Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Заяц Л.Ф. ШКОЛА «ГРАМОТЕЙКА»
Оценка 4.8

Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Заяц Л.Ф. ШКОЛА «ГРАМОТЕЙКА»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
1 кл
09.07.2020
Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Заяц Л.Ф.  ШКОЛА «ГРАМОТЕЙКА»
Данный курс предназначен для подготовки к школе детей от 5 лет и помощи на начальном этапе обучения, а также для развития восприятия, мышления, памяти, внимания и речи ребёнка и его творческих способностей. Рекомендован к использованию учителями, воспитателями, родителями и детьми в детских садах, школах, центрах развития.
Школа Грамотейка.docx

Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Заяц Л.Ф.

 

ШКОЛА «ГРАМОТЕЙКА»  - Тирасполь, 2020

                                 Пояснительная записка

Данный курс предназначен для подготовки к школе детей от 5 лет и помощи на начальном этапе обучения, а также для развития восприятия, мышления, памяти, внимания и речи ребёнка и его творческих способностей. Рекомендован к использованию учителями, воспитателями, родителями и детьми в детских садах, школах, центрах развития.

 

 

Предисловие

 В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребёнка зависит и успешность его обучения.

Школа «Грамотейка» предназначена  для работы с детьми 5-7 лет по развитию речи.

Цель курса «Школа «Грамотейка» - развитие восприятия, мышления, памяти, внимания и речи ребёнка.

Именно в дошкольном  возрасте очень важно научить детей умению наблюдать, видеть, слышать, чувствовать, импровизировать и рассказывать об этом. Задача учителя – внимательно, заинтересованно выслушивать детские рассказы. Дети 5 – 6 лет чутки к языку: чувствуют слово, его оттенки в значении, осознают роль значимых частей  слова, замечают рифму.

        В возрасте 6-7 лет отмечаются следующие речевые особенности детей:

 

Фонетиче-ская сторона речи

Грамматический строй речи

Лексическая сторона речи

Связная речь

Ребенок способен говорить

 внятно и

четко.

Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении.

 

 Может  образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

 

 Самостоятельно образовывает слова, подбирая однокоренные.

 

 Критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.

 

  Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Словарь насыщен обобщающими существи-тельными, прилагательными. 

 

Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. 

 

Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу.

 

 Осознанно употребляет родовые и видовые понятия.

У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. 

 

Свободно пользуется   интонациями.

 

 

Способен построить краткие сообщения.

 

 Умеет оформить мо-нологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и са-мостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературногого произведения и языковых средствах художественной речи.

 

Предлагаемые нами занятия имеют следующую структуру:

1.     Организационный момент

2.     Речевая разминка

      а) Дыхательная гимнастика

      б) Чистоговорка.

      в) Скороговорка.

      3. Физминутка. 

      4.Новый материал

      5.Повторение   

      6.Подведение итогов

 

Программа   курса «Школа «Грамотейка»

 

 

 

 

Тема урока

 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

 

Кол – во ч.

 

Дата

Речь. Предложение (6 часов)

Познавательные УУД:

• классификация (объединение по группам);

• анализ (выделение признака из целого объекта);

• сравнение (выделение признака из ряда предметов);

Регулятивные УУД:

• умение строить развернутый ответ на вопрос;

• умение пояснять, аргументировать свой ответ;

Коммуникативные УУД

• умение работать в группе;

• умение задавать вопросы;

• формировать готовность к сотрудничеству

1

Всегда ли человек мог говорить?

Организационный момент

 Стихотворение-приветствие. Жесты древних.

Дыхательная гимнастика: Надуваем разноцветный шарик.

Чистоговорка:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ар-ар-ар – мы надули красный шар.

Цы-цы-цы – все ребята молодцы!

Скороговорка:

 Актёр театра.

Физминутка:

 «Жили у бабуси»

Конкурс «Грамотейка»:

 Командная игра

 Как зовут сына папы Карло?

Из чего папа Карло сделал Буратино?

Как зовут мальчика-луковку?

