Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Заяц Л.Ф.
ШКОЛА «ГРАМОТЕЙКА» - Тирасполь, 2020
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для подготовки к школе детей от 5 лет и помощи на начальном этапе обучения, а также для развития восприятия, мышления, памяти, внимания и речи ребёнка и его творческих способностей. Рекомендован к использованию учителями, воспитателями, родителями и детьми в детских садах, школах, центрах развития.
Предисловие
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребёнка зависит и успешность его обучения.
Школа «Грамотейка» предназначена для работы с детьми 5-7 лет по развитию речи.
Цель курса «Школа «Грамотейка» - развитие восприятия, мышления, памяти, внимания и речи ребёнка.
Именно в дошкольном возрасте очень важно научить детей умению наблюдать, видеть, слышать, чувствовать, импровизировать и рассказывать об этом. Задача учителя – внимательно, заинтересованно выслушивать детские рассказы. Дети 5 – 6 лет чутки к языку: чувствуют слово, его оттенки в значении, осознают роль значимых частей слова, замечают рифму.
В возрасте 6-7 лет отмечаются следующие речевые особенности детей:
Фонетиче-ская сторона речи |
Грамматический строй речи |
Лексическая сторона речи |
Связная речь |
Ребенок способен говорить внятно и четко. |
Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении.
Может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Самостоятельно образовывает слова, подбирая однокоренные.
Критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.
Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения. |
Словарь насыщен обобщающими существи-тельными, прилагательными.
Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества.
Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу.
Осознанно употребляет родовые и видовые понятия. |
У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы.
Свободно пользуется интонациями.
Способен построить краткие сообщения.
Умеет оформить мо-нологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и са-мостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературногого произведения и языковых средствах художественной речи. |
Предлагаемые нами занятия имеют следующую структуру:
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
а) Дыхательная гимнастика
б) Чистоговорка.
в) Скороговорка.
3. Физминутка.
4.Новый материал
5.Повторение
6.Подведение итогов
Программа курса «Школа «Грамотейка»
№
|
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме |
Кол – во ч. |
Дата |
|
Речь. Предложение (6 часов) |
|||||
Познавательные УУД: • классификация (объединение по группам); • анализ (выделение признака из целого объекта); • сравнение (выделение признака из ряда предметов); Регулятивные УУД: • умение строить развернутый ответ на вопрос; • умение пояснять, аргументировать свой ответ; Коммуникативные УУД • умение работать в группе; • умение задавать вопросы; • формировать готовность к сотрудничеству |
|||||
1 |
Всегда ли человек мог говорить? |
Организационный момент Стихотворение-приветствие. Жесты древних. Дыхательная гимнастика: Надуваем разноцветный шарик. Чистоговорка: Ра-ра-ра – начинается игра. Ар-ар-ар – мы надули красный шар. Цы-цы-цы – все ребята молодцы! Скороговорка: Актёр театра. Физминутка: «Жили у бабуси» Конкурс «Грамотейка»: Командная игра Как зовут сына папы Карло? Из чего папа Карло сделал Буратино? Как зовут мальчика-луковку? Без кого очень скучал Малыш из сказки Астрид Лингрен? Кто тащил репку в сказке «Репка»? Инсценировка сказки «Репка». Итог: Что запомнили? Что понравилось? |
1 |
|
|
2 |
Возникновение речи |
1 |
|
||
3 |
Предложение |
Организационный момент Какое время года наступило? Назовите осенние месяцы. Какие признаки осени вы знаете? Дыхательная гимнастика: Осенний ветер Заучивание стихотворения: Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят… Чистоговорки: Да – ду – ди – идут частые дожди. Ать – оть – ять – а нам хочется гулять. Ащ – ащ- ащ – мы наденем плащ. Скороговорка: Идут бобры в сыры боры Конспект: Речь Новый материал: Три секретика про предложение дует ветер. Качаются деревья Наступают холода. Интонационное чтение: Ма мья.?! Ру рю рью.?! Ло лё льё.!? |
