Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Оценка 5
Домашнее обучение +4
doc
окружающий мир
4 кл
04.09.2019
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний».
Подборка ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ поможет ученику найти весь пройденный материал в одном месте. Основные понятия, ключевые слова и термины собраны и представлены по разделам и темам, которые даны в учебнике "Окружающий мир" УМК "Планета знаний.
Окр.мир-осн.понятия.doc
Минина Н.В.школа№26
*Взаимодействие человека с окружающей средой
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА то, что нас окружает (у каждого
живого существа есть своя окружающая среда)
*Изменение окружающей среды под влиянием
человека
ЭКОЛОГИЯ – наука о взаимодействии живых существ с
окружающей средой.
Изменения в окружающей среде вызывают изменения в жизни
живых существ.
питаются этими травами> мыши привлекают лисиц и сов.
Дождь> рост травы> увеличивается численность мышей, которые
ГОРИЗОНТ пространство, которое мы видим вокруг себя.
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА – воображаемая линия, где небо сходится
с землей.
Местность, на которой хорошо видна линия горизонта,
называют – ОТКРЫТОЙ.
Местность, где линию горизонта закрывают дома, деревья,
холмы , горы называют – ЗАКРЫТОЙ.
*Основные стороны горизонта: СЕВЕР, ЮГ,ВОСТОК,ЗАПАД
1 Минина Н.В.школа№26
СЕВЕР
ЗАПАД
ВОСТОК
ЮГ
Между основными стонами расположены промежуточные
стороны горизонта: СЕВЕРОЗАПАД, СЕВЕРОВОСТОК,
ЮГОЗАПАД, ЮГОВОСТОК.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ – нахождение сторон горизонта по
Солнцу, компасу и местным предметам и признакам.
Ориентироваться на местности можно по – КОМПАСУ.
Синяя стрелка указывает на СЕВЕР.
Красная стрелка – на ЮГ.
2 Минина Н.В.школа№26
*Свойства тел позволяют отличать их друг от друга
и сравнивать.
Явления, в результате которых меняется форма, размер тела,
происходит перемещение тела в пространстве и другие
изменения, ученые называют ФИЗИЧЕСКИМИ.(вещество, из
которого состоит тело, не изменяется).
Пример: девочка подбросила мяч. Он взлетел и упал.(Взлет и
падение – физическое явление).
Явления, в результате которых происходит превращение одних
веществ в другие, называют ХИМИЧЕСКИЕ.
Пример: ты зажег спичку. Она сгорела и превратилась в уголь
Химическое явление.
Свойства тел называют – ПРИЗНАКАМИ.
Пример: тело блестящее или прозрачное.
При сравнении следует выделить самые главные
СУЩЕСТВЕННЫЕ отличительные свойства. Без них тело
перестаёт быть самим собой.
Каждое тело занимает место
3 Минина Н.В.школа№26
Твёрдые тела сохраняют свою форму
Твердые вещества при нагревании расширяются, а при
охлаждении сжимаются.
Текучестьэто существенное свойство жидкостей
Жидкость не сохраняет свою форму, а принимают форму того
сосуда, в котором находятся.
*Твёрдые, жидкие и газообразные вещества.
Молекулы ГАЗА(на большом расстоянии Молекулы ЖИДКОСТИ связаны не
друг от друга) так прочно,т.к. они текучи.
Молекулы ТВЕРД.ТЕЛА тесно связаны друг с другом и почти
не двигаются.
4 Минина Н.В.школа№26
*О строении вещества.
Все вещества состоят из АТОМОВ.
Атомы объединяются в МОЛЕКУЛЫ.
*Вода, снег (лед),пар три состояния воды в природе.
ВОДА –самоё распространенное в природе вещество. В
окружающем нас мире встречается в ТРЕХ состояниях:
ТВЁРДОМ, ЖИДКОМ и ГАЗООБРАЗНОМ.
ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ (она растворяет другие вещества).
РАСТВОР – это вода с растворёнными в ней веществами.
ЛЁД и СНЕГэто вода в твёрдом состоянии. Они плохо
проводят тепло.