Без кого очень скучал Малыш из сказки Астрид Лингрен?

Кто тащил репку в сказке «Репка»? 

Инсценировка сказки «Репка».

Итог:

Что запомнили? Что понравилось?

1

 

2

Возникновение речи

1

 

3

Предложение

Организационный момент

 Какое время года наступило?

Назовите осенние месяцы.

Какие признаки осени вы знаете?

Дыхательная гимнастика:

Осенний ветер

Заучивание стихотворения:

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

Чистоговорки:

Да – ду – ди – идут частые дожди.

Ать – оть – ять – а нам хочется гулять.

Ащ – ащ- ащ – мы наденем плащ.

 Скороговорка:

Идут бобры в сыры боры

Конспект:

Речь

Новый материал:

Три секретика про предложение

дует ветер.

Качаются деревья

Наступают холода.

Интонационное чтение:

Ма мья.?! Ру рю рью.?! Ло лё льё.!?

1

 

4

1

 

5

1

 

6

Предложение

Знаки препинания

1

 

Слоги. Ударение (4 часа)

Познавательные УУД:

• обобщение (выделение общего признака из ряда объектов);

• синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам;

Регулятивные УУД:

• удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

• выполнять инструкцию взрослого;

Коммуникативные УУД :

обсуждать со взрослым возникшую проблему; поддерживать разговор;

• по требованию взрослого исправлять ошибку; если не получилось сразу выполнить задание правильно;

7

Деление слов на слоги

1.      Организационный момент

2.       Сегодня мы будем с вами болельщиками. А кто это? Какие виды спорта вам известны?

Дыхательная гимнастика:

Фанфары в честь спортсменовый

Физминутка:

 «Танец маленьких утят»

Новый материал:

«Болеем» на стадионе за команду: Апельсин, Ёжики, Искра. «Неговорящими» пальчиками показываем, сколько слогов.

Закрепление:

Ах, бедняга перепёлка,

Где теперь твоя светёлка?

В поле скошена пшеница –

Негде маленькой укрыться.

Расселяем перелётные птицы по гнёздам, в зависимости от количества слогов.

 Мозговой штурм:

Царь птиц - (орёл)

Дальше всех и выше всех летает -  (гриф);

Самые проворные летуны - (ласточки);

Быстрее всех летит - (сапсан)

Ухает - (филин);

Курлычет - (журавль);

Звенит в поле-  (жаворонок);

Звучит как флейта - (иволга);

Лучший певец в роще -(соловей);

Лучший певец в лесу -(дрозд) и т.д. 

1

 

8

1

 

9

Ударение

 Организационный момент 

           Все знакомые дорожки

           Белизной покрыла.

           И прозрачные серёжки

           Крышам подарила.

           Когда это бывает?    (Зимой)

Дыхательная гимнастика:

Игра «Ледяные фигуры»

Какую снежинку принесла  какая птица, вы сами отгадаете. Х ;  Х -  х, х  - Х ; Х – х – х,  х – Х – х,    х – х - Х ; х – х – Х – х,

Чистоговорка:

Ишка-ишка-ишка – Маленький мальчишка

Ишке-ишке-ишке – В сером армячишке

Яет-яет-яет-  По двору шныряет,

Ает-ает-ает- Крохи собирает. Кто это?   (Воробей)

Новый материал:

Чтобы узнать, где его снежинки, вначале  скажите, сколько в этом слове слогов?   

А теперь позовём воробья к нам и узнаем, на какой слог падает ударение:   «Эй, вороБЕЙ! Этот слог произносится сильнее и громче остальных.

Скороговорка:

Ворона проворонила воронят.

Мозговой штурм:

Кто воркует?  - (голубь)

Кто  трещит?   - (сорока)

Кто стучит?  -  (дятел)

Кто по земле будто ползёт? –  (поползень)

1

 

10

Деление слов на слоги

 Ударение

Закрепление. Домашние животные.

(Курятник и хлев)

Кто кудахчет? – курица.

Кто крякает? – утка.