1 |
|
|
4 |
1 |
|
|||
5 |
1 |
|
|||
6 |
Предложение Знаки препинания |
1 |
|
||
Слоги. Ударение (4 часа) |
|||||
Познавательные УУД: • обобщение (выделение общего признака из ряда объектов); • синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам; Регулятивные УУД: • удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; • выполнять инструкцию взрослого; Коммуникативные УУД : обсуждать со взрослым возникшую проблему; поддерживать разговор; • по требованию взрослого исправлять ошибку; если не получилось сразу выполнить задание правильно; |
|||||
7 |
Деление слов на слоги |
1. Организационный момент 2. Сегодня мы будем с вами болельщиками. А кто это? Какие виды спорта вам известны? Дыхательная гимнастика: Фанфары в честь спортсменовый Физминутка: «Танец маленьких утят» Новый материал: «Болеем» на стадионе за команду: Апельсин, Ёжики, Искра. «Неговорящими» пальчиками показываем, сколько слогов. Закрепление: Ах, бедняга перепёлка, Где теперь твоя светёлка? В поле скошена пшеница – Негде маленькой укрыться. Расселяем перелётные птицы по гнёздам, в зависимости от количества слогов. Мозговой штурм: Царь птиц - (орёл) Дальше всех и выше всех летает - (гриф); Самые проворные летуны - (ласточки); Быстрее всех летит - (сапсан) Ухает - (филин); Курлычет - (журавль); Звенит в поле- (жаворонок); Звучит как флейта - (иволга); Лучший певец в роще -(соловей); Лучший певец в лесу -(дрозд) и т.д. |
1 |
|
|
8 |
1 |
|
|||
9 |
Ударение |
Организационный момент Все знакомые дорожки Белизной покрыла. И прозрачные серёжки Крышам подарила. Когда это бывает? (Зимой) Дыхательная гимнастика: Игра «Ледяные фигуры» Какую снежинку принесла какая птица, вы сами отгадаете. Х ; Х - х, х - Х ; Х – х – х, х – Х – х, х – х - Х ; х – х – Х – х, Чистоговорка: Ишка-ишка-ишка – Маленький мальчишка Ишке-ишке-ишке – В сером армячишке Яет-яет-яет- По двору шныряет, Ает-ает-ает- Крохи собирает. Кто это? (Воробей) Новый материал: Чтобы узнать, где его снежинки, вначале скажите, сколько в этом слове слогов? А теперь позовём воробья к нам и узнаем, на какой слог падает ударение: «Эй, вороБЕЙ! Этот слог произносится сильнее и громче остальных. Скороговорка: Ворона проворонила воронят. Мозговой штурм: Кто воркует? - (голубь) Кто трещит? - (сорока) Кто стучит? - (дятел) Кто по земле будто ползёт? – (поползень) |
1 |
|
|
10 |
Деление слов на слоги Ударение |
Закрепление. Домашние животные. (Курятник и хлев) Кто кудахчет? – курица. Кто крякает? – утка. Табун – много … лошадей. Стадо – много … коров. Отара – много … овец. Свора – много … собак. |
1 |
|
|
Звуки и буквы ( 12 часов) |
|||||
Познавательные УУД: классификация (объединение по группам); • анализ (выделение признака из целого объекта); • сравнение (выделение признака из ряда предметов); • сериация (установление последовательных взаимосвязей) Регулятивные УУД: • осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправление по указанию взрослого; • контроль своей деятельности по результату Коммуникативные УУД: • умение работать в группе; • умение задавать вопросы; • формировать готовность к сотрудничеству |
|||||
11 |
Звуки и буквы |
Артикуляционная гимнастика: Как мама баюкает малыша? [а] Как звенит комар? [з] Как шипит змея? [ш] Как рычит собака? [р] Как сдувается воздушный шарик? [ш] Новый материал: 10 сказочных героев А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
К Л М Н У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ ы ь Э Ю Я
|
1 |
|
|
12 |
Алфавит Звуки и буквы |
