Олимпиада по русскому языку
Инструкция для участника олимпиады по русскому языку
4 класс
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предлагается всего 11 олимпиадных заданий, разнообразных по форме и содержанию. Олимпиадные задания охватывают многие уровни языка. По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор обучающихся и способность кратко, точно, логично и аргументированно выразить мысль.
Задания переписывать не нужно. Достаточно внимательно прочесть их и чѐтко написать краткий ответ. Задания можно выполнять в произвольном порядке.
Надеемся, что при их выполнении вы проявите изобретательность и эрудицию.
Не торопитесь. Постарайтесь не оставлять на листе опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике. А в листе опроса уверенной рукой подписывать, подчѐркивать и обводить только то, что нужно.
Наличие в аудитории и использование текстов художественной литературы, словарей, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д. исключается.
Время выполнения заданий – 1 час 30 минут.
Желаем удачи!
№ п/п |
Задание |
Балл |
|
1. |
Вставь, где необходимо, недостающие буквы. В_сна – самое радос_ное, самое м_л_дое время года. Уходят снега вглу_ь земли, руч_и подталкивают и угоняют л_динки. Пр_рода ож_вает у нас на глазах, каждый день сулит новые _ткрытия. Пр_пущенное сегодня уже не повторит_ся завтра. Еще вчера стоял х_лодный день, с ле_кими утренними заморозк_, а сегодня все изменилось. Холодную, темную почву облива_т поток золотых солнеч_ных лучей. Солнце ходит уже высоко. Чутко трепещ_т осинки. Над цветами жуж_ат первые, самые смелые шм_ли. |
10 |
|
2. |
Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
засахарить, мельком, свекла, инструмент, кухонный, монумент. |
6 |
|
3. |
Закончи пословицу. Где родился, _____________________________________________. Глаза боятся, ____________________________________________ . Жизнь дана на ____________________________________________. Долог день до вечера, _____________________________________. |
8 |
|
4. |
Помоги иностранцу заменить словосочетания одним словом, которое является именем прилагательным единственного числа мужского рода. Запиши получившиеся слова. Темные волосы –__________________________________________ Ясные глаза-______________________________________________ Острый ум-_______________________________________________ Белые зубы-______________________________________________ |
4 |
|
5. |
Подбери к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши получившиеся словосочетания.
шампунь _________________________________________________ бандероль________________________________________________ тюль_____________________________________________________ |
6 |
|
|
фламинго ________________________________________________ какаду___________________________________________________ шинель __________________________________________________ |
|
|
6. |
Поясни, что обозначают данные фразеологизмы. Тянут резину - ____________________________________________ Чесать зубы - _____________________________________________ Мерить на свой аршин _____________________________________ Язык без костей ___________________________________________ Сердце в пятки ушло_______________________________________ |
10 |
|
7. |
Найдите и выпишите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: Маяк, стоит, моют, лауреат, баян, каучук, галерея , фиалка, театральная, рояль, аэропорт, дуэль. Ответ:____________________________________________________ _________________________________________________________ |
6 |
|
8. |
Даны слова: тѐмный, сильный, светлый, громкий, тихий, слабый, забавный. Слова тѐмный и светлый составляют пару. Если таким образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Подчеркни, какое слово останется лишним. Ответ: сильный громкий забавный слабый тихий |
1 |
|
9. |
Прочитай существительные, рядом запиши их множественное число.
