Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Ф.И.О ___________________________________________________________
Школа_______________________класс________________________________
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка; (Г) посёлок; (Д) укротитель.
2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара,часы, грибной... Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?
А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.
3. Одним словом напишите значения заимствованных слов.
Антракт- , дегустация- , лозунг- , финал-
4. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.
Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.
5.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.
6. Назови одним словом.
Жидкое косметическое средство для мытья волос - ______________________
Резиновая соска для младенца - __________________________________
Вьющаяся или завитая прядь волос - __________________________________
Мера длины, равная десяти сантиметрам - ____________________________
Непосещение школы без уважительной причины - _____________________
Устройство для замораживания продуктов - ___________________________
Подземный транспорт - _____________________________________________
Детская игрушка волчок - ____________________________________________
Сумка туриста - ___________________________________________________
Сахар в кусочках - _________________________________________________
7. Составь пословицы:
А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
________________________________________________________________
Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.
______________________________________________________________
В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.
________________________________________________________________
Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
_______________________________________________________________
Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.
_____________________________________________________________
Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.
__________________________________________________________________
8. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л'эс/ на йолку вл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Вот список существительных:
бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Подчеркните однокоренные слова к слову стол.
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье
11. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...» Как ему надо закончить фразу?
(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;
(Г) расписаний; (Д) по расписанию.
12. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – _______________________________________________________
Ракета – ________________________________________________________
Каприз – ________________________________________________________
Мольба – _______________________________________________________
Каратист –________________________________________________________
Ответы на олимпиадные задания
1.(Б) камыш .Правильный ответ2 балл
2. Г) трава. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы ученик отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением – для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
Максимальное количество баллов – 2 балла.
3. Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг - призыв, финал – конец
За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего - 2 балла
4. Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.
Максимальное количество баллов – 8 балла.
5.Всего - 3 балла. (Аквариум)[а] – 16 раз; [о] - 8 раз.
6.За каждое верно отгаданное слово 0,5 балла. Всего - 5 баллов
ШампуньПустышкаЛоконДециметрПрогулМорозильникМетроЮлаРюкзакРафинад
7. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Максимальное количество баллов – 6 баллов.
8. Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.
Максимальное количество баллов – 7.
9.бигуди, жалюзи санки, каникулы.
За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 4 балла
10.столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье
За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 4 баллов
11.(В) расписанию; Правильный ответ 2 балла
12. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика –
Ракета –
Каприз –
Мольба –
Каратист –
Решение. Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.
Максимальное количество баллов – 5.
Максимальное количество баллов-50 баллов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.