Чистоговорка: Ушки-ушки-ушки – Железные избушки Ушки-ушки-ушки – Прицеплены друг к дружке. Ой-ой-ой – Одна из них с трубой Ой-ой-ой – Везёт всех за собой. (Поезд), Дыхательная гимнастика: Сделаем глубокий вдох через нос и на медленном выдохе произносим: «Ту-у-у!». Поехали. Физминутка «Голубой вагон» Путешествие: 5 стран, 5 растений и животных, 5 подарков. Игра «День, ночь». Построиться по алфавиту по именам. Вопросы на засыпку: Оттепели сменились морозами, Что было вначале, что – потом? Чего больше - снегопадов или снежинок? Чего меньше зим или зимних месяцев? |
1 |
|
|
13 |
1 |
|
|||
14 |
Гласные звуки и буквы |
Скороговорка: Лара у Вали играет на рояле. Новый материал: Овалы – шарики с гласными буквами. Слоговые таблицы: Чтение двухбуквенных слогов разными способами ( «Привет!», песня). |
1 |
|
|
15 |
Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные |
Организационный момент Сочиним свою сказку «Двенадцать месяцев» (карточки с названиями месяцев) Дыхательная гимнастика: «Ледяным» дыханием заморозим всё, что нас окружает. Выходят зимние месяцы: делим на слоги, ставим ударение. Чистоговорка: Ла-ла-ла – Большой кусок стекла Ла-ла-ла – Вдруг исчез от тепла. (Лёд) Почему лёд тает? Выходят весенние месяцы. Скороговорка: Под кроной дуба Люба. Выходят летние месяцы Физминутка «Алфавит» Что можно делать летом? А Б В Г Д - прыгать Е Ё Ж З И- бегать Й
К Л М Н - плавать У Ф Х Ц Ч - качаться Ш Щ ъ ы ь - отдыхать Э Ю Я - петь Наступила … . Все дети пошли в школу. Поднимите руку, когда услышите гласный звук. [м], [а], [н], [к’], [ы], [с], [у], [т‘] Выходят осенние месяцы. |
1 |
|
|
16 |
Согласные звуки и буквы |
Организационный момент Сегодня грустный день, потому что мы не сможем петь, так как мы познакомимся со звуками и буквами, которые не умеют и не любят петь. Физминутка «Вместе весело шагать». Слоговые таблицы. (Привидение, боязливо). Магазин слов. |
1 |
|
|
17 |
Гласные и согласные звуки и буквы |
«Хлопни, топни» Хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук, топни ногой, если услышишь согласный звук. Слоговые таблицы (радио, гонщик) |
1 |
|
|
18 |
Твёрдые и мягкие согласные |
Запомни: всегда твёрдые звуки Жили шестеро цыплят, Все они пшена хотят. Всегда мягкие звуки: Щука чует йод, В воду не идёт. |
1 |
|
|
19 |
Звонкие и глухие согласные звуки |
Наизусть: Если горлышко дрожит, Согласный звонкий говорит. Если горлышко молчит, Глухой согласный говорит. Узнай звук. Хлопни в ладоши, если услышишь звонкий звук, помаши руками, если услышишь глухой согласный звук: [м], [б], [н], [к’], [в’], [с], [ф], [т‘], [г’] Слоговые таблицы (чередование - шёпотом, громко). Магазин слов Назовите пару: дом - ..ом коса – ко..а вата - …ата жар - …ар почка - …очка кора - …ора |
1 |
|
|
20 |
Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие |
Игра «Твёрдый – мягкий» Стукни кулачком по столу, если услышишь твёрдый согласный звук, погладь себя по голове, если услышишь мягкий согласный звук: Па, ня, не, ню, ру, ра, Подбери пары слов: Измените в слове вторую букву так, чтобы первый звук стал мягким: почка - …печка; ручка - … речка; лук - … люк; Назовите алфавит. Вспомните, где живут звонкие (в начале алфавита), а где глухие (в конце). |
1 |
|
|
21 |
Звуковой анализ слова |
Звуковой анализ Игра «Цветные слова» Приготовьте цветные карандаши. Послушайте слова, определите, сколько и какие в них звуки? Покажите карандашами шар, сыр, аист, кран, час. |
1 |
|
|
22 |
Звуковой анализ слова Деление слов на слоги Ударение |
Организационный момент Путешествие Чистоговорка : Ал-ал-ал – Твой хвостик и в руке держал, Ал-ал-ал - Ты полетел - я побежал. Скороговорка: Прибыл Клим из Клина в Крым. Физминутка «Руки подняли и покачали» Звуковой анализ: Что увидишь в путешествии: 1слог: мост, сад, лес, дом, дождь… 2 слога: липа, люди, дети, солнце… 3 слога: радуга, облака, деревья… |
1 |
|
|
Лексическое значение слова (10 часов) |
|||||
Познавательные УУД: • удерживать внимание; •называть возникшую проблему; •находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности; • уметь коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов; • уметь приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту. Регулятивные УУД • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор Коммуникативные УУД • выполнять инструкцию взрослого; • уметь работать в группе; • уметь коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов, обсуждать со взрослым |
