Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»
Оценка 5

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
математика +1
4 кл
12.03.2019
Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»
Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 класс.doc
Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»  Цель: формирование представления о почве и ее образовании, о составе и  свойствах. Задачи:   ­познакомить учащихся с различными видами почв и их составом; ­содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к  почве;  ­воспитание умения работать в группе; ­способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение. ­закреплять и совершенствовать умение детей письменно умножать    многозначные числа на однозначные, совершенствовать устные и письменные  вычислительные навыки, умение решать задачи. ­ воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Оборудование: презентация, карта природных зон, лабораторная посуда у учащихся и  учителя ( стакан с водой, палочка, салфетка, образец почвы), у учителя( штатив, держатель, спиртовка, лабораторное стекло, металлическая сетка, почва) , коллекция различных видов почв, карточки с  заданиями по математике. 1. Сообщение темы и устный счёт. ­Сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный урок окружающего мира  и математики. А) Организационный  момент. Рефлексия. – Улыбнёмся мы друг другу и пожелаем хорошего настроения. – Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.  Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это  – Земля. Жизнь начинается… .   Мир ослепительно переливается. И как  важно, чтобы это продолжалось вечно”. А эпиграфом к нашему уроку будут слова Николая Рыленкова: «От нас  природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательными к ней». Б)В названии темы урока «… ­ кормилица» потерялось слово, найдите его,  ответив правильно на вопросы. (слайд 2) ­Чему равно произведение чисел 900 и 9 ­320 вычесть частное чисел 120 и 4 ­Найти третью часть от суммы чисел 450 и 450 ­Полкилограмма – это сколько граммов ­Площадь поля 5000 га, половина занято пшеницей, а остальное рожью.  Сколько гектаров занято рожью?  290 е  500 л  100 з  2500 я  300 м «Земля – кормилица» (слайд 3) В) Проверка д. з.   Тест (вертушка).  (Приложение1) 2. Работа над новой темой. 1. Состав почвы. А)Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что  раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. (слайд 4) В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.  (слайд 5) Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря  лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала  появляться почва. Вслед за ней растения и животные. (слайд 6) А сейчас на свете есть чудесная кладовая.  (слайд 7). Положишь в неё мешок  зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. (слайд 8)  Ведро картошки в чудесной  кладовой превращаются в двадцать вёдер. (слайд  9) Горсточка семян становится большой кучей огурцов, редиски, помидоров,  моркови. (слайд 10) Видели ли вы когда – нибудь семечко с двумя  крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в  чудесную кладовую, полежит, и где было крылатое семечко, стоит ветвистое  дерево, да такое большое, что не обхватишь. (слайд 11) Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. ­ Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)   (слайд 12)     Б) Исследование состава и свойств почвы. Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть  человеку опыты. Сегодня мы с вами – исследователи, мы сделаем несколько  опытов и выясним свойства и состав почвы. ­ Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (остатки  старых листьев, остатки травы) ­ Какого цвета почва? (тёмного) ­ Давайте выясним, что ещё входит в состав почвы. (слайд 13) Практическая работа (группами) Опыт №1. ­ Возьмём стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки) ­ О чём это говорит? (Это говорит о том, что в почве есть воздух) Опыт №2. ­ Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно  сожмём. Стряхнём почву в лоток.  ­Что осталось на салфетке? (Влажное пятно) ­ Вывод? (В почве есть вода) Опыт № 3. ­ Сейчас посмотрим, что произошло с стакане, куда мы бросили кусочек  почвы. (Вода стала мутной) ­ Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху –  глина) ­ Какой делаем вывод? ( В состав почвы входит песок и глина) Опыт № 4. ­ Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и  чувствуется неприятный запах) ­ Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и  насекомых) ­ Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.  Его называют гумус. Какой делаем вывод? ( В составе почвы есть перегной – гумус) Опыт №5. ­ Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек  почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнём. Что вы видите?  (На стекле образовался белый налёт) ­ Кто догадался, что это такое? (соль) ­ Совершенно верно, это соли – питательные вещества, необходимые  растениям. Сделайте вывод? (В почве есть соли) В ходе практической работы открывается схема. (Приложение ) ­ Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества  перегноя) Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений,  перегной, живые организмы (микробы). Физминутка. 2.Типы почв. (групповая работа). Решение примеров в группах. Науку о почвах – почвоведение – создал русский учёный – почвовед Василий  Васильевич Докучаев (слайд 14  ). Более 100 лет назад Докучаев доказал, что  основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой  природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные  карты России, создал научную классификацию почв. Сейчас мы выполним с вами практическую работу. Мы рассмотрим разрезы  основных почв в нашей стране, и вы наклеите рисунки разрезов почвы в  тетрадь. (слайд 15) В ходе знакомства с почвами проводится работа  с «Картой природных зон  России». Показать природные зоны и прикрепить карточки с названием вида  почвы.  Для того, чтобы узнать какие типы почв существуют, надо решить несколько  заданий. Работа в группах.(Три группы. Каждая получает по 1 заданию.) 1 задание (для первой группы)(Приложение 2) Решить примеры, поставить ответы в порядке возрастания. Получится слово   803х5=4015 (у) 4019х7=28133 (д) 50801х4=203204 (о) 90048х7=630336 (я) 41008х6=246048 (в) 70032х8=560256 (а) 736х4=2944 (т) 6305х5=31525 (р) 8036х3=24108 (н) На столе карточки с ответами и буквами. После того как поставят в порядке  возрастания, получится слово. 2944 4015 24108 28133 31525 203204 246048 560256 630336 т у н д р о в а я ­ В тундре распространены тундровые почвы.  Тундровая почва ­ светлая, в ней мало перегноя. Почему? ­Найти на карте России природную зону и прикрепить карточку.  ­Найти нужную картинку разреза почвы и приклеить её в тетрадь. 2 задание (для второй группы)   (Приложение 3) Решить примеры, поставить ответы в порядке возрастания. Получится слово.   53425+78679=132 104 (и) 35894+7068=42 962 (з) 156039+2839=158 878 (с) 37829+62037=99 866 (о) 135508+48324=183 832 (т) 180506+32994=213 500 (а) 101008+12389=113 397  (л) 12049+756=12 805 (п) 32546+7008=39 554  (д) 20782+5203=25 985  (о) 324544+175737=500 281 (я) 12805 25985 39554 42962 99866 113397 132104 158878 183832 213500 500281 п о д з о л и с т а я Подзолистая  (таблица умножения) В тайге и смешанных лесах подзолистая почва серого цвета. ­Найти на карте России природную зону и прикрепить карточку.  ­Найти нужную картинку разреза почвы и приклеить её в тетрадь. 3 задание (для третьей группы)  (Приложение 4) ­ Решить примеры, поставить ответы в порядке возрастания.  345008­269871=75 137 126547­79652=46 895 101008­12389=88 619 800304­62836=737 468 234006­18769=215 237 840103­62524=777 579 46895 л 75137 е 88619 с 215237 н 737468 а 777579 я В лиственных лесах – серые лесные почвы, в ней много песка.  ­Найти на карте России природную зону и прикрепить карточку.  ­Найти нужную картинку разреза почвы и приклеить её в тетрадь. Физминутка. 