Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Оценка 5

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Оценка 5
Домашнее обучение +4
doc
окружающий мир
4 кл
04.09.2019
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Подборка ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ поможет ученику найти весь пройденный материал в одном месте. Основные понятия, ключевые слова и термины собраны и представлены по разделам и темам, которые даны в учебнике "Окружающий мир" УМК "Планета знаний.
Окр.мир-осн.понятия.doc
Минина Н.В.школа№26 *Взаимодействие человека с окружающей средой ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ­ то, что нас окружает (у каждого        живого существа есть своя окружающая среда) *Изменение окружающей среды под влиянием  человека ЭКОЛОГИЯ – наука о взаимодействии живых существ с  окружающей средой. Изменения в окружающей среде вызывают изменения  в жизни живых существ.      питаются этими травами> мыши привлекают лисиц и сов. Дождь> рост травы> увеличивается численность мышей, которые                     ГОРИЗОНТ ­ пространство, которое мы видим вокруг себя. ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА – воображаемая линия, где небо сходится с землей. Местность, на которой хорошо видна линия горизонта,  называют – ОТКРЫТОЙ. Местность, где линию горизонта закрывают дома, деревья,  холмы , горы называют – ЗАКРЫТОЙ. *Основные стороны горизонта: СЕВЕР, ЮГ,ВОСТОК,ЗАПАД                                              1 Минина Н.В.школа№26    СЕВЕР ЗАПАД ВОСТОК     ЮГ Между основными стонами расположены промежуточные  стороны горизонта: СЕВЕРО­ЗАПАД, СЕВЕРО­ВОСТОК, ЮГО­ЗАПАД, ЮГО­ВОСТОК. ОРИЕНТИРОВАНИЕ – нахождение сторон горизонта по  Солнцу, компасу и местным предметам и признакам. Ориентироваться на местности можно по – КОМПАСУ. Синяя стрелка указывает на СЕВЕР. Красная стрелка – на ЮГ.                                                           2 Минина Н.В.школа№26      *Свойства тел позволяют отличать их друг от друга  и сравнивать.    Явления, в результате которых меняется форма, размер тела,  происходит перемещение тела в пространстве и другие  изменения, ученые называют ФИЗИЧЕСКИМИ.(вещество, из  которого состоит тело, не изменяется). Пример: девочка подбросила мяч. Он взлетел и упал.(Взлет и  падение – физическое явление).  Явления, в результате которых происходит превращение одних  веществ в другие, называют ХИМИЧЕСКИЕ. Пример: ты зажег спичку. Она сгорела и превратилась в уголь­ Химическое явление. Свойства тел называют – ПРИЗНАКАМИ. Пример: тело блестящее или прозрачное. При сравнении следует выделить самые главные  СУЩЕСТВЕННЫЕ отличительные свойства. Без них тело  перестаёт быть самим собой. Каждое тело занимает место 3 Минина Н.В.школа№26 ­Твёрдые тела сохраняют свою форму ­Твердые вещества при нагревании расширяются, а при  охлаждении сжимаются. ­Текучесть­это существенное свойство жидкостей ­Жидкость не сохраняет свою форму, а принимают форму того  сосуда, в котором находятся. *Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Молекулы ГАЗА(на большом расстоянии           Молекулы ЖИДКОСТИ связаны не друг от друга)                                                           так прочно,т.к. они текучи. Молекулы ТВЕРД.ТЕЛА тесно связаны друг с другом и почти не двигаются. 4 Минина Н.В.школа№26 *О строении вещества. Все вещества состоят из АТОМОВ. Атомы объединяются в МОЛЕКУЛЫ.                      *Вода, снег (лед),пар ­ три состояния воды в природе. ВОДА –самоё распространенное в природе вещество. В  окружающем нас мире встречается в ТРЕХ состояниях: ТВЁРДОМ, ЖИДКОМ и ГАЗООБРАЗНОМ. ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ (она растворяет другие вещества). РАСТВОР – это вода с растворёнными в ней веществами.   ЛЁД и СНЕГ­это вода в твёрдом состоянии. Они плохо  проводят тепло.  При нагревании и охлаждении до определённой  температуры вода легко переходит в ГАЗООБРАЗНОЕ  СОСТОЯНИЕ(пар). *Свойства воды:бесцветность,прозрачность,текучесть  и другие. 5 Минина Н.В.школа№26                          *Вода под землей: родники,источники. РОДНИКИ(источники или ключи) –места, где вода вытекает на поверхность. *Водоёмы. ВОДОЁМЫ­ большие углубления на поверхности Земли,  заполненные водой. ОЗЕРО – замкнутая естественная впадина на поверхност Земли, заполненное водой. РЕКА – это естественный поток воды, который течёт  проложенному им же углублению на поверхности Земли – по  руслу. ИСТОК – место, где начинается река.(это может быть родник,  озеро или болото). УСТЬЕ – место впадения реки в море, озеро или др. Реку. ВОДОХРАНИЛИЩЕ – водоёмы искусственно созданные  людьми. ОКЕАНЫ – самые большие водоёмы на Земле. МОРЯ – часть океана разделённая сушей. *Вода  в воздухе: облака,роса,туман,изморозь,иней. РОСА – это капли воды на поверхности почвы и растений. ТУМАН – скопление в воздухе над поверхностью земли  мельчайших капелек воды. 6 Минина Н.В.школа№26 ИЗМОРОЗЬ образуется из мелких частичек льда. Можно  наблюдать зимой в морозные туманные дни на ветвях деревьев,  проводах и др. предметах.  На изморозь похож ИНЕЙ, чаще  всего он бывает в ясную погоду при охлаждении воздуха ночью. *Круговорот воды в природе. Вода в виде пара поднимается с поверхности воды Пар охлаждается и превращается в облака и тучи Из облаков выпадает дождь и снег Попадая в ручьи и реки, просачиваясь под землю, вода  вновь течёт в моря и океаны. В быту. На фабриках  и заводах. В сельском  хозяйстве. Энергия  падающей  воды (ГЭС) Отопление Дорога  (водный  транспорт) Лед, гих холодильник ВОДА в  жизни  человека Лед в  водоёмах,ка­ ток. 7 Минина Н.В.школа№26 *Воздух необходимое условие жизни. ВОЗДУХ­ это не просто газообразное вещество, а смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и  других. КИСЛОРОД­газ, необходимый для дыхания живых  существ. *Свойства воздуха: ­плохо проводит тепло ­при нагревании воздух расширяется  ­воздух при охлаждении сжимается ­сжатый воздух упруг ВЕТЕР­движение воздуха над поверхностью Земли.              Ветер обладает энергией. МЕРЫ ПО ХРАНЕ ВОЗДУХА: очистительные установки для  машин,заводов,фабрик,озеленение. 8 Минина Н.В.школа№26 ГОРНЫЕ ПОРОДЫ –любые вещества,которые залегают  большими массами на поверхности земли и в её толще.Такие  места называются МЕСТОРОЖДЕНИЯМИ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАМЫЕ­горные породы, которые человек  добывает из Земли и использует в своей деятельности. ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ: песок, глина,  каменный уголь, нефть, газ, железная руда. ПОЧВА­ верхний плодородный слой Земли, на котором растут  растения. 9 Минина Н.В.школа№26 РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ГРИБЫ, БАКТЕРИИ ­ четыре  царства живой природы. Растения изучает наука­БОТАНИКА. Животных ­ ЗООЛОГИЯ. Грибы ­ МИКОЛОГИЯ. Бактерии – МИКРОБИОЛОГИЯ. *Среды обитания: ­  НАЗЕМНО­ВОЗДУШНАЯ (птицы) ­ ВОДНАЯ(рыбы) ­ ПОЧВЕННАЯ(черви) ­ ДРУГИЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА(болезнетворные бактерии) 10 Минина Н.В.школа№26                      ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. П И Т А Н И Е. Пища превращается в питательные вещества в органах пищеваре­ ния.  