курица__________________________________________________ морское судно____________________________________________ чудо____________________________________________________ небо____________________________________________________ человек__________________________________________________ |
5
|
|
10. |
Подчеркни слово, которое от изменения ударения меняет свой смысл: Москиты, клещи, бабочки, кузнечики, пауки. |
1 |
|
11. |
Напиши текст, предварительно поставив буквы в словах на свои места. Чтобы предложение имело смысл. Лнуа |
8 |
|
|
Зсплаыаа дрвнеея. Мшкои блсьии в стклео. Гслаи гнои в дмхоа. Ржйыи кто Тршкоа спла на крльцые. Бльшйоо пкау сле у свйое стеи и змрае. Лнуа збрлсьааа в сда. нОа свтлоеиа кстуы и трпкоу. Нстплауиа тшнииа. Ответ: ______________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________________ |
|
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 4 КЛАСС
№ п/п |
Критерии оценки |
№1 |
За каждую правильно вставленную букву – 0,5 балла
Максимальная сумма 10 баллов. |
№2 |
За каждое верно поставленное ударение в слове -1 балл
Максимальная сумма 6 баллов. |
№3 |
За каждую верную концовку в пословице -2 балла. Максимальная сумма 8 баллов. |
№ 4 |
За каждое правильно составленное сложное слово -1 балл
Максимальная сумма 4 балла. |
№5 |
За каждое правильно подобранное прилагательное – 1 балл
Максимальная сумма 6 баллов. |
№ 6 |
За каждый правильно поясненный фразеологизм-2 балла
Максимальная сумма 10 баллов. |
№7 |
За каждое правильно выписанное слово 1 балл (за ошибки в слове снять 0,5 балла) |
|
Максимальная сумма 6 баллов |
№ 8 |
За правильно выбранное слово – 1 балл Максимальная сумма 1 балл. |
№9 |
За каждое правильное слово во мн. Числе -1 балл Максимальная сумма 5 баллов. |
№10 |
За правильный ответ – 1 балл Максимальное количество –1 балл. |
№11 |
За каждое правильно составленное предложение -2 балла. (предложение с небольшими отклонениями оценивается в 1 балл) Максимальная сумма 16 баллов. |
итого |
73 балла |
4 класс
№ п/п |
Ответы |
Критерии оценки |
Балл |
||
12. |
ВЕсна – самое радосТное, самое мОлОдое время года. Уходят снега вглуБь земли, ручЬи подталкивают и угоняют лЬдинки. ПрИрода ожИвает у нас на глазах, каждый день сулит новые Открытия. ПрОпущенное сегодня уже не повториТСЯ завтра. Еще вчера стоял хОлодный день, с леГкими утренними заморозкАМИ, а сегодня все изменилось. Холодную, темную почву обливаЕт поток золотых солнеЧНых лучей. Солнце ходит уже высоко. Чутко трепещАт осинки. Над цветами жужЖат первые, самые смелые шмЕли. |
0,5 балла за каждое правильное слово.
Максимальная сумма 10 баллов. |
10 |
||
13. |
|
засАхарить, мЕльком, свЁкла, инструмЕнт, кУхонный, |
|
1балл за каждое верно поставленное ударение Максимальная сумма 6 баллов. |
6 |
монумЕнт. |
|||||
14. |
Где родился, там и пригодился. Глаза боятся, а руки делают. Жизнь дана на добрые дела. |
2 балла за каждую верную концовку. Максимальная |
8 |
|
Долог день до вечера, коли делать нечего. |
сумма 8 баллов. |
|
15. |
Темные волосы –темноволосый Ясные глаза- ясноглазый Острый ум- остроумный Белые зубы- белозубый |
1 балл за каждое слово
Максимальная сумма 4 балла. |
4 |
16. |
шампунь - ароматный бандероль- срочная тюль- прозрачный фламинго -розовый какаду- большой шинель- солдатская |
1 балл за каждое слово.
Максимальная сумма 6 баллов. |
6 |
17. |
Тянут резину - медлить, затягивать какое-либо дело; делать что-либо очень медленно, не торопясь
Чесать зубы - бессмысленные и пустые разговоры, болтать, много говорить, разговаривать.
Мерить на свой аршин- судить о ком-либо или о чемлибо, оценивать кого-либо или что-либо в соответствии со своими собственными представлениями.
Язык без костей – кто-либо очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит глупости
Сердце в пятки ушло - очень сильно испугаться.
|
2 балла за каждый фразеологизм
Максимальная сумма 10 баллов. |
10 |
18. |
Маяк, стоит, моют, лауреат, баян, каучук, галерея , фиалка, театральная, рояль, аэропорт, дуэль. . |
1 балл за каждое правильно выписанное слово (за ошибки снять 0,5 балла) Максимальная сумма 6 баллов. |
6 |
19. |
забавный |
1 балл за правильный |
1 |
|
|
ответ. Максимальная сумма 1 балл. |
|
20. |
курица- курицы морское судно- морские суда чудо- чудеса небо- небеса человек- люди |
1 балл за каждое правильное слово Максимальная сумма 5 баллов. |
5 |
21. |
клЕщи, клещИ
|
1 балл за правильный ответ Максимальное количество –1 балл. |
1 |
22. |
Луна Засыпала деревня. Мошки бились в стекло. Гасли огни в домах. Рыжий кот Трошка спал на крыльце. Большой паук сел у своей сети и замер. Луна забралась в сад. Она осветила кусты и тропку. Наступила тишина.
|
2 балла- за каждое правильно составленное предложение. (предложение с небольшими отклонениями оценивается в 1 балл) Максимальная сумма 16 баллов. |
16 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.