4 задание (для первой группы) (Приложение 5)  (Каждая группа получает по заданию) Решить задачи (блиц ­ турнир), ответы поставить в порядке убывания. Один решает, передаёт другому. ­ Собрали 50 кг моркови, а лука в 2 раза больше. Сколько собрали лука? (100) ­Длина прямоугольного участка 70 м, а его ширина 30 м. Найти площадь  участка. (2100кв.м) ­На приусадебном участке семья вырастила 56 кг огурцов, а перца в 8 раз  меньше. Сколько огурцов вырастила семья? (7кг) ­В магазин привезли 5 мешков риса, по 40 кг в каждом. Сколько килограммов  риса привезли в магазин? (200кг) ­На мельницу отправили пшеницы 420ц, а ячменя 140ц . На сколько больше  отправили пшеницы, чем ячменя? (280ц) ­В магазине было 6 одинаковых бидонов молока, по 30 кг в каждом. Продали  90 кг молока. Сколько бидонов молока осталось? (90 кг) ­ Комбайнер убрал в первый день 800ц пшеницы, а во второй 900ц. Сколько  всего пшеницы убрал комбайнер за два дня? (1700)    ­ На овощную базу привезли  80т свёклы, а моркови 10 т. Во сколько больше  привезли свёклы, чем моркови?  (8т)    2100 ч 1700 е 280 р 200 н 100 о 90 з 8 ё 7 м Чернозём  В степях преобладают чернозёмные почвы. Чернозём – почва очень тёмного  цвета, она имеет зернистую структуру, она очень плодородная.  Плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвенного слоя различна:  от 2­3 см до 150­200см и больше. В России очень много черноземных почв, а  200 лет назад около г.Воронежа находили чернозём до 6 м толщиной. Во  время Великой Отечественной войны 1941­1945г.г. фашисты вывозили  русский чернозём в Германию. ­Найти на карте России природную зону и прикрепить карточку.  ­Найти нужную картинку разреза почвы и приклеить её в тетрадь. 5 задание (для второй группы) (Приложение 6) Решить примеры, ответы поставить в порядке убывания. Один решает, передаёт другому. 12х5=60 26х4=104 63: 3=21 480:2=240 72:4=18 15х3=45 75:5=15 21х3=63 240 б 104 о 63 л 60 о 45 т 21 н 18 а 15 я  Болотная почва ­  содержит толстый слой торфа. ­Найти на карте России природную зону и прикрепить карточку.  ­Найти нужную картинку разреза почвы и приклеить её в тетрадь.  6 задание (для третьей группы)  (Приложение 7) Решить примеры, ответы поставить в порядке убывания.  Один решает, передаёт другому. 27:9х8=24 45:9х2=10 20+4х5=40 50­40:8=45 6х9+46=100 10х3­2х2=26 15:3+36:9=9 100 л 45 у 40 г 26 о 24 в 10 а 9 я Луговая  почва – в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна,  который образован переплетающимися корнями. ­Найти на карте России природную зону и прикрепить карточку.  ­Найти нужную картинку разреза почвы и приклеить её в тетрадь. 3. Закрепление изученного. А)Давайте рассмотрим «Карту почв Мурманской области».  (слайд 16) ­Какие почвы в нашем крае? Б)Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то,  что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом  люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так  появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи. И стали её люди называть кормилицей.  ­ Что называют волшебной кладовой? (Землю)  (слайд 17) ­ А почему? (Посеешь горсточку зёрен, а соберёшь сто горстей и т.д.) ­ Что издавна делает земля – матушка? (Земля кормит людей. На ней  растут растения, которые человек употребляет в пищу.) ­ Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Так как же можно назвать землю?) (кормилицей) В) Задание: исправьте, где необходимо ошибки. (слайд 18) Г)Д.з. Д)Рефлексия.  Посмотрите, какое у нас выросло дерево, но оно без листочков. Они у вас на партах. Кто считает, что у него всё на уроке получилось, он  доволен своей работой, возьмите листочки зелёного цвета. У кого возникли  небольшие трудности, возьмите листочки жёлтого цвета. А кому было очень  тяжело и много непонятного – красного. Повесьте листочки на наше дерево.  Е) В заключение хочется сказать такие слова: Сказала лопата: Земля ­ чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля ­ чтоб ходить. А люди сказали: Земля ­ чтобы жить.

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе. Тема: «Земля – кормилица»

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 4 классе.                      Тема: «Земля – кормилица»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019