Органы пищеварения образуют  ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ: Ротовая полость –пищевод­желудок­кишечник (там пища окончательно переваривается при участии веществ,  которые вырабатываются в печени и поджелудочной железе) Образовавшиеся питательные вещества через стенки кишечника и  кровеносных сосудов проникают в кровь.КРОВЬ разносит  питательные вещства повсем органам.                        ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ПОЧКИ­МОЧЕТОЧНИК­МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ. Основная часть вредных вещест удаляется из организма с помощью  ПОЧЕК (выполняют роль они фильтра) Кровь протекая через них удаляет избыток ВОДЫ и ВРЕДНЫЕ  ВЕЩЕСТВА, которые сбираются в мочевом пузыре и удаляются из организма. (работу почек может нарушить очень солёная пища и спиртные  напитки)                                     ОРГАНЫ ЧУВСТВ.  ЗРЕНИЕ(глаза), СЛУХ(уши), ОБОНЯНИЕ(нос), ВКУС(язык) 11 Минина Н.В.школа№26                                                                                НЕРВНАЯ СИСТЕМА.(объединяет наш  организм в единое целое.Благодаря ей все органы работают  согласованно) ГОЛОВНОЙ МОЗГ – СПИННОЙ мозг – НЕРВЫ.                               ТЕМПЕРАМЕНТ(тип поведения). ХОЛЕРИК­бурно выражает свои чувства.Его трудно успокоить. САНГВИНИК –подвижный,легко знакомится,любит пдвижные         игры. ФЛЕГМАТИК­медлительный человек,долго делает все дела. МЕЛАНХОЛИК­не любит шумных игр,часто держится в стороне  от других. 12 Минина Н.В.школа№26    ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. Наша Родина. ­ на территории России проживает более 100 народов(русские,  татары, буряты, башкиры, якуты, калмыки, аварцы, ингуши,  кабардинцы, карелы, удмурты и т.д.) ­ТРАДИЦИИ народов нашей страны: занятия, обычаи, народные  песни и игры, национальная одежда и еда. ­РУССКИЙ ЯЗЫК общий язык для народов нашей страны. ­ИСТОРИЯ(наука, изучающая прошлое человеческого общества)     ВЕК­ это 100 лет. Год,который оканчивается двумя нулями, принадлежит к прошлому  веку, а следующии год­веку новому:2000­этоХХвек, а 2001­это  ХХ1­й век ЭРА­начало эры считается дата рождения ИИСУСА ХРИСТА. Год и век принято считать от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.Первые  100 лет принято считать первым веком нашей эры. ГОРОДА И СЁЛА. 13 Минина Н.В.школа№26 В сёлах и деревнях жили крестьяне.Они занимались земледелием: сеяли рожь, сажали пшеницу, разводили скот. Слово «ГОРОД» означает «огороженное, укреплённое место». Укрепленный центр города назывался­КРЕМЛЬ. Самое оживленное место в городе­рыночная площадь,которая  называлась ТОРГ,здесь находились торговые  ряды:рыбный,мясной,хлебный и т.д. ­НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ и ГЕРБЫ – как они возникли. Многие города возникали на высоких берегах рек, другие на  пересечении торговых путей, у мостов, переправ. РЕКА­ это главная и надёжная дорога. По названию рек давали название и городу. Город ТОМСК­на реке ТОМЬ, УЖГОРОД­ на реке УЖ, ОРЕНБУРГ­ на реке ОРЬ, СТАРЫЙ ОСКОЛ­ на реке ОСКОЛ. УГЛИЧ, стоит на реке ВОЛГЕ,где река образует УГОЛ, это и дало  название городу. Многие города названы по имени князей, которые их основали: ВЛАДИМИР,ЯРОСЛАВЛЬ,ДМИТРОВ. 14 Минина Н.В.