахмал

9.                       В каком продукте нет крахмала?

· В яблоке

· В хлебе

· В картофеле

10.                    Какие дожди вредны для растений?

· Грибные

· Грозовые

· Кислотные

Проверка теста   (слайд 27-47)

VIII. Подведение итогов урока

- О каких веществах мы сегодня говорили?

- Какие свойства у них похожи?

- Как определить наличие крахмала в продукте?

Выставление оценок.

IX.Домашнее задание

Прочитать текст на с. 41 – 45, ответить на вопросы на с. 45, нарисовать рисунок на тему «На маминой кухне».


 

Тема: Разнообразие веществ.

Тема: Разнообразие веществ.

Из чего состоят вещества? Как это доказать? -

Из чего состоят вещества? Как это доказать? -

Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым (слайд 15)

Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым (слайд 15)

Посмотрите на следующее вещество

Посмотрите на следующее вещество

Ребята, крахмал – одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку

Ребята, крахмал – одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку

Плоды какого растения богаты глюкозой? ·

Плоды какого растения богаты глюкозой? ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2020