Табун – много … лошадей.

Стадо – много …  коров.

Отара – много … овец.

Свора – много  … собак.

1

 

Звуки и буквы ( 12 часов)

Познавательные УУД:

классификация (объединение по группам);

• анализ (выделение признака из целого объекта);

• сравнение (выделение признака из ряда предметов);

• сериация (установление последовательных взаимосвязей)

Регулятивные УУД:

• осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправление по указанию взрослого;

• контроль своей деятельности по результату

 Коммуникативные УУД:

• умение работать в группе;

• умение задавать вопросы;

• формировать готовность к сотрудничеству

11

Звуки и буквы

Артикуляционная гимнастика:

Как мама баюкает малыша?  [а]

Как звенит комар? [з]

Как шипит змея?    [ш]

Как рычит собака?  [р]

Как сдувается воздушный шарик? [ш]

Новый материал: 10 сказочных героев

А Б В Г Д

Е Ё Ж З И

Й К Л М Н
О П Р С Т

У Ф Х Ц Ч

Ш Щ ъ ы ь

Э Ю Я

 

1

 

12

Алфавит

Звуки и буквы

Чистоговорка:                                                                                  

Ушки-ушки-ушки – Железные избушки

Ушки-ушки-ушки – Прицеплены друг к дружке.

Ой-ой-ой –                Одна из них с трубой

Ой-ой-ой –                Везёт всех за собой.  (Поезд),

Дыхательная гимнастика:

Сделаем глубокий вдох через нос и на  медленном выдохе произносим: «Ту-у-у!». Поехали.

Физминутка  «Голубой вагон»

Путешествие: 5 стран, 5 растений и животных, 5 подарков.

Игра «День, ночь». Построиться по алфавиту по именам.

Вопросы на засыпку:

Оттепели сменились морозами, Что было вначале, что – потом?

Чего больше - снегопадов или снежинок?

Чего меньше зим или зимних месяцев?

1

 

13

1

 

14

Гласные звуки и буквы

Скороговорка:

 Лара у Вали играет на рояле.

Новый материал:

 Овалы – шарики с гласными буквами.

Слоговые таблицы:

 Чтение двухбуквенных слогов разными способами

( «Привет!», песня).

1

 

15

Деление слов на слоги.

Ударные и безударные гласные

Организационный момент

 Сочиним свою сказку «Двенадцать месяцев» (карточки с названиями месяцев)

Дыхательная гимнастика:

 «Ледяным» дыханием заморозим всё, что нас окружает.

Выходят зимние месяцы: делим на слоги, ставим ударение.

Чистоговорка:

Ла-ла-ла – Большой кусок стекла

Ла-ла-ла – Вдруг исчез от тепла.   (Лёд)

 Почему лёд тает?

 Выходят весенние месяцы.

Скороговорка:

Под кроной дуба Люба.

Выходят летние месяцы

Физминутка  «Алфавит»

 Что можно делать летом?

А Б В Г Д - прыгать

Е Ё Ж З И- бегать

Й К Л М Н - плавать
О П Р С Т  - играть (хлопать в ладоши)

У Ф Х Ц Ч - качаться

Ш Щ ъ ы ь - отдыхать

Э Ю Я  - петь

Наступила … . Все дети пошли в школу.

 Поднимите руку, когда услышите гласный звук.

[м], [а], [н], [к’], [ы], [с], [у], [т‘]

Выходят осенние месяцы.

1

 

16

Согласные звуки и буквы

Организационный момент

Сегодня грустный день, потому что мы не сможем петь, так как мы  познакомимся со звуками и буквами, которые не умеют и не любят петь.

Физминутка  «Вместе весело шагать».

Слоговые таблицы. (Привидение,  боязливо).

Магазин слов.

1

 

17

Гласные и согласные звуки и буквы

«Хлопни, топни» Хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук, топни ногой, если услышишь согласный звук.

Слоговые таблицы (радио, гонщик)

1

 

18

Твёрдые и мягкие согласные

Запомни: всегда твёрдые звуки

Жили шестеро цыплят,

 Все они пшена хотят.