При нагревании и охлаждении до определённой
температуры вода легко переходит в ГАЗООБРАЗНОЕ
СОСТОЯНИЕ(пар).
*Свойства воды:бесцветность,прозрачность,текучесть
и другие.
5 Минина Н.В.школа№26
*Вода под землей: родники,источники.
РОДНИКИ(источники или ключи) –места, где вода вытекает на
поверхность.
*Водоёмы.
ВОДОЁМЫ большие углубления на поверхности Земли,
заполненные водой.
ОЗЕРО – замкнутая естественная впадина на поверхност Земли,
заполненное водой.
РЕКА – это естественный поток воды, который течёт
проложенному им же углублению на поверхности Земли – по
руслу.
ИСТОК – место, где начинается река.(это может быть родник,
озеро или болото).
УСТЬЕ – место впадения реки в море, озеро или др. Реку.
ВОДОХРАНИЛИЩЕ – водоёмы искусственно созданные
людьми.
ОКЕАНЫ – самые большие водоёмы на Земле.
МОРЯ – часть океана разделённая сушей.
*Вода в воздухе: облака,роса,туман,изморозь,иней.
РОСА – это капли воды на поверхности почвы и растений.
ТУМАН – скопление в воздухе над поверхностью земли
мельчайших капелек воды.
6 Минина Н.В.школа№26
ИЗМОРОЗЬ образуется из мелких частичек льда. Можно
наблюдать зимой в морозные туманные дни на ветвях деревьев,
проводах и др. предметах. На изморозь похож ИНЕЙ, чаще
всего он бывает в ясную погоду при охлаждении воздуха ночью.
*Круговорот воды в природе.
Вода в виде пара поднимается с поверхности воды
Пар охлаждается и превращается в облака и тучи
Из облаков выпадает дождь и снег
Попадая в ручьи и реки, просачиваясь под землю, вода
вновь течёт в моря и океаны.
В быту.
На фабриках
и заводах.
В сельском
хозяйстве.
Энергия
падающей
воды (ГЭС)
Отопление
Дорога
(водный
транспорт)
Лед, гих
холодильник
ВОДА в
жизни
человека
Лед в
водоёмах,ка
ток.
7 Минина Н.В.школа№26
*Воздух необходимое условие жизни.
ВОЗДУХ это не просто газообразное вещество,
а смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и
других.
КИСЛОРОДгаз, необходимый для дыхания живых
существ.
*Свойства воздуха:
плохо проводит тепло
при нагревании воздух расширяется
воздух при охлаждении сжимается
сжатый воздух упруг
ВЕТЕРдвижение воздуха над поверхностью Земли.
Ветер обладает энергией.
МЕРЫ ПО ХРАНЕ ВОЗДУХА: очистительные установки для
машин,заводов,фабрик,озеленение.
8 Минина Н.В.школа№26
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ –любые вещества,которые залегают
большими массами на поверхности земли и в её толще.Такие
места называются МЕСТОРОЖДЕНИЯМИ.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАМЫЕгорные породы, которые человек
добывает из Земли и использует в своей деятельности.
ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ: песок, глина,
каменный уголь, нефть, газ, железная руда.
ПОЧВА верхний плодородный слой Земли, на котором растут
растения.
9 Минина Н.В.школа№26
РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ГРИБЫ, БАКТЕРИИ четыре
царства живой природы.
Растения изучает наукаБОТАНИКА.
Животных ЗООЛОГИЯ.
Грибы МИКОЛОГИЯ.
Бактерии – МИКРОБИОЛОГИЯ.
*Среды обитания:
НАЗЕМНОВОЗДУШНАЯ (птицы)
ВОДНАЯ(рыбы)
ПОЧВЕННАЯ(черви)
ДРУГИЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА(болезнетворные бактерии)
10 Минина Н.В.школа№26
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
П И Т А Н И Е.
Пища превращается в питательные вещества в органах пищеваре
ния.
