Олимпиада по русскому языку и литературе
Оценка 4.6

Олимпиада по русскому языку и литературе

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература +1
9 кл
19.01.2021
Олимпиада по русскому языку и литературе
Тестовые олимпиадные задания по русскому языку и литературе для учащихся 9 классов
русс язык и литература 9 класс.docx

Олимпиада по русскому языку и литературе

9 класс

 

1. Найдите слов, в котором ударение ставится на последний слог.

черпать,

перистый,

абонировать,

библиограф,

мещанин,

2. Найдите ошибку среди образованных от существительных формы родительного падежа множественного числа:

A)    Доньев,

B)    туфель,

C)    грузинов,

D)     блюдец,

E)     эполет

3. Какой прием используется в стихотворении?

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

– Что же значит это слово:

Ка-та-ва-си-я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

– Понятно?

Оксюморон;

Каламбур;

Метафора;

Сравнение;

Олицетворение.

4. Выпишите номера односоставных предложений.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.

1, 2, 5

3, 6, 7

1, 3, 5

2, 4, 6

1, 2, 4

5. Какие слова в русском языке можно назвать словами - двойниками?

Омонимы;

Антонимы;

Синонимы;

Паронимы;

Фразеологизмы.

6. Какие из приведенных ниже слов можно объединить в группы как родственные?

Купы, купола

купальня, купель

купно, купидон

купля, купировать

купейный, куплет

7. Подберите к каждому из данных фразеологизмов антоним.

1

Повесить нос

А

засучив рукава

2

Хоть отбавляй

Б

душа в душу

3

Как кошка с собакой

В

воспрянуть духом.

4

Сложа руки

Г

кот наплакал

1А, 2Б, 3В, 4Г;

1Б, 2Г, 3В, 4А;

1Г, 2В, 3А, 4Б;

1В, 2Г, 3Б, 4А;

1Г, 2В, 3Б, 4А.

8. Если в предложении два и более придаточных разного типа присоединяется к одному главному, то это

Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.

Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением

Предложение с разными типами связи.

Бессоюзное предложение.

9. Схема предложения. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.

[ ], ( )

( ), [ ], ( )

[ ], ( ), ( )

[ ], ( ), ( ), ( ).

( ), [ ].

10. Укажите количество пропущенных знаков препинания. Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.

2

5

3

4

1

11. Косвенная речь – это

Чужая речь, переданная в измененной форме.

Речь двух или нескольких людей.

Чужая речь, переданная дословно, без изменений.

Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения.

Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения.

12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Чего она мне нервы мотает?

По дому плавали запахи и крики.

Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.

Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.

13. Укажите ошибочное суждение.

В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.

В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.

В слове ХЛЕБ последний звук [п].

В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].

Нет ответа

14. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

голодала

заплесневеет

осложнения

положили

пригорюниться

15. Укажите слово, в котором пишется Ь:

вскач…

замуж…

горюч…

невтерпеж…

плащ..

16. Укажите слово, которое пишется через дефис:

(полу)ночник

(древне)русский

(пол)лимона

(общественно)политический

(пол)метра

17. В каком слове пишется Ъ?

помещич...и

фел..етон

ин..екция

в..юга

вороб..и

18. Что означает выражение отделять плевелы от пшеницы?

Переливать из пустого в порожнее;

Отделять хорошее от плохого;

Говорить без умолку;

Крайне мало;

Плохой урожай.

19. О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца ХІХ – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»?

Омонимы;

Антонимы;

Лексическое значение слова;

Устаревшие слова;

Иноязычные и заимствованные слова.

20. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

            Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью   традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Дал слово держись, а не давши крепись.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

В умной беседе ума наберешься, в глупой — свой растеряешь.

Что силой не сделаешь, то сделаешь словом.

21. По портретной характеристике определите героиню, название произведения и его автора: «...фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика IV; рукава а l imbecile торчали, как фижмы у Madam de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах».