школа№26 Есть города, названные именами путешественников и  первооткрывателей: ХАБАРОВСК(землепроходецЕрофей Павлович Хабаров) ПЕТЕРБУРГ(царь Пётр1) ГЕРБ – СИМВОЛ ГОРОДА. ГЕРБ­самый главный символ, отличительный знак города. (российский император Пётр1 повелел, чтобы у каждого города был свой герб). ГЕРБ(от немецкого слова «наследство», появились в Западной  Европе во времена рыцарей. Герб имел определённую форму и цвет ОВАЛ,  ТРЕУГОЛЬНИК,ЩИТ;красный,голубой,черный,зелёный) На гербах изображались фигуры животных: Журавль­бдительность,осторожность;лилия­расцвет и успех; Единорог­ непобедимость. Памятные места городов: пмятники,здания и сооружения,  уголки природы. Символом горда могут быть исторические  памятники,примечательные здания, с ними связаны история города  и страны. МОСКВА­символ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ,ТРЕТЬЯКОВСКАЯ  ГАЛЕРЕЯ. САНКТ­ПЕТЕРБУРГ­Невский  проспект,Адмиралтейство,Смольный,Эрмитаж. ЯРОСЛАВЛЬ­Волжская беседка,Волковский театр. СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД.  ГОРОД разделён на ОКРУГА,РАЙОНЫ,УЛИЦЫ и ПЕРЕУЛКИ. ГОРОД­это  сложная транспортная система:  ТРОЛЛЕЙБУСЫ,АВТОБУСЫ,ТРАМВАИ,АВТОМОБИЛИ,МЕТРО 15 Минина Н.В.школа№26 (подземный транспорт) ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ городом­ Городская дума(принимает законы) и администрация; Во главе города –МЭР,его выбирают горожане. Важная роль отводится аварийным службам: скорая помощь,милиция,пожарная охрана,газовая служба,почтовая  служба, средства массовой  информации:газеты,радио,телевидение,Интернет. ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО. Наша страна­РОССИЯ, Наше государство­РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЦИЯ­это СОЮЗ,ОБЪЕДИНЕНИЕ(Россия объединяет в  своём составе республики,области, округа). ГОСУДАРСТВО­это единая территория, которая отделяется  ГОСУДАРСТВЕНОЙ ГРАНИЦЕЙ(она проходит по суше и по морю). Жители государства­ГРАЖДАНЕ. Правила жизни определяет ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ,она же и  следит за выполнением этих правил. ПРЕЗИДЕНТ­глава государства,его выбирают на 6 лет.Президент  является Верховным Гавнокомандющим Вооружёнными Силами  Российской Федерации.  ПАРЛАМЕНТ­принимает законы по управлению государством(в  нашей стране парламент называется ФЕДЕРАЛЬНОЕ  СОБРАНИЕ).Оно состоит из СОВЕТА ФЕДЕРАЦИ и ДУМЫ). ПРАВИТЕЛЬСТВО­исполняет законы страны. Порядок внутри страны поддерживает СУД,МИЛИЦИЯ,ОРГАНЫ  БЕЗОПАСНОСТИ. Каждое государство имеет АРМИЮ. КОНСТИТУЦИЯ­ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ. Этот документ определяет устройство государства, основные  ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ граждан. ПРАВА­право на труд, право на отдых,Право на охрану здоровья и на образование, право на неприкосновенность личности и на свободное  перемещение по стране и выбор места жительства. 16 Минина Н.В.школа№26 ОБЯЗАННОСТИ­соблюдать Конституцию страны и законы  государства, платить налоги. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ ­золотой двуглавый орёл на красном щите. Над орлм 3 короны, в лапках­скипетр и держава.На груди орла на  красном щите­серебрянный всадник в синем плаще на серебряном  коне, поражающий копьём дракона. ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ­символ единения народов. СКИПЕТР и ДЕРЖАВА­сильная власть,которая защищает  государство. ВСАДНИК НА ЩИТЕ­победа добра над злом­это древний символ  столицы России. ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ФЛАГ РОССИИ. Бело­сине­красный флаг.(17век) Красный­символ отваги,мужества,героизма. Белый и синий цвета православной церкви: Синий­цвет неба,верности. Белый­благородство,совершенство ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОСИИ. Гимн­это торжественная песня, принятая как символ единого  государства.Гимн отражает историю страны,характер её жителей. Гимн слушают стоя, выражая этим уважение к стране и её гражданам. 17

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.

Окружающий мир 4 класс. УМК «Планета знаний». Материал для подготовки к контрольным работам, тестам, мониторингам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2019