Органы пищеварения образуют
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ:
Ротовая полость –пищеводжелудоккишечник
(там пища окончательно переваривается при участии веществ,
которые вырабатываются в печени и поджелудочной железе)
Образовавшиеся питательные вещества через стенки кишечника и
кровеносных сосудов проникают в кровь.КРОВЬ разносит
питательные вещства повсем органам.
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
ПОЧКИМОЧЕТОЧНИКМОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ.
Основная часть вредных вещест удаляется из организма с помощью
ПОЧЕК (выполняют роль они фильтра)
Кровь протекая через них удаляет избыток ВОДЫ и ВРЕДНЫЕ
ВЕЩЕСТВА, которые сбираются в мочевом пузыре и удаляются из
организма.
(работу почек может нарушить очень солёная пища и спиртные
напитки)
ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
ЗРЕНИЕ(глаза), СЛУХ(уши), ОБОНЯНИЕ(нос), ВКУС(язык)
11 Минина Н.В.школа№26
НЕРВНАЯ СИСТЕМА.(объединяет наш
организм в единое целое.Благодаря ей все органы работают
согласованно)
ГОЛОВНОЙ МОЗГ – СПИННОЙ мозг – НЕРВЫ.
ТЕМПЕРАМЕНТ(тип поведения).
ХОЛЕРИКбурно выражает свои чувства.Его трудно успокоить.
САНГВИНИК –подвижный,легко знакомится,любит пдвижные
игры.
ФЛЕГМАТИКмедлительный человек,долго делает все дела.
МЕЛАНХОЛИКне любит шумных игр,часто держится в стороне
от других.
12 Минина Н.В.школа№26
ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ.
Наша Родина.
на территории России проживает более 100 народов(русские,
татары, буряты, башкиры, якуты, калмыки, аварцы, ингуши,
кабардинцы, карелы, удмурты и т.д.)
ТРАДИЦИИ народов нашей страны: занятия, обычаи, народные
песни и игры, национальная одежда и еда.
РУССКИЙ ЯЗЫК общий язык для народов нашей страны.
ИСТОРИЯ(наука, изучающая прошлое человеческого общества)
ВЕК это 100 лет.
Год,который оканчивается двумя нулями, принадлежит к прошлому
веку, а следующии годвеку новому:2000этоХХвек, а 2001это
ХХ1й век
ЭРАначало эры считается дата рождения ИИСУСА ХРИСТА.
Год и век принято считать от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.Первые
100 лет принято считать первым веком нашей эры.
ГОРОДА И СЁЛА.
13 Минина Н.В.школа№26
В сёлах и деревнях жили крестьяне.Они занимались земледелием:
сеяли рожь, сажали пшеницу, разводили скот.
Слово «ГОРОД» означает «огороженное, укреплённое место».
Укрепленный центр города называлсяКРЕМЛЬ.
Самое оживленное место в городерыночная площадь,которая
называлась ТОРГ,здесь находились торговые
ряды:рыбный,мясной,хлебный и т.д.
НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ и ГЕРБЫ – как они возникли.
Многие города возникали на высоких берегах рек, другие на
пересечении торговых путей, у мостов, переправ.
РЕКА это главная и надёжная дорога.
По названию рек давали название и городу.
Город ТОМСКна реке ТОМЬ,
УЖГОРОД на реке УЖ,
ОРЕНБУРГ на реке ОРЬ,
СТАРЫЙ ОСКОЛ на реке ОСКОЛ.
УГЛИЧ, стоит на реке ВОЛГЕ,где река образует УГОЛ, это и дало
название городу.
Многие города названы по имени князей, которые их основали:
ВЛАДИМИР,ЯРОСЛАВЛЬ,ДМИТРОВ.
14 Минина Н.В.школа№26
Есть города, названные именами путешественников и
первооткрывателей:
ХАБАРОВСК(землепроходецЕрофей Павлович Хабаров)
ПЕТЕРБУРГ(царь Пётр1)
ГЕРБ – СИМВОЛ ГОРОДА.
ГЕРБсамый главный символ, отличительный знак города.
(российский император Пётр1 повелел, чтобы у каждого города был
свой герб).