Всегда мягкие звуки:

Щука чует йод,

 В воду не идёт.

1

 

19

Звонкие и глухие согласные звуки

Наизусть:

Если горлышко дрожит,

Согласный звонкий говорит.

Если горлышко молчит,

Глухой согласный говорит.

Узнай звук. Хлопни в ладоши, если услышишь звонкий звук, помаши руками, если услышишь глухой согласный звук:

[м], [б], [н], [к’], [в’], [с], [ф], [т‘], [г’]

Слоговые таблицы (чередование - шёпотом, громко). Магазин слов

Назовите пару:

дом - ..ом

коса – ко..а

вата - …ата

жар - …ар

почка - …очка

кора - …ора

1

 

20

Согласные твёрдые и мягкие,

 звонкие и глухие

Игра «Твёрдый – мягкий»

Стукни кулачком по столу, если услышишь твёрдый согласный звук, погладь себя по голове, если услышишь мягкий согласный звук:

Па, ня, не, ню, ру, ра,

Подбери пары слов: Измените в слове вторую букву так, чтобы первый звук стал мягким:

почка - …печка;

ручка - … речка;

лук - … люк;

Назовите алфавит. Вспомните, где живут звонкие (в начале алфавита), а где глухие (в конце).

1

 

21

Звуковой анализ слова

Звуковой анализ

 Игра «Цветные слова»

Приготовьте цветные карандаши. Послушайте слова, определите, сколько и какие в них звуки? Покажите карандашами  шар, сыр, аист, кран, час.

1

 

22

Звуковой анализ слова

 Деление слов на слоги

 Ударение

Организационный момент

 Путешествие

Чистоговорка :

Ал-ал-ал – Твой хвостик и в руке держал,

Ал-ал-ал - Ты полетел -  я побежал.

Скороговорка:

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Физминутка

 «Руки подняли и покачали»

Звуковой анализ: Что  увидишь в путешествии:

1слог: мост, сад, лес, дом, дождь…

2 слога: липа, люди, дети, солнце…

3 слога: радуга, облака, деревья…

1

 

Лексическое значение слова (10 часов)

Познавательные УУД:

• удерживать внимание;

•называть возникшую проблему;

•находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности;

• уметь коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов;

• уметь приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту.

Регулятивные УУД

• готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор

Коммуникативные УУД

• выполнять инструкцию взрослого;

• уметь работать в группе;

• уметь коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов, обсуждать со взрослым

23

Слова, которые называют предметы

Организационный момент

 Сегодня на занятии мы побываем в государстве  «Речь», в городе Предметов.

Новый материал Перечислите только слова:

Ворона, трямб, читать, аата, добрый, уусумь, торт.  Назовите предметы:

 Хлопните в ладоши, если услышите слово-предмет:

Стол, учить, весёлый, дети, слон, муха, умный.

Улица живых предметов и неживых предметов

Какое слово назовёшь, на такую улицу пойдёшь. (на улице неживых предметов нельзя двигаться, только можно дышать).

1

 

24

Повторение

Слова, которые называют предметы

1

 

25

Слова, которые называют действия предметов

На каждую букву алфавита (почти) назовите слова, отвечающие на вопрос -  что делает?

А Б В Г Д

Е Ё Ж З И

Й К Л М Н
О П Р С Т 

У Ф Х Ц Ч

Ш Щ ъ ы ь

Э Ю Я 

Игра «Зоопарк»

Что делают животные:

Воробьи …  Лягушки…      Свиньи…

Змеи…    Лошади …   Коровы … 

1

 

26

Слова, которые называют признаки предметов

Организационный момент

 Сегодня на занятии мы поговорим о словах – признаках предметов.  Какой сегодня день?   (Светлый, весенний, ясный, хмурый…)

Чистоговорка:

Инее-инее-инее - Поле синее,
Елые –елые-елые - Овцы белые.
Уца – уца – уца - На поле пасутся,
Уца – уца – уца - К берегу несутся.     (Море)

 Дыхательная гимнастика:

 Представьте, что вы на море, вдохните морской воздух.