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», Лиза;

 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Тамань», Ундина;

 Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба», полячка;

 Н. В. Гоголь. «Мертвые души», Манилова;

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Мария.

22. По портретной характеристике определите героиню, название произведения и его автора:

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожительно».

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», Лиза;

 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Тамань», Ундина;

 Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба», полячка;

 Н. В. Гоголь. «Мертвые души», Манилова;

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Бэла», Бэла;

23. По портретной характеристике определите героиню, название произведения и его автора: «Не такою воображал он ее видеть: это была не она, не та, которую он знал прежде; ничего не было в ней похожего на ту; но вдвое прекраснее и чудеснее была она теперь, чем прежде; тогда было в ней что-то неоконченное, недовершенное; теперь это было произведение, которому художник дал последний удар кисти. То была прелестная, ветреная девушка; это была красавица, женщина во всей развившейся красе своей. Полное чувство выражалось в ее поднятых глазах, не отрывки, не намеки на чувство, но все чувство. Еще слезы не успели в них высохнуть и облекли их блистающею влагою, проходившею в душу; грудь, шея и плечи заключились в те прекрасные границы, которые назначены вполне развившейся красоте; волосы, которые прежде разносились легкими кудрями по лицу ее, теперь обратились в густую роскошную косу, часть которой была подобрана, а часть разбросалась по всей длине руки и тонкими, длинными, прекрасно согнутыми волосами упадала на грудь, казалось, все до одной изменились черты ее».

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», Лиза;

 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Тамань», Ундина;

 Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба», полячка;

 Н. В. Гоголь. «Мертвые души», Манилова;

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Бэла», Бэла;

24. По портретной характеристике определите героиню, название произведения и его автора: «Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шелковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки ее что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками».

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», Лиза;

 М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Тамань», Ундина;

 Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», Оксана;

 Н. В. Гоголь. «Мертвые души», Манилова;

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла», Бэла;

25. Какое произведение так заканчивается? 

«И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет».

М.Ю. Лермонтов «Демон»;

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»;

А.С. Пушкин «Цыганы»;

А.С. Грибоедов «Горе от ума»;

М.Ю. Лермонтов «Маскарад».

26. Какое произведение так заканчивается? 

«…Он без ума... счастлив... а я? Навек лишен

Спокойствия и чести!...»

М.Ю. Лермонтов «Демон»;

М.Ю. Лермонтов «Маскарад».

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»;

А.С. Пушкин «Цыганы»;

А.С. Грибоедов «Горе от ума»;

27. Какое произведение так заканчивается? «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»;

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

А.С. Пушкин «Метель»;

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

28. Какое произведение так заканчивается? «Ужасный век, ужасные сердца!»

М.Ю. Лермонтов «Демон»;

А.С. Пушкин «Онегин»;

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»;

А.С. Грибоедов «Горе от ума»;

А.С. Пушкин «Скупой рыцарь».

29. Определите жанр стихотворения и литературное направление, которому оно принадлежит.

E. А. Баратынский

Рассеивает грусть пиров веселый шум.

Вчера, за чашей круговою,

Средь братьев полковых, в ней утопив мой ум,

Хотел воскреснуть я душою.

Туман полуночный на холмы возлегал;

Шатры над озером дремали,

Лишь мы не знали сна — и пенистый бокал

С весельем буйным осушали.

Но что же? Вне себя я тщетно жить хотел:

Вино и Вакха мы хвалили,

Но я безрадостно с друзьями радость пел:

Восторги их мне чужды были.

Того не приобресть, что сердцем не дано.

Рок злобный к нам ревниво злобен,

Одну печаль свою, уныние одно

Унылый чувствовать способен.

Ода, классицизм;

Сонет, романтизм;

Баллада, сентиментализм;

Элегия, романтизм;

Поэма, реализм.

30. Назовите имя русского поэта начала XIX века, не писавшего сонеты.