ГЕРБ(от немецкого слова «наследство», появились в Западной
Европе во времена рыцарей.
Герб имел определённую форму и цвет ОВАЛ,
ТРЕУГОЛЬНИК,ЩИТ;красный,голубой,черный,зелёный)
На гербах изображались фигуры животных:
Журавльбдительность,осторожность;лилиярасцвет и успех;
Единорог непобедимость.
Памятные места городов: пмятники,здания и сооружения,
уголки природы.
Символом горда могут быть исторические
памятники,примечательные здания, с ними связаны история города
и страны.
МОСКВАсимвол МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ,ТРЕТЬЯКОВСКАЯ
ГАЛЕРЕЯ.
САНКТПЕТЕРБУРГНевский
проспект,Адмиралтейство,Смольный,Эрмитаж.
ЯРОСЛАВЛЬВолжская беседка,Волковский театр.
СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД.
ГОРОД разделён на ОКРУГА,РАЙОНЫ,УЛИЦЫ и ПЕРЕУЛКИ.
ГОРОДэто сложная транспортная система:
ТРОЛЛЕЙБУСЫ,АВТОБУСЫ,ТРАМВАИ,АВТОМОБИЛИ,МЕТРО
15 Минина Н.В.школа№26
(подземный транспорт)
ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ городом
Городская дума(принимает законы) и администрация;
Во главе города –МЭР,его выбирают горожане.
Важная роль отводится аварийным службам:
скорая помощь,милиция,пожарная охрана,газовая служба,почтовая
служба, средства массовой
информации:газеты,радио,телевидение,Интернет.
ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО.
Наша странаРОССИЯ,
Наше государствоРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЦИЯэто СОЮЗ,ОБЪЕДИНЕНИЕ(Россия объединяет в
своём составе республики,области, округа).
ГОСУДАРСТВОэто единая территория, которая отделяется
ГОСУДАРСТВЕНОЙ ГРАНИЦЕЙ(она проходит по суше и по морю).
Жители государстваГРАЖДАНЕ.
Правила жизни определяет ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ,она же и
следит за выполнением этих правил.
ПРЕЗИДЕНТглава государства,его выбирают на 6 лет.Президент
является Верховным Гавнокомандющим Вооружёнными Силами
Российской Федерации.
ПАРЛАМЕНТпринимает законы по управлению государством(в
нашей стране парламент называется ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ).Оно состоит из СОВЕТА ФЕДЕРАЦИ и ДУМЫ).
ПРАВИТЕЛЬСТВОисполняет законы страны.
Порядок внутри страны поддерживает СУД,МИЛИЦИЯ,ОРГАНЫ
БЕЗОПАСНОСТИ.
Каждое государство имеет АРМИЮ.
КОНСТИТУЦИЯОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ.
Этот документ определяет устройство государства, основные
ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ граждан.
ПРАВАправо на труд, право на отдых,Право на охрану здоровья и на
образование, право на неприкосновенность личности и на свободное
перемещение по стране и выбор места жительства.
16 Минина Н.В.школа№26
ОБЯЗАННОСТИсоблюдать Конституцию страны и законы
государства, платить налоги.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ
золотой двуглавый орёл на красном щите.
Над орлм 3 короны, в лапкахскипетр и держава.На груди орла на
красном щитесеребрянный всадник в синем плаще на серебряном
коне, поражающий копьём дракона.
ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛсимвол единения народов.
СКИПЕТР и ДЕРЖАВАсильная власть,которая защищает
государство.
ВСАДНИК НА ЩИТЕпобеда добра над зломэто древний символ
столицы России.
ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ФЛАГ РОССИИ.
Белосинекрасный флаг.(17век)
Красныйсимвол отваги,мужества,героизма.
Белый и синий цвета православной церкви:
Синийцвет неба,верности.
Белыйблагородство,совершенство
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОСИИ.
Гимнэто торжественная песня, принятая как символ единого
государства.Гимн отражает историю страны,характер её жителей.
Гимн слушают стоя, выражая этим уважение к стране и её гражданам.
17
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.