в) Скороговорка считалка:

Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
На диване ехал слон,
Кто не верит - выйди вон!

Физминутка  «Море волнуется»

  1. Новый материал:
  2.  Найди признаки предметов и покажи волну (руками):

Клюква, вкусный, мяч, утюг, маленький, месяц.

1

 

27

Слова, которые называют предметы, действия, признаки

Цветная сказка «Курочка Ряба»

  В этой сказке  будут названы  разные цвета. По ходу чтения показывайте соответствующие цвета.

     Жили в деревянной избушке Дед и Баба. Жили они бедно.

 У них была только Курочка Ряба с белыми, серыми и чёрными пёрышками. Несла курочка белые яички. Но однажды Курочка подарила Деду и Бабе яркое жёлтое золотое яичко. Обрадовались Дед и Баба. Устроили праздник. Нарядились в яркие праздничные одежды. Баба надела красный сарафан. Дед – малиновую рубашку. Устроили пир.

      Но время шло. Есть было нечего. И надумали они съесть яичко. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.

      Под  полом жила серая Мышка.  Она решила помочь хозяевам. Побежала, хвостиком взмахнула. Яичко упало и разбилось.

1

 

28

Слова, близкие по значению

Новый материал:

 Подберите близкие по смыслу слова:

Ребята – дети, смех - веселье – радость, приятель – друг, шалун – проказник, грустный – печальный, большой – огромный, морозный – холодный.

Самый большой признак:

Гигантский, большой, огромный.

Холодный, прохладный, ледяной.

Страх, ужас, испуг.

Лишнее словечко:

Сказать, молвить, думать.

Смелый, честный, храбрый.

1

 

29

Слова, противоположные по значению

Игра «Наоборот»

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: …низко.

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: …близко.

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь: …пол.

Скажу я слово «потерял», и скажешь: …нашёл.

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты: храбрец.

Теперь «начало» я скажу, ну, отвечай: ..конец.

1

 

30

Конкурс «Грамотейка»

Организационный момент

 Приветствую всех «В гостях у сказки».

Дыхательная гимнастика:

 Надеваем шапки-невидимки и дышим так тихо, что никто не догадался, что мы здесь находимся.

Скороговорка

 Словарная работа:

Тощий, немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

Чистоговорка:

Ышка-ышка-ышка – Этот мальчик – коротышка.

Ишка-ишка-ишка – Фантазер и хвастунишка.

Ётся-ётся-ётся – За многое он берется,

Ётся-ётся-ётся – Но толком ничего не удается.

Сказки – обманки

Жили-были дед да баба.

И была у них кошечка Ряба.

Стоял в поле пенёк  -

ни низок, ни высок.

Мимо бежала

Черепаха-Норушка.

Посадил дед морковку.

Выросла петрушка

маленькая-премаленькая

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Олейник О.В. , Кабанюк Л.П. ,

Олейник О.В. , Кабанюк Л.П. ,

Предлагаемые нами занятия имеют следующую структуру: 1

Предлагаемые нами занятия имеют следующую структуру: 1

Без кого очень скучал Малыш из сказки

Без кого очень скучал Малыш из сказки

Фанфары в честь спортсменовый

Фанфары в честь спортсменовый

Ворона проворонила воронят. Мозговой штурм:

Ворона проворонила воронят. Мозговой штурм:

Сделаем глубокий вдох через нос и на медленном выдохе произносим: «Ту-у-у!»

Сделаем глубокий вдох через нос и на медленном выдохе произносим: «Ту-у-у!»

Слоговые таблицы. (Привидение, боязливо)

Слоговые таблицы. (Привидение, боязливо)

Деление слов на слоги Ударение

Деление слов на слоги Ударение

Воробьи … Лягушки… Свиньи…

Воробьи … Лягушки… Свиньи…

Слова, близкие по значению

Слова, близкие по значению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2020