В. А. Жуковский,

А. С. Пушкин,

А. А. Дельвиг,

Е. А. Баратынский,

М.Ю. Лермонтов

31. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, не ставшее романсом.

«Я помню чудное мгновенье...»,

«Я памятник себе воздвиг…».

 «Я здесь, Инезилья...»,

«Подъезжая под Ижоры...»,

«Пророк»,

32. Где разворачивается действие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Койшаурская долина, Пятигорск, Тамань,

переезд у горы Крестовая, Гуд-гора, Чертова долина, станция Коби,

Владикавказ, Кисловодск, скала Кольцо,

крепость N, казачья станица

все ответы верны.

33. Соотнесите направления литературы и их характерные особенности.       

1

Классицизм 

А

положительный герой, умеющий чувствовать

2

Сентиментализм 

Б

герой -  рефлексирующий, анализирующий свои мысли и                                                 поступки.

3

Романтизм     

В

изображение природы как фона, природа как символ свободы.

4

Критический реализм

Г

положительный герой – разумный, допропорядочный                                                              гражданин – патриот.

1А, 2Б, 3В, 4Г

1Б, 2А, 3Г, 4В

1Г, 2А, 3В, 4Б

1В, 2А, 3Б, 4Г

1А, 2Г, 3В, 4Б

34. Кто из  поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества?

     …первый я дерзнул в забавном русском слоге

          О добродетелях Фелицы возгласить,

          В сердечной простоте беседовать о Боге,

          И истину царям с улыбкой говорить.

Г.Державин

Е.Баратынский

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

А.С. Грибоедов

35. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А.С.Пушкина?

Место рождения;

Стихотворение «Памятник»;

Тематика творчества;

Лирический герой;

Количество написанных произведений.

36. Узнай произведение по его началу, назови автора.

        Немного лет тому назад

        Там, где, сливаяся, шумят,

        Обнявшись, будто две сестры

        Струи Арагвы и Куры

        Был монастырь…

М. Лермонтов «Демон»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

М.Лермонтов «Мцыри»

А.С. Пушкин «Цыганы»

А.С. Пушкин «Онегин»

37. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления?

Сравнение;

Литота;

Гипербола;

Эпитет;

Эпифора.

38. Определите жанры следующих произведений:  1) «Русский язык»  И.С. Тургенева, 2) «Недоросль» Д.И.Фонвизина, 3)  «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина,  4) «Медный всадник» А.С. Пушкина, 5) «Море» В.Жуковского.   

Эссе, пьеса, повесть, ода, элегия;

Стихотворение в прозе, трагедия, рассказ, поэма, сонет;

Стихотворение в прозе, комедия, повесть, поэма, элегия;

Стихотворение в прозе, драма, новелла, поэма, баллада;

Стихотворение, комедия, очерк, ода, послание.

39. Определите автора афоризма: «Свежо предание, а верится с трудом».

Чацкий (А.Гибоедов «Горе от ума»)

А.Чехов

Н.Карамзин  («Бедная Лиза»)

М.Горький («Песня о Соколе»)

Онегин (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

40. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван  Иванович с Иваном Никифоровичем»

«Вечера на хуторе близ Диканьки»;

«Миргород»;

«Мертвые души»;

«Шинель»;

«Нос».

 


 

Олимпиада по русскому языку и литературе 9 класс 1

Олимпиада по русскому языку и литературе 9 класс 1

Как кошка с собакой В воспрянуть духом

Как кошка с собакой В воспрянуть духом

Укажите слово, которое пишется через дефис: (полу)ночник (древне)русский (пол)лимона (общественно)политический (пол)метра 17

Укажите слово, которое пишется через дефис: (полу)ночник (древне)русский (пол)лимона (общественно)политический (пол)метра 17

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»;

А.С. Грибоедов «Горе от ума»;

О добродетелях Фелицы возгласить,

О добродетелях Фелицы возгласить,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2021