|||||
23 |
Слова, которые называют предметы |
Организационный момент Сегодня на занятии мы побываем в государстве «Речь», в городе Предметов. Новый материал Перечислите только слова: Ворона, трямб, читать, аата, добрый, уусумь, торт. Назовите предметы: Хлопните в ладоши, если услышите слово-предмет: Стол, учить, весёлый, дети, слон, муха, умный. Улица живых предметов и неживых предметов Какое слово назовёшь, на такую улицу пойдёшь. (на улице неживых предметов нельзя двигаться, только можно дышать). |
1 |
|
|
24 |
Повторение Слова, которые называют предметы |
1 |
|
||
25 |
Слова, которые называют действия предметов |
На каждую букву алфавита (почти) назовите слова, отвечающие на вопрос - что делает? А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
К Л М Н У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ ы ь Э Ю Я Игра «Зоопарк» Что делают животные: Воробьи … Лягушки… Свиньи… Змеи… Лошади … Коровы … |
1 |
|
|
26 |
Слова, которые называют признаки предметов |
Организационный момент Сегодня на занятии мы поговорим о словах – признаках предметов. Какой сегодня день? (Светлый, весенний, ясный, хмурый…) Чистоговорка: Инее-инее-инее
- Поле синее, Дыхательная гимнастика: Представьте, что вы на море, вдохните морской воздух. в) Скороговорка считалка: Плыл
по морю чемодан, Физминутка «Море волнуется»
Клюква, вкусный, мяч, утюг, маленький, месяц. |
1 |
|
|
27 |
Слова, которые называют предметы, действия, признаки |
Цветная сказка «Курочка Ряба» В этой сказке будут названы разные цвета. По ходу чтения показывайте соответствующие цвета. Жили в деревянной избушке Дед и Баба. Жили они бедно. У них была только Курочка Ряба с белыми, серыми и чёрными пёрышками. Несла курочка белые яички. Но однажды Курочка подарила Деду и Бабе яркое жёлтое золотое яичко. Обрадовались Дед и Баба. Устроили праздник. Нарядились в яркие праздничные одежды. Баба надела красный сарафан. Дед – малиновую рубашку. Устроили пир. Но время шло. Есть было нечего. И надумали они съесть яичко. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Под полом жила серая Мышка. Она решила помочь хозяевам. Побежала, хвостиком взмахнула. Яичко упало и разбилось. |
1 |
|
|
28 |
Слова, близкие по значению |
Новый материал: Подберите близкие по смыслу слова: Ребята – дети, смех - веселье – радость, приятель – друг, шалун – проказник, грустный – печальный, большой – огромный, морозный – холодный. Самый большой признак: Гигантский, большой, огромный. Холодный, прохладный, ледяной. Страх, ужас, испуг. Лишнее словечко: Сказать, молвить, думать. Смелый, честный, храбрый. |
1 |
|
|
29 |
Слова, противоположные по значению |
Игра «Наоборот» Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: …низко. Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: …близко. Скажу я слово «потолок», а ты ответишь: …пол. Скажу я слово «потерял», и скажешь: …нашёл. Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты: храбрец. Теперь «начало» я скажу, ну, отвечай: ..конец. |
1 |
|
|
30 |
Конкурс «Грамотейка» |
Организационный момент Приветствую всех «В гостях у сказки». Дыхательная гимнастика: Надеваем шапки-невидимки и дышим так тихо, что никто не догадался, что мы здесь находимся. Скороговорка Словарная работа: Тощий, немощный Кощей Тащит ящик овощей. Чистоговорка: Ышка-ышка-ышка – Этот мальчик – коротышка. Ишка-ишка-ишка – Фантазер и хвастунишка. Ётся-ётся-ётся – За многое он берется, Ётся-ётся-ётся – Но толком ничего не удается. Сказки – обманки Жили-были дед да баба. И была у них кошечка Ряба. Стоял в поле пенёк - ни низок, ни высок. Мимо бежала Черепаха-Норушка. Посадил дед морковку. Выросла петрушка маленькая-премаленькая
|
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.