Олимпиада по русскому языку и литературе 7 класс
Оценка 4.9

Олимпиада по русскому языку и литературе 7 класс

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
русская литература +2
7 кл
19.01.2021
Олимпиада по русскому языку и литературе 7 класс
Тестовые задания по русскому языку и литературе для учащихся 7 классов
русс язык и литература 7 класс.docx

Олимпиада по русскому языку и литературе

7 класс

 

1. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее». 

Бесценный,

почвенный,

мысленный,

торжественный

общественный.

2. Приведите пример пары омонимов, один из которых обозначает выражение лица, а другой – снаряд.

Коса

Ключ

Кран

Мина

Ручка

3. В каком  из приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа окончание нулевое?

домов,

столов,

коров, 

баранов,

стаканов.

4. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке?

Лебедь нас к тебе послала

 И наказом наказала

 Славный город твой хранить

 И дозором обходить.

Наказом;

Славный;

Лебедь;

Дозором;

Наказала.

5. Отметьте неверное утверждение:

Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке не существует.

Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.

Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

Нужно писать сделать, так как приставки з- в русском языке не существует.

Нужно писать здесь, так как з – входит в состав корня.

6.  Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова?

Омонимы: коса (прическа) – коса (инструмент)

Антонимы: черный – белый, день – ночь

Паронимы: бережливый – бережный

Слова, переходящие из одной части речи в другую: часовой (механизм) – часовой (на посту)

Синонимы: храбрый, отважный, смелый

7. Определите родственную связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория.

Одинаковое количество слогов во всех словах;

Общее происхождение;

Ударение во всех словах падает на первый слог;

Общее лексическое значение;

Нет ответа.

8. Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.

1. В ..... омуте черти водятся.

 2. ....... платит дважды.

 3. ..... все стерпит.

тихом, скупой, бумага

черном, скупой, человек;

тихом, жадный, человек;

тихом, жадный, душа;

глубоком, скупой, бумага

9.  Найдите среди фразеологизмов искаженные. 

выносить сор из избы,

два сапога пара,

заблудиться в трех осинах,

кот наплакал,

комар носа не подточит.

10. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения).

Штаны,

сени,

носилки,

иваси.

Сливки

11. В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Словарь синонимов;

Словарь антонимов;

Словарь паронимов;

Словарь омонимов;

Этимологический словарь

12. Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции?

От А (a) до Z (зет);

От А (аз) до Ɣ (ижицы);

От А (альфы) до Ω (омеги);

От А до Я;

От А (а)  до Ƴ (игрек).

13. Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира?

Лексикология;

Фонология;

Графология;

Морфология;

Орфография.

14. Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Кусодка нырво  подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство;

Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, определение;

Подлежащее, сказуемое, обстоятельство, обстоятельство;

Подлежащее, дополнение, сказуемое, обстоятельство;

Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, обстоятельство.

15. С какой частью речи предлоги не употребляются:

Имя прилагательное;

Глагол;

Имя числительное;

Местоимение;

Причастие.

16. Найдите имя прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения:

 

Забавный;

Красивый;

Слепой;

Стремительный;

Медленный.

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

пара туфель

несколько полотенец

опытные доктора

около пятиста километров

килограмм мандаринов

18. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?

Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.

Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.

Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.

(Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.

Нет ответа

19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.

(В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.

(НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.

Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

Нет ответа

20. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.

Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.

Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть.

Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала.

Нет ответа

21. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который жил и творил в XIX веке, за свою недолгую жизнь создал великое множество художественных произведений, работал практически во всех жанрах литературы: писал стихи, поэмы, романы, повести, драматические произведения. Закончил Царско-Сельский лицей, был дружен с декабристами. К сожалению, прожил всего 38 лет.

М.Ю. Лермонтов

И.С.Тургенев

А.С. Пушкин

А.П.Чехов

В.А. Жуковский

22. Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке.

Сонет;

Ода;

Строфа;

Элегия;

Эпиграмма.

23. Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек, не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый?

Отрок;

Юноша;

Недоросль;

Мальчик;

Муж.

24. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?

Догорел апрельский тёплый вечер,

Но свежее пахнет зеленями

По лугам холодный сумрак лёг.

Молодой озябший чернозём,

Спят грачи; далёкий шум потока

И струится чаще над полями

В темноте таинственно заглох.

Звёздный свет в молчании ночном.

 И.А.Бунин

метафоры

инверсия

олицетворения

градация

сравнения

25. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который прожил долгую плодотворную жизнь, за 82 года жизни им было создано множество художественных произведений, среди которых «Севастопольские рассказы».

А.И. Куприн

Н.В.Гоголь

М.И.Пришвин

Л.Н.Толстой

А.П.Чехов

26. Как называется художественная подробность, которая используется для характеристики героя (например, Очумелов «в новой шинели и с узелком в руке» в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»)?

бытописание

деталь

символ

эпитет

метафора

27. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?

 

Зреет рожь над жаркой нивой,

Робко месяц смотрит в очи,

И от нивы и до нивы

Изумлён, что день не минул,

Гонит ветер прихотливый

Но широко в область ночи

Золотые переливы.

День объятия раскинул.

А.А.Фет

метафоры

инверсия

олицетворения

градация

сравнения

28. Стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов.

Антитеза;

Градация;

Гротеск;

Гипербола;

Литота.

29. Какое название Л.Н. Толстой и М. Горький дали первым частям своих автобиографических трилогий?

«Детство»

«Отрочество»

«Юность»

«В людях»

«Мои университеты»

30. Назовите имя известного английского драматурга и поэта, жившего в начале XVII века, являющегося автором бессмертных трагедий «Ромео и Джульетта», «Гамлет».

А.Конан Дойл

Уильям Шекспир

Р.Льюис Стивенсон

Роберт Бёрнс

Г. Уэллс

31. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?

Славная осень! Здоровый, ядрёный

 Около леса, как в мягкой постели,

Воздух усталые силы бодрит;

Выспаться можно – покой и простор!

Лёд неокрепший на речке студёной

Листья поблёкнуть ещё не успели,

Словно как тающий сахар лежит;

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

 Н.А.Некрасов

метафоры

инверсия

олицетворения

градация

сравнения

32. Определите стихотворный размер данного произведения

 Белеет парус одинокий,

 В тумане моря голубом!

 Что ищет он в стране далекой?

 Что кинул он в краю родном?

анапест

хорей

дактиль

амфибрахий

ямб

33. Прочитайте имена и фамилии героев, упоминаемых в произведении А.П. Чехова «Хамелеон», и установите соответствие с их социальным статусом.

1

Хрюкин

А

генеральский повар

2

Пичугин

Б

генерал

3

Елдырин

В

купец

4

Жигалов

Г

городовой

5

Прохор

Д

«золотых дел мастер»

1А, 2Б, 3В, 4Г, 5Д;

1Д, 2В, 3Г, 4Б, 5А.

1Б, 2Д, 3Г, 4В, 5А;

1Г, 2В, 3А, 4Д, 5Б;

1В, 2А, 3Б, 4Г, 5Д;

34. Во фрагменте представлено описание внешнего облика персонажа. Как называется такое средство характеристики героя?

 Как мощи сух, как палка прям,

 Высокий и седой.

 Сползла с плеча его доха,

 Под ней - кресты, мундир,

 На шляпе - перья петуха. (Некрасов Н.А «Русские женщины»)

пейзаж

портрет

интерьер

деталь

символ

35. К какому эпическому жанру принадлежит произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

повесть

роман

роман-эпопея

рассказ

очерк

36.  Укажите правильное толкование слова «бурса» в предложении: «Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга» (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).

духовное училище

общежитие для бедных студентов

город на северо-западе Турции

университет

поле битвы

37. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее... Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще». (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).

портрет

пейзаж

интерьер

деталь

символ

38. Укажите, портрет какого героя представлен из произведения М.Ю.Лермонтова  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: «удалой боец, буйный молодец; очи тёмные; плечи богатырские; лукавый раб; из славной семьи из Малютиной...»?

Кирибеевич

Степан Парамонович Калашников

Матвей Ромодановский

Иван Васильевич

Борис Годунов

39. Какое средство использует М. Лермонтов для создания портрета?

 Опустил он в землю очи ТЁМНЫЕ,

 Опустил головушку на ШИРОКУ грудь -

 А в груди его была дума КРЕПКАЯ.

метафора

олицетворение

эпитет

сравнение

градация

40. В чём заключается смысл названия произведения В. Г. Распутина «Уроки французского»?

Произведение называется именно так, потому что в центре повествования лежит рассказ об изучении героем французского языка.

Учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.

Основное содержание произведения заключается в преодолении героем трудностей, которые он испытывал при произношении французских слов.

Смысл названия рассказа подчеркивает авторскую позицию: для интеллигентного человека необходимо ещё в детстве изучать французский язык.

Произведение рассказывает о становлении героя, приобретении им духовного опыта.

 

 


 

Олимпиада по русскому языку и литературе 7 класс 1

Олимпиада по русскому языку и литературе 7 класс 1

Найдите среди фразеологизмов искаженные

Найдите среди фразеологизмов искаженные

Забавный; Красивый; Слепой;

Забавный; Красивый; Слепой;

Догорел апрельский тёплый вечер,

Догорел апрельский тёплый вечер,

Отрочество» «Юность» «В людях» «Мои университеты» 30

Отрочество» «Юность» «В людях» «Мои университеты» 30

К какому эпическому жанру принадлежит произведение

К какому эпическому жанру принадлежит произведение

Смысл названия рассказа подчеркивает авторскую позицию: для интеллигентного человека необходимо ещё в детстве изучать французский язык

Смысл названия рассказа подчеркивает авторскую позицию: для интеллигентного человека необходимо ещё в детстве изучать французский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2021